На главную Написать письмо

Масонство: история происхождения

В. С. Белых, профессор УрГЮА

Лето 2003 года во Франции было нарушено двумя одновременно случившимися событиями. В начале июля президент Жак Ширак впервые за восемь лет своего пребывания на этом посту официально принял представителей десяти наиболее влиятельных масонских лож. На той же неделе прокурор Ниццы по фамилии де Монгольфье подал в отставку и публично заявил, что его затравили местные масоны, которые сомкнулись с мафией и занимаются махинациями в сфере продажи земельных участков на Лазурном берегу1. Эти события вызвали очередную волну дискуссий по поводу того, кто такие эти вольные каменщики.

Слова «масонство», «масоны» обладают удивительными (я бы сказал, полумистическими) свойствами. Прежде всего, все, что в какой-либо мере связано с масонством, хранит холодный отпечаток таинственности. Здесь, действительно, гармонично сочетаются правда и ложь, вымысел и реальность, добро и зло. Произнося эти слова, люди во все времена испытывали некоторое чувство страха. Те, кто похрабрее – чувство неловкости. Однако при этом произнесенные вслух (чаще всего мысленно) слова всегда притягивали как бы магнитом, особенно пылкое воображение неискушенного человека. Справедливости ради отметим, что эта тема не покидала орбиту человеческих знаний и на протяжении многих веков оставалась предметом пристального внимания различных ученых, наделенных и необходимой страстью пылкого исследователя, и глубочайшими познаниями в этой загадочной сфере. Не случайно, по утверждению Григория Бостунича, одного из исследователей масонства, о данной теме написано 50 000 разных книг2. Вопрос в другом: когда было написано? По мнению другого исследователя, английского журналиста Стивена Найта, именно к 1950 году число книг и статей на эту тему приблизилось к столь внушительной цифре. Найт также замечал: «Интересно видеть, как много работ, написанных о «братстве» не масонами, быстро исчезли из печати, несмотря на большой читательский интерес»3. Остается лишь гадать, насколько увеличилось число исследователей масонства за прошедшие годы и кто же идеализировал (и идеализирует сейчас) масонское движение. И почему это делается?

Но вернемся к истории происхождения масонства, проследим его генезис и источники. Здесь, пожалуй, любопытство читателя может быть удовлетворено сполна. Распространена точка зрения о том, что масоны ведут свою родословную от очень скромного по происхождению Лондонского клуба начала XVIII века. Слово «free-mason» означало «свободный каменщик». В Средние века, когда в Западной Европе процветала готика, появилась группа (клан) каменщиков, услугами которых пользовались при строительстве огромных храмов, дворцов и иных зданий, поражающих не только своей красотой, но и внушительностью размеров. Их мастерство требовало особых знаний, которые передавались далеко не каждому, а лишь посвященным в это строительное искусство и прошедшим испытания, в том числе на прочность.

В эпоху готического стиля (первое упоминание о свободных каменщиках встречается в документах начала ХIII века) масоны получили не совсем благозвучное название – «каменотесы свободных камней» (freestone’s mason). В отличие от своих собратьев, каменотесов более мягких пород (мрамора, известняка и т. п.), настоящие масоны «работали» c достаточно твердыми породами. Затем происходит то, что и должно было случиться. Со временем длинное название масонов претерпело изменение и получился сокращенный вариант – «free-mason». Дальше – еще больше. Английское слово пошло гулять по всему миру, перешло в другие европейские языки и в конечном итоге стало интернациональным. В самой Англии оно (слово) потеряло свой первоначальный смысл, а вопрос о происхождении его остался темным.

Возможно, по этой причине некоторые современные исследователи масонства приписывают происхождение слова «масон» Франции. Так, болгарский ученый T. Гочев пишет: «…масон» на французском языке означает «каменщик». В Средние века масоны — «каменщики» называли помещение, где оставляли свои инструменты (молотки, долота, циркули), ложей. Это название осталось и в более поздние времена»4.

