На главную Написать письмо

О некоторых проблемах ответственности за нарушение законодательства об оплате труда

Н. М. Саликова, кандидат юридидических наук, доцент кафедры трудового права УрГЮА

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Обеспечение этих прав работника осуществляется с помощью позитивного регулирования прав работника на своевременную, справедливую и в полном объеме оплату труда, а также с помощью установления мер юридической ответственности работодателя за неисполнение этих обязанностей.

С помощью охранительных норм осуществляется защита права работника на оплату труда. Они фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов1. К таким нормам, например, относятся установление ответственности работодателя за невыплату или задержку выплаты заработной платы (ст. 142, 236 Кодекса), компенсация морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Переход на рыночную систему хозяйствования отмечен таким негативным фактором, как задержка выплаты зарплаты и невыплата ее вообще. В связи с этим возникла необходимость закрепления охранительных норм, направленных на защиту заработной платы и устанавливающих ответственность работодателя за невыплату или задержку выплаты заработной платы.

Учитывая специфическое положение субъектов трудового правоотношения, как правило, субъектом, нарушающим право на оплату труда, является работодатель. Трудовой кодекс содержит ряд норм, устанавливающих ответственность работодателя.

Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.), ратифицированная СССР 31 января 1961 г., предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться регулярно (ст.12). При этом выплаты заработной платы должны осуществляться не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие шестнадцати дней для трудящихся с почасовым, подневным или понедельным исчислением заработной платы и не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления (п. 4 Рекомендаций МОТ № 85 «Об охране труда»). В ст. 137 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем через каждые полмесяца. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки выплаты заработной платы.

Несвоевременная выплата заработной платы в России, как правило, связана с двумя основными причинами: недобросовестностью работодателя и неплатежеспособностью организации. Законодательством предусмотрена возможность использования мер административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности.

Так, например, ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение на должностное лицо штрафа за нарушение законодательства о труде в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Следует отметить, что ранее действовавший Кодекс РСФСР об административных правонарушениях также имел несколько статей об ответственности за нарушение трудового законодательства (ст. 41–41.5 КоАП РСФСР), однако новым Кодексом отдельные правонарушения получили самостоятельное звучание или вообще установлены впервые.

Правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом этого правонарушения является должностное лицо (работодатель или лицо, его представляющее). Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. При этом руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Размеры штрафных санкций исчисляются по нормам, установленным в Федеральном законе от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 26 ноября 2002 г.), согласно которому минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, равен 100 рублей. Это значит, что предусмотренный первой частью ст. 5.27 КоАП РФ административный штраф за нарушение законодательства о труде и об охране труда находится в пределах от 500 до 5000 рублей.

Вторая часть анализируемой статьи (5.27) предусматривает возможность привлечения лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное правонарушение, к особому новому виду дисциплинарного наказания – дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Такое наказание в силу особой значимости и строгости может назначаться только судьей.

Следует согласиться с мнением, что дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности за грубое и неоднократное злоупотребление указанным правом2.

Необходимо заметить, что совершенно необходимым является увязать вопросы дисквалификации, предусмотренные в КоАПе, с Трудовым кодексом, в котором данный термин невозможно найти ни в одной статье. Это обусловлено одной главной причиной: что делать с этим должностным лицом после его дисквалификации – увольнять (по какому основанию?) или предлагать перевод на другую работу (а что делать, если он откажется?). В ст. 32.11 КоАП установлено, что исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. В Трудовом кодексе такое основание отсутствует. По-видимому, это должно быть одно из оснований ст. 83 ТК РФ «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».

Однако, учитывая сложившуюся ситуацию с задержками выплаты заработной платы или невыплатой ее вообще, следовало бы предусмотреть отдельный самостоятельный состав в КоАПе РФ: «Ответственность за невыплату или задержку выплаты заработной платы». Кодекс содержит целый ряд статей, устанавливающих административную ответственность за нарушения в сфере социального партнерства, но отсутствует статья, предусматривающая такую ответственность за невыплату заработной платы. Хотя, как показывает статистика, самое большое число нарушений трудового законодательства происходит именно в этой сфере.

В литературе высказываются опасения относительно применения дисквалификации, которая может повлечь волну правового беспредела, нарушения баланса интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и государства, с другой3.

Наряду с административной ответственностью установлена уголовная ответственность за такие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений: 1) нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); 2) необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности (ст. 145 УК РФ).

