На главную Написать письмо

Определение и изменение цены в договоре строительного подряда

Г. М. Заяханов, аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮА

При анализе хозяйственной практики заключения и исполнения договоров строительного подряда обращает на себя внимание тот факт, что одним из основных спорных вопросов является вопрос об определении и изменении цены в договоре строительного подряда. Необходимо отметить, что федеральное законодательство не содержит единого понятия цены. В свою очередь, как среди юристов, так и экономистов также нет единого подхода к пониманию цены. Так, по мнению некоторых авторов, и мы согласимся с ним, «цена – это объективное экономическое явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем встречного предоставления) и характеризующее их. Цена выражается в уплате контрагенту известного количества валюты либо в ином предоставлении за переданный товар (выполненную работу, оказанную услугу) посредством ее согласования в договоре, исходя из нормативных требований действующего законодательства»1.

В соответствии с п.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) условие о цене в договоре строительного подряда относится к его существенному условию, что является исключением из общих положений о договоре подряда. Закон в исключение из общих положений договора подряда предусматривает также обязательное требование к форме цены, цена должна быть определена путем составления сметы. При этом подразумевается, что стороны при разработке и утверждении сметы должны согласовать ее вид. Так, при отсутствии других указаний в договоре цена работы считается твердой, вместе с тем стороны вправе согласовать применение приблизительной цены (п.4 ст.709 ГК). Поскольку различие между двумя этими видами цен заключается в основаниях их изменения, можно говорить о существовании особых правил о приблизительной и твердой цене.

Вышеперечисленные особенности правового регулирования договора строительного подряда накладывают свой отпечаток на условия определения и изменения цены строительно-монтажных работ. В связи с тем, что данные основания не всегда учитываются при заключении и изменении договора строительного подряда, представляется необходимым анализ вышеназванных особенностей.

Требование об определении цены путем составления сметы является по существу единственным условием для согласования цены в договоре строительного подряда. Но и то данное требование не всегда соблюдается на практике. Например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10453/01 от 25 августа 2002 г.: «ни истцом, ни ответчиком сметы к представленным каждым из них договорам не приложены, тогда как в силу ст.743 ГК РФ строительство и связанные с ним работы должны осуществляться в соответствии с технической документацией и сметой. Отсутствие указанной документации не позволяет установить объем и содержание подлежащих выполнению работ, а также определить фактически выполненные по договорам работы»2.

В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» дал разъяснение, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации (сметы) не является безусловным основанием для признания договора строительного подряда незаключенным. При этом поясняется, что если из содержания договора можно определить предмет (стороны зачастую согласуют условие о предмете, как и цену в самом договоре), то такой договор следует считать заключенным, несмотря на то, что отсутствует утвержденная в установленном порядке техническая документация (смета)3.

Данную практику можно признать обоснованной, хотя в силу закона смета является обязательным документом строительного подряда. С другой стороны, нередко, по мнению О. В. Дидковской, «смета составляется сторонами лишь для прохождения экспертизы, а реальная стоимость строительства складывается при расчетах на основании объемов и цен, установленных в актах сдачи-приемки выполненных работ. И именно в актах приемки можно увидеть фактические затраты»4. К примеру, Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 09 апреля 2002г. № Ф09-614/02-ГК: «Факт выполнения работ и их стоимость подтверждаются справками формы КС.3 на сумму 71873 руб., подписанными Кооперативом и ЦГСН»5. Необходимо учитывать, что на основании иных документов о сдаче-приемке работ суд может и не удовлетворить требования подрядчика, если их применение не будет предусмотрено договором6.

Как было отмечено выше, закон не устанавливает требований к форме сметы, следовательно, можно разрабатывать смету в виде одной строки. Однако стороны в договоре строительного подряда, как правило, идут по иному пути, составляя смету в виде постатейного расчета стоимости материалов и иных затрат. В настоящее время в качестве рекомендательных актов используются методические указания Госстроя России, в которых даны формы смет и указания по их заполнению7.

