На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена анализу конституционно-правового регулирования общественных экологических отношений в условиях рыночной экономики. Исследуются правовые основы конституционно-правового регулирования природоохранной деятельности в условиях развивающейся рыночной экономики в Российской Федерации. Предлагаются меры по совершенствованию экологического и иного законодательства.

Ключевые слова

Экологические проблемы регионов, общественные экологические отношения, Конституция РФ, конституционно-правовое регулирование.

В целях дальнейшего социально-экономического и экологического развития Российской Федерации, повышения благополучия и улучшения условий жизни населения, удовлетворения потребностей российских граждан, а также поддержания стабильного роста общественного производства в регионах необходимым и своевременным является правовое обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В то же время, как справедливо отмечается в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», утвержденных Президентом РФ от 30 апреля 2012 г., в рассматриваемой области еще не все благополучно.
Экологическая ситуация в ряде промышленных регионов России, где проживает большая часть населения страны, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду (в том числе на водные объекты, особенно используемые для питьевого и бытового водоснабжения граждан), атмосферный воздух, земельные и лесные ресурсы, объекты животного и растительного мира. От надлежащего состояния природной среды и ее качества во многом зависят условия жизни и деятельности населения.
В ряде российских регионов экологическая ситуация осложняется еще и экологическими последствиями прошлой хозяйственной деятельности предприятий. Особенно это касается таких старопромышленных регионов, как Свердловская и Челябинская области. Так, например, в Свердловской области накоплено более 8 млрд т промышленных отходов. Кроме того, ежегодно на промышленных предприятиях области образуется еще 175 млн т отходов производства, которые складируются в отвалы, занимающие более 60 тыс. га земель1. Это приводит к уменьшению:
а) наиболее ценных земель, используемых в регионах в целях производства сельскохозяйственной продукции для нужд населения, а также обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и ее регионов;
б) земельных участков, которые могут быть использованы для другого целевого использования, в частности функционирования и развития общественного производства, необходимых для многоэтажного, малоэтажного и одноэтажного жилищного строительства населения, а также для организации отдыха жителей городов и промышленных центров;
в) земель, занимаемых особо охраняемыми природными территориями и объектами.
Находящиеся на указанных территориях производственные и бытовые отходы становятся источником вторичного загрязнения окружающей среды, ее отдельных природных объектов и комплексов, ухудшают условия жизни и деятельности проживающего в регионе населения.
В настоящее время природные территории, используемые для сбора, хранения, утилизации и захоронения промышленных отходов предприятий в регионах Российской Федерации, становятся равными территориям отдельных европейских государств, таких как Словения и Бельгия. Поэтому в целях поддержания в надлежащем состоянии природных условий в процессе хозяйственной деятельности предприятий следует осуществлять надлежащую правовую охрану окружающей среды и рациональное использование имеющихся природных ресурсов.
Важное значение для правового обеспечения природоохранной деятельности на природных территориях в российских регионах имеет наличие эффективного правового регулирования экологических отношений, а также соответствующего законодательства. Речь идет о «внешней форме – законах, иных правовых актах – документах, представляющих собой необходимый, конструктивный момент и в формировании, и в самом существовании права»2. Анализ действующего в экологической сфере законодательства позволяет оценить его состояние и качество, определить полноту правового регулирования природоохранной деятельности на территории региона, выявить проблемы и предложить меры по их устранению3, а также возможность его применение на практике.
Упорядочение законодательства особенно актуально в настоящее время, поскольку происходящие глубокие преобразования в обществе и государстве, а также коренных условий жизни людей требуют новых подходов как к содержанию нормативных правовых актов, так и к структуре законодательства4. Как справедливо отмечается в научной эколого-правовой литературе, в правовом государстве подготовка и принятие экологически значимых решений основывается на нормах права (а не на ­политической, ­экономической и иной целесообразности), признаются права человека и гражданина, создаются механизмы их реализации, соблюдения, охраны и защиты, а власть осуществляется только уполномоченными на это Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектами в рамках определенных для них предметов ведения и компетенции5.
Правовое обеспечение природоохранной деятельности в регионах страны осуществляется совокупностью законов и иных нормативных правовых актов различных отраслей российского права и законодательства, которые тесно ­взаимосвязаны между собой. Это обусловлено тем, что общественные экологические отношения взаимосвязаны и взаимодействуют с управленческими, имущественными, охранительными и иными отношениями в рассматриваемой сфере, которые опосредует определенный аспект природоохранной деятельности на территории региона, а правовое регулирование в целом в экологической сфере охватывает всю совокупность этих экологических и других тесно связанных с ними общественных отношений, обеспечивая его системность и комплексность.
При этом первостепенное значение в процессе правового ре­гу­лирования в рассматриваемой нами сфере имеют нормы экологического права, которое является комплексной отраслью российского права и включает в себя такие самостоятельные отрасли, как земельное право, водное право, лесное право, горное право, фаунистическое право и воздухоохранное право, которые образуют между собой единую правовую семью. По своему содержанию экологическое право представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, а также по использованию природных ресурсов, которые выступают как объекты природы, хозяйствования (пользования), собственности в их триединстве.
Правовое регулирование направлено на сохранение и улучшение качества окружающей среды, ее отдельных природных объектов и комплексов, обеспечение экологической безопасности граждан, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности и рациональное, эффективное использование и воспроизводство природных ресурсов в регионах в целях реализации конституционных и иных экологических прав и свобод граждан, в интересах не только настоящих, но и будущих поколений людей.
Определяющую роль в экологической сфере играет Конституция РФ, которая играет центральную роль в обеспечении природоохранной деятельности в регионах через свои основные функции. К их числу относятся: учредительная; регулятивная; духовно-мировоззренческая; обеспечения общественной устойчивости; соединения традиций и модернизации; стратегического целеполагания; систематизации законодательства, права6.
Как справедливо отмечается в научной литературе, конституционные положения в полной мере могут рассматриваться в качестве основ правового регулирования той или иной сферы общественных отношений7. В Конституции РФ сформулированы цели и задачи, главные направления государственной и общественной деятельности в экологической сфере8. Конституция РФ играет центральную роль в правовом обеспечении охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также в реализации конституционных и иных экологических прав и свобод граждан.
Особенности конституционно-правового регулирования природоохранной деятельности определяются особой значимостью правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования для дальнейшего социально-экономического и экологического развития Российского государства. Кроме того, они определяются спецификой взаимодействия норм конституционного права и норм экологического права, так как Конституция РФ оказывает влияние на развитие и совершенствование всего экологического законодательства в регионах страны9. Конституционные основы природоохранной деятельности в регионах как важнейшей составной части государственной экологической политики составляют ряд положений.
Во-первых, ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля, недра, воды, леса и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и ­деятельности народов, проживающих на соответствующей территории в регионе. Тем самым закрепляются общегосударственный характер охраны окружающей среды, основные положения государственной экологической политики, а также взаимосвязь экологического развития с социально-экономическим, культурным, демографическим и национальным развитием.
Во-вторых, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. При этом ­закрепляется ­приоритет частной собственности на природные ресурсы перед другими ее формами, что имеет значение для их использования и охраны.
В-третьих, ст. 36 Конституции РФ, которая закрепляет конституционные права граждан и юридических лиц на пользование землей, недрами, лесами, животным миром, водными и другими природными ресурсами, владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Природопользование не должно нарушать интересы охраны природной среды.
В-четвертых, ст. 42 Конституции РФ. В ней предусматривается, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, которому должны соответствовать обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций по его надлежащему обеспечению.
В-пятых, ст. 58 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая в свою очередь согласуется со ст. 42 Конституции РФ. В Конституции РФ предусматривается конституционная обязанность граждан по охране природной среды.
В-шестых, ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой в ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; ядерная энергетика.
В-седьмых, ст. 72 Конституции РФ, согласно которой совместное ведение РФ и ее субъектов составляют: обеспечение соответствия конституций и законов, иных нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В-восьмых, ст.76 Конституции РФ, где установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам.
В-девятых, ст. 77 Конституции РФ, где предусмотрено, что по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.
В-десятых, Конституция РФ закрепляет конституционные основы природоохранной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере, без чего невозможна согласованность их действий. Следует отметить ст. 80 Конституции РФ, в которой изложены основные полномочия Президента РФ, ст. 114, определяющую полномочия Правительства РФ, а также статьи 130–133, устанавливающие правовые основы природоохранной деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, Конституция РФ и федеральные конституционные законы, принимаемые согласно ст. 108 Конституций РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, образуют конституционные основы правового регулирования экологических отношений и организации природоохранной деятельности соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления. Они содержатся в ст. 9, 36, 42, 72, 76, 77, 114, 130–133 и многих иных конституционных положениях, которые затем реализуются и конкретизируются отдельными отраслями российского права, обеспечивая при этом необходимое единство, стабильность правового регулирования экологических отношений.


