На главную Написать письмо

Анотация

В статье исследуются вопросы, связанные с отнесением отдельных видов государственной службы к новому виду в системе государственной службы РФ – федеральной государственной службе иных видов. С этой целью проанализировано содержание ряда федеральных законов («О прокуратуре Российской Федерации», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и др.). Выявлены лица, которые по своему правовому статусу могут считаться проходящими федеральную государственную службу иных видов.

Ключевые слова

Система государственной службы РФ, государственная служба иных видов, правоохранительная деятельность, служба в Прокуратуре РФ, служба в Следственном комитете РФ, служба в органах внутренних дел, таможенная служба.

К вопросу о государственной службе иных видов

В. Ш. Шайхатдинов, д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной муниципальной службы УрГЮУ

E-mail: spgms@mail.ru

С принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. No 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»1 система государственной службы Российской Федерации изменилась. Кроме государственной гражданской службы и военной службы появилась государственная служба иных видов. Это обстоятельство нашло отражение в содержании ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2. При этом в данном Федеральном законе отсутствуют как определение понятия «государственная служба иных видов», так и перечисление видов этой службы.Втожевремявп.3ст.2Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» указывается, что государственная служба иных видов является видом федеральной государственной службы, в п. 2 ст. 8 данного Федерального закона введены должности федеральной государственной службы иных видов, а в п. 1 ст. 9 этого же Федерального закона появилось положение о том, что Реестр должностей федеральной государственной службы включает перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов.

Отметив, что в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» отсутствуют как определение понятия государственной службы иных видов, так и перечисление видов этой службы, следует также уточнить, что в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. No 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признания утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» несколько раз вместо словосочетания «правоохранительная служба» употреблено «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». В связи с этим представляется, что основным признаком государственной службы иных видов является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Естественно, это не может быть гражданская служба и военная служба. В свою очередь, к основным признакам правоохранительной деятельности относятся: 1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств; 2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий; 3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом; 4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т. е. связана с применением мер государственного принуждения3. Однако если исходить из указанных выше признаков, то к государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, можно отнести значительное число государственных органов, в которых эту деятельность реализуют как лица, замещающие федеральные государственные должности (судьи), так и военнослужащие (Федеральная служба безопасности), а также адвокаты (адвокатура). Очевидно, для того, чтобы выявить отдельные виды федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, следует проанализировать федеральные законы об отдельных государственных органах, связанных с правоохранительной деятельностью, обращая внимание на правовой статус лиц, проходящих службу в этих органах. При этом имеет значение наименование отдельных государственных органов, наименование должностей в них, специальных званий и др.4

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. No 2202-1 (в ред. от 17.11.1995) «О прокуратуре Российской Федерации»5 прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В органах и организациях прокуратуры осуществляют свою деятельность несколько категорий лиц. Это прокурорские работники, специалисты и сотрудники научных и образовательных организаций прокуратуры6. Из перечисленных выше лиц проходят федеральную государственную службу иных видов лишь прокурорские работники. В их состав входят: Генеральный прокурор РФ, его заместители, советники, помощники, другие прокуроры, имеющие классные чины, в том числе сотрудники научных и образовательных организаций прокуратуры. Не относятся к прокурорским работникам специалисты, которые являются федеральными гражданскими служащими и правовой статус которых определяется законодательством о гражданской службе. Относятся к прокурорским работникам, но проходят военную службу, а не государственную службу иных видов, военные прокуроры. Следует уточнить, что среди прокурорских работников не является федеральным служащим Генеральный прокурор РФ, т. к. он входит в число лиц, замещающих государственные должности РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам присваиваются классные чины. Таковыми являются: младший юрист – младший лейтенант юстиции; юрист 3-го класса – лейтенант юстиции; юрист 2-го класса – старший лейтенант юстиции и др. Вторым федеральным государственным органом, где граждане проходят федеральную государственную службу иных видов, является Следственный комитет Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 года No 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»7 среди задач Следственного комитета значатся защита прав и свобод человека и гражданина, организация и осуществление своих полномочий для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и др. В Следственном комитете проходят службу сотрудники, военнослужащие военных следственных органов, а также федеральные государственные гражданские служащие. К лицам, проходящим федеральную государственную службу иных видов, следует относить сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания. Перечень этих званий дан в ст. 20 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации». Таковыми являются: младший лейтенант юстиции; лейтенант юстиции; старший лейтенант юстиции и др. Федеральную государственную службу иных видов граждане проходят также в органах внутренних дел. К лицам, проходящим в этих органах федеральную государственную службу иных видов, относятся сотрудники, имеющие специальные звания. Перечень специальных званий содержится в ст. 8 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8. Таковыми являются: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции и др. Считаются проходящими федеральную государственную службу иных видов сотрудники полиции9, а также сотрудники Федеральной фельдъегерской связи10.

