На главную Написать письмо

Анотация

Настоящая статья посвящена исследованию инновационных инвестиций—дается определение и типология этого вида инвестиций, устанавливается их роль в построении инновационной экономики. Уточняется состояние инвестиционного климата для инновационных инвестиций в Российской Федерации. Формулируются рекомендации по совершенствованию государственной инвестиционной политики, инвестиционного законодательства и международных инвестиционных соглашений Российской Федерации в целях увеличения притока инновационных инвестиций в российскую экономику.

Ключевые слова

Бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты, государственные гарантии, имущественная поддержка, инвестиции, инновационные инвестиции, налоговые льготы, организационная поддержка, субсидии

Инновационные инвестиции

С.И. Цыганов, к. э. н., доцент кафедры экономических теорий УрГЮУ

E-mail: tsyganov-sergey@mail.ru

Небольшая группа развитых государств быстро наращивает качественные изменения технологий, техники и человеческого капитала. Начавшаяся глубокая перестройка экономики сопровождается преображением системы общественных отношений. Во многом непредсказуемо раздвигается горизонт существования человеческой цивилизации.

Изучив скорость, масштаб и системные последствия происходящих сдвигов в экономическом развитии, К. Шваб делает вывод о проявлении признаков начала четвертой промышленной революции.

По его мнению границы материального, цифрового и биологического миров стираются1.

Промедление в организации технологического переворота отодвинет множество государств на обочину научно-технического прогресса. В этом случае хиреющая национальная экономика стран-аутсайдеров будет не в силах подняться на площадки высоких технологических укладов. Для них наглухо закроется проход к инструментам существенного повышения результативности процесса воспроизводства.

Нечетко, зыбко обозначаются контуры нового миропорядка. С большим вероятием следует ожидать выдвижение на авансцену истории буквально нескольких государств, пытающихся навязать свою волю мировому сообществу. В порядке гипотезы позволительно выдвинуть предположение об ограничении или утрате десятками стран экономического суверенитета.

В условиях надвигающегося шторма четвертой промышленной революции чрезвычайно важен официальный прогноз о том, какое место займет российская экономика в планетарном хозяйстве. «Именно сейчас,—подчеркивает Президент Российской Федерации В. В. Путин,— определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров»2.

Выполнение установки главы российского государства требует резкой активизации инвестиционного процесса. По расчетам В. Е. Ковалева и С. Р. Кириллова, для обновления производства, осуществления перестройки структуры экономики, использования новых наукоемких технологий нужно в течение 10 лет ежегодно увеличивать капитальные вложения в производственные фонды на 18–20%3. С. Глазьев и Г. Фетисов считают, что инвестиции в производства нового технологического уклада должны каждый год повышаться не менее чем в 1,5 раза4.

Добиваясь роста инвестиций, предстоит обратить пристальное внимание на инновационные инвестиции.

Инновационная инвестиция – вложение капитала в нововведение, применяемое в сфере предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. К объектам инвестирования относятся новые или значительно улучшенные технологии и средства производства, организационные инновации и др.

Эксперты Конференции Организации Объединных Наций по торговле и развитию полагают, что при соблюдении определенных условий инновационные инвестиции регулируют эволюцию экономической системы5, максимизируют вклад инноваций в развитие6.

Между инвестициями и инновациями установилась сложная взаимозависимость. Инвестиции выступают ресурсной основой инноваций. В свою очередь, смена совокупности базовых инноваций ведет к принципиальному улучшению параметров инновационных инвестиций.

Инвестор, осуществляющий инновационные инвестиции, должен приспособиться к быстрым изменениям условий инвестирования. Ему предстоит своевременно реагировать на новые потребности в инновационных инвестициях, проявлять повышенную гибкость в отборе объектов вложения капитала.

Важно не только поместить основные порции инновационных инвестиций в базовые сектора шестого технологического уклада. Было бы ошибкой упустить возможность направить часть потоков инвестиций этого вида в сферу производства продукции с низкой долей добавленной стоимости. Только так можно добиться успехов в конструировании инновационной экономики.