Болгарский исследователь не одинок в стремлении обнаружить первоистоки масонства за пределами Англии. В Германии распространена гипотеза о немецком происхождении масонства. Предками современных масонов объявляются немецкие средневековые каменотесы, образовавшие якобы автономные братства вокруг города Страсбурга. Утверждается, что в ХIV веке немецкие каменотесы значительно расширили границы своего строительного искусства и дошли до Англии и Шотландии.

В этом плане больше повезло России, которая никогда не претендовала на первую роль. Российские исследователи едины во взглядах о зарубежном происхождении масонства. Но это – специальный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

Первоначально объединение «свободных каменщиков» представляло собой цеховую организацию (companies of mason), построенную чисто на профессионально-ремесленных началах. По мнению коллектива авторов авторитетного издания «Масонство в его прошлом и настоящем», в период становления масонства не было так называемых «каменщиков-мыслителей» (спекулятивных масонов). Ряд исследователей видел в последних то «рыцарей Храма», скрывающихся под маской масонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех с тем, чтобы скрыть от правительства свои гуманитарно-филантропические цели5. В те далекие времена масонство еще не приобрело социально-политического оттенка.

Свободные каменщики объединялись главным образом для оказания помощи своим собратьям по строительству. Добавим — и не только. В масонских цехах уже тогда действовали уставные программы, обряды и ритуалы, обязательные для каменщиков. Говоря современным языком, эти цеха напоминают чем-то отраслевые профсоюзные организации в советский период, так же далекие от политики, как декабристы от народа.

Наряду с распространенным взглядом на происхождение масонства с его профессиональным подтекстом в работах, посвященных этой теме, можно увидеть и нечто другое. Лоллий Замойский, журналист-международник, несколько лет проработавший в Париже и Риме, авторитетно заявляет, что «…масонское движение родилось в недрах умирающего, но еще сильного феодализма. Основной его питательной средой были нарождающаяся буржуазия, окружавшие ее лица «свободных каменщиков», многие представители ремесленных цехов. Стремясь утвердиться, поднимающийся класс сочетал борьбу за слом феодальных перегородок с попытками привлечь на свою стороны часть аристократии, просвещенную часть общества»6. Полумистические формы движения масонства со строгой конспиративностью и жестким отбором его членов, безусловно, привлекали в свои ряды молодой класс буржуазии и системой взглядов, и конспиративным типом организации. Однако надо отметить, что в период становления масонства не было в ее генезисе классовой ориентации. Масонские цеха представляли однородную массу людей – братьев по строительному делу. Здесь действовал общий принцип: «равные права и возможности для всех членов масонской ложи». В последующем наблюдается трансформация их движения, ряды масонов пополняются уже не только вольными каменщиками. Напротив, в составе масонских лож чувствуют себя уютно выходцы из привилегированного класса, титулованные лица. На этом фоне происходит разрыв между руководством масонским движением и простыми членами – масонами.

Жесткая критика официальной версии о масонстве как союзе вольных каменщиков звучит из-под пера священника Родиона, по мнению которого, эта версия является историческим мифом, прикрывающим истинную сущность явления – сатанизм7. При этом автор ссылается на высказывания глав католитической церкви от папы Климента XII в 1738 г. до папы Льва XШ в 1902 г., которые охарактеризовали масонство в 17-ти буллах и энцикликах как богоборческую секту, действующую с целью подрыва религии, уничтожения христианства и разложения государственного и общественного порядка во всем мире.

Вторит священнику Родиону и В. Ф. Иванов, автор нашумевшей публикации «Православный мир и масонство»8. На странице второй названный автор пишет: «Темная сатанинская сила бросила дерзкий вызов Богу и Христу, открыла лютое гонение против православной Веры и Церкви, объявила борьбу за душу человека. Имя этой темной силы – масонство».

По мнению Дугласа Рида, масонство является наследником впавшего в ересь ордена храмовников (тамплиеров), разгромленного французским королем Филиппом IV и папой Климентом V за сатанизм, поношение христианства, педерастизм и стяжательство9. В 1314 г. на костре был сожжен гроссмейстер этого ордена Жак де Моле.

Что ни говори, а обвинения, выдвинутые в адрес масонов, достаточно серьезны. В поисках правды о масонском движении попытаемся разобраться для начала с утверждением о том, что масонство – преемник ордена рыцарей-храмовников.

