На главную Написать письмо

Анотация

В статье анализируются основные этапы и особенности процедуры повышения капитализации банков в условиях кризиса с использованием государственных ценных бумаг.

Ключевые слова

Повышение капитализации банков, договор мены ценных бумаг, Закон № 181‑ФЗ.

Кризисные явления в российской экономике конца 2014-го – начала 2015 г. вновь ставят на повестку дня вопрос о поддержке стабильности банковской системы и защите прав и законных интересов вкладчиков банков. Традиционно банковская система относится к системно значимым финансовым институтам, т. е. характеризуется «существенным объемом и сложностью операций, системной взаимосвязанностью, сложностью заменяемости, ухудшение финансового положения или нарушение деятельности которой может нанести существенный ущерб финансовой системе и экономике»1.
Напомним, что банковская система Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»2 (далее – ФЗ «О банках и банковской деятельности») включает в себя Банк России, кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), представительства иностранных банков.
Как и любая финансовая система, банковская система подвержена воздействию большого количества негативных экономических факторов, таких как инфляция, снижение спроса, финансовый кризис и т. п. Так называемое «фиаско» рынка банковских услуг («ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов»3) может повлечь за собой серьезное нарушение прав вкладчиков и кредиторов банков, перераспределение собственности, подорвать доверие населения к финансовой системе в целом и с еще большей силой усугубить кризисные явления в экономике. В этой ситуации требуется вмешательство государства в рыночные механизмы, которое может использовать как прямые методы принуждения, так и методы поддержки, создавая необходимую для них нормативную базу.
Частью государственной политики по поддержанию стабильности банковской системы является специально разработанная на волне предыдущего кризиса 2008–2009 гг. процедура повышения капитализации банков с использованием государственных ценных бумаг, предусмотренная Федеральным законом от 18.07.2009 № 181‑ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»4 (далее – Закон № 181‑ФЗ).
Как видно, данный Закон принят в июле 2009 г. и вступил в силу 20.07.2009 – спустя 9 месяцев с момента проявления последствий мирового экономического кризиса в России в конце 2008 г.5 Как всякий финансовый нормативный правовой акт, Закон № 181‑ФЗ «сложен по содержанию и распространяет свое действие на узкий круг субъектов финансового права»6. Несмотря на то, что целью его принятия является поддержание стабильности всей банковской системы в целом, конкретные нормы закона обращены лишь одному из трех субъектов банковской системы – банковским кредитным организациям, являющимся акционерными обществами (банкам).
Банк в соответствии с ФЗ «О бан­ках и банковской деятельности» может быть создан в одной из организационно-правовых форм хозяйственных обществ – в форме общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества либо открытого акционерного общества. Так, по состоянию на 31.12.2014 на территории Российской Федерации действовало 784 банка, из которых 317 в форме ООО, 184 – ЗАО и 283 – ОАО7. Закон № 181‑ФЗ распространяется только на банки, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, т. е. по состоянию на 31.12.2014 – на 467 организаций.
Из них претендовать на использование механизма повышения капитализации могут только те банки, которые отвечают следующим требованиям ст. 3 Закона № 181‑ФЗ:
1) по состоянию на 1 июля 2012 года банк имел рейтинг долгосрочной кредитоспособности (оценку рейтинговым агентством способности банка выполнять свои кредитные обязательства) не ниже уровня, отражающего достаточную способность банка своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства8;
2) размер активов банка по состоянию на 1 июля 2012 года составлял величину не менее 30 млрд рублей. В соответствии с данными информационного портала www.banki.ru, указанный размер активов по состоянию на 01.07.2012 имели 117 банков9;
3) значение достаточности собственных средств банка должно составлять не менее 10 процентов;
4) в отношении банка не должен быть введен запрет Банка России на осуществление отдельных банковских операций и (или) должны отсутствовать установленные Банком России ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада;
5) в отношении банка не должны осуществляться меры по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»10.
