На главную Написать письмо

Банковский сектор и промышленный капитал Уральского федерального округа: поиск путей расширения сотрудничества

И. А. Белоглазова, зав. сектором Сводного экономического управления Главного управления Банка России по Свердловской области

Исторически развитая промышленность территорий горнозаводского Урала относилась к категории фондо- и капиталоемких производств. Несмотря на быстрый рост финансовой инфраструктуры в постреформенное время, масштабы мощностей банковских структур в разы отстают от потребностей реальной экономики. 20 марта 2003 г. в Главном управлении Банка России по Свердловской области была проведена конференция «О ходе реализации в Уральском федеральном округе Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». Одним из основных вопросов конференции был поиск путей сотрудничества кредитных учреждений, предприятий нефинансового сектора, в т. ч. малого и среднего бизнеса.

В работе окружной конференции приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, руководители исполнительных органов власти территорий, входящих в округ, руководители центрального аппарата, территориальных учреждений Банка России, управлений федеральных министерств и ведомств, общероссийских и региональных банковских объединений, кредитных организаций и филиалов, промышленных и предпринимательских союзов, акционеры и участники кредитных организаций – всего около 200 представителей Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей.

На территории Уральского федерального округа (УрФО) действуют 73 региональных банка, 450 филиалов кредитных организаций, в том числе федерального уровня, 4 небанковские кредитные организации. Функционируют региональная валютная, фондовая биржи. Обеспечивается базовый комплекс банковских услуг хозяйствующим субъектам и населению округа: на всей территории отлажено бесперебойное расчетно-кассовое обслуживание, традиционно высок и продолжает увеличиваться объем кредитов нефинансовому сектору экономики, среднему и малому бизнесу, населению. Расширяется область применения современных банковских технологий: от систем удаленного доступа до «интеллектуального банка».

На 1 января 2003 г. совокупные активы банковского сектора УрФО составили свыше 346 млрд. рублей (прирост за год – 14,7 %), в том числе кредиты, предоставленные предприятиям и организациям, предпринимателям и населению – 104 млрд. рублей (прирост – 46,7 %). Величина вкладов населения превысила 94 млрд. рублей, увеличившись за год в 1,5 раза. Количество держателей карт на территории округа превышает 2,2 млн. единиц, объем сделок, совершенных с их использованием, составил в 2002 году 38 млрд. рублей (прирост – 49,3 %).

Сложившиеся масштабы промышленного комплекса на территории округа, растущие потребности населения в финансовом обслуживании, глобализация финансовой деятельности требуют дальнейшей проработки и согласованности проводимых мер по реализации схем развития производительных сил, модернизации банковского сектора, учитывающих экономические интересы органов власти, хозяйствующих субъектов и населения.

Для повышения функциональной роли банковского сектора в экономике необходимо совершенствование качества капиталов (собственных средств), систем управления и внутреннего контроля, учета и отчетности, привлекаемой ресурсной базы, банковского надзора. Важным компонентом решения этой задачи является улучшение внешних условий деятельности банков, прежде всего усиление защиты кредиторов, снижение системных и иных рисков, издержек, обусловленных существующей системой законодательного регулирования, контроля и налогообложения.

Развитие активных операций региональных банков, увеличение участия финансового капитала в инвестиционных проектах сдерживаются ограниченностью эффективного спроса на капитал со стороны субъектов хозяйствования. Доля убыточных предприятий и организаций во многих ведущих производственных отраслях составляет от 44 % до 53 % числа действующих. Объемы кредиторской задолженности значительны и в два раза превышают дебиторскую задолженность.

Кредитные организации, безусловно, поддерживают и, в соответствии с имеющимися возможностями, способствуют развитию инвестиционных процессов. Степень участия банков в указанных процессах зависит от уровня инфляции, размера ставки рефинансирования Банка России, средних сроков привлечения ресурсной базы. В связи со стабилизацией региональной экономики отмечены тенденции увеличения срочности кредитования промышленности. Участники конференции надеются, что с течением времени этот процесс укрепится и будет более весомым (в настоящее время долгосрочные кредиты составляют около 10 % кредитного портфеля банков).

Региональные банки кредитуют предприятия для пополнения недостающих оборотных средств, увеличивают объемы операций с малым и средним бизнесом, способствуют привлечению капитала в область. В отличие от них, кредитные организации федерального значения располагают более «длинными» ресурсами с продолжительными сроками размещения и относительно более приемлемой ценой. В настоящее время до 1/4 заемных средств для крупнейших предприятий региона, осуществляющих наиболее высокотехнологичные процессы модернизации основных фондов, выделяют банки из первой тридцатки российских кредитных организаций.

