На главную Написать письмо

Анотация

В статье содержится критический анализ Антикризисного плана Правительства РФ. Сформулированы некоторые общие выводы и рекомендации, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Прежде всего отмечается, что идея модернизации экономики сама по себе не вызывает особой критики и сомнений. Однако важно четко определить ее сферы, цели и принципы. Пока много деклараций!

Ключевые слова

Модернизация экономики, Антикризисный план, ВВП России, инфляция, уровень безработицы, новая концепция управления национальной экономикой, рекомендации по проектам новых законов в сфере экономики и предпринимательства.

 

Мысли вслух о внутренней экономической политике российского истеблишмента

В.С. Белых, д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮУ

E-mail: belykhvs@mail.ru

Провозглашенный Президентом России Дмитрием Медведевым в 2009 г. курс на модернизацию вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Подавляющее большинство россиян хранили молчание и никак не комментировали избранный курс на модернизацию. И это понятно, поскольку для них более важными, жизненно необходимыми являются реальные условия существования, а не декларативные заявления главы государства и высших сановников государства. В истории нашего многострадального народа было немало примеров: от строительства светлого будущего до горбачевской перестройки.

На этом фоне появились многочисленные публикации, разного рода статьи, сборники, пособия, монографии. Причем спектр научных исследований достаточно широк: политика, экономика, образование, культура, право и т.д. В то же время в большинстве публикаций наблюдается односторонний (предметно-отраслевой) подход к исследованию (экономический, управленческий, правовой и др.), что не умаляет достоинства и качества проведенных исследований. Так, Л.В. Голоскоков пишет о модернизации российского права с позиции использования информационных технологий и средств1. С.А. Беляков рассматривает модернизацию образования в России с точки зрения совершенствования управления2. В свою очередь, авторский коллектив монографии «Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров» основное внимание уделяет вопросам качества профессионального образования, образовательных технологий и роста материально-технической базы учебных заведений3. В коллективной монографии

«Модернизация России в экономике и политике» рассматриваются спорные вопросы становления правового и социального государства, гражданского общества, права в сфере экономики и политики, а также инновационных процессов4.

Вместе с тем провозглашенный курс на модернизацию уже давно повис в воздухе. На сегодняшний день отсутствует, как было принято говорить в старые добрые времена, научно обоснованная концепция модернизации России в целом и национальной экономики в частности. Поэтому много деклараций!

Как любая идея, идея модернизации может овладеть массами в добровольной форме, если народные массы созрели до ее понимания и реализации. Пока (в обозримом будущем) необходимого «поворота мозгов» нет. Зато в изобилии промывание мозгов в форме политических деклараций и громких заявлений. Вместе с тем бедность народа (помноженная на высокий уровень безработицы, смертности и т. д.) порождает нищету философии, взглядов.

Социально-экономическое положение России до кризиса и в период него остается в целом стабильно тяжелым по многим показателям, поскольку другие страны обеспечили более эффективный контроль над инфляцией, большую диверсифицированность национальных экономик, рост производительности, щедрые социальные программы и политическую стабильность5. Например, экономическая политика Китая в условиях кризиса была сориентирована на потребности внутреннего рынка. Отсюда меньшая зависимость от внешних факторов, что в конечном итоге предопределяло рост и развитие экономики.

Для иллюстрации сказанного приведу несколько экономических показателей. Так, согласно предварительной оценке Росстата, номинальный объем ВВП России в 2014 г. составил 70 трлн 975 млрд руб., а индекс физического объема – 100,6%. Темпы роста экономики страны стали минимальными с 2009 г. Например, в 2012 г. ВВП России вырос на 3,4%, в2011г.–на4,3%,в2010г.–на4,5%. В кризисном 2009 г. экономика упала на 7,8%. Официальный прогноз Минэкономразвития по ВВП на 2016 г. пока составляет минус 0,6%6.

Бьет рекорд инфляция. Согласно данным Росстата, в декабре 2014 г. индекс потребительских цен составил 102,6 %, за год (декабрь 2014 г. в процентах к декабрю 2013 г.) – 114,4%7. В годовом исчислении инфляция в 2014 г. составила 11,36 %. Однако пик инфляции, по заявлению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, придется на март-апрель 2015 г. и она (инфляция) составит от 15 до 17%8. На 2016 г. прогноз Минэкономразвития по инфляции заметно улучшен до 5,8%. Одним словом, прогноз Минэкономразвития – это в духе фантазии экспромта Шуберта. Жить стало лучше и веселее!

Несколько слов об уровне безработицы в России. Численность безработных в феврале 2009 г.

