На главную Написать письмо

Анотация

В статье выявляются правовые проблемы совместного использования одного лесного участка разными арендаторами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых и вырубки древесины. Предлагаются пути совершенствования действующего лесного законодательства с учетом формирующейся правоприменительной практики.

Ключевые слова

Лесной участок, договор аренды, недропользователь, практика применения лесного законодательства

К вопросу о «многоцелевом» использовании лесных участков

katerina_m05@mail.ru,  nataliw24@rambler.ru 

Леса являются одним из важнейших природных ресурсов Российской Федерации. Особенность лесов состоит в том, что они, в отличие от многих других природных ресурсов, являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.

Так, согласно п. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), леса могут использоваться для однойилинесколькихцелей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи. Применение на практике данной статьи ЛК РФ вызывает множество споров между арендаторами и арендодателями в лице органов государственной власти, так как остается не ясным, возможно ли разным арендаторам использовать один и тот же участок для разных целей.

Отсутствие единообразия в толковании и практике применения данной статьи ЛК РФ влечет проблемы реализации возможности заключения договора аренды лесного участка для одновременного использования в разных целях.

Гражданским законодательством не предусмотрена возможность заключения с различными лицами разных договоров аренды на один и тот же объект недвижимости.

Однако, согласно ст. 71 ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

Позиция органов государственной власти в области лесных отношений по вопросу аренды одного лесного участка разными лицами была изложена в письме Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 02.04.2008 № МГ-03-28/2198, согласно которому норма ч. 2 ст. 25 ЛК РФ подразумевает предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесов только одному арендатору1 .

Совершенно противоположной является позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, которая была изложена в Постановлении от 27.07.2010 № 2111/10 и звучит следующим образом: «… Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование норм законодательства показывает, что ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно»2 . Важно отметить, что содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел во избежание нарушения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Таким образом, суд определил, что получить один и тот же лесной участок в аренду для разных целей возможно, при условии совместимости видов лесопользования. При этом нормативное закрепление критериев для определения возможности совместной аренды отсутствует, из чего следует, что арендаторы самостоятельно должны установить порядок такого пользования с учетом соблюдения требований по охране и рациональному использованию лесов.

На практике решение вопроса о совместном использовании арендаторами разных свойств лесного участка зачастую представляется весьма затруднительным или даже невозможным ввиду ряда причин материального и организационноправового характера.

Так, наиболее остро в настоящее время стоит проблема одновременного использования лесного участка на правах аренды в целях заготовки древесины и добычи полезных ископаемых.

И здесь возникает сразу несколько проблем организационно-правового характера. Во-первых, на этапе предоставления лесного участка в аренду. Процесс оформления в аренду участков недропользователями происходит поэтапно, так как это является наиболее целесообразно с экономической точки зрения (вносить арендную плату за весь участок выработки невыгодно, поэтому недропользователь оформляет участки один за другим, согласно плану выработки).

К моменту, когда возникнет необходимость оформить следующий участок, он может быть уже предоставлен в аренду другому лицу, например для вырубки древесины.

В таком случае органы государственной власти в области лесных отношений отказывают недропользователю в предоставлении участка в аренду, ссылаясь на ст. 74 ЛК РФ, согласно которой «…при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается…»3 . Также приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ №319 от 26 июля 2011 г. устанавливает среди случаев отказа в аренде лесного участка наличие в отношении него прав третьих лиц (за исключением ст. 43–45 ЛК РФ)4 .

 Во-вторых, проблемы складываются также в организации самого процесса использования арендованного лесного участка.

В судебной практике существует две противоположные позиции по данному вопросу.

Согласно первой позиции рубка лесов не является для недропользователя основным видом деятельности, а необходима только в целях разработки месторождений, поэтому не препятствует реализации прав лесопользователя5 .

В соответствии со второй – пользование лесным участком одновременно для целей недропользования и заготовки древесины не представляется возможным ввиду того, что эти виды природопользования взаимоисключающие6 .

На первый взгляд, решение проблемы совместного использования лесного участка для добычи полезных ископаемых и заготовки древесины лежит на поверхности. Недропользователь, не имея при использовании лесного участка целей заготовки древесины, мог бы передать вырубленную им древесину лесопользователю. Однако законодателем четко определено, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов для геологического изучения, принадлежит Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых реализация древесины, заготовленной при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с Правилами реализации древесины, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 604 от 23.07.20097 .

Таким образом, передача древесины в собственность лесопользователя будет являться нарушением требований лесного законодательства о порядке реализации древесины, установленных вышеуказанными нормативными актами.

Сама процедура предоставления лесных участков для разных целей лесопользования различна. Если для заготовки древесины лесные участки предоставляются по результатам проведения процедуры аукциона (п. 4 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственнойили муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка»)8 , то для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельные и лесные участки предоставляются в соответствии со ст. 25.1 Закона «О недрах» без проведения торгов (конкурсов, аукционов)9 .