К федеральной государственной службе иных видов относится служба в таможенных органах. В таможенных органах проходят службу три группы лиц: 1) сотрудники; 2) федеральные гражданские служащие; 3) работники по трудовому договору. Поэтому нельзя согласиться с И.В.Кулешовым в том, что государственная служба в таможенной сфере осуществляется только сотрудниками таможенных органов11. Для сотрудников таможенных органов Федеральным законом от 21 июля 1997 г. No 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»12 установлены специальные звания. К ним, в частности, относятся младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант, капитан таможенной службы.

Граждане проходят государственную службу иных видов также в управлениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. К работникам уголовно-исполнительной системы согласно ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. No 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»13 относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие. Очевидно, что проходящие государственную службу иных видов являются сотрудниками. Им присваиваются следующие специальные звания: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; младший сержант полиции, младший сержанта внутренней службы, младший сержант юстиции.

Существенные изменения в сфере государственной службы иных видов произошли в связи с принятием федеральных законов от 23 мая 2016 г. No 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14 и от 3 июля 2016 г. No 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»15.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 23 мая 2016 г. No 141-ФЗ служба в федеральной противопожарной службе – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. Проходящие федеральную государственную службу иных видов в федеральной противопожарной службе являются сотрудниками.

Ст. 8 данного Федерального закона включает специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы. Так, рядовому составу присваивается звание рядовой внутренней службы, младшему начальствующему составу – младший сержант внутренней службы, сержант внутренней службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. No 226-ФЗ войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона в состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; 4) образовательные организации высшего образования и иные организации. Как видно, государственную службу иных видов в национальной гвардии проходят лишь лица, имеющие специальные звания полиции. Иные лица в составе национальной гвардии проходят военную службу или гражданскую службу.

 

1  Собрание законодательства РФ. 2015. No 29 (часть 1). Ст. 4388.

2  Там же. 2003. No 22. Ст. 2063.

3  См.: Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / под. ред. В.М.Бозрова. М.: Юрайт, 2015. С. 15.

4 Подробнее об этом см.: Левченко И. А. Проблемы совершенствования системы государственной службы Российской Федерации // Актуаль- ные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях: материалы 12-й Международной научно-практи- ческой конференции. Министерство образования и науки РФ; Южно-Рос- сийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 2016. С. 51–52.

5  Собрание законодательства РФ. 1995. No 47. Ст. 4472.

6  См.: ШобухинВ.Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮУ, 2016. С. 12–13

7 Собрание законодательства РФ. 2011. No 1. Ст. 15.
8 Собрание законодательства РФ. 2011. No 49. Ст. 7020.
9 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года No3-ФЗ «О полиции» //Собрание законодательства РФ. 2011. No 7. Ст. 900.

10 См.: Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. No67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» // Собрание законодательства РФ. 1994. No34.

11 См.: КулешовИ.В.Служба в таможенных органах Российской Федерации – особый вид государственной службы: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 16.

12 Собрание законодательства РФ. 1997. No 30. Ст. 3586.
13 Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, No 33, ст. 1316.
14 Собрание законодательства РФ, 30.05.2016, No 22, ст. 3089.
15 Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, No 27 (Часть I), ст. 4159.

 

 

 

 

 

 

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право