На главную Написать письмо

Анотация

Изучение проблем теории и практики конкуренции на современном этапе развития юридической науки приобретает все более широкий характер, охватывающий не только сложившиеся механизмы конкурентных отношений, но и поиск новых подходов к их совершенствованию. В статье проводится анализ экономико- правового содержания конкуренции, ее основных функций и признаков.

Ключевые слова

Экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, конкуренция, признаки конкуренции, функции конкуренции.

Энергия представляет собой опре­деленное свойство материи – способность производить полезную работу, создавать условия для предпринимательской и любой иной деятельности1. Электрическая энергия в Федеральном законе «Об электроэнергетике» именуется особым товаром2. Действительно, энергию нельзя считать вещью, поскольку она бестелесна, однако имеет материальную природу и выступает в обороте в качестве товара. Специфические свойства энергии (непрерывность процесса производства, передачи и потребления, невозможность накапливать ее в значительных объемах, необходимость в специальных приборах для обнаружения в сети и др.) позволяют применять к регулированию отношений, складывающихся в сфере энергоснабжения, не только нормы гражданского права, но и иных отраслей. В первую очередь, при разрешении вопросов об ответственности сторон при возникновении различных видов правовых конфликтов, речь идет об использовании административно-правового регулирования, в том числе и об административной ответственности энергоснабжающих организаций в рамках закона «О защите конкуренции».
Характер развития электроэнергетики на современном этапе подтверждает, что проблемы, вставшие перед этой отраслью, не могут быть решены без вмешательства государства.
Это обусловлено рядом причин, которые сводятся к тому, что электроэнергетическая отрасль является монополистом в России3. Государственное регулирование электроэнергетического хозяйства сочетается с экономической обособленностью и самостоятельностью организаций данной отрасли.
Не будет преувеличением сказать, что законодательство в сфере электро- и теплоэнергетики в настоящее время является одним из самых сложных и детально регламентированных. Данными обстоятельствами объясняется то пристальное внимание, которое уделяется проблеме развития конкуренции в сфере энергетики, что, соответственно, отражается на степени регулирования и контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России)4.
ФАС России в пределах своей компетенции вправе привлекать субъектов электроэнергетики к ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства. Поэтому в дальнейшем в статье речь пойдет не только о гражданской ответственности, но и об административной, которая служит целям выполнения сторонами «энергетических» отношений своих обязанностей, а также для целей соблюдения прав участников данных отношений. Законодатель определил основные этапы и задачи развития отрасли в новой энергетической стратегии России на период до 2030 года, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715‑р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года»5. Среди них особое место отводится устойчивому обеспечению населения и экономики страны энергоносителями; повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и созданию необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития; сохранению энергетической независимости России и т. д.
Основной целью антимонопольного регулирования является защита конкуренции как института, направленного на предотвращение установления произвольных ограничений в деятельности предприятий, гарантирование рыночных свобод в едином экономическом пространстве Российской Федерации.
Однако для ряда отраслей экономики неограниченная свобода конкуренции может быть губительной. Традиционно к отраслям экономики, заслуживающим особого антимонопольного регулирования, относятся: телекоммуникации, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, поставка газа. Указанные отрасли выделены в особую группу для антимонопольного регулирования не случайно, а в силу наличия технологических особенностей передачи названных товаров и услуг.
Правовое регулирование электроэнергетики выделяется в особую отрасль, поскольку электрическая энергия – это особый товар, не являющийся взаимозаменяемым по своим физическим свойствам.
В настоящее время Правительством РФ приняты Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике (далее по тексту – Правила)6. Согласно указанным Правилам, объектами антимонопольного регулирования и контроля являются:
а) цены;
б) уровень экономической концентрации на оптовом рынке;
в) перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций – субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка;
г) согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков;
д) действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках;
е) действия совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры.
На основании закрепленных в Правилах объектов регулирования можно сделать вывод, что именно нарушения нормального порядка ценообразования, превышение экономической концентрации и т. д. являются основными проблемами в сфере электроэнергетики. За каждое нарушение предусматривается ответственность как гражданско-правовой природы – взыскание неосновательного обогащения, убытков, понуждение заключить договор либо исполнить договор в натуре, так и административно-правовая ответственность субъектов электроэнергетики.
Нарушения в сфере электроэнергетики, возникающие в ходе реализации прав и обязанностей участников данных отношений и которым государство предоставляет кроме гражданско-правовой защиты (обращения в суд) защиту в рамках антимонопольного законодательства, нашли свое отражение в ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения – отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, а также органы власти любого уровня, внебюджетные фонды, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, энергоснабжающим организациям запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 этого же закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, при определении (установлении) ответственности энергоснабжающей организации ФАС необходимо определить, какую долю рынка на определенной территории (например, в Свердловской области) занимает то или иное юридическое лицо или иной субъект энергетических отношений. Как правило, злоупотребление доминирующим положением относится к субъектам электроэнергетики, которые уже внесены в специальный реестр территориального управления ФАС России и имеют долю на рынке электроэнергии от 30 % и более.
