На главную Написать письмо

Анотация

В статье анализируется существующее и предлагается новое определение понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя. Рассматривается вопрос о классификации данной группы правоотношений.

Ключевые слова

Отношения по трудоустройству у данного работодателя, лицо, ищущее работу, работодатель.

Согласно ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации1 (далее – ТК РФ) отношения по трудоустройству у данного работодателя являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми, и регулируются нормами трудового права. Однако, как представляется, правовая регламентация данных правоотношений подлежит усовершенствованию, поскольку отсутствует законодательно закрепленная дефиниция понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя, нормативно не определен круг субъектов данных отношений, системно не обозначены их основные права и обязанности, правовые нормы, регулирующие указанные отношения, фрагментарно изложены в различных статьях действующего ТК РФ.
Анализируя советскую и современную литературу по трудовому праву, приходится констатировать тот факт, что единого доктринального понимания отношений по трудоустройству у данного работодателя в науке трудового права не сложилось. Если не углубляться в научные дискуссии по данному вопросу, то необходимо указать, что наиболее распространенной точкой зрения, поддерживаемой большинством ученых-трудовиков, является то, что отношения по трудоустройству (или, как их часто называют, «отношения по трудоустройству и занятости») рассматриваются как совокупность трех относительно самостоятельных видов правовых отношений. Так, например, Зайкин А. Д. отмечает, что отношения по трудоустройству «представляют собой единство трех взаимосвязанных, но разных видов отношений: 1) это отношения между органом по трудоустройству и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве его на работу; 2) между органом по трудоустройству и организацией, нуждающейся в кадрах; 3) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом по трудоустройству»2. Приверженцы данной трактовки отношений по трудоустройству утверждают, что орган по трудоустройству (в качестве такового наиболее часто называется государственная служба занятости, реже – частное бюро найма) является обязательным субъектом рассматриваемых отношений, в связи с чем в случае самостоятельного поиска лицом работы отношения по трудоустройству не возникают3. Так, по мнению Скобелкина В. Н., поскольку трудоустройством является получение работы с помощью органов-посредников, постольку самостоятельное поступление на работу сюда не входит, а возникающие при нем отношения являются собственно трудовыми4.
На наш взгляд, данная трактовка отношений по трудоустройству в советский период времени в полной мере соответствовала публичному характеру трудового права, однако на сегодняшний день она является несовершенной по следующим основаниям. Во-первых, подобное понимание отношений по трудоустройству необоснованно включает фактически складывающиеся отношения между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем, к которому оно самостоятельно обратилось по поводу возможного устройства к нему на работу, в состав трудовых отношений. В то время как они являются отношениями, предшествующими трудовым5, и ряд положений ТК РФ, пусть и фрагментарно, непосредственно направлен на их регулирование (например, статьи 64, 64.1., 65 ТК РФ и иные). Это свидетельствует о несоответствии данной теории фактически сложившимся на практике отношениям и имеющемуся нормативному материалу. Во-вторых, возникает ряд вопросов, связанных с отраслевой принадлежностью норм, регулирующих отношения по трудоустройству: являются ли они группой однородных трудоправовых норм в рамках отдельного института внутри трудового права, или же эти нормы разобщены в различных институтах различных отраслей права; если они представляют собой комплексный институт или комплексную отрасль законодательства, то какие виды регулируемых ими отношений относятся к предмету трудового права, а какие – к предмету иных отраслей права. В-третьих, на теоретическом уровне необходимо четко определить, являются ли отношения по трудоустройству у данного работодателя простыми, сложными (то есть состоящими из нескольких видов правоотношений), или они представляют собой часть какой‑то более широкой группы правоотношений6. В данном случае указанные вопросы детально не рассматриваются, так как они нуждаются в отдельном глубоком теоретическом изучении.
Ряд специалистов, также не соглашаясь с указанным выше вариантом понимания отношений по трудоустройству, предлагают иные дефиниции понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя.
Так, Яшурина Е. В. дает следующее определение отношениям по трудоустройству: «Правоотношения по трудоустройству есть процедурные правоотношения, охватывающие взаимодействие либо только будущих субъектов трудового правоотношения, либо с участием еще и особых трудоустраивающих органов по поводу предполагаемого труда и имеющие целью возникновение трудового правоотношения»7.
В данном случае прослеживается тенденция формирования в науке трудового права нескольких подходов к изучению отношений по трудоустройству у данного работодателя.
В рамках первого подхода отношения по трудоустройству рассматриваются в контексте правового регулирования вопросов содействия занятости населения. Поддерживаемая большинством ученых-трудовиков позиция о триединой сущности отношений по трудоустройству и занятости представляет собой второй подход в их понимании. Представители третьего подхода делают акцент на процедурной природе изучаемых правоотношений и говорят о посреднических органах как об их необязательных субъектах.
В целом поддерживая последний из указанных подходов к пониманию отношений по трудоустройству у данного работодателя, представляется возможным сформулировать следующее определение рассматриваемого вида отношений: отношениями по трудоустройству у данного работодателя являются отношения, возникающие между конкретным работодателем и лицом, ищущим работу, в определенных случаях при посредничестве органов государственной службы занятости населения и иных организаций, оказывающих услуги в трудоустройстве по поводу приема на работу данного лица к данному работодателю, и основанные на их взаимных правах и обязанностях. При этом, на мой взгляд, существование данных отношений допустимо и без участия посреднических органов, оказывающих содействие соискателю и работодателю, данные органы являются участниками рассматриваемых отношений только в случае наличия правовой связи с одним из основных субъектов: работодателя или лица, ищущего работу8.
Отношения по трудоустройству у данного работодателя можно классифицировать на виды по следующим основаниям.
Во-первых, в зависимости от состава субъектов отношения по трудоустройству у данного работодателя можно подразделить на простые (возникают между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем в случае самостоятельного устройства данного лица на работу к данному работодателю) и сложные (возникают между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем с участием органов государственной службы занятости населения и иных организаций, оказывающих посреднические услуги в трудоустройстве). Во втором случае посреднические органы оказывают лицу, ищущему работу, или работодателю информационные, консультационные услуги, услуги по поиску подходящего работника либо подходящей работы. При этом возникающие отношения между лицом, ищущим работу, или работодателем и частными организациями, оказывающими посреднические услуги по трудоустройству, в настоящий момент в предмет трудового права не входят, поскольку регулируются нормами гражданского права, однако с целью обеспечения прав и защиты интересов лица, ищущего работу, представляется более предпочтительным специальное отраслевое трудоправовое регулирование данных отношений. Отношения, возникающие между лицом, ищущим работу, и органами государственной службы занятости населения включены в предмет права социального обеспечения, а отношения, возникающие между работодателем и ­органами ­государственной службы занятости населения, – в предмет административного права. Данная позиция имеет своих сторонников в науке трудового права9.
Во-вторых, в зависимости от степени свободы работодателя в принятии решения об отказе лицу в приеме на работу, могут возникнуть либо добровольные отношения по трудоустройству у данного работодателя (когда работодатель вправе только по обоснованным причинам отказать гражданину в приеме на работу), либо обязательные отношения по трудоустройству у данного работодателя (когда работодатель не вправе отказать в приеме на работу определенным категориям лиц). Ко второй группе относятся следующие виды отношений по трудоустройству: отношения по трудоустройству с лицом, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ), отношения по трудоустройству с лицом, направленным на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты, отношения по трудоустройству с лицом в случае наличия судебного решения о заключении трудового договора (ч. 2 ст. 16 ТК РФ).
В-третьих, в зависимости от места нахождения субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя относительно друг друга данные отношения можно подразделить на непосредственные (взаимодействие субъектов происходит при их личном контакте) и дистанционные (взаимодействие субъектов происходит на удаленном расстоянии).
В науке трудового права также выделяются и иные виды отношений по трудоустройству. Так, Доброхотова Е. Н. в зависимости от места осуществления трудоустройства различает отношения по трудоустройству без перемены места жительства, отношения по трудоустройству в пределах транспортной доступности работы, отношения по трудоустройству в другую местность, в том числе в сельскую местность. Это территориальное перераспределение кадров. Кроме того, допустимо и межотраслевое (межпрофессиональное) перераспределение трудовых ресурсов, в связи с чем возможно отдельное выделение отношений по трудоустройству на предприятия другой отрасли промышленности или по другой профессии. С точки зрения особенностей трудоустраиваемого субъекта автор подразделяет отношения по трудоустройству с обычным субъектом и со специальным субъектом трудоустройства (молодежь, в том числе выпускники учебных заведений, лица предпенсионного возраста, инвалиды труда и войны, одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лица, продолжительное время не имеющие работу, лица, освобожденные из мест лишения свободы, беженцы, вынужденные переселенцы)10.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить следующее. Отсутствие законодательного закрепления и единого доктринального понимания в определении понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя не позволяет, к сожалению, в настоящее время говорить о существовании комплексного действенного механизма защиты прав и интересов субъектов данных отношений. Обозначенные ранее проблемы, возникшие в процессе правового регулирования отношений по трудоустройству у данного работодателя, являются лишь вершиной айсберга и, безусловно, требуют своего разрешения не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

