На главную Написать письмо

Анотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования в рыночных условиях правового регулирования, государственного и муниципального управления в области охраны водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах РФ.

Ключевые слова

Промышленные предприятия, загрязнение водных объектов, в процессе хозяйственной деятельности, правовая охрана водных объектов, правовые и экологические требования по охране водных объектов от загрязнения в регионах, правовые меры по охране водных объектов от загрязнения.

К вопросу о совершенствовании правовой охраны водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в РФ

Р.В. Соляной, преподаватель кафедры экологического и земельного права УрГЮУ, магистр юрисруденции

E-mail: solyanoyrv@mail.ru

В настоящее время в рыночных условиях все более возрастает влияние общественного производства на биосферу, которое сопровождается ограничением ее естественных восстановительных возможностей, а также изменением климата Земли и истощением озонового слоя. При этом происходит рост потребления природных ресурсов юридическими лицами и гражданами при одновременном сокращении природных запасов, что может также привести

к нарушению процессов самоочищения, естественных циклов воспроизводства. Деградация под влиянием хозяйственной деятельности промышленных предприятий отдельных природных экосистем, в том числе и водных, ведет к дестабилизации самой биосферы, в частности, к утрате ее устойчивости, целостности и способности поддерживать надлежащее качество природной среды в отдельных регионах страны.

В ряде регионов РФ под влиянием хозяйственной деятельности промышленных предприятий меняется рельеф местности, уничтожаются растительность, значительные природные территории выбывают из хозяйственной и рекреационной деятельности. В результате изменяется гидрологический режим естественных водных объектов, качественный состав воды, имеет место загрязнение подземных и поверхностных водных объектов.

Таким образом, вопросы охраны водных и иных природных ресурсов и окружающей среды в целом тесно связаны с дальнейшим развитием общественного производства и удовлетворением разнообразных потребностей людей, социальноэкономическими, экологическими и иными общественными задачами. Их решение влияет на продолжительность жизни и здоровье населения в регионах, уровень его благосостояния, а также на реализацию конституционных и иных экологических прав и интересов граждан, в частности, в водоохранной сфере,

Происходящие коренные изменения в социально-экономической, водоохраной и экологической сфере оказывают свое воздействие и на государственно-правовую систему. В настоящее время одним из важнейших национальных интересов в РФ является защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Поэтому необходимо совершенствование правового регулирования и государственного управления в водоохранной сфере. Повышение эффективности правовой охраны водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в условиях рыночной экономики требует единства и новых подходов к правовому регулированию водных отношений, закрепления прогрессивных тенденций в развитии водного законодательства.

Итак, правовая охрана водных объектов в регионах страны должна быть направлена на недопущение новых источников вредного воздействия на водные ресурсы и экологически вредной деятельности, предупреждение негативных экологических, социально-экономических и других последствий, на прекращение деятельности предприятий, отрицательно влияющих на водные объекты, либо ее приостановление, когда оказывается неблагоприятное воздействие на водные ресурсы, ограничение водопользования, проведение оперативных мер по их восстановлению. Следует подчеркнуть ряд особенностей правовой охраны водных объектов.

Во-первых, существующие экологические и, в частности, водоохранные проблемы имеют преимущественно региональный характер. При этом важно отметить, что это имеет также общегосударственное значение. Особенно это характерно для российского государства, которое имеет большую территорию со специфическими региональными социально-экономическими, природн-экологическими условиями. Кроме того, экономическое и социальное благополучие страны обеспечивается путем рационального и эффективного использования водных и других природных ресурсов предприятиями, а также сохранения благоприятной окружающей среды и ее отдельных природных объектов и комплексов в регионах РФ.

Во-вторых, в условиях развивающихся рыночных механизмов водные ресурсы все интенсивнее используются для нужд промышленного производства и проживающего на территории населения. При этом сохранившиеся и вновь возникшие проблемы в области охраны водных объектов тесно связаны с происходящими кризисными процессами и явлениями в мировой и российской экономике, которые, в свою очередь, в совокупности оказывают свое все возрастающее негативное влияние на процессы социальноэкономического, экологического, демографического и иного развития в стране.

Несмотря на большую значимость природопользования и охраны окружающей среды для экономики страны как в советский период, и в период перехода к рыночной экономике, в стране была недооценка значения и роли экологических проблем. Органами государственной власти уделялось недостаточное внимание своевременному разрешению экологических проблем. В целях ускоренного развития и хозяйственного использования этих регионов, освоения природных территорий экологические и водоохранные проблемы, как правило, решались по остаточному принципу, в том числе и с точки зрения финансового обеспечения. Правовая охрана водных объектов и окружающей среды в целом становится важнейшей составной частью социально-экономического и экологического развития РФ.

