На главную Написать письмо

Анотация

В статье анализируются актуальные проблемы развития интернет-коммерции в России и за рубежом (приводится опыт КНР). Автором констатируется наличие «серых зон», результатом которых будет только фрагментирование на национальные сегменты с точки зрения контроля за интернет-пространством.

Ключевые слова

Информационное законодательство, внешнеэкономическая деятельность, трансграничная торговля.

Современные тенденции развития интернет‐коммерции в России

А.В.Губарева, к. ю. н., доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ

E-mail: ashipova@mail.ru  

Информационный потенциал государства и общества влияет на обеспечение высокого материального уровня населения, поэтому пристальное внимание в мире уделяется информации, информационным ресурсам и системам. Становится очевидным, что чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятнее всего оно может добиваться стратегических преимуществ и экономического процветания. К концу XX в., особенно в связи с массовым использованием глобальной телекоммуникационной сети Интернет, информационные процессы стали приобретать международное значение.

Динамичные информационные преобразования в современном обществе вызывают необходимость их комплексного анализа и понимания со стороны юридической науки, которая пока еще не выработала устойчивые теоретические позиции формирования правовых основ более тесной интеграции государств в международной информационной сфере1.

Процесс разработки и принятия международных нормативных правовых документов, определяющих трансграничный режим формирования и использования информации, в том числе передаваемой по глобальным телекоммуникационным сетям, в настоящее время носит дискретный характер; их появление нередко вызвано стихийным развитием информационного общества и его противоречиями. Назрела необходимость разработать многостороннюю модель управления на основе международных организаций. Для международной информационной безопасности требуется срочно выработать универсальные правила поведения государств в информационном пространстве. В 2015 г. странами Шанхайской организации сотрудничества был подготовлен проект правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, внесенный на рассмотрение в ООН, который позволяет предотвратить конфликты в информационном пространстве. Ведущие страны в области информатизации осуществляют активный поиск способов сближения международного и национального законодательства, определяющего основные параметры правового регулирования информационного обмена на международном уровне. Об этом свидетельствует опыт встреч на высоком уровне руководителей национальных ведомств в области информатизации. Так, 16 декабря 2015 г. Д.А. Медведев принял участие во второй всемирной конференции по вопросам Интернета, констатировав, что «Интернет и в будущем должен оставаться открытым, глобальным и распределенным ресурсом. При этом элементы государственного регулирования, управления Сетью необходимы... Правовые конструкции не успевают за стремительным развитием технологий и передачи информации. Перед нами всеми встаёт немало вопросов. Как провести границу между онлайни офлайнюрисдикциями? Как гарантировать право людей на неприкосновенность частной жизни? Как защитить авторские и другие исключительные права? Кто будет гарантировать бесперебойную работу критической инфраструктуры Интернета? Как будет осуществляться распределение номеров, адресов, иными словами, какой международной структурой это будет делаться и по каким правилам?»2. Пока существуют «серые зоны» в нормативном юридическом правовом поле, результатом будет только фрагментирование на национальные сегменты с точки зрения контроля за интернет-пространством.

Озабоченность государства с точки зрения правового регулирования указанной сферы понятна. Однако имеются и другие аспекты озабоченности.

В настоящий момент больше половины населения нашей страны используют Интернет (что составляет почти 80 млн человек). Имеющей большую территорию, расположенную в 11 часовых поясах. Для нашей страны, принципиально важно обеспечивать равные бесперебойные условия доступа граждан и юридических лиц к Всемирной сети.

Многие российские IT-компании вышли на международные рынки. Безусловно, этот сектор дальше будет активно развиваться, в том числе за счёт электронной торговли, предоставления услуг (включая государственные услуги).

