На главную Написать письмо

Заинтересованность в праве

А. Н. Васькин, аспирант кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии

Вопрос о понимании заинтересованности в праве относится к числу малоизученных. Этим обусловливается отсутствие в юридической литературе единого подхода к пониманию заинтересованности. Поэтому есть необходимость рассмотрения вопроса о категории «заинтересованность» в праве.

Представляется возможным понимать под заинтересованностью особое состояние лица (лиц), которое в соответствии с нормативно-правовыми актами обусловливает возникновение, изменение и прекращение их прав и обязанностей. Такое понимание заинтересованности, по сути, означает, что эта категория выступает определенным юридическим фактом, вызывающим возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей участников общественных отношений.

В зависимости от ситуации заинтересованность может вызывать возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей у заинтересованных лиц непосредственно, а в некоторых случаях может порождать правовые последствия у тех, кто связан определенными отношениями с лицами, имеющими заинтересованность. В первом случае заинтересованность лица выступает юридическим фактом, влекущим для него правовые последствия. Так, когда мы говорим о заинтересованности как предпосылке права на обращение за судебной защитой, мы признаем, что заинтересованность лица служит тем обстоятельством, с наступлением которого у него связано возникновение права на обращение в судебные органы.

Во втором случае для наступления правовых последствий для лиц, связанных с заинтересованными лицами определенными отношениями, необходим фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких юридических фактов. Так, например, чтобы признать субъекта лицом, имеющим заинтересованность в совершении обществом сделки в соответствии со ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (далее – Закон об акционерных обществах), необходимо установить следующие обстоятельства:

– взаимосвязь между лицами (наличие служебных, семейно-родственных или иных отношений);

– намерение вступить в договорные отношения с обществом;

– превышение суммы сделки двух процентов от величины активов общества на последнюю отчетную дату;

– признание заключаемой обществом сделки, не относящейся к категории совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, одним из аспектов заинтересованности в праве выступает возможность ее рассмотрения в качестве юридического факта или сложного фактического состава, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участника (участников) общественных отношений.

Хотелось бы остановиться подробнее на рассмотрении некоторых вопросов законодательного применения понятия «заинтересованность». Можно выделить два наиболее часто встречающихся случая использования в нормах права понятия заинтересованность.

Во-первых, заинтересованность находит свое практическое применение в нормативно-правовых актах при рассмотрении вопроса о предпосылках права на обращение:

– за судебной защитой (например, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ);

– с ходатайствами в органы государственной власти (например, пункт 1.2. Приказа МАП РФ от 13 августа 1999 г. № 276 «Об утверждении Положения о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);

– с запросами на получение документов и ознакомление с информацией (например, п. 4 ст. 11, п. 4 ст. 51 Закона об акционерных обществах.

Во-вторых, институт заинтересованности находит применение в гражданском законодательстве при регулировании порядка заключения хозяйствующими обществами сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (например, глава XI Закона об акционерных обществах, ст.45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закона об обществах с ограниченной ответсвенностью) от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). К этой же группе можно отнести случаи применения понятия «конфликт интересов» (ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Необходимо отметить, что в настоящее время происходит не просто количественный рост числа применения в законодательных актах понятия заинтересованность, а наблюдается развитие правового значения наличия или отсутствия заинтересованности. Вэтом плане представляет определенный интерес изменение в понимании законодателем правового значения заинтересованности при обращениях за судебной защитой.

Рассмотрим изменение подхода законодателя к проблеме правового значения заинтересованности.

В своих работах М. А. Викут отмечала: «Положительное решение судом вопроса о допуске (привлечении) в процесс гражданина или организации в качестве участвующего в деле лица обусловливается определенными предпосылками. Первой из них является наличие у лица юридического интереса в исходе дела»1. Далее в ее работе анализируется юридическая заинтересованность как предпосылка права на участие в процессе. Это вытекает из положений Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик2. Действительно, согласно статье 5 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

В то же время ни в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР, ни в ГПК союзных республик ничего не говорилось о том, какие последствия влечет отсутствие юридической заинтересованности у лица, обращающегося в суд за судебной защитой. По этому вопросу М. А. Викут отмечала, что это обстоятельство не должно рассматриваться как безразличное отношение законодателя к процессуальному значению наличия или отсутствия юридического интереса у лица, обращающегося в суд за судебной защитой. Ею предлагалось при отсутствии юридического интереса у лица, обращающегося в суд с исковым заявлением, при вынесении решения об отказе в приеме искового заявления и возбуждении гражданского дела, руководствоваться п.1 ст.31 Основ (принятие заявлений по гражданским делам) и ст.129 ГПК РСФСР (принятие заявлений по гражданским делам) в сочетании со статьями 5 и 6 Основ (право на обращение за судебной защитой и возбуждение гражданского дела в суде)3.

Законодательство не содержало положений о правовых последствиях отсутствия у лица юридической заинтересованности при обращении за судебной защитой. Это обстоятельство отрицательно сказывалось на регулировании отношений, связанных с обращением в суд. Поэтому весьма обоснованно, что в ныне действующем Гражданском процессуальном кодексе РФ появилось соответствующее положение: «Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: …заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя» (статья 134 «Отказ в принятии искового заявления»). Факт отсутствия заинтересованности следует выявлять следующим образом. Если при полном удовлетворении исковых требований истца не происходит изменения его правового положения, следует сделать вывод об отсутствии у него заинтересованности.