Промышленные предприятия призваны гарантировать экологическую безопасность населения, включая водную, обеспечивать рациональное использование и воспроизводство водных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Поэтому их воздействие на окружающую среду и на водные объекты должно осуществляться на уровне, на котором не будет причиняться вред жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, биоразнообразию. Правовые экологические и водоохранные требования должны определять порядок и условия деятельности предприятий, технологию и организацию производства, цели, задачи и функции промышленных предприятий в процессе хозяйственной и водоохранной деятельности, где охрана окружающей среды, в том числе водных объектов, становится одним из ее принципов. Тем самым обеспечивается тесная взаимосвязь между экологией и экономикой как двумя подсистемами единой эколого-экономической системы, а также достижение не только экономических, но и экологических интересов, их оптимальное сочетание.

Все это весьма важно также для осуществления водопользования, предпринимательской деятельности, связанной с влиянием на состояние водных объектов, защиты и реализации конституционных и иных прав и свобод граждан в экологической области. Осуществление правовой охраны водных объектов должно обеспечить сопряженное развитие природной среды и общественного производства, взаимоотношения которых зависят от его масштабов, технологии и выпускаемой продукции. При этом важно учесть следующее.

Во-первых, правовая охрана водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями служит средством проведения государственной экологической, в том числе водоохраной политики, тесно связана с нормотворческой и управленческой деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации конституционных и иных прав граждан. Необходимо объединить усилия федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных, некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, общественных и иных некоммерческих объединений организаций для решения неотложных и перспективных водоохранных и экологических проблем. Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения возможно только при сохранении единообразия в законодательной и правоприменительной деятельности.

Во-вторых, в настоящее время одним из важнейших национальных интересов в РФ является защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Поэтому необходимо совершенствование правового регулирования и государственного управления в рассматриваемой сфере. С каждым годом природные ресурсы, особенно водные объекты, все более интенсивно используются для нужд человечества. Необходимым условием совершенствования водного законодательства является сохранение системности и единого подхода в правовом регулировании. Региональное законодательство должно быть согласовано и взаимосвязано с федеральным законодательством, нужно повысить научную обоснованность правового регулирования в данной сфере. Единство правого регулирования водных отношений обеспечивается соответствием законов и иных нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. Так, на федеративном уровне регулируются наиболее общие вопросы, касающиеся положений, имеющих общегосударственное значение. На региональном уровне субъекты РФ в пределах своей компетенции конкретизируют нормы федерального законодательства с учетом региональных особенностей.

Следовательно, правовая охрана водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями – это совокупность норм, содержащих правовые требования по охране вод, других объектов природы и природных комплексов, и охраны окружающей природной среды в целом, и меры по их реализации, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления, общественными и другими некоммерческими организациями, гражданами и юридическими лицами, направленные на рациональное использование и охрану водных объектов при их эксплуатации.

Целью правовой охраны водных объектов от загрязнения предприятиями является сбалансированное решение социально-экономических задач, стоящих перед предприятиями, и сохранение водных и иных природных ресурсов в состоянии, способном удовлетворить потребности не только настоящего, но и будущих поколений. К основным задачам правовой охраны водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями относится: осуществлять водоохранные мероприятия и контроль за состоянием водных объектов; совершенствовать законодательную базу в области использования, сохранения и воспроизводства водных ресурсов, соблюдать установленные требования и нормативы сбросов; реконструировать и создавать сооружения для очистки сточных вод; восстанавливать и рационально использовать водные объекты. Все эти задачи тесно взаимосвязаны между собой и направлены на достижение конечного, четко очерченного результата – цели. Организованное и плановое их проведение позволит добиться экологического, социального и экономического эффекта в сфере использования, восстановления и охраны вод.

Содержание правовой охраны водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями представляет собой совокупность элементов, включающих правовые нормы, требования и меры по их реализации. Содержание правовой охраны водных объектов от загрязнения предприятиями во многом зависит от ее отдельных видов. Поэтому в рыночных условиях при охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями правовые требования и меры (особенно организационно-контрольные и надзорные), а также экономические механизмы и меры юридической ответственности в области водопользования и охраны водных объектов должны иметь свою специфику в целях сохранения для будущих поколений людей водных ресурсов и окружающей среды.