Таким образом, потенциальными участниками процедуры повышения капитализации банков в соответствии с Законом № 181‑ФЗ являются не более 117 крупнейших банков России.
Задача Закона № 181‑ФЗ – повышение капитализации банков. Ни в юридической, ни в эко­но­мической литературе не сложилось единообразного понимания термина «капитализация». Применительно к банковскому сектору капитализация понимается как реальная капитализация, т. е. как «процесс последовательных действий в политике коммерческого банка, направленной на увеличение собственного капитала до эталонного значения или на сохранение уже имеющегося размера капитала»11. Эталонное значение капитализации банков менялось от абсолютно-относительного значения12 до абсолютных величин, которые повышались поэтапно с 100 млн руб. до 300 млн руб. (ст. 11.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
Расчет размера собственных средств (капитала) банка в настоящее время (с 01.02.14) производится в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения Банка России от 28.12.2012 № 395‑П (Базель III), до указанной даты – в соответствии с требованиями Положения Банка России от 10.02.2003 № 215‑П. Собственный капитал банка определяет надежность банка, способность управлять рисками, возможность покрытия убытков, доверие вкладчиков, кредитоспособность банка, максимальное количество активов. Таким образом, повышение капитализации банков имеет большое стратегическое значение как на микроэкономическом уровне, так и в масштабах всей страны.
К примеру, по данным Банка России, в период с 2006 по 2014 г. имели место следующие темпы прироста собственных средств (капитала) банков России (Таблица 1):
Как видно из таблицы 1, в период с 2008 по 2010 г. наблюдалось снижение темпов прироста собственных средств (капитала) банков, после чего темпы прироста хоть и ускорились, но так и не вышли на докризисные показатели.
В практике существует множество различных способов повышения капитализации банков, в самом общем виде они осуществляются либо за счет внутренних, либо за счет внешних источников. Закон № 181‑ФЗ предлагает особую процедуру повышения капитализации банков: обмен облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков.
Как указано в Пояснительной записке к данному закону, процедура, предлагаемая Законом № 181‑ФЗ, позволяет увеличивать капитал банковского сектора в условиях дефицита федерального бюджета, а также с учетом состояния фондового рынка, не позволяющего осуществить государственные заимствования.
Процедура повышения капитализации банков в соответствии с Законом № 181‑ФЗ включает в себя три основных этапа:
1) размещение банком привилегированных акций;
2) эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа;
3) заключение договора мены привилегированных акций на облигации федерального займа, выпущенные Российской Федерацией.
Каждый из этапов проводится с учетом требований, условий и ограничений, установленных данным законом. В частности, требования к первому этапу (размещение банком привилегированных акций) установлены в ст. 3 и 5, условия эмиссии Российской Федерацией облигаций федерального займа (второй этап) – в ст. 6, а условия договора мены (третий этап) – в ст. 7.
Первый этап – размещение банком привилегированных акций.
Как уже было сказано, Закон № 181‑ФЗ распространяет свое действие не на всю банковскую систему, а только на ее часть – на банки, созданные в организационно-правовой форме акционерных обществ.
Необходимо отметить, что в свете реформы гражданского законодательства с 1 сентября 2014 г. упразднена организационно-правовая форма закрытого акционерного общества: к организациям, созданным ранее в данной форме, применяются нормы об акционерных обществах, а их учредительные документы и наименования подлежат приведению в соответствие нормам гл. 4 Гражданского кодекса РФ при первом изменении учредительных документов. В свою очередь акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. С 01.09.2014 юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 Гражданского кодекса РФ14. В интересующих нас правоотношениях это акционерные общества и публичные акционерные общества.
Вне зависимости от того, является акционерное общество открытым, закрытым (т. е. создано до 01.09.2014), публичным или просто акционерным (т. е. создано с 01.09.2014 или внесло изменения в учредительные документы), до 25 % его уставного капитала могут составлять привилегированные акции (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах»15, далее – ФЗ «Об акционерных обществах»).