Учитывая обсуждаемую проблему, нас интересует ст. 145-1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности. Возможность возбуждения уголовных дел и применения соответствующих мер воздействия к работодателям по факту невыплаты начисленной заработной платы весьма призрачна, т. к. требуется доказать наличие корыстного умысла должностного лица. Во всех случаях, когда причиной задержек выплаты заработной платы является отсутствие или недостаточное финансирование организаций из бюджетов или по вине деловых партнеров, виновных практически невозможно определить.

Посягательство на права граждан может быть следствием не только определенных деяний, но и бездействия. Статья 145-1 УК РФ предусматривает ответственность именно за такое преступное бездействие – виновный мог и обязан был предпринять действия, направленные на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, но не предпринял их в установленные законом сроки.

Виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по прошествии двух месяцев со дня, когда должна быть произведена выплата заработной платы. Такой срок установлен для того, чтобы преступление считалось совершенным.

Учитывая, что данное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц, можно говорить о привлечении к уголовной ответственности соучастников преступления. Например, в качестве исполнителя можно рассматривать руководителя организации; в качестве организаторов – руководителя, а также собственника имущества, в чьих интересах совершается данное преступление; в качестве подстрекателя могут выступать и третьи лица, заинтересованные в этом; пособником может оказаться бухгалтер, который проконсультирует руководителя о том, как ему решить личные или коммерческие проблемы за счет зарплаты работников. В то же время бухгалтер может оказаться и подстрекателем, и исполнителем.

В процессе совершения преступления руководитель организации взаимодействует с другими работниками, которые являются исполнителями определенных должностных функций и участниками различных процедур, связанных с начислением и оформлением денежных выплат. Среди них работники бухгалтерии, где производится расчет выплат, составляется платежная ведомость, которая направляется затем на утверждение руководителю организации, сотрудники банка, где заказываются деньги, кассиры организации, выдающие зарплату после получения ее из банка.

Однако для привлечения к уголовной ответственности по данной статье необходимо установить наличие умысла, доказать, что руководитель организации понимал противоправность своих действий; установить, что, несмотря на угрозу всех последствий, преступление совершено из корыстной или личной заинтересованности.

О наличии умысла могут свидетельствовать, например, следующие обстоятельства: 1) выплаты зарплаты не произведены, несмотря на то, что в фонде заработной платы было достаточно для этого средств; 2) находящиеся в фонде заработной платы средства использовались не по назначению; 3) поступающие финансовые средства не зачислялись в фонд заработной платы4.

Иногда вмешательство органов прокуратуры и государственной инспекции труда «стимулирует» работодателя к выплате заработной платы. Например, в Москве на знаменитом ЗИЛе почти 16 тысячам работников в мае-июне 2002 г. не выплатили заработной платы на общую сумму 12 миллионов рублей5. После вмешательства прокуратуры дирекцией по согласованию с профкомом был составлен график погашения задолженности.

Однако если преступление будет доказано, то виновные в нем должностные лица государственных органов привлекаются к ответственности по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», а руководители коммерческих организаций – по статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».

Как показывает практика, уголовная ответственность за задержку выплаты заработной платы почти не применяется, хотя по данным межгосударственного статистического комитета СНГ, задолженность по зарплате в сентябре 2002 г. по сравнению с началом года выросла на 3,5 %6.

В ст. 236 Кодекса закреплена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, заключающаяся в обязанности работодателя выплатить работнику проценты в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Ставка рефинансирования, т. е. процентная ставка, по которой Центральный банк РФ предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, устанавливается Центральным банком РФ исходя из макроэкономических показателей состояния экономики страны. В настоящее время действует ставка рефинансирования в размере 17 % годовых. Конкретный размер денежной компенсации, выплачиваемой работнику, определяется коллективным или трудовым договорами. Она имеет целью возместить потерпевшим работникам ущерб, нанесенный работодателем, и, кроме того, смягчить инфляционное обесценивание не выплаченных в срок денежных сумм.

Кодекс устанавливает общее правило о том, что каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233). В случае задержки заработной платы такой необходимости нет, поскольку минимальный размер денежной компенсации установлен непосредственно в ст. 236 ТК, а конкретный размер может определяться коллективным договором, трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации является безусловной. Она возникает из самого факта задержки. Причем компенсация должна быть выплачена одновременно с задержанной заработной платой.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Срок ожидания выплаты заработной платы продолжительностью 15 дней вызывает некоторое недоумение в связи со ст. 4 Кодекса о запрете принудительного труда. Согласно ч. 3 данной статьи к принудительному труду относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере. Таким образом, в законодательном порядке в течение 15 дней разрешается принудительный труд. Следовало бы исключить эту цифру из статьи 142 и закрепить положение о том, что право приостановить работу и требовать выплаты заработной платы возникает у работника со дня, следующего за днем выплаты заработной платы, установленным коллективным договором или трудовым договором.