В связи с проводимой либерализацией валютного законодательства крупнейшие российские экспортеры получили доступ к финансовым ресурсам западных банков, предоставляемым в среднем на условиях: ставки LIBOR+4 % в годовом исчислении, со сроком предоставления – около 3 лет. Суммы кредитов, предоставляемых западными банками, достигают десятков и сотен миллионов долларов США (или евро). Помимо данного способа, экспортеры выходят на рынок капиталов, организуя выпуск облигационных займов, номинированных как в российской, так и в иностранной валюте.

Приток капитала позволяет отечественным предприятиям удерживать рыночные позиции, конкурировать с фирмами-нерезидентами. Потребность в капиталах только предприятий крупного, среднего, малого бизнеса в Свердловской области на ближайшие годы оценивается в 40–50 млрд. долларов. Такие масштабы требуют развития всех направлений привлечения ресурсов в целях модернизации отечественной экономики.

Работу конференции открыл полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе П. М. Латышев. В приветственном слове отмечена актуальность темы конференции. «Необходимость реформы банковского дела очевидна, – указал полномочный представитель Президента РФ в УрФО, – подход к ее осуществлению должен быть взвешенным и продуманным, необходимо создавать условия для реформирования кредитной системы через совершенствование законодательства, нормативной базы, налоговой политики».

В приветственном слове к участникам конференции первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации А. А. Козлов подчеркнул важность проводимой конференции. Несмотря на принятие более года назад Стратегии развития банковского сектора РФ, дискуссия о пути развития российской банковской системы продолжается. Стратегия, принятая более года назад, не является застывшим документом. Она определяет рамочные условия существования нашей банковской системы, траекторию движения. Что касается тактики, то она как раз вырабатывается на такого рода мероприятиях, как настоящая конференция. Еще одним вопросом, который нуждается в обсуждении, является вопрос о балансе между эволюционным и реформационным подходами в изменении состояния банковского сектора.

Кроме того, Правительством Российской Федерации сейчас разрабатывается, обсуждается уточненная Стратегия социально-экономического развития на ближайшие два-три года. Рабочее название Стратегии – это Стратегия ускоренной диверсификации экономики. Одна из базовых идей этого документа состоит в том, чтобы кроме традиционных сырьевых и базовых отраслей ускоренными темпами развивать в нашей стране отрасли внутреннего спроса – импортозамещение, малый и средний бизнес. Как способствовать этому, осуществлять финансирование указанных отраслей – вот вопрос, который сейчас стоит перед банковской системой.

С докладом на конференции выступил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Ф. Басаргин. Он охарактеризовал перспективы и проблемы развития экономики округа, связанные с ними задачи, стоящие перед его банковским сектором, тенденции развития кредитных организаций региона, подчеркнул, что приоритетной целью для банковского сообщества в настоящее время является ориентация кредитных организаций на работу с реальным сектором экономики.

В рамках деятельности исполнительной власти и банковского сообщества по развитию финансовых рынков и финансового посредничества на ближайшую перспективу В. Ф. Басаргин выделил следующие ключевые направления:

– работа по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.

– подготовка и начало реализации Концепции развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002г. № 1361-р.

– развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации в соответствии с протоколом Коллегии Минэкономразвития России от 05.09.2002г. и заседания Правительства Российской Федерации от 06.09.2002г. по вопросу «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования».

В своем выступлении первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Г. А. Ковалева кратко охарактеризовала состояние экономики и банковского сектора области, отметила приоритетные направления развития экономики региона, изложенные в разработанном стратегическом документе, определяющем долгосрочную перспективу развития области в целом, – Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Одной из задач указанной работы является формирование финансово-экономической базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить развитие производительных сил территории. Важную роль при этом играет степень развитости финансовой инфраструктуры, прежде всего банковской системы. Именно поэтому в качестве составной части Схемы был разработан блок, направленный на развитие банковского сектора в Свердловской области до 2015 г.

Ряд наиболее актуальных проблем развития деятельности региональных банков был отражен в выступлении председателя правления ОАО «Челябинвестбанк», вице-президента Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области В. Г. Назарца. Основными его тезисами стали:

– необходимость возвращения денег в региональные коммерческие банки (путем сокращения теневого оборота, увеличения доли безналичных расчетов; отмены налога с продаж при расчетах с использованием банковских карт; возврата на обслуживание в коммерческие банки бюджетных, внебюджетных, пенсионных фондов);

– необходимость решения вопросов законодательной, юридической защиты банковской системы от кредитных рисков;

– ограничение допуска иностранных банков на территорию страны, по крайней мере, на некоторый период времени;

– перенос перехода на МСФО на более отдаленное время и организация фундаментальной работы по приведению в соответствие требований российского бухгалтерского, налогового учета и международных стандартов финансового учета и отчетности.