Кроме того, что стороны должны составить смету, они также должны выбрать ее вид в соответствии с п.4 ст.709 ГК. Вместе с тем стороны могут согласовать применение одновременно правил о приблизительной и о твердой цене, выделив в структуре договорной цены долю, которая не подлежит изменению. Госстрой России рекомендует, со своей стороны, применять следующие виды цен: твердую; базисную договорную цену, установленную на определенную дату; договорную цену, установленную на определенную дату на основе себестоимости подрядчика и скорректированную договорную цену8.

Необходимо подчеркнуть, что в то время как во всех договорах устанавливаются цены на готовые изделия, в строительстве утверждаются нормативы, на основе которых рассчитывается цена строительства9. В связи с этим представляется необходимым согласовывать в договоре строительного подряда также следующие условия, связанные с ценой:

– вид сметно-нормативной базы, по которой будет определяться стоимость работ. Например, существуют федеральная, отраслевая, фирменная и другие сметно-нормативные базы 10;

– уровень цен, на который рассчитывается цена работ, в случае если стороны согласовали ее корректировку по действующему уровню цен;

– методы определения сметной стоимости. Так, например, выделяют базисно-компенсационный, базисно-индексный, ресурсный, ресурсно-индексный, метод применения банков данных о стоимости, ранее построенных объектов11. Отметим, что зачастую используются цены, которые устанавливаются по следующей схеме: базовая сметная стоимость на период разработки проекта умножается на индекс приведения этой стоимости ко времени строительства. К этой величине прибавляются компенсации заказчиком рыночных удорожаний и плановые накопления12.

Как было сказано выше, приблизительная цена должна быть обусловлена договором. В хозяйственной практике стороны всевозможными «указаниями в договоре» согласуют применение приблизительной цены. Например, Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 21 июля 2003г. № Ф09-1854/03-ГК: «Заказчик производит оплату выполненных работ по их фактической стоимости по текущим ценам на материально-технические ресурсы плюс прибыль истца после окончательного утверждения сметной документации». Еще один пример — «стоимость всех работ определяется сметами, утвержденными заказчиком, и ориентировочно составляет 2,25 млн рублей (в ценах 2000 года)» (постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 24 марта 2003г. № Ф09-573/03-ГК) 13.

Представляется необходимым изучение оснований изменения цены договора, поскольку как раз в основаниях ее изменения заключается разница между вышеназванными видами цен (смет) 14.

По общим правилам договорная цена может быть изменена в случаях, предусмотренных: п.1 ст.450, п.2 ст.450, ст.451, п.2 ст.424 и п.2 ст.450, ст.407, п.3 ст.450 ГК.

Согласно правилам о договоре подряда подрядчик вправе требовать увеличения приблизительной цены при возникновении необходимости в проведении дополнительных работ, если это приведет к существенному превышению цены договора и при соблюдении требований ст.709 ГК о своевременном предупреждении заказчика о необходимости проведения дополнительных работ. В случае невыполнения подрядчиком этой обязанности последний не вправе требовать увеличения цены договора.

Думается, в случае увеличения приблизительной цены в результате роста цен на материалы и оборудование, предоставленные подрядчиком, либо на услуги, оказываемые третьими лицами подрядчику, подрядчик также вправе требовать увеличения приблизительной цены, если возможность такого изменения предусмотрена договором либо данное увеличение можно отнести к существенному изменению обстоятельств, предусмотренному ст.451 ГК. Например, постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 10 февраля 2003 г. №Ф09-125/03-ГК: «Стоимость работ определена по смете и составила 248209 руб. Согласно п. 2.2 договора стоимость работ может быть изменена в двух случаях, а именно: в зависимости от фактического индекса инфляции на момент выполнения работ, установленного на основании постановления главы г. Екатеринбурга, и за счет разницы в стоимости приобретенных сантехнических, электротехнических, импортных и дорогостоящих материалов». Также, например, постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 20 марта 2002 г. № Ф09-433/02-ГК.

В соответствии с правилами о твердой цене, закрепленными в общих положениях о договоре подряда (п.6 ст.709 ГК), подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Следовательно, наоборот, заказчик вправе требовать увеличения цены, а подрядчик ее уменьшения. Также возможно изменение твердой сметы в пределах цены договора.