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Рассматриваемый нами закон предусматривает эмиссию только привилегированных акций – ценных бумаг, которые в отличие от обыкновенных акций не предоставляют акционерам право голоса на общем собрании акционеров, но при этом предоставляют право на получение фиксированного размера дивиденда и (или) фиксированного размера ликвидационной квоты16. Объем прав, удостоверенных привилегированными акциями, устанавливается с учетом положений ст. 32 ФЗ «Об акционерных обществах».
Обращение законодателя в Законе № 181‑ФЗ именно к привилегированным акциям не случайно. Как подчеркивает Мишарев А.  А., «по своей сути привилегированные акции занимают промежуточное положение между облигациями и обыкновенными акциями, сочетая в себе черты и тех и других»17. Лишая акционера права на участие в управлении обществом, привилегированные акции гарантируют ему своевременное и полное получение инвестиционного дохода от вложенных в уставный капитал средств. Несмотря на то, что лишение права голоса выглядит, на первый взгляд, как значительное ущемление прав акционера, при более глубоком изучении вопроса становится очевидным, что такое ограничение существенно снижает издержки на участие в управлении акционерным обществом, позволяет абстрагироваться от деятельности, планов, отчетности общества и от ответственности за принятые корпоративные решения. В чем имеется потребность у такого инвестора, как государство. Кроме этого, привилегированные акции, выпускаемые в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 181‑ФЗ, предоставляют их владельцу целый ряд дополнительных полномочий:
1) право назначить (заменить) представителя Российской Федерации в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка без решения общего собрания акционеров банка;
2) право вето при принятии общим собранием акционеров, советом директоров (наблюдательным советом) банка решений по ряду вопросов;
3) право отчуждать привилегированные акции, полученные в рамках процедуры повышения капитализации, в случаях и порядке, которые установлены Законом:
– путем продажи Российской Федерацией привилегированных акций акционерам – владельцам обыкновенных акций или самому банку (ст. 9 Закона № 181‑ФЗ);
– путем конвертации в обыкновенные акции по требованию акционера-владельца, но не ранее истечения десятилетнего срока с даты завершения их размещения (ст. 3 Закона № 181‑ФЗ).
Анализ данных правомочий позволяет сделать вывод о том, что в данном случае привилегированные акции предоставляют гораздо больше корпоративных прав их владельцам, нежели те, которые выпущены по общим правилам ст. 32 ФЗ «Об акционерных обществах». Это проявляется, в частности, в том, что по вопросу о реорганизации общества привилегированные акции, выпущенные в соответствии с Законом № 181‑ФЗ, предоставляют не просто право голоса, а право вето, т. е. право блокировать принятие решения по этому вопросу вне зависимости от доли голосов привилегированных акционеров в уставном капитале акционерного общества.
Согласно п. 3.2. ст. 18 и п. 3.2 ст. 19 ФЗ «Об акционерных обществах» право избрания совета директоров по общему правилу предоставляется владельцам привилегированных акций только при реорганизации акционерного общества в форме разделения или выделения. Однако в соответствии с Законом № 181‑ФЗ владельцы привилегированных акций сразу же (см. ч. 1 ст. 8) получают право назначить (заменить) представителя Российской Федерации в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка без решения общего собрания акционеров банка.
По всем остальным вопросам, перечисленным в пп. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 181‑ФЗ, владельцы привилегированных акций, выпущенных в общем порядке, смогли бы приобрести право голоса только в одном случае – согласно ч. 5 ст. 32 ФЗ «Об акционерных обществах». А именно: начиная с собрания, ­следующего за ­годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров – владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается по общему правилу с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере. Закон № 181‑ФЗ предоставляет право вето (право блокировать принятие решения) по названным вопросам независимо от факта невыплаты или неполной выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций, а также независимо от доли голосов привилегированных акционеров в уставном капитале акционерного общества.
Что касается размещения привилегированных акций, то здесь мы считаем необходимым уточнить следующее.
Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Размещение акций является четвертым этапом процедуры эмиссии, которая в общем виде включает в себя согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 № 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг»18 (далее – ФЗ «О рынке ценных бумаг») совокупность пяти основных этапов. Процедура эмиссии привилегированных акций в соответствии с Законом № 181‑ФЗ включает в себя несколько обязательных дополнительных этапов, которых нет в общей процедуре эмиссии акций, предусмотренной гл. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Если расположить этапы в хронологическом порядке, то последовательность действий банка-эмитента будет выглядеть следующим образом:
1) внесение изменений в устав банка-эмитента (ч. 2 ст. 3 Закона № 181‑ФЗ);
2) принятие общим собранием акционеров банка решения о размещении привилегированных акций (одновременно или после внесения соответствующих изменений в устав);
3) достижение банком показателей, установленных ч. 1 ст. 3 Закона № 181‑ФЗ;
4) направление банком предложения об участии в процедуре повышения капитализации и рассмотрение этого решения Министерством финансов РФ (ст. 4 Закона № 181‑ФЗ);
5) утверждение советом директоров банка решения о выпуске привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации в случае принятия положительного решения об удовлетворении предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации (ст. 5 Закона № 181‑ФЗ).
6) государственная регистрация выпуска привилегированных акций (в общем порядке, установленном ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
7) размещение привилегированных акций с оплатой их облигациями федерального займа (ч. 3 ст. 3, ст. 7, ч. 4 ст. 10 Закона № 181‑ФЗ);
8) государственная регистрация отчета об итогах выпуска привилегированных акций (в общем порядке, установленном ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Закон № 181‑ФЗ устанавливает ключевые требования к условиям размещения привилегированных акций для целей повышения капитализации банков. Согласно ч. 4 ст. 3 максимальный объем привилегированных акций банка, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, не должен превышать 100 процентов величины основного капитала банка по состоянию на 1 июля 2012 года. При этом общая номинальная стоимость указанных привилегированных акций не должна быть менее 25 млн рублей.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона № 181‑ФЗ для участия в процедуре повышения капитализации выпуск привилегированных акций должен быть осуществлен банком на следующих условиях:
1) путем закрытой подписки;
2) по цене, равной их номинальной стоимости;
3) оплата привилегированных акций при их размещении осу­ществляется облигациями федерального займа с учетом положений ст. 7 Закона № 181‑ФЗ;
4) номинальная стоимость одной привилегированной акции должна быть равной номинальной стоимости одной обыкновенной акции этого банка;
5) привилегированные акции должны иметь ежегодный дивиденд, определяемый в процентах к номинальной стоимости привилегированной акции, в размере, превышающем на три процентных пункта ставку процентного (купонного) дохода (за соответствующий купонный период) по облигациям федерального займа, вносимым в оплату привилегированных акций;
6) привилегированные акции не должны являться кумулятивными (т. е. не являться акциями, по которым происходит накопление неполученного дохода);
7) привилегированные акции должны предусматривать их конвертацию в обыкновенные акции банка по требованию акционера – их владельца, но не ранее истечения десятилетнего срока с даты завершения размещения привилегированных акций.
Второй этап – эмиссия Российской Федерацией облигаций федерального займа.
Облигации федеральных займов – это ценные бумаги, которые выпускаются только в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации (см. п. 8 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов»).
В России существует множество видов государственных облигаций, в том числе облигации федеральных займов с постоянным (ОФЗ‑ПД), переменным (ОФЗ‑ПК) или фиксированным (ОФЗ‑ФК) купонным доходом либо с амортизацией долга (ОФЗ‑АД)19.