В специальной литературе ряд авторов выделяет различия между двумя базовыми понятиями – «электронным бизнес» и «электронная коммерция». Так, А. Малоштанов пишет: «Электронным бизнесом называют любую деятельность, использующую возможности глобальной сети Интернет для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией подразумевается любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей...«3. Таким образом, главное отличие между указанными понятиями заключается в том, что электронный бизнес – это деятельность, а электронная коммерция представляет собой совокупность сделок4. При этом как справедливо замечает профессор В.С. Белых: «электронная коммерция представляет собой самостоятельный вид (этап) производственного процесса. Она входит в состав обмена продуктами труда. Поэтому вряд ли приемлема трактовка электронной коммерции как совокупности сделок»5.

В 2015 г. важной тенденцией в области интереса государства к развитию интернет-отрасли стало учреждение АНО «Институт развития Интернета» (ИРИ), что стало продолжением идей и предложений, озвученных в октябре 2014 г. в ходе Russian Interactive Week (RIW-2014) и долгосрочной программы развития российской части информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики.

Очевидна и смена вектора законодательных инициатив 2014– 2015 гг., которая была продиктована сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ и ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Исходя из экспертной оценки Российской ассоциации электронных коммуникаций6, среди законодательных инициатив, предлагавшихся за 11 месяцев 2015 г. нейтрально или положительно были оценены 38%, для сравнения – за период 2013–2014 гг., доля таких законопроектов составляла 23%, при этом количество инициатив за год выросло.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Н. А. Никифоров указал, что «прямой вклад Интернета в развитие экономики в России составляет 2,2% ВВП. От информационных технологий и от Интернета в целом зависит гораздо больший спектр отраслей, который оценивается экспертами в 11,6 трлн рублей (около 13%). Почти шестая часть нашей экономики – это так называемые интернет-зависимые отрасли»7.

Необходимость развития крупных частных компаний, которые бы занимались развитием электронной торговли, обусловлена статистикой осуществления электронной коммерции: 63% активных пользователей Интернета (далее – АПИ) осуществляют онлайн-оплату товаров и услуг; 49% АПИ осуществляют онлайн-переводы между частными лицами; 28% АПИ осуществляли покупку товаров через доски объявлений; при этом немного меньше половины – 31% АПИ – осуществлял и свои покупки в зарубежных интернет-магазинах. Таким образом, по итогам 2014 г. объем кроссбордерной торговли (покупка в зарубежных интернет-магазинах) составил 19,1млр руб., что на 42% больше, чем в прошлом году. Такие данные дают наглядное представление о тенденциях развития интернет-индустрии и ее влиянии на внешнеэкономическую деятельность страны.

Электронная коммерция включает в себя два основных направления: business-to-customer и business-tobusiness. Если первое направление есть электронная розничная торговля, то второе включает в себя все уровни информационного и управленческого взаимодействия между компаниями (как правило, коммерческими организациями). В последнем случае речь идет об электронной оптовой торговле. В сегменте business-to-customer действуют электронные магазины, каталоги продукции, торговые ряды, осуществляется дои послепродажное обслуживание, формируются сообщества покупателей. В сегменте businessto-business происходит заключение и/или исполнение договоров электронным способом на двусторонней основе либо в рамках специализированной электронной площадки8.

В Послании Президента Федеральному собранию на 2016 г. В.В. Путин обозначил один из проектов, которым «может стать создание крупных частных российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через Интернет во все страны мира»9.

В начале 2016 г. данное предложение было поддержано бизнесменом Русланом Байсаровым, который предложил создать площадку, оказывающую финансовое и юридическое сопровождение, помогающую российским компаниям в привлечении инвестиций и установлении контактов с иностранными рынками и выполняющую важные функции – от обычной торговли до сопровождения новых бизнес-проектов молодых российских компаний с изобретениями или оригинальными идеями, которые будут поставляться на мировой рынок10. Главная цель данного проекта, чтобы любой товар российского производства был защищен в соответствии с западным законодательством.