Следует иметь в виду, что закон предусматривает обязанность работника предупредить работодателя в письменной форме о приостановке работы. Невыполнение данного требования рассматривается работодателями как несоблюдение установленного законом порядка и расценивается как дисциплинарное нарушение.

Законодательством также устанавливаются обязанности работодателя по выплате заработной платы в случае банкротства. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.) в случае банкротства предприятия или его ликвидации в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов либо в отношении всей заработной платы, которая им причитается за работу в предшествовавший банкротству или ликвидации период (последний определяется национальным законодательством), либо в отношении заработной платы, которая не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством. Конвенция № 173 распространяется на работников всех отраслей народного хозяйства, но государства могут исключить отдельные категории работников (например, государственных служащих) из сферы ее действия. Государство или берет на себя обязательство защиты работников путем установления привилегий при выплате заработной платы, или формирует гарантийные фонды, обеспечивающие интересы работников. Эта Конвенция касается не только выплаты заработной платы, но и некоторых дополнительных выплат: оплаты праздничных дней, отпусков, выходных пособий. Все эти выплаты должны иметь привилегированный характер, т. е. предшествовать выплатам в пользу государства и органов социального обеспечения.

Эффективность отмеченной системы привилегий зависит, прежде всего, от наличия достаточной конкурсной массы, из которой удовлетворяются все иски кредиторов. Следует признать, что защита, которая обеспечивается законодательством, очень часто недостаточна7. Такое обстоятельство объясняется тем, что привилегия не действует в случаях банкротства, когда реализуемый актив незначителен или вообще отсутствует на момент объявления банкротства.

Требования работников должны быть ограничены установленными пределами, при этом предназначенные для них суммы не могут быть ниже социально приемлемого уровня и подлежат индексации в связи с ростом стоимости жизни. Определены минимальные размеры выплат, например, в рамках системы привилегий заработная плата выплачивается за три месяца до признания предприятия несостоятельным или прекращения трудовых отношений; отпускные – за год. Суммы, выплачиваемые гарантийными учреждениями, также не могут быть меньше установленного минимума. Например, заработная плата должна выплачиваться не менее чем за восемь недель до банкротства предприятия либо увольнения работника.

Рекомендация МОТ № 180 (1992 г.) расширяет содержание выплат, включая в них, в частности, оплату сверхурочных работ, повышает их размеры, предлагает меры по ускорению расчетов с трудящимися, а также предусматривает, что работники и их представители должны быть заблаговременно информированы о начале процедуры признания предприятия несостоятельным.

Как же учтены международно-правовые нормы в российском законодательстве. В соответствии с российским законодательством о банкротстве заработная плата, начисленная за труд в период процедуры банкротства, в том числе и после признания организации банкротом, должна выплачиваться во внеочередном порядке, поскольку обязательство возникает в ходе процедуры несостоятельности. Кроме того, до открытия конкурсного производства во внеочередном порядке подлежит возмещению задолженность по оплате труда, возникшая в предшествующий возбуждению дела о банкротстве период, поскольку на требования по заработной плате мораторий не распространяется. Оставшаяся сумма задолженности включается в реестр требований кредиторов второй очереди после признания должника банкротом.

Практика рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами показывает, что при действующем законодательстве, когда залоговые кредиторы отнесены к кредиторам третьей очереди (их претензии удовлетворяются после расчетов с работниками), далеко не всегда задолженность по заработной плате, возникшая до возбуждения производства по делу о несостоятельности, погашается в полном объеме.

Российское законодательство устанавливает различные виды ответственности за невыплату заработной платы. Однако эффективность применения таких мер может быть достигнута только путем осуществления строгого контроля за соблюдением трудового законодательства и создания таких условий для работодателей, когда невыплата заработной платы будет рассматриваться как ненадежность организации, компании являться экономически невыгодной.


1. Теория государства и права. Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: НОРМА. 2000. С. 286.

2. Россинский Б. В. Административная ответственность в сфере трудовых отношений //Трудовое право. 2003. № 2. С. 10.

3. См.: Юридическая ответственность за нарушение законодательства об оплате труда //Трудовое право. 2003. № 3. С. 37; Калинина Л. А. Дисквалификация //Дайджест кадровик.

4. Сотов А. И. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы//Главбух. 1999. № 17.

5. Зарплата в уголовном порядке. Российская газета. 2002, 14 декабря.

6. Статистика СНГ. 2002. № 18.

7. О правовых аспектах заработной платы. М., Профиздат. 2000. С. 40.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право