Гипотеза о связи масонства с крестоносцами возникла не случайно. На то есть веские причины и исторические факты. Многие исследователи масонства отмечают в своих работах, что масонское движение было весьма неоднородным, а его члены порой преследовали диаметрально противоположные цели. Сошлемся при этом на издание «Масонство в его прошлом и настоящем», авторы которого, претендуя на объективное описание фактов, связанных с масонским движением, вынуждены все-таки признать, что поводом для такой гипотезы послужили действительные события. «Шотландская система масонства, возникшая в 30-х годах XVIII столетия, была действительно якобитским масонством, родилась из попытки использовать масонское знамя для якобитских целей…»10. Названные авторы (Я. Л. Барсков, А. А. Боровой, А. М. Васютинский, М. О. Гершензон, М. В. Довнар-Запольский, С. П. Мельгунов и др.) указывают на благоприятную почву, которая не только взрастила, но и укрепила мысль о связи масонства с крестоносцами. Это — окружавшее двор Иакова II в Париже, а позднее, двор Иакова III в Риме шотландское, ирландское и английское дворянство. Под лозунгами восстановления в Англии «законной королевской власти» многие члены якобитской эмиграции, принадлежащие к масонскому движению, мечтали о новом крестовом походе и охотно превращали союз вольных каменщиков в орден крестоносцев. Иначе говоря, такая связь масонства и крестоносцев была и имела разные формы взаимодействия.

Якобиты – тайная организация, члены которой, прежде всего, при помощи Франции, Италии, Испании предпринимали отчаянные попытки реставрации в Англии династии Стюартов. Упорная борьба и поражение якобитов и их союзников описаны в книге Е. Черняка «Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки»11.

Интересно и другое: нельзя сводить движение крестоносцев к ордену рыцарей Храма. Истории известны и Мальтийские рыцари, и рыцари Иоанна Иерусалимского, и др.

Существует даже теория христианско-рыцарского масонства. Один из ee основателей, шотландский дворянин Михаил Рамзэ (Ramsay) говорил: «Масонский орден возник в Палестине в эпоху Крестовых походов, когда под сводами Иерусалимского храма были найдены тайные символы древней священной науки; рыцари Иоанна Иерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое имя («Ложи св. Иоанна»)…»12. Затем из Палестины масонство, по мнению М. Рамзэ, перешло посредством крестовых походов в Германию, Италию, Испанию, Францию и дошло до Шотландии, где в 1286 г. было образована первая, Кильвингская, ложа под управлением лорда — правителя Шотландии Джеймса.

На наш взгляд, вряд ли справедливо утверждение о том, что масонство возникло на базе ордена рыцарей Храма. Процесс формирования масонского движения происходил самостоятельно, без какой-либо примеси извне. Однако в последующем мы обнаруживаем между масонством и орденами рыцарей определенные формы сотрудничества и взаимопроникновения. Это касается и области традиций и ритуалов. Указанные формы, безусловно, не лежат на поверхности, и выкристаллизовать их – дело достаточно трудное, хотя и не безнадежное. В какой-то мере этому препятствует и то обстоятельство, что в разные времена появилось много организаций, не имеющих ничего общего с масонами, но использующих атрибутику и ритуалы масонства. Однако оспорить и опровергнуть существование так называемых «псевдомасонов» не менее трудное занятие. Вот что по этому поводу пишет А. Клизовский: «Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на нападки. И если пишущий эти строки выступает в защиту не масонства, но истины, то лишь потому, что он не масон. Принадлежность к масонской организации лишила бы его этой возможности, ибо это противоречило бы масонской этике»13. Оставим эти утверждения на совести автора, особенно в части «защиты не масонства». Известны изречения классиков о субъективных образах объективного мира и о том, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

Что касается атрибутики и обрядов масонства, то история знает немало примеров такого заимствования. Так, в 1920 г. Гитлер утвердил флаг НСДАП – красное полотнище и на нем белый круг с черной свастикой. Красный цвет гитлеровцы «позаимствовали» у рабочих партий, а свастику у нацистов венских кружков. В свою очередь, немецкое приветствие (правая рука с силой выбрасывалась кверху) они взяли у итальянских фашистов, которые называли это же приветствие «римским»14.