В соответствии со ст. 6 Закона № 181‑ФЗ в целях реализации процедуры повышения капитализации Правительство РФ до 31 декабря 2014 года было вправе осуществлять эмиссию облигаций федерального займа со сроком погашения не позднее 31 декабря 2022 года и выплатой купонного дохода один раз в год в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
Сразу же после принятия комментируемого закона были внесены изменения в ст. 12 ФЗ от 24.11.2008 № 204‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (изменения внесены Федеральным законом от 03.10.2009 № 230‑ФЗ), согласно которым Правительство Российской Федерации в 2009 году должно было обеспечить осуществление обмена облигаций федерального займа в объеме до 150 млрд рублей в порядке и на условиях, установленных комментируемым законом, на привилегированные акции банковских кредитных организаций с возникновением права собственности Российской Федерации на соответствующую долю в уставном капитале банковских кредитных организаций. Аналогичное право предоставлено Правительству РФ в 2013 г. в соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ от 3.12.2012 № 216‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В 2010, 2011, 2012, 2014 гг. при утверждении федерального бюджета выпуска таких облигаций не предполагалось. Однако Федеральным законом от 28.07.2012 № 127‑ФЗ внесены изменения в ст. 11 ФЗ от 30.11.2011 № 371‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», согласно которым Правительству РФ вновь предоставлено право в 2012 году при ухудшении экономической конъюнктуры осуществлять обмен облигаций федерального займа в объеме до 150 000 000,0 тыс. рублей в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым законом, на привилегированные акции банковских кредитных организаций с возникновением права собственности Российской Федерации на соответствующую долю в уставном капитале банковских кредитных организаций.
Эмиссия облигаций федеральных займов осуществляется в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 № 136‑ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»20.
В отличие от эмиссии корпоративных ценных бумаг, эмиссия государственных и муниципальных облигаций имеет свои особенности в связи с публично-правовым статусом их эмитентов, однако включает в себя аналогичные первой этапы:
1) утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Правительством РФ в форме нормативно-правового акта;
2) утверждение федеральным законом о бюджете на текущий финансовый год следующих значений:
– предельного размера соответствующего государственного долга;
– предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
3) принятие эмитентом (Министерством финансов – см. п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов») нормативно-правового акта, содержащего условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг;
4) государственная регистрация условий эмиссии и обращения ценных бумаг в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов Российской Федерации;
5) принятие эмитентом решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии и обращения ценных бумаг;
6) публикация условий, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), в средствах массовой информации и (или) раскрытие эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;
7) размещение ценных бумаг среди инвесторов;
8) принятие нормативно-правового акта, содержащего отчет об итогах эмиссии государственных ценных бумаг.
Третий этап – заключение договора мены привилегированных акций, размещаемых банком в соответствии с Законом № 181‑ФЗ, на облигации федерального займа, выпущенные Российской Федерацией, с учетом условий, установленных данным законом.
Согласно п. 1 ст. 567 Гражданского кодекса РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Закон № 181‑ФЗ предусматривает заключение договора мены между: – банком – эмитентом привилегированных акций с одной стороны и Российской Федерацией в лице уполномоченного Правительством РФ Министерства финансов РФ (см. п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2009 № 853) с другой стороны.
Предметом договора мены выступают ценные бумаги: привилегированные акции банка и облигации федеральных займов.
Помимо предмета существенными условиями договора мены, заключаемого в соответствии с комментируемым законом, в силу ч. 2 ст. 7 являются указания на то, что:
1) облигации федерального займа принимаются в оплату привилегированных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, по номинальной стоимости;
2) банк обязуется перечислить Российской Федерации накопленный на дату осуществления обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции, размещенные в рамках процедуры повышения капитализации, процентный (купонный) доход по передаваемым банку облигациям федерального займа при наличии такого дохода;
3) банк обязуется перечислить Российской Федерации суммы положительной разницы между общей номинальной стоимостью передаваемых банку облигаций федерального займа и общей номинальной стоимостью привилегированных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, при наличии такой разницы.
Форма договора мены установлена Постановлением Правительства РФ от 29.10.2009 № 853.
Заключение договора мены в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 181‑ФЗ могло быть произведено только в период до 31 декабря 2014 года включительно. Ранее данный срок уже продлевался, и не исключено, что законодатель продлит действие Закона № 181‑ФЗ во времени с учетом существующей экономической ситуации и необходимости поддержания государством стабильности банковской системы.