составляла 6,1 млн чел., или 8,1 % экономически активного населения. В годовом исчислении общее число безработных возросло на 1,1 млн чел.9 Однако в марте 2009 г., по предварительной оценке Росстата, количество безработных достигло отметки 7,5 млн чел. по методике МОТ. На протяжении последних лет (2012–2014 гг.) безработица в России имела тенденцию к снижению. Если в начале 2011 г. она составляла 7,8%, то на начало 2014 г. – около 5,3%. К концу 2014 г. наметился подъем уровня безработицы. По данным Росстата, на ноябрь 2016 г. уровень составил 5,2% (где-то в районе 4 млн человек) от числа экономически активного населения.

Труднее всего найти сегодня работу экономистам, юристам, врачам. Наблюдается постепенное перенасыщение специалистов в области IT (информационных технологий), которая еще несколько лет назад была на пике популярности. Вместе с тем не хватает инженеров, рабочих для производств, технологов. Не теряют популярности профессии парикмахера, продавца, косметолога. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев посоветовал учителям, которые недовольны своей достатком, зарабатывать деньги в бизнесе10. Еще одно крылатое выражение премьера – «Денег нет, но вы держись».

Экономическая ситуация в России резко ухудшилась после введения США, странами Европы различного рода санкций, включая финансовые. Особенно болезным для нашей экономики является резкое падение цен на нефть. В свою очередь, Россия нуждается в цене на нефть по цене не ниже 100 долл. США за баррель, чтобы сбалансировать бюджет11. В настоящее время цена за баррель нефти равняется 45 долл. США, хотя некоторые аналитики прогнозируют

в краткосрочной перспективе 20–25 долл. США за баррель нефти.

Что же делает в этой архисложной ситуации Правительство России? Разрабатывает и принимает так называемый «Антикризисный план», в котором речь идет о мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране12. Пока в нем 60 пунктов, но разработчики Плана дали понять, что меры будут меняться в зависимости от ситуации.

Коротко рассмотрим основные направления Антикризисного плана. Всего в плане семь ключевых направлений – это импортозамещение, содействие развитию малого и среднего бизнеса, компенсация инфляционных издержек пенсионерам и многодетным, оптимизация бюджетных расходов. Больше всего денежных средств, согласно Антикризисному плану, предлагается выделить на докапитализацию системно значимых банков (1 трлн руб. за счет средств Агентства по страхованию вкладов плюс 250 млрд руб. из Фонда национального благосостояния). На борьбу с безработицей выделяется более 50 млрд руб. 54 млрд руб. получит агропромышленный комплекс. Сохранится финансирование госпрограмм в сфере здравоохранения и образования.

В этой связи хочу привести высказывание бывшего главы Минфина Алексея Кудрина. В своем твиттере он написал: «В антикризисной программе много рационального, но она лишь частично «утоляет боль», а лечит плохо»13. В программе, по его мнению, отсутствуют структурные реформы, а без них не выйти из кризиса и стагнации. Хотя он же считает, что антикризисный план Правительства РФ будет выполнен на 90%, но при этом сохраняются риски спада ВВП до 4%, а инфляция останется в диапазоне 12–15%14. Считаю возможным сформулировать некоторые общие выводы и рекомендации, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране. Прежде всего необходимо развести между собой меры, рассчитанные на долгосрочную перспективу, и мероприятия по выходу страны из кризиса и стагнации на краткосрочный период.

1. Идея модернизации сама по себе не вызывает особой критики и сомнений. Однако важно четко определить ее сферы, цели и принципы. В модернизации нуждается не только экономика страны, но и политическая система, а также иные сегменты общества и государства. Поэтому нужна целостная концепция модернизации российской экономики на долгосрочную перспективу, обеспеченная системой неправовых и правовых средств. В частности, предлагаю национальные проекты России облечь в форму федеральных законов и взять под усиленный государственный и общественный контроль.

2. Указом Президента РФ от 29 апреля 2012 No 478 утвержден устав Федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований». Главная задача РИСИ – информационное обеспечение Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Совета безопасности, аппарата Правительства, министерств и ведомств. РИСИ предоставляет экспертные оценки, рекомендации, готовит информационно-аналитические материалы для вышеуказанных структур15. На мой взгляд, деятельность РИСИ необходимо сосредоточить на крупных проектах, таких как модернизация экономики, политической системы, национальной безопасности. В структуре РИСИ отсутствует

центр правовых исследований, нет экспертов-юристов. В любом случае РИСИ нуждается в реформировании, в том числе с учетом опыта институтов (центров) стратегических исследований в странах ближнего и дальнего зарубежья.