Типология инновационных инвестиций предполагает применение различных критериев:

по национальной принадлежности—национальные и иностранные инновационные инвестиции;

по форме собственности—инновационные инвестиции, относящиеся к государственной, частной или иной форме собственности;

по результатам осуществления инновационных инвестиций — обычные (стандартные) и прорывные (революционные) инновационные инвестиции.

В ходе реализации обычных инновационных инвестиций производятся ранее известные экономические блага с незначительным улучшением их качественных показателей. Результатом осуществления прорывных инновационных инвестиций является создание новых экономических благ или ранее известных, но имеющих значительно улучшенные характеристики.

Помещение инновационных инвестиций в экономику Российской Федерации сдерживается нагромождением многочисленных препятствий.

Сильнейшим отрицательным фактором выступает устаревшая архитектура национальных производительных сил. Преобладающая часть технико-технологической базы производства и трудовых ресурсов продолжает пребывать в индустриальной эпохе. В результате остается низкой восприимчивость российской экономики к инновационным инвестициям. Новые технологии оказываются несовместимыми с физически изношенными и морально одряхлевшими основными производственными фондами. Острый дефицит квалифицированных работников обездвиживает передовую технику и современные технологии.

Инфляция в период рецессии буквально заставляет Центральный банк Российской Федерации поддерживать на высоком уровне ключевую ставку. Тем самым коммерческие банки лишаются возможности предлагать дешевые кредиты для финансирования инвестиций.

Ощутимый вклад в копилку негативного воздействия на условия осуществления инновационных инвестиций вносят бюрократические препоны в сфере предпринимательской деятельности, коррупция, недостаточно высокая защита права собственности и др.

Санкции, введенные рядом стран в отношении России, включают запреты в области банковского кредитования, передачи технологий и техники.

Действие совокупности отрицательных факторов ухудшило инвестиционный климат в Российской Федерации не только для национальных инновационных инвестиций. Еще совсем недавно в общетеоретическом плане традиционно выделялась такая особенность прямых иностранных инвестиций, как привнесение ими нововведений в принимающую страну7. Но де-факто прямые иностранные инвесторы не торопятся помещать инновационные инвестиции в российскую экономику.

Вместе с тем было бы трагическим заблуждением отрицать наличие положительных факторов инвестиционного климата для инновационных инвестиций. В их перечне выделяются очаговые сосредоточения современной техники и новых технологий в оборонно-промышленном комплексе, в сфере производства космических аппаратов и др. Но проявление сравнительно высокой силы некоторых положительных факторов на ограниченном пространстве отдельных производств не может переломить инвестиционную ситуацию в масштабе национальной экономики.

На фоне преобладания неблагоприятных условий для реализации инновационных инвестиций обнадеживает позиция российского правительства. В Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. No 316 (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 No 1452)8 прописано следующее положение: «... Особое внимание ... будет уделено созданию такой среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов» (разд. «Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического и инновационного развития, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации»).

Интересы национальной безопасности Российской Федерации настоятельно требуют выработать предложения по повышению эффективности государственной поддержки инновационных инвестиций.

По данному вопросу представляется целесообразным сделать ряд обобщений и на их основе сформулировать конкретные рекомендации.

Нормы инвестиционного законодательства не содержат понятия «инновационная инвестиция». Одновременно действие базовых инвестиционных законов распространяется на отношения по осуществлению инновационных инвестиций, ибо иного не зафиксировано в этих законодательных актах.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. No 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 No 396-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»9, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. No 160ФЗ (в ред. Федерального закона от 5.05.2014 No 106-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»)10 и региональные инвестиционные законы установили перечень мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Система этих мер включает меры защиты (государственные гарантии) и поощрения (налоговые, финансовые, имущественные и иные). Все эти меры могут применяться для стимулирования инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляющих инновационные инвестиции.