1 См.: Обл. газ. 2005. 14 дек.; Ястребков А. А. В экологии простых решений не бывает//Экономика и экология. 2004. № 1 (1). С. 4.
2 Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 96.
3 См.: Бринчук М. М. Конституция Российской Федерации – основа прогрессивного развития экологического права/Отв. ред. М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик//Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. М., 2005. С. 7.
4 См.: Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия// Государство и право. 1996. № 2. С. 14.
5 См.: Бринчук М. М. Конституция Российской Федерации – основа прогрессивного развития экологического права/Отв. ред. М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик//Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. М., 2005. С. 7.
6 См.: Конституционное право Российской Федерации/Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., 2003. С. 72.
7 Боголюбов С. А. Конституционные проблемы охраны окружающей среды в СССР: Дис. … докт. юр. наук. М., 1990. С. 20.
8 См.: Бринчук М. М. Конституция Российской Федерации – основа прогрессивного развития экологического права/Отв. ред. М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик//Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. М., 2005. С. 6–15; Круглов В. В. Конституция Российской Федерации и проблемы развития законодательства об охране окружающей среды в промышленности. Там же. С. 146–152.
9 См.: Круглов В. В. Конституция Российской Федерации и проблемы развития законодательства об охране окружающей среды в промышленности// Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. М., 2005. С. 146–152; Пономарева И. П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 10.

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право