На главную Написать письмо

Представительство МИД в Екатеринбурге: взгляд в будущее

Интервью с руководителем Представительства МИД России в городе Екатеринбурге, послом по особым поручениям А. А. Ашихминым

– Анатолий Артемьевич, принято считать, что кадры для дипломатического корпуса готовятся исключительно в московском МГИМО. Какое образование получили вы? Как начиналась ваша дипломатическая карьера?

– В 1972 г. я окончил Свердловский юридический институт – ныне Уральская государственная юридическая академия. По окончании отслужил в армии. Поступил в аспирантуру, а затем работал на кафедре иностранного и международного права СЮИ. Это первое мое образование. Считаю, что именно в СЮИ были заложены основы как моего образования, так и дипломатической службы.

В 1988 г. поступил в Дипломатическую академию Министерства иностранных дел, уже будучи кандидатом юридических наук и доцентом, что позволило освоить требуемую программу не за три, а за два года. Существенным элементом в моем обучении были научные стажировки, которые я прошел. Первая в Государственном университете штата Нью-Йорк, вторая – в Лувенском университете. В процессе учебы в Дипломатической академии я, как начинающий дипработник, стажировался в посольствах СССР во Франции, Бельгии, представительстве при ЕЭС в Брюсселе.

Хотел бы уточнить. Сегодня ситуация по подготовке кадров изменилась. Сегодня примерно 130–150 молодых специалистов поступает на работу в МИД России. И готовит их не только МГИМО. Набор идет из 12 высших учебных заведений страны.

На заседании Государственного Совета РФ 22 января 2003 года, посвященного проблемам внешней политики, Президент страны обозначил задачу подготовки и переподготовки региональных кадров, проведения ротации дипломатических работников в Москве за счет региональных кадров.

Мы подготовили служебную записку с обоснованием необходимости создания в Екатеринбурге Центра по подготовке специалистов в области международных отношений и международных экономических отношений.

– Свердловская область одна из первых заключила договор с федеральным центром о разграничении полномочий. Как это влияет на осуществление внешних связей, международную жизнь области?

– Как и в любом федеративном государстве есть компетенция федерации, совместная компетенция федерального центра и субъектов. При разграничении полномочий между Российской Федерацией и территориями на первом этапе были отступления от закона. Были явные перекосы, когда субъект федерации пытался заключить договоры с государствами, т.е. необоснованно завысить уровень своих международных контактов.

Вопрос о разграничении компетенции в сфере внешних связей очень сложный. Субъекты федерации, конечно же, участвуют в международных связях, но в определенных пределах. Либо на своем уровне, с аналогичными территориальными образованиями, либо в рамках так называемых «зонтичных» соглашений (пример дают Бельгия, Канада), либо сотрудничество в рамках международных организаций. МИД России призван выполнять координирующую роль в этом.

На сегодняшний день правовая основа для разграничения полномочий выглядит достаточно убедительно. Практика показывает, что внешняя политика России не строится без учета мнения субъектов. Более того, на последнем заседании Госсовета Президент России В.В.Путин указал, что формирование и реализация международной стратегии – это не деятельность одного министерства, а деятельность и субъектов федерации.

Вопросов, где они могут себя проявить, много: приграничное сотрудничество, внешнеэкономические связи, гуманитарная составляющая. Это то, чем могут, должны активно заниматься регионы. Тем более что сегодня все участники внешних связей получили усиленную поддержку главы государства. Президент в последнее время дважды – 12 июля 2002 г. на совещании послов и на январском Госсовете – акцентировал внимание на этом.

– Одной из проблем российской экономики является усиление ее инвестиционной привлекательности. Какова инвестиционная привлекательность нашего региона для иностранных инвесторов и какую роль в этом может сыграть Представительство МИД в Екатеринбурге?

– В 2002 г. в Уральском регионе более 3400 юридических лиц осуществляли внешнеэкономические операции, а внешнеторговый оборот округа составил около $8, 6 млрд. То есть позиции региона очень убедительны. Здесь можно реализовывать инвестиции в объемах порядка $400 млрд. Округ на презентациях за рубежом (Великобритания, ФРГ, Австрия) представлял более 100 инвестиционных и около 200 инновационных проектов. Они привлекли внимание зарубежных партнеров.

Каждый из субъектов имеет свою специфику, обусловленную во многом объективными причинами. Из 89 регионов 46 являются приграничными, граничат в основном со странами бывшего СССР. В Уральском округе три таких субъекта: Челябинская, Курганская, Тюменская области. Конкретная задача для этих областей – кроме внешнеэкономических связей особо заниматься вопросами приграничного сотрудничества, решать вопросы миграции, экологии и другие.

Уральский округ примечателен своей активностью в области международного сотрудничества. Опыт областей, входящих в УрФО, воспринимается и используется МИДом России в подготовке тех документов, которые адресуются всем регионам страны. Наши идеи воспринимаются и распространяются, находят практическое применение.