Руководствуясь задачей продвижения инновационных инвестиций, предлагается расширить состав государственных гарантий, закрепленных инвестиционным законодательством.

В течение срока реализации приоритетного инвестиционного проекта производится продукция, выполняется работа, оказывается услуга. Если инвестор поместил инновационные инвестиции в рамках проекта указанной категории, то ему может быть предоставлена гарантия рынка сбыта продукции (работ, услуг). При этом неукоснительно соблюдается следующее условие: суммарный объем инновационных инвестиций должен составлять не менее половины общей стоимости приоритетного инвестиционного проекта.

Законодательное закрепление государственной гарантии рынка сбыта продукции (работ, услуг) предполагает нахождение сложных решений в области стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Государственное поощрение инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляющих инновационные инвестиции, имеет некоторые особенности.

Экспертно-аналитические материалы свидетельствуют о том, что налоговые льготы не стимулируют инвесторов достигать заявленные в проектах результаты11. На основании теории стоимости и структуры капитала Брусова — Филатовой — Ореховой сделан во многом парадоксальный вывод: «... при некоторых условиях ужесточение налогообложения может позитивно сказаться на инвестициях»12.

Отсутствуют основания поставить под сомнение выводы специалистов. Но было бы неверно вообще отвергать значение налогового льготирования в стимулировании инвестиций. Просто необходимо учитывать, что для каждого их вида нужно терпеливо подбирать наиболее эффективные налоговые льготы. Например, поддержка инвесторов, реализующих инновационные инвестиции, предполагает ориентацию на инвестиционный налоговый кредит.

Налоговый кодекс Российской Федерации зафиксировал понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 66, 67).

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов.

Рассматриваемая налоговая льгота может быть предоставлена по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Одним из оснований предоставления инвестиционного налогового кредита организации является техническое перевооружение этой организацией собственного производства.

Другая особенность налогового льготирования инвесторов, осуществляющих инновационные инвестиции, заключается в обязательном учете отраслевого распределения инвестиций этого вида.

Финансовое поощрение представлено бюджетными инвестициями, субсидиями и бюджетными кредитами.

В научной литературе отмечается связь между бюджетными и частными инвестициями. Изучение практики последних десятилетий позволило А. Амосову прийти к выводу о невозможности увеличить объем частных инвестиций при уменьшении бюджетных инвестиций13.

Бюджетные инвестиции провоцируют прирост общей суммы инновационных инвестиций, во многом обеспечивают инновационный подъем экономики. Здесь предстоит сосредоточить усилия государства по двум направлениям.

Во-первых, повысить объем бюджетных инвестиций, помещаемых в нововведения.

Во-вторых, направлять бюджетные инвестиции на подготовку инфраструктуры инвестиционных площадок, обустройство которых облегчит размещение инновационных инвестиций.

Маневренность бюджетных инвестиций недостаточно высока в условиях бюджетного дефицита. Но даже их сравнительно небольшой объем заметно подбадривает инвесторов, осуществляющих инновационные инвестиции.

Поддержка инновационных инвестиций включает предоставление субсидий на следующие цели:

частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инновационных инвестиций; уплата купонных выплат по облигационным займам, выступающим источником финансирования инновационных инвестиций;

компенсация части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (договорам лизинга), предусматривающим передачу арендатору новой или значительно усовершенствованной техники.

Нельзя отрицать роль бюджетных кредитов в финансировании инновационных инвестиций. Но все же этот вид финансовой поддержки уступает по своей эффективности бюджетным инвестициям и субсидиям.

В составе имущественной поддержки инвесторов выделяется предоставление им в пользование или на льготных условиях в аренду объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Продолжение и расширение применения такого вида имущественной поддержки придаст дополнительное ускорение инновационным инвестициям.

Имеет большие перспективы безвозмездная передача в собственность организаций, осуществляющих инновационные инвестиции, объектов недвижимого имущества, являющихся государственной собственностью.