Статьей 3 ФЗ «Об электроэнергетике» на гарантирующего поставщика электроэнергии императивно возложена обязанность заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии.
Одним из распространенных случаев злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке по передаче электрической энергии является отказ от заключения договора поставки.
При этом в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 442 (далее – Правила № 442), право отказа от заключения соответствующего договора принадлежит гарантирующему поставщику лишь в ограниченном числе случаев: при отсутствии технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям и при нахождении точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. При иных обстоятельствах гарантирующий поставщик лишен возможности отказать в заключении договора поставки электроэнергии.
На практике данная ситуация приводит к тому, что в подавляющем большинстве случаев незаключение энергетической компанией договора с потребителем (физическим или юридическим лицом) расценивается антимонопольным органом в качестве злоупотребления доминирующим положением.
Также наиболее распространенным нарушением субъектами электроэнергетики в сфере защиты конкуренции является навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»). В соответствии с данной нормой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).
Например, в случае, если энергосбытовая компания включит в договор с потребителем условие об обязательном для последнего ежегодном предоставлении свидетельств о поверке приборов учета электроэнергии, либо поставит в зависимость исполнение договора энергоснабжения от иных условий, то данные требования энергосбытовой компании могут быть признаны незаконными и данная компания будет привлечена к ответственности.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Тенденцией в сфере антимонопольного контроля является использование антимонопольной службой полномочий с целью разрешения конфликтов в сфере гражданских правоотношений. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»7 указал, что «требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям… Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых»8. Данное толкование ВАС РФ фактически привело к тому, что такой способ защиты прав и законных интересов, как обращение в антимонопольную службу, используется потребителями товаров, работ, услуг в сфере энергетики вместо судебной защиты. С одной стороны, ­обращение в антимонопольный орган с жалобой нередко действительно способствует формированию практики делового оборота, с другой стороны, создает предпосылки для неограниченного вмешательства антимонопольного органа в сферу гражданско-правовых отношений субъектов, занимающих доминирующее положение (особенно субъектов естественных монополий), а также препятствует развитию частноправовых способов защиты прав и законных интересов.
Еще одним фактором, требующим оценки в контексте рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере энергетики, является вопрос о соразмерности мер ответственности допущенному нарушению.
Несмотря на то что в рамках антимонопольного законодательства, которое также реформируется, в КоАП9 РФ были внесены изменения, направленные на дифференциацию мер ответственности в зависимости от влияния допущенного нарушения на состояние конкуренции на рынке, данные изменения пока не оказали существенного влияния на практику привлечения к административной ответственности в связи с нарушением антимонопольного законодательства субъектами энергетики. Это вызвано следующими обстоятельствами: отсутствие единой и понятной методики определения географических и товарных границ рынков для различных видов деятельности в сфере энергетики, отказ антимонопольного органа от сегментации деятельности компании на деятельность на конкурентных рынках и рынках с низкой степенью конкуренции, презумпция влияния на состояние конкуренции в силу системообразующего характера отрасли. При этом ни Закон «О защите конкуренции», ни КоАП РФ не предусматривают эффективных механизмов, позволяющих существенно снизить или исключить ответственность хозяйствующего субъекта в случае устранения им последствий допущенного нарушения, а также в случае явной несоразмерности определенного антимонопольным органом размера наказания последствиям допущенного нарушения.
В заключение хотелось бы отметить, что, хотя ст. 2 Закона об электроэнергетике содержит указание, что законодательство РФ об электроэнергетике включает в себя ГК РФ, в действительности диспозитивный метод регулирования, присущий гражданскому законодательству, в энергетике в значительной степени уступил место императивному методу регулирования отношений.
Императивное начало в регулировании отношений подразумевает использование таких средств регулирования, как запреты и предписания, жесткая регламентация способов и порядка реализации различных мероприятий в соответствующей сфере. К сожалению, складывающаяся модель регулирования отношений в сфере энергетики активно поддерживается антимонопольной службой и последовательно проводится в правоприменительной практике данного органа государственной власти.

 

1 Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист». С. 63.
2 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)// Российская газета. № 60. 01.04.2003.
3 Правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в топливно-энергетическом комплексе: Учебное пособие / Р. Н. Салиева, З. М. Фаткудинов, Ю. Н. Чижиков. Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2011. С. 28.
4 Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации // Российская газета. № 251. 31.10.2012.
5 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715‑р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 48. Ст. 5836.
6 Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1164 «Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». 23.12.2013. № 51. Ст. 6874.
7 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. № 8, август, 2008.
8 Там же.
9 Кодекс об административных нарушениях РФ. 

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право