Президент Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области, генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, член Совета директоров ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» А. А. Козицын и генеральный директор Трубной металлургической компании, член Совета директоров «СКБ-банка» Д. А. Пумпянский поддержали проводимый курс на вступление России во Всемирную торговую организацию, валютную либерализацию, который должен обеспечить приток долгосрочных инвестиций в промышленность.

Д. А. Пумпянский в своем выступлении высказал ряд предложений, направленных на упрощение существующей системы проведения эмиссии акций банка, в т. ч. при выпуске дополнительных эмиссий акций отмену ведущего к финансовым потерям инвесторов сосредоточения средств на накопительном счете; отмену налога на выпуск ценных бумаг, уплачиваемого в размере 0,8 % от номинальной стоимости размещаемого выпуска; сокращение времени процедуры согласования документов при увеличении банком уставного капитала.

Президент ОАО «Запсибкомбанк» (Ямало-Ненецкий автономный округ) Д. Ю. Горицкий подчеркнул необходимость распространения системы рефинансирования Банка России на все регионы, включая предоставление территориальными управлениями ЦБ РФ внутридневных кредитов и кредитов «овернайт», в последующем предусмотреть развитие операций рефинансирования, РЕПО под залог векселей, причем не только корпоративных, но и банковских.

Проблемам развития малых банков было посвящено выступление председателя правления ООО КБ «Кетовский» (Курганская область) Е. У. Кафеева. Клиентами банка «Кетовский» являются мелкие и средние предприятия сельского хозяйства, торговли, переработки, которых устраивают предлагаемые банком перечень и качество услуг. Наряду с отделениями Сберегательного банка РФ, только такие малые кредитные организации, как «Кетовский», предоставляют банковское обслуживание небольшим предприятиям в отдаленных сельскохозяйственных районах.

Для сохранения деятельности банков на отдаленных территориях необходимо снижение требований к технической укрепленности кассовых узлов, осуществление программ поддержки малого бизнеса, упрощение правил выдачи небольших кредитов для этой категории клиентов. Региональные банки Курганской области нуждаются в межбанковских кредитах. Возрождение рынка межбанковского кредитования – реальная помощь экономике области и ее предприятиям.

Ректор Тюменского государственного нефтегазового университета, председатель совета директоров ОАО «Сибнефтебанк» Н. Н. Карнаухов обратил внимание участников конференции на необходимость в качестве первоочередных действий предоставления регулирующими органами коммерческим банкам большей самостоятельности, учитывая, что банки сами несут ответственность по своим обязательствам; принятия мер по сокращению объема отчетности; сокращения количества экономических нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков; освобождения кредитных организаций от исполнения несвойственных им функций контроля и проверки деятельности клиентов.

Об опыте взаимодействия крупного предприятия с обслуживающим его финансовые потоки региональным коммерческим банком рассказали председатель совета ОАО «Челябинский металлургический комбинат» («Мечел»), председатель совета директоров ОАО КБ «Мечел-банк» В. А. Прокудин и и. о. директора ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» И. В. Виер. Получая значительные объемы кредитных средств в крупнейших российских и зарубежных банках, предприятия находят эффективным и взаимовыгодным развитие взаимодействия с региональными банками, осуществляющими обслуживание текущих операций, зарплатные проекты, кредитование физических лиц, обслуживание счетов негосударственного пенсионного фонда (для работников Магнитогорского металлургического комбината).

Наряду с этим в выступлениях руководителей крупнейших предприятий и объединений производственных отраслей гг. Козицына А. А. и Виера И. В. жестко обозначена проблема повышения уровня возможностей, конкурентоспособности российских, особенно региональных банков, в вопросах предоставления крупному бизнесу необходимого объема недорогих, длинных кредитов.