Следует улучшить качество организационной поддержки, входящей в состав иного содействия инвесторам, осуществляющим инновационные инвестиции. На переднем плане здесь находится поддержка ходатайств и обращений инвесторов в органы государственной власти и местного самоуправления, сопровождение инвестиционных проектов.

При одновременном распространении на инвестора нескольких мер государственной поддержки возникает мощный синергетический эффект.

Целесообразно на основе государственно-частного партнерства совместить пучки инновационных инвестиций в сравнительно небольших территориальных границах инновационных производственных кластеров.

Согласованные действия по предоставлению государственной (федеральной, региональной) и муниципальной поддержки приведут к возрастанию общего объема инновационных инвестиций.

Представляется полезным повысить роль международно-правовых актов в стимулировании инновационных инвестиций.

Заключение договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 г. (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 8.05.2015)14 позволяет войти в область свободы трансграничного передвижения инвестиций, в том числе относящихся к категории инновационных. Это должно ускорить подготовку многостороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций государств-членов ЕАЭС. Очень своевременным было бы регламентирование в указанном соглашении предоставления дополнительной поддержки инвесторам, размещающим инновационные инвестиции.

Такой подход к стимулированию инновационных инвестиций необходимо распространить и на иные международные инвестиционные соглашения Российской Федерации.

Проведенное исследование позволяет выработать следующие рекомендации:

  1. Закрепить понятие «инновационная инвестиция» и гарантию рынка сбыта продукции (работ, услуг) в инвестиционном законодательстве и в международных инвестиционных договорах Российской Федерации.
  2. Разработать и утвердить Государственную программу Российской Федерации «Инновационные инвестиции», в которой определить особенности государственного стимулирования инновационных инвестиций.

Выполнение сформулированных рекомендаций значительно увеличит объем и улучшит качество инновационных инвестиций, что имеет первостепенное значение для построения инновационной экономики Российской Федерации.

  1. Schwab K. The Fouth Industrial Revolution // Foreign Affairs. 2015. December 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: //www.foreignaffairs. com/artic lees/2015.12.12/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 3.01.2016).
  2. Мы не имеем права быть уязвимыми // Российская газета, 4.12.2015. 

  3. Ковалева В.Е., КирилловС.Р. Государственная политика модернизации и инвестиционный процесс в России // Экономические науки. 2012. No 3. – 
С. 39.

  4. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономика. 2013. No 1. – С. 5.

  5. Конференция Организации Объеденных Наций по торговле и развитию. Доклад о торговле и развитии, 2004 год. Обзор и часть вторая. Нью-Йорк и Женева, 2004. – С. 76.

  6. Harnessing emerging technological breakthroughs for the 2030 agenda for sustainable development // UNCTAD. Policy brief. 2016. January. No 45.

  7. Голиченко О.Г.Возможности и альтернативы инновационного развития России // Инновации. 2013. No 5. – С. 22; Идрисов Г. И., Таганов Б. В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как инструмент ускорения экономического роста. О чем стоит задуматься? // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. No 1. – С. 14; Федорова Е. А. Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в регионы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. No 43. – С. 51.

  8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. No 18 (часть II). Ст. 2162; 2016 (часть I). Ст. 33.

  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. No 9. Ст. 1096; 2013. No 52 (часть I). Ст. 6961.

  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. No 28. Ст. 3493; 2014. No 19. Ст. 2311.

  11. Макеева В. А. Инструменты повышения инвестиционной привлекательности в регионах Приволжского федерального округа: общее и особенное // Региональная экономика: теория и практика. 2015. No 5. – С. 19.
  12. Брусов П. Н., Филатова Т. В., Орехова Н. П., Кулик В. Л. Можно ли повысить эффективность инвестиций, увеличивая ставку налога на прибыль организаций? // Финансы и кредит. 2015. No 19. – С. 42.

  13. Амосов А. Об экономическом механизме нового индустриального развития // Экономист. 2014. No 2. – С. 5.

  14. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 8.05.2015) [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2016).

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право