Другой особенностью применения в законодательстве положений о заинтересованности является неодинаковое понимание этой категории в различных законодательных актах. Даже поверхностный анализ нормативно-правовых актов, содержащих понятие «заинтересованность», позволяет выявить различия в его толковании. Указанные различия можно обнаружить в ширине охвата заинтересованных лиц. Так, возбуждение уголовного дела частного обвинения согласно ст. 318 Уголовно-процессуального кодекса РФ возможно только по инициативе потерпевшего или его законного представителя. Заинтересованность в возбуждении уголовного дела частного обвинения остальных лиц юридических последствий не вызывает. Достаточно строгое понимание правового значения заинтересованности содержится и в других нормативно-правовых актах, регулирующих отношения, связанные с предпосылками возникновения права на обращение за судебной защитой (например, уже цитировавшееся положение статьи 134 ГПК РФ).

Такая позиция по аналогичному вопросу нашла поддержку в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ, принявшем Информационное письмо от 13 марта 2001 г. № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Так, согласно п. 17 этого письма «Организация, не участвующая в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность лиц, названных в законе, не вправе оспаривать эту сделку в судебном порядке. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в законе», то есть самим обществом или его акционером (участником).

Иной подход законодателя к пониманию заинтересованности содержится в Законе об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 45 этого закона основания заинтересованности содержатся не только в положениях этого закона, но и могут содержаться в уставе общества.

Аналогичное по содержанию положение содержится и в ст. 81 Законе об акционерных обществах. Таким образом, этими нормативно-правовыми актами предусматривается возможность закрепить основания заинтересованности в уставе общества. Это обстоятельство, на мой взгляд, свидетельствует об изменениях в понимании законодателем заинтересованности в пользу расширительного толкования этой категории.

Есть другие примеры, свидетельствующие о достаточно широком понимании законодателем заинтересованности. Речь идет о понимании категории заинтересованные лица в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о несостоятельности). Так, согласно ст. 19 этого закона заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:

юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством;

руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Для целей Закона о несостоятельности под заинтересованными лицами по отношению к гражданину понимаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга.

И, наконец, в российском законодательстве есть случаи понимания под заинтересованными лицами практически неограниченного круга лиц. В Положении «О порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденном Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13 августа 1999 г. № 276, содержится следующее понимание заинтересованных лиц:

«В качестве заинтересованных сторон могут выступать:

заявители – лица (органы), принимающие решения о создании, реорганизации или ликвидации коммерческих организаций и их объединений (в т. ч. учредители (участники) коммерческой или некоммерческой организации, реорганизуемые (реорганизованные) и вновь созданные юридические лица), лица, приобретающие акции (доли), основные производственные средства или нематериальные активы или права, позволяющие определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции их исполнительного органа, лица, участвующие в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах), а также их уполномоченные представители;

другие заинтересованные стороны – продавец, арендодатель, юридические или физические лица, входящие с приобретателем акций (долей), основных производственных средств, нематериальных активов или соответствующих прав в группу лиц, а также хозяйственное общество, хозяйствующий субъект, по отношению к которому совершаются сделки или действия, указанные в ст. 17 и ст. 18 Закона, и юридические или физические лица, входящие с таким хозяйственным обществом, хозяйствующим субъектом в группу лиц;

третьи стороны – физические и юридические лица, имеющие достаточный интерес к результатам сделок или действий, такие как: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, покупатели товара, поставщики, конкуренты, а также члены управляющих органов, администрации и уполномоченные представители трудовых коллективов заинтересованных сторон».

На этом примере хорошо показано, насколько широко понимается в нормативно-правовых актах заинтересованность. Другой интересный пример содержится в Кодексе корпоративного поведения, одобренном на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. (протокол № 49). В Кодексе корпоративного поведения содержатся следующие рекомендации:

1.Практика корпоративного поведения должна учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест.

2.Для обеспечения эффективной деятельности общества его исполнительные органы должны учитывать интересы третьих лиц, в том числе кредиторов общества, государства и муниципальных образований, на территории которых находится общество или его структурные подразделения.

Тот факт, что такие органы, как Министерство по антимонопольной политике России и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России, явившиеся разработчиками двух указанных последними в настоящей работе правовых актов, содержащих весьма широкое понимание заинтересованных лиц, являются основоположниками формирования и развития концепции корпоративного права, свидетельствует о сохранении в будущем расширительного понимания заинтересованности в актах, регулирующих корпоративные отношения.

Как видим, законодатель активно применяет понятие заинтересованность в нормотворчестве. При этом сфера его применения достаточно широка: нормативно-правовые акты как материального, так и процессуального права. Наблюдается достаточно неоднозначное понимание заинтересованных лиц в различных законодательных источниках. В ряде случаев правовые последствия вызывает заинтересованность строго определенного круга лиц, а заинтересованность остальных лиц юридически ничтожна. В других случаях законодатель намеренно предусматривает незакрытый перечень оснований заинтересованности, способной повлечь определенные юридические последствия. Все это свидетельствует о том, что заинтересованность имеет свое практическое применение, как при императивном, так и диспозитивном методе правового регулирования общественных отношений.

Также необходимо отметить, что заинтересованность как правовое явление находится в постоянном развитии. Это подтверждается тем, что в процессуальном законодательстве появилось положение о правовом значении отсутствия заинтересованности. Наблюдаются изменения при регулировании порядка заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и т. д. Все это говорит о сохранении в ближайшем будущем актуальности вопросов, связанных с правовым регулированием отношений заинтересованности.


1. Викут М. А. Предпосылки права на участие в гражданском процессе. / Правоведение. 1967. №3. С. 103.

2. Викут М. А. Указ. соч. С. 103.

3. Там же.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право