На главную Написать письмо

Анотация

В настоящей статьей рассматривается вопрос соотношения договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции с таким сравнительно новым видом деятельности, как логистическое сопровождение грузов, путем сравнения их основных признаков.

Ключевые слова

Транспортные договоры, договор транспортной экспедиции, договор перевозки, транспортная логистика.

В настоящее время на российском рынке появляется все большее количество транспортных компаний, которые наряду с транспортными услугами оказывают и логистическое сопровождение грузов. Тем самым в данных организациях сочетаются несколько функций. При этом на практике в ряде случаев совершенно не происходит разделения между логистическими операциями и транспортными договорами. Например, грузоотправитель или грузополучатель, выступая клиентами транспортно-экспедиционной компании и получая транспортно-экспедиторские услуги, а также услуги, связанные с логистическим сопровождением, отождествляют их и считают неразделимым целым. Однако по своей сути эти услуги являются разными: каждая из них имеет свой конкретный предмет, цель и правовое регулирование.
Для того, чтобы установить критерии разграничения транспортных обязательств и транспортной логистики, необходимо рассмотреть их основные признаки.
Сам термин «транспортные договоры» неоднозначно оценивается в научной литературе. С одной стороны, под ним понимается «соглашение сторон, согласно которым одна сторона обязуется оказать услуги, направленные на обеспечение или осуществление транспортировки материальных объектов из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги установленную плату»1. С другой стороны, такой точки зрения придерживаются не все авторы. Витрянский В. В. ставил под сомнение факт существования транспортных договоров, указывая на отсутствие достаточного количества признаков2.
Тем не менее, исходя из ряда критериев3, представляется возможным выделить систему транспортных договоров, в которую можно включить договор перевозки, транспортные организационные договоры, договор транспортной экспедиции.
В настоящее статьей более подробно будут рассмотрены такие виды транспортных договоров, как договор перевозки грузов и договор транспортной экспедиции, так как они чаще всего включаются в логистическую деятельность.
Суть договора перевозки грузов раскрывается через ключевое слово – «перевозка». В юридической науке это понятие в первую очередь связано с транспортными обязательствами, направленными на перемещение материальных объектов в пространстве4. Однако в главе 40 ГК РФ, Устава Железнодорожного Транспорта (УЖТ РФ) слово «перевозка» используется только в отношении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, а понятие «транспортировка» не применяется вообще. При этом в законодательных актах мы находим такие однопорядковые слова, как «железнодорожный транспорт» (например, ст. 25, 27 Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», «транспортный устав» (например, п. 2 ст. 784, п. 2 ст. 785 ГК РФ) и т. д. Все они происходят от отглагольного существительного «транспортировка», в связи с этим необходимо установить, чем понятия «перевозка» и «транспортировка» отличаются друг от друга.
В отличие от «транспортировки» термин «перевозка» наделен ­правовым значением, так как используется в эквивалентно-возмездных договорных началах для обозначения действий перевозчика по перемещению чего‑либо в пользу грузоотправителя, грузополучателя в соответствии с транспортным законодательством.
Само понятие «перевозка» законодатель не раскрывает. В ст. 784 ГК РФ, которая называется «Общие положения о перевозке», указывается на то, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Согласно ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Таким образом, предмет данного договора5 составляет совокупность действий перевозчика, а именно: принятие груза, его перемещение и выдача. Иначе говоря, в наименовании договора слово «перевозка» используется не в основополагающем, а в более широком значении и означает не одно действие по перемещению, а целый комплекс действий, с ним связанных. Поэтому понятие «перевозка» в его основополагающем значении не соответствует тому значению, в котором оно используется в наименовании и предмете договора перевозки грузов (ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖТ РФ). Предмет договора перевозки грузов шире, чем перевозка как действие по перемещению в общеупотребительном смысле.
Термин «транспортная экспедиция» получил свое легальное закрепление в ГК РФ, а именно в главе 41 «Транспортная экспедиция», а также в Федеральном законе от 30 июня 2003 г. № 87‑ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»6. В российском законодательстве транспортная экспедиция рассматривается в качестве услуги по доставке груза различными видами транспорта. В действующем законодательстве транспортно-экспедиционная ­деятельность отождествляется с понятием «экспедиционные услуги» (п. 1 ст. 1 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), под которыми понимаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом в подзаконном нормативном правовом акте – Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 554 от 8 сентября 2006 г.7, – используется понятие «транспортно-экспедиционные услуги», то есть услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Представленные дефиниции имеют схожее содержание, которое выражает суть договора транспортной экспедиции – организация перевозок грузов и оформление перевозочных документов.
В ряде случаев принято говорить о транспортно-экспедиционной деятельности предприятий торговли, то есть «деятельности по организации перевозок товаров любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок товаров»8.
Рассмотрев суть договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции, необходимо выявить признаки транспортной логистической деятельности.
Целью транспортной логистики является «обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования»9. Логистика является своего рода «инструментом менеджмента, способствующего достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации транспортного бизнеса за счет эффективного, в отношении общих затрат и удовлетворения требований потребителей к качеству транспортных услуг, управления материальными, сервисными, информационными, финансовыми и другими видами потоков»10. Транспортной логистикой занимаются транспортные компании, которые наряду с транспортными услугами, например транспортной экспедиции, предлагают и выполнение логистических функций, таких как осуществление расчетов с покупателями (грузополучателями), осуществление хранения товаров и сырья на складах, выбор наиболее эффективного способа доставки и т. д. Тем самым основная задача транспортной логистики – планирование потоков товаров и решение проблем запасов этих товаров, «оптимизация потоковых процессов»11.
Итак, экспедиторы, повышая свою конкурентоспособность, осуществляют непосредственно экспедиторские услуги и вместе с тем «логистический менеджмент», включающий в себя управление цепочками поставок, ускорение процесса доставки грузов с уменьшением затрат. Примером могут служить многие крупные иностранные компании – DHL, Schenker – BTL, Federal Express и т. д., некоторые из которых действуют и на отечественном рынке. Данные организации достигают уменьшения затрат за счет того, что с помощью ­основных правил логистики осуществление доставки конкретного товара от производства до потребителя происходит в точно необходимом количестве и в четко определенные сроки при взаимодействии всех участников, а именно: отправителей, транспортно-экспедиционных организаций и потребителей груза.
Транспортно-экспедиторские компании таким образом контролируют конъюнктуру рынка, что четко определяют, когда конкретный товар может быть оставлен на хранение в складских помещениях, если потребитель не демонстрирует спроса на него, а также подбирают наиболее оптимальный вид транспорта, наиболее выгодный для данного груза, путь следования. Тем самым создаются логистические транспортно-распределительные цепи, на основе которых происходит реализация конкретных договоров – транспортной экспедиции и договора перевозки грузов.
Однако при этом не стоит приравнивать саму экспедиторскую деятельность к логистической. Основными задачами транспортной экспедиции являются непосредственно обеспечение и организация перевозки грузов, а логистической – наиболее эффективное управление грузопотоками.
Несмотря на то, что в логистике активно используются термины «перевозка», «транспортировка» и чаще всего отождествляются, обозначая операции по перемещению и хранению сырья, запасов, полуфабрикатов и готовой продукции из места происхождения в место потребления12, договор перевозки грузов также не совпадает по своей сути с логистической деятельностью.
Таким образом, в настоящее время договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции очень активно взаимосвязаны между собой, оставаясь при этом разными по своей сути, что определяет для них отличное правовое регулирование.