Не лучше обстоит дело и с большевистской символикой. В литературе было высказано мнение о том, что пятиконечная звезда, введенная в оборот создателем Красной Армии Л. Троцким, относится к общепринятым символам масонства и имеет связь с традицией каббалы. Серп и молот также являются магическими знаками. Серп – символ смерти, убийства, неминуемой гибели. Молот (молоток) – классический масонский знак власти над камнем (камень – символ человека)15. Пока мы лишь ограничимся этим мнением, без какого-либо комментария.

Итак, первая Великая масонская ложа возникла в Англии в начале XVIII века. Ее создатели не преследовали широких реформаторских и философских целей. Главная задача ложи – объединение нескольких разрозненных лондонских масонских обществ. В 1716 г. король Георг I после усмирения восстания якобитов торжественно въехал в Лондон. Руководители четырех лож приняли решение сплотиться вокруг одного Великого Мастера (Гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Этот исторический факт описан масоном Андерсоном в «Новой Книге масонских конституций», второе издание которой вышло в 1738 г. Было также принято решение о ежегодном проведении собраний всех четырех лож и каждые три месяца – собрания Великой ложи. Первым Великим Мастером (Гроссмейстером) был избран дворянин Антон Сойэр, а капитан Джордж Элиот и столяр Яков Ламболь – великими надзирателями16.

На Великую Лондонскую ложу обратили внимание члены Королевского общества. Кстати, одним из первых (третий по счету) ее руководителей был доктор права и придворный проповедник принца Уэльского – Теодовил Дезагюльэ. После него на должность Великого Мастера был избран доктор Стэкли.

Первые руководители масонской ложи были нетитулованными лицами. В последующем на эту должность избираются лица, не ниже звания сквайра (сельского дворянина).

В сочинениях о масонстве излагаются основные принципы масонского движения. Это – Братство, Верность, Молчание. В эпоху своего ренессанса масонство преследовало утопическую цель – объединение под своим «знамением» всего человечества.

Интересны обязанности английского масонства, изложенные в «Новой Книге Конституций». В частности, в §2 Книги говорится: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа». Особое внимание в Книге уделяется религиозному вопросу. Существует утверждение о принадлежности масонов к всеобщей религии. Однако это – тема следующей встречи с читателем.

В начале 50-х годов XVIII столетия произошел «великий раскол» в английском масонском движении. Была образована «Великая Английская Ложа Старых Уставов», которая претендовала на новый масонский центр. В литературе лишь высказаны гипотезы о таком расколе, хотя при этом отмечается, что истинные причины указанного раздвоединия остаются до сих объектом человеческого воображения. Одна из гипотез – различие между старым якобитским и новым оранжистским масонством. В реальной же действительности это различие получило отражение главным образом в ритуале.

В 1797 г. было сделано первое предложение об объединении двух лож, и только спустя 16 лет, когда гроссмейстерами «старого» и «нового» масонства стали два брата короля, наконец-то было подписано такое соглашение. В 1813 г. была образована «Великая Соединительная Ложа» старых масонов Англии, а ее гроссмейстером избран герцог Суссекский, руководитель «нового» масонства.


1. См.: Эксперт. 2003. №35. С. 73.

2. Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, 1990. С.24.

3. Knignt S. The Brotherhood. The Secret World of the Freemasons. London, 1983. P.7–8.

4. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. М., 1970. С.5.

5. Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С. П. Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т. 1. М., 1991. С.2.

6. Замойский Л. За фасадом масонского храма: взгляд на проблему. М., 1990. С.11.

7. Священник Родион. Русское православие и масонство. Санкт-Петербург, 1993. С.3.

8. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935.

9. Дуглас Р. Спор о Сионе. Иоганнесбург, 1986. С.387.

10. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.28.

11. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки. М., 1991. С. 150–163, 178–185.

12. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.29–30.

13. Клизовский А. Правда о масонстве. С.5.

14. Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1982. С.49.

15. Священник Родион. Русское православие и масонство. С.12–13.

16. Гочев Т. Бюро доктора Делиуса. С.17.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право