Президент ОАО «Уралвнешторгбанк», вице-президент Ассоциации Российских банков В. В. Попков в своем выступлении, посвященном анализу состояния и роли основных групп кредитных организаций, действующих на российском рынке, уделил внимание позиционированию региональных коммерческих банков среди других групп кредитных организаций по размеру собственных средств, привлеченных средств от нерезидентов, кредитов предприятиям, вложений в государственные бумаги, средств у нерезидентов, привлеченных средств от предприятий и населения. На основании проведенного анализа сформулирован вывод о меньшей подверженности региональных банков внешним финансовым рискам (рискам, порождаемым международными финансовыми рынками), большей, по сравнению с другими группами кредитных организаций, ориентированностью на работу с реальным сектором экономики; актуализирована проблема дисбаланса в распределении финансовых ресурсов между центром и регионами.

Председатель Уральского банка Сбербанка России В. А. Черкашин подробно осветил проблемы доступности банковских услуг в регионе, обеспеченности банковским обслуживанием населения и хозяйствующих субъектов на отдаленных сельскохозяйственных территориях. Несмотря на коммерческий характер деятельности, Сбербанк РФ прилагает все усилия для минимизации сокращения сети нерентабельных отделений, расположенных на указанных территориях, учитывая социально-экономические интересы развития населенных пунктов. Обеспечению доступности банковских услуг должны способствовать разрешение и регламентация работы передвижных пунктов кассового обслуживания населения; отмена требования о бесплатном проведении коммерческими банками платежей по уплате налогов. Снижение непроизводительных затрат банков возможно обеспечить за счет сокращения и облегчения процедур создания филиалов, дополнительных офисов и кассовых узлов банков, снижения требований к технической укрепленности кассовых узлов; уменьшения арендной платы за банковские помещения.

Руководители банковских ассоциаций – президент Ассоциации региональных банков «Россия» А. В. Мурычев и вице-президент Ассоциации Российских банков по правовым вопросам А. В. Емелин – в своих выступлениях охарактеризовали состояние российского банковского сектора, основные предложения по корректировке Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации; рассказали о деятельности, проводимой банковскими ассоциациями, направленной на совершенствование законодательной и нормативной базы.

Подводя итоги работы конференции, с докладом выступил первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации А. А. Козлов, который изложил характеристики хода реализации Стратегии, сформулировал задачи по ее совершенствованию.

Необходимость изменений в банковской отрасли, по мнению А. А. Козлова, вызвана:

– Постановкой Правительством РФ задачи ускоренной диверсификации экономики, что требует активизации перетока финансовых ресурсов в «новую» экономику, машиностроение, отрасли импортозамещения и внутреннего спроса, в малый и средний бизнес.

– Глобализацией мировой экономики, предстоящим полным открытием доступа банков-нерезидентов к российским клиентам (в связи с принятием нового закона о валютном регулировании и валютном контроле).

– Недостаточной конкурентоспособностью российских банков, слабой капитальной базой и низкой прибыльностью ведения «классического» и добросовестного банковского бизнеса в России.

– Структурными проблемами банковской отрасли, наличием многих «скрытых» проблем.

Эти проблемы требуют незамедлительного принятия уже в 2003 году комплекса мер, которые позволят переломить тенденцию, требуют решительности и настойчивости в их проведении. Указанные меры можно условно разделить на четыре группы:

1.«Ресурсы» – меры, позволяющие банкам привлекать долгосрочные и дешевые ресурсы для дальнейшего вложения в экономику.

2.«Доверие» – меры, повышающие доверие к банкам как к устойчивым, надежным, ответственным и профессиональным институтам.

3.«Затраты» – меры, позволяющие снижать нерациональные, излишние и непроизводительные издержки ведения банковского бизнеса, делать его прибыльным.

4.«Услуги» – меры, позволяющие банкам снижать и качественно прогнозировать риски своих банковских операций, улучшать качество услуг для клиентов.

Участники конференции сформулировали ряд предложений, нашедших отражение в резолюции, в т. ч. в сфере взаимодействия реального и банковского секторов экономики, расширения доступа субъектов экономики к кредитованию. Увеличение участия кредитных организаций в инвестиционных процессах следует решать путем развития (сокращения дефицита) эффективного спроса на капитал со стороны субъектов хозяйствования, создания благоприятных условий ведения бизнеса. В число первоочередных задач в указанной сфере, если говорить о банковском секторе, входят обеспечение адекватной защиты интересов кредиторов (заложенное имущество не должно включаться в конкурсную массу); создание бюро кредитных историй; формирование системы страхования банковских вкладов; переход предприятий и банков на международные стандарты финансовой отчетности и повышение требований к раскрытию информации хозяйствующими субъектами; создание более благоприятных условий для инвестирования, для развития бизнеса, в том числе малого и среднего, и дальнейшая рационализация в связи с этим системы налогообложения, упрощение процедур реорганизации (слияния, поглощения) банковских структур.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право