 

1 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197‑ФЗ (в ред. от 02.04.2014 № 56‑ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 дек. № 256; Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru. – 2014. – 02 апр.
2 Российское трудовое право: Учебник для вузов / Отв. ред. А. Д. Зайкин. М., 2000. С. 15.
3 Трудовое право России: учебник / Под ред. Е. Б. Хохлова, С. П. Маврина. М.: Норма, 2007. С. 161–162.
4 Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М., 1999. С. 67–68.
5 См., например: Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. М., 2009. С. 100; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. Л. Гейхман, Е. Н. Сидоренко. М., 2010. С. 20; Комментарий к ТК РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2002. С. 8; Лушников А. М., Лушникова М. В. Очерки теории трудового права. СПб, 2006. С. 362.
6 Так, например, ряд авторов предлагает рассматривать отношения по трудоустройству, складывающиеся между лицами, ищущими работу, органами службы занятости и работодателями по поводу содействия гражданам в подборе подходящей работы (подходящего вида занятости) и их трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, как вид правоотношений по содействию занятости наряду с отношениями по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, переподготовке, отношениями, возникающими в связи с организацией и проведением общественных работ и квотированием рабочих мест, отношениями по поводу предоставления безработным гражданам социальных гарантий и компенсаций. См., например: Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации. Учебное пособие / Отв. ред. В. Ш. Шайхатдинов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 11.
7 Яшурина, Е. В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России: Дис.… канд. юрид. наук. Пермь, 2003.
8 Яшурина Е. В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России: Дис.… канд. юрид. наук. Пермь, 2003.
9 См., например: Лушников А. М. Курс трудового права: Учебник: в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. М.: Статут, 2009. С. 389–390.
10 Курс российского трудового права: в 2 т. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. А. С. Пашкова, Е. Б. Хохлова, С. П. Маврина. М.: Юристъ, 2001. С. 496–497.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право