Наш округ отличает большое количество дипломатических и консульских представительств иностранных государств. В настоящее время планируется открытие в Екатеринбурге консульских учреждений Китая, Болгарии, Казахстана. Это объясняется интересом иностранных государств к территории Свердловской области, инвестиционной привлекательностью, стабильными темпами роста промышленности. Иностранных участников интересует долгосрочное сотрудничество на длительную перспективу.

Например, 28 января 2003 г. в г.Тюмень был нанесен визит чешской делегацией во главе с послом Чешской Республики. Эта встреча интересна тем, что сама Чехия по своей инвестиционной привлекательности занимает второе место в мире. Нам необходимо использовать их опыт по привлечению иностранного капитала, в частности системы льгот, механизмы защиты и т. п.

В Екатеринбурге находятся генеральные консульства США, Великобритании, Киргизии, Чехии. Ставится вопрос об открытии консульских учреждений Италии, Венгрии. Присутствие этих структур облегчает решение вопросов, связанных с документообеспечением внешних связей, то есть появляется возможность решения их прямо в Екатеринбурге, не выезжая в Москву. Упрощается процедура подготовки того либо иного визита, т.е. его подготовительного этапа – оформление виз, приглашений.

Второй аспект заключается в информационной составляющей. Речь идет о дипломатическом сопровождении экономических связей хозяйствующих субъектов, находящихся на территории округа. В этом участвуют несколько учреждений: министерства или департаменты внешнеэкономических связей областей, Представительство МИД в городе Екатеринбурге, загранучреждение, департамент консульской службы МИДа. Отсутствие нормальных контактов с дипломатическим учреждением может вызвать большие трудности.

С учетом наших возможностей, в том числе технических – запрос виз в системе online и т. д., упрощается вся процедура. Если же организации пытаются отойти от существующего механизма, то возможны сбои. Практика убеждает, что лучше опираться на те структуры, которые предназначены для этого.

В этом году впервые отмечается День дипломатического работника России. Представительство МИД в округе не только принимает поздравления. 10 февраля открылось отделение Представительства МИД в г.Тюмени. Это очень важное событие. Количество представительств и отделений МИДа на территориях стараются не особенно расширять, в том числе и с целью недопущения бюрократизации аппарата. За последние шесть месяцев впервые было дано такое разрешение на открытие отделения. Нам пошли навстречу: дали добро, выделили штатные должности, уже имеется помещение. Это показатель отношения к округу.

– Почему возглавляемое вами учреждение носит название «Представительство МИД в городе Екатеринбурге», а не, например, в Свердловской области или Уральском федеральном округе? Какие задачи оно призвано выполнять, какими полномочиями наделено?

– Такова мировая практика – называть представительство министерства иностранных дел по городу его местонахождения. Например, Генеральное консульство в Москве, Санкт-Петербурге и т. п. Несмотря на название, деятельность представительства ведется по всему Уральскому региону.

Сегодня МИД РФ отрабатывает в Уральском федеральном округе следующую модель – округ объединяет в себе шесть субъектов федерации, в центре округа посол по особым поручениям, он же возглавляет Представительство МИД в городе Екатеринбурге.

Задачи касаются оказания содействия всем структурам, которые занимаются международной деятельностью. Существует положение о Представительстве МИД, в котором определены задачи и функции, которые представительство призвано выполнять.

Представительства МИД делятся на представительства в центрах федеральных округов, а также представительства в субъектах федерации, например в городе Ижевске, Краснодаре. Три центра уже сформированы. Это Уральский федеральный округ – Представительство в городе Екатеринбурге, Сибирский федеральный округ – Представительство в городе Новосибирске, и третий – в городе Ростове-на-Дону. Каждый из центров возглавляет посол по особым поручениям. Все они развиваются по-своему. Мы структуру пытаемся совершенствовать. Ставим задачу открыть отделения в Челябинске и, возможно, в Ханты-Мансийске.

– 25 июля 2002 года принят Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Как это повлияет на деятельность представительства?

– Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ожидали давно. Сейчас необходимо внимательно следить за практикой его применения. Это касается и исполнения закона под контролем Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Недавно им было проведено совещание окружного уровня для обсуждения практики применения закона. Реализация закона предполагает решение комплекса вопросов, которые затрагивают таможенные органы, органы внутренних дел с точки зрения регистрации, оформления миграционных карт и т. п. Например, организации, которые приглашают иностранных специалистов на работу, должны предоставить определенные гарантии, нести ответственность за свои действия. Поэтому всем заинтересованным структурам требуется методическая помощь по применению закона. Здесь необходимо решать одновременно несколько задач: не снизить интерес иностранных участников к Уральскому федеральному округу, объемы инвестиций, создать условия, соответствующие международным стандартам.