Использование лесов для ведения работ, связанных с пользованием недрами, может осуществляться с предоставлением или без предоставления лесных участков (на основании разрешений уполномоченных органов при отсутствии рубок лесных насаждений). Для получения доступа к участку недр недропользователь после получения лицензии для осуществления права недропользования и оформления проектной документации должен оформить следующие документы: договор аренды лесного участка, лесную декларацию, план противопожарных мероприятий, проект освоения лесов, проект рекультивации нарушенных земель. Кроме того, проводится обязательная государственная экспертиза проекта освоения лесов и проекта рекультивации нарушенных земель в соответствии с требованиями законодательства. Несмотря на то, что понятие и основные виды использования недр закреплены в Законе «О недрах», ЛК РФ указывает среди видов использования лесов только использование лесных участков для геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых (п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ). Несмотря на то, что сами виды проведения работ по использованию недр отличаются друг от друга по методике и порядку проведения (в первую очередь это касается соблюдения установленных требований к стадиям геологоразведочных работ), ЛК РФ не учитывает этих особенностей.

Эти и другие положения земельного и лесного законодательства дают основание для дискуссий относительно приоритетов в пользовании лесными участками, и все чаще становятся предметом судебных разбирательств. При предоставлении лицензии на право пользования недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта в соответствии с законодательством о недрах и получения на него положительного заключения государственной экспертизы документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию как ее неотъемлемая составная часть. Наличие лицензии на право пользования недрами, с одной стороны, дает основание для оформления прав пользования земельными и лесными участками без проведения торгов, с другой стороны, положения природоресурсного законодательства и само содержание и стадийность процесса недропользования не позволяют воспользоваться этим «приоритетным» правом на использование лесного участка, в том числе и потому, что недропользователь просто не успевает до проведения аукциона заявить о нём.

Как уже было отмечено, законодательно не установлены критерии соотносимости различных целей пользования одним лесным участком разными арендаторами. Самостоятельно и добровольно определить порядок совместного пользования лесным участком сторонам зачастую не удается.

В настоящее время на практике процедура решения вопроса многоцелевого использования лесных участков постепенно сводится к согласованию лесопользователями возможности предоставления лесных участков каждому из них для различных целей, что также нельзя назвать правовым решением проблемы. Во-первых, письменное согласие арендатора лесного участка не значится в качестве одного из документов-оснований для предоставления лесного участка в аренду согласно п. 20 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 № 31910. Во-вторых, сама природа отношений лесопользования предполагает наличие на этапе возникновения права лесопользования двух субъектов – государства, в лице уполномоченных органов, и юридического или физического лица (лесопользователь). Из чего следует, что определение основных положений и условий лесопользования – прерогатива Российской Федерации с учетом содержания основополагающего права граждан на благоприятную окружающую среду и установленной ч. 1 ст. 9 Конституции РФ необходимости особой охраны лесов как основы жизни и деятельности народов, что также согласуется с основополагающим принципом лесного законодательства – обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

Как показывает проведенный анализ законодательства и судебной практики, в настоящее время назрела необходимость внесения соответствующих изменений в лесное законодательство. А именно, в ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса необходимо закрепить положение о том, что один лесной участок может быть предоставлен для различных целей при условии, что виды лесопользования не являются взаимоисключающими, установить критерии, в соответствии с которыми можно было бы оценить возможность совместного использования лесного участка.

Кроме того, необходимо не только закрепить возможность изъятия 67 экологическое право лесных участков для нужд недропользования в лесном законодательстве (в настоящее время аналогичная норма предусмотрена только в законе «О недрах»), но и четко определить требования к процедуре изъятия, закрепить права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц.

 Для обеспечения сохранности лесных ресурсов в процессе недропользования (в первую очередь древесины) необходимо внести изменения в подзаконные нормативные акты, позволяющие передавать заготовленную при геологическом изучении недр древесину напрямую лесопользователям или организациям, выполняющим функции ведения лесного хозяйства. Определить орган государственной власти, ответственный за исполнение функции по обеспечению сохранности древесины, находящейся в собственности Российской Федерации.

 Четкое формулирование законодательных норм в этой сфере позволит наиболее комплексно и рационально использовать лесные участки, что будет направлено на реализацию одного из основных принципов лесного законодательства – обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.

1 Справочная правовая система «Консультант» (документ официально опубликован не был).

2 Российская Федерация. Президиум Высшего Арбитражного Суда: постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 27.07.2010 № 2111/10 по делу № А05-7607/2009 // Вестник ВАС РФ. 2010. № 11.

3 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. Ст. 4251.

4 Российская Федерация. Рослесхоз. Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка: Приказ от 26.07.2011. № 319 (ред. от 26.06.2012) // Российская газета. 14.10.2011. № 231; Российская газета. 25.07.2012. № 168.

5 Постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда №17-АП-1314/ 2013-АК // URL: http://kad.arbitr.ru

6 Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2013 по делу А51- 22 015/2012, Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2013 по делу №А51-30 238/2012// URL: http://kad.arbitr.ru

7 Российская Федерация. Правительство. О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации (вместе с «Правилами реализации древесины, которая полу- чена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федера- ции»): Постановление от 23.07.2009 № 604//Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3840.

8 Российская газета. 14.10.2011. № 231. Российская газета. 25.07.2012. № 168.

9 О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. № 10. Ст. 823; Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6973.

10 Российская газета. 14.10.2011. № 231; Российская газета. 25.07.2012. № 168

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право