3. В пятницу (13.02.2015) в НовоОгарево Президент РФ Владимир Путин собрал высших чиновников и руководство Банка России, с тем чтобы антикризисный план «не только остался бы на бумаге». На этом совещании глава Сбербанка Герман Греф предложил реформу государственного управления. Главная его идея – это создать при Правительстве РФ новый Центр управления изменениями, который займется подготовкой к реформам, поскольку министерства загружены текущей работой и у них нет времени для осмысления реформ. Что касается Центра, то он будет вырабатывать общие правила и индикаторы16. Герман Греф предложил также сократить количество поручений, создать

новую систему мотивации в министерствах, коэффициенты чиновников и новые методы подбора кадров. В целом предложение интересное.

С учетом ранее сказанного, предлагаю не создавать новый центр, а возложить эти обязанности на Российский институт стратегических исследований.

4. В концепции модернизации экономики России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала. Давно пора диверсифицировать экономику!

Действительно, годы президентства В.В. Путина – это годы упущенных возможностей для России. Почти пятнадцать лет экономика России топчется на месте (это в лучшем случае). Вот что по этому поводу сказал Анатолий Чубайс: «Уникальные внешнеэкономические условия, которые сложились в России в последние 6–7 лет, можно было использовать гораздо лучше. Можно было сделать массу очень сильных шагов», – подчеркнул он17. «Путинский период в жизни России – в экономике это фантастическое стечение обстоятельств. Ситуация с нефтью фантастическая», – отметил А.Б. Чубайс. В итоге же фантастическая ситуация осталась в истории российского государства.

19 декабря 2014 г. Президент РФ Владимир Путин на встрече с ведущими бизнесменами страны призвал их принять участие в диверсификации российской экономики, пообещав им помощь со стороны государства18. Однако призывы здесь не помогут. Необходимы программа действий и жесткая рука!

5. рыночная экономика имеет больше плюсов, чем административная, не нуждается в особой аргументации. Вместе с тем следует подчеркнуть, что рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного регулирования экономической жизнью страны. Особенно актуальным вопрос о пределах государственного вмешательства в частные дела, а также в экономику в целом показал себя в условиях глобального финансового кризиса. То, что произошло на фондовом рынке, – яркий показатель того, что государство должно эффективно управлять рынком, активно вмешиваться в эти процессы. Частная собственность никак не может быть «священной коровой», а государство не должно исполнять роль «ночного сторожа». Саморегулирование рынка – это неплохо, но оно должно быть дополнено государственным.

Современной России в переходный период нужна новая концепция управления национальной экономикой – концепция государственного социально ориентированного капитализма. Именно она (концепция) должна учитываться и при разработке концепции совершенствования действующего законодательства, включая предпринимательское. Идеологию процесса совершенствования необходимо рассматривать в русле экономической модели19.

6. Главными звеньями в российской экономике должны стать, с одной стороны, крупные интегрированные структуры. Наряду с государственными предприятиями оборонной промышленности, холдинги способны вывести отечественную

экономику из состояния стагнации на уровень прогрессирующего развития. С другой стороны, малое и среднее предпринимательство (бизнес) – важный и необходимый элемент рыночной экономики. В промышленно развитых странах Европы малый и средний бизнес играет ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. И не только. «Азиатское экономическое чудо» также во многом обязано малому предпринимательству. Почти все страны Юго-Восточной Азии (за исключением лишь Северной Кореи) осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны20. Впечатляющие цифры!

В Антикризисном плане отмечается, что одним из ключевых направлений действий Правительства РФ в ближайшее время будет являться содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек. Дай Бог, чтобы все было именно так!

7. 22 августа 2012 г. Россия, наконец-то стала 156-м членом ВТО. Однако и до вступления и после остались за пределами системного анализа последствия вступления России в ВТО. Известно, что переговорный процесс шел по четырем основным направлениям: 1) переговоры по тарифным вопросам. В рамках данного направления основная цель – определение максимального уровня (связывания) ставок ввозных таможенных пошлин, на применение которых Российская Федерация будет иметь право после официального присоединения к ВТО; 2) переговоры по сельскому хозяйству. Основной вопрос (за исключением тарифных) – определение объемов

внутренней поддержки аграрного сектора; 3) переговоры по доступу на рынок услуг. Цель – согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок; 4) переговоры по системным вопросам. Основная цель переговоров – определение мер, которые Россия примет на себя в области законодательства и его применения для выполнения своих обязательств, как участник ВТО21.

Согласно проведенному исследованию, негативные последствия в краткосрочном периоде могут коснуться предприятий пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности. Возможное сокращение выпуска в этих секторах может составить от 0,5 до 2%22. Однако самое большое падение ожидается в секторе машиностроения – до 12% падения выпуска, а также в пищевой и легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где падение составит до 7%. Негативные последствия не пройдут мимо авиационной и автомобильной промышленности, сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса. Так, в силу принятых обязательств Россия в течение семи лет должна будет сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну магистральные авиалайнеры. Это создаст серьезную угрозу масштабным авиастроительным проектам, которые реализует наша страна, что вряд будет способствовать развитию российских авиакомпаний.