Виды правовой охраны водных объектов от загрязнения предприятий весьма многочисленны, и их можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от содержания основными видами правовой охраны водных объектов от загрязнения предприятиями являются их охрана от загрязнения, засорения и истощения. Объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия являются поверхностные и подземные воды. Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах сверх допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появление веществ, вредных для человека, животного и растительного мира.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, от деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод, ограничилось использование водного объекта, проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов и водотоков.

На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, в том числе диффузного загрязнения (загрязнение через поверхность земли и воздух). В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения предприятиями предусматриваются правовые требования и меры, позволяющие предотвращать и пресекать их загрязнение.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется также посредством регулирования деятельности стационарных и других источников загрязнения. Правовая

охрана водных объектов от загрязнения предприятиями различается в зависимости от видов водопользования по целевому назначению. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие их охрану, с минимально возможными негативными последствиями для них. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных и других отходов. При эксплуатации предприятий запрещается: осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на состояние; осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. Нарушение требований по рациональному использованию водных объектов и их охране от загрязнения предприятиями влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов. Правовая охрана водных объектов от загрязнения предприятиями различается в зависимости также от видов промышленных регионов.

Поэтому правовая охрана водных объектов от загрязнения предприятиями различается прежде всего в зависимости от видов и особенностей промышленных регионов страны. К их числу относятся регионы, расположенные на освоенных территориях, нарушенных хозяйственной деятельностью (старопромышленные) и находящиеся на вновь осваиваемых природных территориях.

Так, в старопромышленных регионах расположены химические, горнодобывающие, металлургические, энергетические и другие предприятия, которые вносят наибольший вклад в загрязнение водных объектов и деградацию всего природного комплекса и имеют ряд сложных нерешенных водоохранных и экологических проблем.

Например, в Свердловской области преобладают наиболее опасные для водных объектов и окружающей среды, а также проживающего населения предприятия металлургического, топливно-энергетического и химико-лесного комплекса. Произошедшие в рыночных условиях изменения в структуре производства привели на территории области к увеличению доли загрязняющих и уменьшению доли отраслей промышленности, оказывающих наименьшее воздействие на водную и природную среду, а также здоровье населения.

В Челябинской области преобладают предприятия металлургического и горнодобывающего комплексов, связанные с образованием значительного числа отходов производства, которые содержат элементы и их соединения, загрязняющие водные объекты. Поэтому для обеспечения благоприятных условий жизни людей и эффективной

охраны окружающей среды правовые требования и меры по охране вод и природного комплекса в процессе эксплуатации предприятий в старопромышленных регионах должны учитывать предельно допустимые нормы нагрузки на водную и природную среду, ее потенциальные возможности, недопущение разрушения водных экосистем, охрану водных объектов и других природных ресурсов.

Вновь осваиваемые регионы страны относятся к природным территориям, не нарушенным хозяйственной деятельностью промышленных предприятий (Ямало-Ненецкий автономный округ, ХантыМансийский автономный округ – Югра). Во вновь осваиваемых промышленных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока сосредоточены основные запасы водных, а также лесных, углеводородных, минеральных и иных ресурсов для дальнейшего развития промышленного производства. Поэтому правовые требования и меры в области водопользования и охраны водных объектов должны осуществляться с учетом ряда условий.

Во-первых, особой ранимости природной среды, поскольку водным экосистемам и другим природным ресурсам предприятиями наносится ущерб, снижение или

ликвидация которого может происходить в течение многих лет. На их территории необходимо обеспечить применение строгих эколого-правовых и водоохранных требований по сохранению естественной природной среды.

Во-вторых, предприятиям необходимо также обеспечить сохранение среды обитания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, что необходимо для защиты их конституционных прав и интересов. Ввиду социальной уязвимости условий их жизни и здоровья население этих регионов тяжелее переносит влияние на организм суммированных негативных факторов, чем население, которое проживает на более пригодных для жизни и деятельности природных территориях.

Представляется весьма полезным сохранение положительного опыта правовой регламентации водоохранной деятельности стран с развитой рыночной экономикой, в частности, США, Японии, стран-членов Европейского Союза. Все это позволит повысить качество правового регулирования, а также обеспечить конституционные права и интересы граждан, охрану вод и окружающей среды, рациональное использование водных и иных природных ресурсов и их охрану.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право