 

1 Морозов С. Ю. Транспортное право: учебное пособие. М., 2007. С. 13.
2 Брагниский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 4. М., 2003. С. 7.
3 В соответствии с классификацией, предложенной Морозовым С. Ю., можно выделить в качестве первого критерия – «субъектный состав договорного правоотношения», второй критерий – «направленность транспортных договорных правоотношений».
4 Морозов С. Ю. Транспортное право: учеб. пособие. М., 2007. С. 10.
5 В юридической литературе спорным является вопрос об определении предмета договора перевозки в целом и предмета договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. На наш взгляд, с учетом того, что любой договор можно рассматривать в качестве соглашения, обязательства, юридического факта и индивидуального акта, следует различать предмет договора перевозки грузов железнодорожным транспортом как соглашения и предмет (объект) такого договора как гражданско-правового обязательства. В первом случае под ним понимается конкретный (перевозимый) груз, во втором – действие (совокупность действий) по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
6 Рос. газ. 2003. № 128. Далее по тексту – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
7 Рос. газ. 2006. № 203. Далее по тексту – Правила транспортно-экспедиционной деятельности.
8 Егорова М. А. Коммерческое право: учебник для вузов. М., 2013.
9 http://www.tinlib.ru/delovaja_literatura/logistika_konspekt_lekcii/p7.php.
10 Афанасьев М. В., Дмитриев А. В. Логистика транспортно-экспедиторских услуг: учебное пособие. СПб., 2010. С. 4.
11 Афанасьев М. В., Дмитриев А. В. Там же. С. 14.
12 Миротина Л. Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах. М., 2002. С. 73.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право