Короче говоря, где на уровне Правительства РФ анализ последствий вступления России в ВТО? Возможно, не будем торопить события и подождем четыре года, с тем чтобы уже определенно говорить, какие отрасли отечественного производства выдержали испытание мировым рынком в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, а какие нет23. Вместе с тем, Правительство РФ обязано было организовать и провести дифференцированную оценку по отраслям и регионам последствий вступления в ВТО. Без такой оценки те или иные рекомендации по свертыванию отраслей экономики, которые неспособны конкурировать с импортной продукцией, могут привести к серьезным социально-экономическим последствиям.

8. В современных условиях архиважная проблема – рентный доход России. По оценкам академика Д.С. Львова, ежегодная чистая народнохозяйственная прибыль страны составляет 60–80 млрд долл. США, что в 2–2,5 раза больше объема нынешних бюджетных средств24. Поэтому, если нераспределенный доход составляет 60–80 млрд. долл., то на долю ренты приходится где-то 45–60 млрд. долл. Таким образом, сегодня большая часть рентного дохода России оказалось приватизированной (например, в теневом бизнесе, офшорных зонах, криминальных структурах). Однако, по справедливому замечанию ученого-экономиста, рентный доход не является результатом непосредственной предпринимательской деятельности,

коммерческих рисков, а это то, что в России от Бога. Следовательно, рентный доход должен принадлежать всем.

Как поговаривал бывший министр финансов Александр Яковлевич Лифшиц: «Делиться надо!». Если не сейчас, то хотя бы в обозримом будущем.

9. В феврале 2008 г. произошло разделение Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Последний является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. На 1 февраля 2015 г., по данным Минфина РФ, объем средств Фонда национального благосостояния России составлял 5 101,83 млрд руб. На 1 ноября 2016 г. объем средств Фонда уменьшился и составил 4 541,93 млрд руб.

Долги современных олигархов перед государством и обществом, возникшие в результате тотальной приватизации федеральной собственности (читай: общенародной), должны быть возвращены. Такой возврат возможен либо путем передачи соответствующей доли в бизнесе государству, либо путем пожертвований, либо путем массированного строительства социальных объектов и инфраструктуры. Предлагаю за счет средств крупного российского предпринимательства создать объединенный фонд по типу фонда Д. Сороса.

10. На фоне экономического кризиса и стагнации российской экономики предлагаю разработать и принять следующие федеральные законы: 1) закон о предпринимательской деятельности25; 2) закон об управлении собственностью26; 3) закон о национализации и деприватизации; 4) закон о контроле и слиянии (поглощении); 5) закон о ценах и ценообразовании; 6) закон о финансовых инструментах; 7) закон об основах инновационной деятельности.

Рассматривая инвестиционную и инновационную политику в качестве составляющей промышленной политики России, следует: а) сблизить режимы правового регулирования иностранных и национальных инвестиций, в том числе в отношении льгот; б) устранить коллизии норм российского инвестиционного, налогового и таможенного законодательства; в) обеспечить защиту национальных интересов России от незаконных иностранных компаний.

 

1 См.: ГолоскоковЛ.В. Модернизация российского права: Монография/ Под ред. А.В. Малько. М., 2006.

2 См.: БеляковС.А. Модернизация образования в России: совершенствова- ние управления. М., 2009.

3 Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подго- товка кадров/ Под ред. Т.Л.Клячко. М., 2002.

4 Модернизация России в экономике и политике: монография. Екатерин- бург, 2012. – 322.

5 См. более подробно: БелыхВ.С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики/ Под общ. ред. акад. А.И.Татаркина. Екатеринбург, 2011. С. 54–58, 150–165

6  http://www.interfax.ru/business/525823

7  http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/ind-zen26.htm

8  http://top.rbc.ru/finances/11/02/2015/54db61179a79478025b561aa

10  http://izvestia.ru/news/625391

11  http://censor.net.ua/n276978

12  http://government.ru/info/761/

13  http://top.rbc.ru/economics/30/01/2015/54cbaaa79a79470e77ba1253

14  http://openrussia.info/4710-kudrin-antikrizisnyy-plan-budet-vypolnen-na-90.html

15  http://www.riss.ru/

16 http://news.rambler.ru/29161643/
17 http://lenta.ru/news/2005/11/20/chubais/
18 РИАНовости http://ria.ru/economy/20141219/1039260750.html#ixzz3SRorwGYJ

19 Белых В.С. Модернизация российской экономики и предприниматель

ского законодательства: вопросы теории и практики/ Под общ. ред. акад.

 


 

 

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право