В июне 2016 г. запускает свою работу первая торговая интернет-платформа в Китае со 100% российскими инвестициями, которая будет позиционировать как «идеальное решение для производителей продуктов народного потребления, стремящихся выйти на китайский рынок». Идея ее разработки связана с тем, что ежегодные темпы роста трансграничной электронной торговли в среднем составляет 30%, а оборот торговли между Китаем и Россией к 2010 году должен достичь 200 млрд долларов. Данная площадка будет заниматься как оптовыми продажами на заказ дистрибьюторам и другим корпоративным клиентам в Китае, так и розничной торговлей физическим лицам со склада в Шанхае, предоставляя производителям продукции сопутствующие сервисы – к примеру, транспортно-логистические услуги и перевод необходимой документации и информации о товарах11.

Опыт создания подобных компаний уже существует. Так, широко известна китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, Alibaba Group, которая управляет несколькими структурами, в том числе: – Alibaba.com (Alibaba China, Alibaba International) – основной актив компании, торговая площадка для организаций; – AliExpress.com – интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом (с возможностью бесплатной доставки почтой China Post Air Mail, а особенностью сервиса является то, что продавец получает деньги только после доставки товара); – Taobao. com – онлайн-рынок розничной торговли, интернет-магазин и интернет-аукцион (все предлагаемые товары можно приобрести через AliExpress); – Alipay – платформа для онлайновых электронных платежей. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B, розничная онлайн-торговля. Участники пользуются единым для всех структур программным обеспечением для управления предприятием, а также отсортированными по регионам и отраслям базами данных товаров и предприятий12. 28 августа 2014 года компания опубликовала официальный отчет13, согласно которому она получила: $ 2,54 млрд выручки за два квартала 2014 года (50,81 % в годовом исчислении и 9,41 % по сравнению с первым кварталом), $ 1,99 млрд чистой прибыли (+ 182% в годовом сопоставлении), число активных покупателей увеличилось до 279 млн (на 50,81% больше в годовом сопоставлении и на 9,41 % больше по сравнению с предыдущим кварталом)14.

Целью экономического сотрудничества между Россией и Китаем является получение максимальных национальных интересов, но на фоне экономической глобализации традиционные национальные интересы имеют «гибкие» особенности. Но в то время как страна пользуется благами международной торговли и международных инвестиций, ее интересы суверенного государства также должны быть ограничены международными правилами, международной практикой и выбором направления политики других стран15, а для этого необходимо эти правила разработать международным сообществом.

Публикация подготовлена в рамках выполнения базовой части государственного задания вузу. Проект No 2932.

 

 

 

1 См. подробнее: Губарева А.В., Гулемин А.Н. Угрозы безопасности персональных данных: проблемы современности // Право и общество. No 2. 2015. С. 151–158.

2  URL: http://special.government.ru/news/21075/

3  Цит.по: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 322.

4 Там же. С. 321.

5  Там же. С.322.

6  Законы и законопроекты в законодательстве, касающиеся сети Интернет, за период январь 2015 – ноябрь 2015 // URL: http://raec.ru/upload/ iblock/227/2015_12_raec_monitoring_legislation.pdf

7  URL: http://news.rambler.ru/economics/32389513/

8  БелыхВ.С.Правовое регулирование предпринимательской деятельности

9 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173
10 URL:http://www.rbc.ru/interview/business/10/02/2016/56b3934c9a794761393d0ae7?

11 URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2016/05/10/572b0d9c9a79470673cdcbc0

12 Alibaba запустит международную версию конкурирующего с eBay сервиса, Lenta.ru, 21 ноября 2014

13 URL: http://alibaba.newshq.businesswire.com/press-release/alibaba-group-announces-march-quarter-2015-and-full-fiscal-year-2015-results

14 Миролюбов Владимир. Alibaba Group отчиталась за второй квартал 2014 года // E-pepper.ru (31.08.2014).

15 Тан Чжучан. Стратегические преобразования китайско-российского торгово-экономического развития на фоне экономического подъема Китая и России // Академический журнал русских исследований. 2011. No5.

 

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право