Пересмотр твердой цены, по мнению Завидова Б. Д., как исключение из правила о твердой цене в договоре подряда, допускается в четырех случаях, предусмотренных: ст.451, п.1 ст.710, п.1 ст.723, п.1 ст.713 ГК 15. Рассмотрим перечисленные случаи:

1. Выбирая твердую цену, контрагенты тем самым согласовали условие о том, что цена не подлежит увеличению по требованию подрядчика и уменьшению по требованию заказчика, в том числе и в случае существенного изменения обстоятельств, в силу этого, по нашему мнению, ст.451 ГК не относится к исключениям из правил о твердой цене.

Думается, что Б. Д. Завидов к существенному изменению обстоятельств относит и существенное увеличение стоимости материалов и др. (абз.2 п.6 ст.709 ГК). В то же время абз.2 п.6 ст.709 ГК неприменим к договору строительного подряда, поскольку, в сущности, он предусматривает существенное увеличение стоимости работ, что также предусмотрено в п.3 ст.744 ГК.

2. По смыслу ст. 710 РФ при наличии экономии подрядчика и в случае, если в договоре предусмотрено иное распределение экономии между сторонами, цена договора подлежит уменьшению. Это изменение цены возможно при условии, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество работ. Приведем для примера постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 15 августа 2002 г. № Ф09-1877/02-ГК: «Истец просит взыскать сумму, составляющую экономию подрядчика, которая определена им как разница между стоимостью работ, указанной в смете, и фактически выполненных работ. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд сделал обоснованный вывод о том, что такая разница в стоимости образовалась в результате изменения объемов и содержания выполненных работ (не в полном объеме выполнены работы по вывозке грунта от разработки котлована, изменено содержание работ по наружной отделке, стенам, лоджиям, часть других работ также не выполнена). Данные, свидетельствующие о том, что фактические расходы подрядчика оказались меньше сметных, отсутствуют. При таких обстоятельствах судом обоснованно не отнесено 3162773руб. к экономии подрядчика».

3. При ненадлежащем качестве работ по вине подрядчика либо вследствие случая заказчик вправе предъявить требования, предусмотренные п.1 ст.723 ГК. Так, заказчик вправе требовать уменьшения цены работ, если договором не предусмотрено иное. Например, постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 15 декабря 2002 г. № Ф09-1877/02-ГК: «Из анализа ст.723 ГК РФ следует, что, если договором предусмотрен порядок устранения недостатков результата работы, заказчик не вправе требовать от подрядчика иного по своему выбору. Из материалов дела видно, что сторонами договора определен порядок устранения выявленных недостатков и дефектов, а именно: п.4.6. договора предусмотрена обязанность подрядчика по их устранению. Таким образом, заказчик не вправе требовать соразмерного уменьшения установленной за работу цены».

Данное основание изменения цены необходимо дополнить ссылкой на п.5 ст.723 ГК, поскольку, в соответствии с данной нормой и ст.475 ГК, заказчик вправе требовать соразмерного уменьшения покупной цены материалов, предоставленных подрядчиком, что приведет, в конечном итоге, к уменьшению стоимости договора.

4. Если у подрядчика после окончания работы остался материал, то он обязан вернуть его заказчику, в случае если материал был предоставлен последним во исполнение договора строительного подряда. Цена договора подлежит уменьшению только в случае, если заказчик согласился на уменьшение цены работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (п.1 ст.713 ГК). Переход права собственности к подрядчику на остаток материала, по существу, является «продажей этого остатка», отмечает А. Эрделевский16. На практике споры о принадлежности остатка материалов и его возврате заказчику почти не возникают, поскольку, во-первых, очень трудно проследить за движением материалов на стройке, в особенности тех, которые можно отнести к родовым вещам, например, бетон, песок и т. п. Поэтому и, во-вторых, стороны, как правило, предусматривают в договоре, что материал, поставляемый заказчиком, поступает на стройку в качестве оплаты строительных работ, либо стоимость данных материалов удерживается из стоимости выполненных работ. Таким образом, в сущности, заказчик продает подрядчику материал (выступает в роли поставщика материала по отдельным договорам поставки), за счет чего и уменьшается цена работ. Так, например, постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 25 марта 2003 г. № Ф09-603/03-ГК: «П.9.7. договора предусмотрено, что истец (заказчик) обеспечивает объект трубой и сопутствующими материалами при условии удержания их стоимости на основании акта взаимных требований из стоимости выполненных подрядных работ».