Права и обязанности сторон по договору мены ценных бумаг сводятся к двум основным обязанностям:
1) обязанность передать и принять ценные бумаги;
2) обязанность обеспечить равноценность обмена.
Поскольку учет прав на привилегированные акции в связи с их бездокументарной формой осуществляется по лицевому счету у регистратора (профессионального участника рынка ценных бумаг, который по договору с эмитентом осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг) или по счету депо у депозитария (профессионального участника рынка ценных бумаг, который осуществляет по договору с инвестором деятельность по хранению ценных бумаг и учету перехода прав на них), следовательно, учет перехода прав на них осуществляется посредством трансферта – т. е. внесения соответствующих записей по счетам.
Последовательность этапов в рамках процедуры повышения капитализации банков. Три названных этапа повышения капитализации, строго говоря, следуют не последовательно друг за другом, а параллельно. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 181‑ФЗ дополнительный этап процедуры эмиссии привилегированных акций банка, который предшествует принятию советом директоров банка решения об их выпуске, требует от банка указать в предложении об участии в процедуре повышения капитализации условия эмиссии облигаций федерального займа. Это связано с тем, что принимаемое по итогу данной процедуры решение об удовлетворении (отказе в удовлетворении) предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации должно содержать количество и общую номинальную стоимость облигаций федерального займа, подлежащих обмену в рамках процедуры повышения капитализации. А знать этого невозможно, если только эмитент облигаций уже не опубликовал (раскрыл) условия, содержащиеся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций федерального займа, т. е. находится на 6-м этапе эмиссии облигаций.
Третий же этап начинается в момент размещения привилегированных акций банка, которые в соответствии со ст. 7 Закона № 181‑ФЗ в момент размещения оплачиваются уже выпущенными облигациями федерального займа.
Если представить этапы повышения капитализации в виде диаграммы Ганта, разместив на оси времени три основных этапа с учетом их примерной длительности (длина прямоугольников), то они будут располагаться следующим образом (см. рис. 1).
Рисунок 1 показывает, что неважно, когда именно начнутся первый и второй этапы, напротив, имеет значение то, что они должны закончиться в определенное время относительно друг друга. Третий этап, в свою очередь, должен начаться за некоторое время до окончания первого и второго этапов и закончиться одновременно со вторым этапом. Дело в том, что в момент заключения договора мены происходит оплата размещаемых привилегированных акций банка облигациями федерального займа, которые уже существуют как объект гражданских прав в виде глобального сертификата и прошли полную процедуру эмиссии. После заключения договора мены процедура эмиссии привилегированных акций продолжается: банк обязан представить Банку России на регистрацию отчет об итогах их выпуска.
В заключение хотелось бы отметить, что в финансовой политике государства Закон № 181‑ФЗ является элементом пруденциального регулирования банковской сферы. В финансово-экономической сфере термин «пруденциальный» (от англ. prudential – «продиктованный благоразумием», «разумный»; от лат. providentia – «предвидение, предусмотрение, предусмотрительность, предосторожность»21) в основном используется в отношении банковской деятельности и финансового рынка в целом в значении «направленный на преодоление системных экономических рисков»22. По своему содержанию (сочетание средств частноправового и публично-правового характера) пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор существенно отличаются от гражданско-правового, административно-правового, уголовно-правового и иных отраслевых форм воздействия на участников финансового рынка. По своей превентивной направленности применение данного института отличается от применения мер административной и уголовной ответственности23.
Как подчеркивает С. Р. Моисеев, макропруденциальная политика занимает промежуточное положение между денежно-кредитной политикой центрального банка, направленной на достижение макроэкономических целей, и микропруденциальным регулированием и надзором, предназначенными для предотвращения несостоятельности отдельных финансовых посредников, а также защиты интересов кредиторов, клиентов и вкладчиков24.