Нашей задачей является эффективная организация работы с тем, чтобы закон не стал новым барьером в развитии внешних связей региона, чтобы государственная граница превратилась в пояс дружбы и добрососедства.

– В СМИ появилась информация о создании при Полномочном представителе президента в УрФО специального Совета по вопросам бизнеса. Что это за структура, какие функции она призвана выполнять?

– Существует Совет по привлечению иностранных инвестиций при Полномочном представителе Президента в УрФО Петре Латышеве. Этот Совет объединяет в себе представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти в регионе, дипломатического корпуса и бизнес-элиты. Одним из аспектов такого сотрудничества является обмен информацией. Например, мной получено сообщение из МИД об изменении порядка оформления въездных документов в Австрию. В тот же день оно было направлено примерно в пятьсот адресов наших партнеров, в том числе бизнес-структурам. Бизнес-группы информируются также о планах мероприятий, проводимых представительством, предложениях иностранных посольств. Например, о проведении международной выставки в Панаме. Эта информация заинтересовала представителей МВЭС Челябинской области и бизнес-сообщество. В середине марта они вылетают для участия в выставке. Считаю, что коммерческие организации – это та часть участников внешнеэкономических связей, которых необходимо постоянно «подпитывать» информацией, помогать им. Кроме того, совсем недавно по приглашению одного из бизнес-клубов я выступал с лекцией по вопросам дипломатического и общегражданского протокола и этикета. Получился очень детальный разговор и интересная встреча. Договорились о дальнейших контактах, в том числе в сфере информационной помощи.

– Каковы перспективы развития международных связей на территории Свердловской области?

– Недавно впервые представительство организовало встречу руководства дипломатического корпуса, расположенного в городе Екатеринбурге, с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в УрФО. Петр Латышев рассказал о своих задачах и полномочиях, основных направлениях возможной поддержки с его стороны, предполагаемый вектор сотрудничества, поддержал идею создания Дипломатического клуба в округе.

Также нами проведена встреча дипломатического корпуса со всеми министрами и руководителями департаментов внешнеэкономических связей всех субъектов УрФО. Это позволяет скоординировать деятельность всех дипломатических и консульских учреждений на территории округа, согласовывать графики и маршруты визитов как в округ, так и за рубеж.

Сотрудничество с нашими зарубежными партнерами интересно и потому, что они несут новые технологии. Например, Генеральным консулом США в Екатеринбурге предлагается программа «Консульство в пути». Суть ее заключается в том, что в Интернете размещается страничка о городах Уральского региона, например, Перми, Екатеринбурге, Миассе, другом городе. При этом используется техническая база консульства США. Тысячи людей, фирм Соединенных Штатов смогут получить информацию об уральских городах и существующих там предприятиях.

– Решение всех названных вами задач требует работы не одного профессионала, а целого коллектива. Какие источники для пополнения кадров используются представительством?

– Сотрудники представительства являются высококвалифицированными специалистами с хорошим знанием иностранных языков. Об этом свидетельствует и то, что многие из них направлены на работу в страны ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджан, Швейцарию, Афганистан.

Источником пополнения кадров представительства, министерств или департаментов внешнеэкономических связей могут быть высшие учебные заведения округа, центр по подготовке специалистов-международников, о котором я говорил в начале разговора. Он необходим для формирования кадрового потенциала. Считаю, что необходимая база для его создания в Екатеринбурге имеется. В городе работает несколько вузов, готовящих специалистов в области тех или иных аспектов внешних связей. Это и УГТУ-УПИ, и УрГУ, и УрГЮА, и Академия госслужбы.

Горжусь тем, что получил юридическое образование в Свердловском юридическом институте (ныне УрГЮА). Мне довелось учиться и работать со специалистами с мировым именем. Это высочайший уровень подготовки. Конечно, хотел бы назвать каждого из своих учителей, но сознательно воздержусь от этого. Лучше скажу, что помню и уважаю весь профессорско-преподавательский состав института и академии. Полагаю, что в искренности моего отношения не сомневаются большинство из тех, кто знает выпускников СЮИ 1972 года и встречается с нами.

В настоящее время студенты УрГЮА проходят практику в представительстве. Мы оказываем им информационную помощь в подготовке учебных и научных работ. С ректором УрГЮА Переваловым В. Д. мы уже обсуждали некоторые вопросы взаимодействия в создании учебного центра. Здесь нами были определены два направления. Во-первых, организационная, методическая помощь академии по созданию Центра. Во-вторых, Представительство МИД в Екатеринбурге содействует открытию в УрГЮА структурной единицы – отдела, факультета, института, в рамках которого будут готовить специалистов-международников.

Считаю, что у нас хорошие перспективы сотрудничества с вузами. Такое сотрудничество благоприятно для обеих сторон.

Интервью подготовила Ольга Григорьева

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право