Закон № 181‑ФЗ предусматривает механизм, который позволяет предотвратить дестабилизацию банковского сектора экономики России в условиях кризиса. Он сочетает в себе элементы как публично-правового, так и частноправового регулирования, предоставляя банкам возможность при соблюдении предусмотренных данным законом условий повысить свою капитализацию.


1 Официальный сайт Центрального банка РФ // URL: http://www.cbr.ru/ireception/terms_dfs_3.pdf.
2 Российская газета. 10.02.1996. № 27.
3 Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. М., 2010. С. 7.
4 Российская газета. 21.07.2009. № 132.
5 Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре – ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. В декабре 2008 г. власти признали, что в IV квартале экономика России вошла в рецессию // Мировой экономический кризис (с 2008 года) // https://ru.wikipedia.org/wiki/Мировой_экономический_кризис_(с_2008_года).
6 Пиликин Г. Г. Финансово-правовое регулирование отношений, связанных с применением процедуры повышения капитализации банков // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 1 (23). С. 123.
7 Официальный сайт Центрального Банка РФ. Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 31.12.2014//http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst.
8 Не ниже следующих минимальных значений:
– Fitch Ratings (международная шкала, долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте) – B;
– Standard & Poor’s (международная шкала, долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте) – B-;
– Moody’s Investors Service (международная шкала, долгосрочный рейтинг банковских депозитов в иностранной валюте) – B3;
– Fitch Ratings (национальная шкала) – BBB- (rus);
– Standard & Poor’s (национальная шкала) – ruBBB-;
– Moody’s Interfax Rating Agency – Baa3.ru;
– рейтинговое агентство «Эксперт РА» – B++;
– рейтинговое агентство «Национальное Рейтинговое Агентство» (индивидуальный кредитный рейтинг) – BBB-;
– рейтинговое агентство «RusRating» – BBB-;
– рейтинговое агентство «AK&M» – B++.
9 Рейтинги банков // http://www.banki.ru/banks/ratings/?PAGEN_1=3&PROPERTY_ID=10®ION_ID=0&sort_param=rating &sort_order=ASC&IS_SHOW_GROUP=0&IS_SHOW_LIABILITIES=0 &date1=2012‑07‑01&date2=2012-06-01
10 Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190. В силу ст. 189.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» меры по предупреждению банкротства кредитных организаций включают в себя: 1) финансовое оздоровление кредитной организации, т. е. осуществление во внесудебном порядке следующих мер, предусмотренных статьей 189.14: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами; 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций; 3) реорганизация кредитной организации; 4) меры по предупреждению банкротства банка.
11 Тян Н. С. Капитализация банков: формы проявления и методика оценки // Сибирская финансовая школа. 2010. № 1. С. 66.
12 П. 2 Инструкции Центрального банка РФ от 30.04.1991. № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков». Достаточность капитала определялась минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска.
13 Обзор банковского сектора российской федерации. Аналитические показатели. № 146 декабрь 2014 года.
14 См. ч. 1, 5, 7, 10, 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99‑ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. № 101. 07.05.2014.
15 Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 1.
16 Селивановский А. С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебник. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. С. 79.
17 Мишарев А. А. Рынок ценных бумаг. СПб., 2007. С. 135.
18 Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1918.
19 Молотников А. Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебное пособие. – М., 2013. С. 217.
20 Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3814.
21 Фокин Н. И. Пруденциальный//URL: http://dictionary-economics.ru/word/Пруденциальный.
22 Prudential regulation imposes standards that require firms to control risks and hold adequate capital, with the goal of protecting the markets from the sort of meltdown that is currently under way // URL: http://www.thisismoney.co.uk/money/news/article-1 670 460/Prudential-regulation.html#ixzz2H8TJHSMU.
23 Почежерцева З. А. Правовое регулирование рынка ценных бумаг России: частноправовые и публично-правовые начала: Монография. М., 2015. С. 127, 144.
24 Моисеев С. Р. Макропруденциальная политика // http://www.cbr.ru/ireception/terms_dfs.pdf.g

 

PDF file.pdf

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право