Вышеперечисленные исключения из правил о твердой цене можно дополнить еще несколькими основаниями для изменения цены. Во-первых, п.1 ст.718 ГК предусматривает, что в случае неисполнения заказчиком обязанности в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном договором, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы, подрядчик вправе требовать увеличения указанной в договоре цены работы. Для применения этой нормы необходимо различать следующие обязанности заказчика, образующие группу обязанностей «по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ»: встречные обязанности заказчика (ст.719 ГК); обязанности по оказанию содействия подрядчику в выполнении работы (ст.718 ГК); обязанности по принятию мер для устранения препятствий к надлежащему исполнению договора (ст.750 ГК). При этом только в случае неисполнения заказчиком обязанности по оказанию содействия подрядчику предусмотрено право подрядчика требовать уменьшения цены договора (п.1ст.718 ГК). Примером последней может являться обязанность по предоставлению жилья для работников подрядчика17. Во-вторых, в соответствии с п.2 ст.424 и п.2 ст.450 ГК, в договоре можно предусмотреть иные исключения из правил о твердой цене. Необходимо подчеркнуть, что зачастую применяются основания изменения цены, предусмотренные в договоре (например, применение индексов, величина которых учитывает инфляцию).

В свою очередь, применение каждого из оснований изменения цены, предусмотренных параграфом 3 главы 37 ГК, возможно вне зависимости от того, какой вид договорной цены стороны согласовали в договоре.

Во-первых, подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, при условии, что данные дефекты возникли не по вине подрядчика (п.4 ст.744 ГК). По смыслу данной нормы при установлении и устранении дефектов в смете подрядчик также приобретает аналогичное право требования.

Во-вторых, заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10 % от общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (п.1 ст.744 ГК). Ограничений такого рода общие положения о подряде не содержат, поэтому это положение лишь устанавливает предел для осуществления заказчиком своих прав.

В-третьих, подрядчик вправе требовать в соответствии со ст.744 ГК пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %.

В-четвертых, в случае, если, например, после вскрытия верхнего слоя ограждающей конструкции выявляется необходимость выполнения работ, которые не были учтены по результатам выборочного обследования технического состояния конструкций и при условии уведомления заказчика в надлежащий срок и соблюдения подрядчиком иных требований п.3 ст.743 ГК, заказчик, если не докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ, должен будет согласиться на их проведение. В свою очередь, если подрядчик также будет согласен на выполнение данных работ (п.5 ст.743 ГК), то цена работ подлежит увеличению. Так, например, Федеральный Арбитражный Суд Уральского округа по делу № Ф09-2950/02-ГК сделал следующий вывод (постановление от 03 декабря 2002 г.): «Отказывая во взыскании суммы задолженности по оплате выполненных строительно-монтажных работ, суд исходил из того, что согласно расчету истца работы являются дополнительными, но отсутствуют доказательства уведомления о необходимости проведения дополнительных работ и заявки от заказчика на их проведение». Если в данной ситуации подрядчик не приостановит работы до получения от заказчика ответа на свое сообщение, т. е. примет на себя так называемый «риск продолжения работ», тогда он вправе требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика.

Представляется, что положения абз.1 п.6 ст.709 ГК неприменимы к договору строительного подряда, поскольку подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены в том случае, когда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (ст.743 ГК). Также неприменим и п.5 ст.709 ГК, согласно которому подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика. В итоге, думается, что ст.743 ГК образует особые правила о твердой и приблизительной цене, применимые только к договору строительного подряда.

В-пятых, цена договора подлежит увеличению также при возникновении недостатков, за которые подрядчик не отвечает, если обязанность устранять данные недостатки договором возложена на подрядчика, и подрядчик не отказался от выполнения данной обязанности (п.2 ст.757 ГК).

Таким образом, во-первых, для согласования цены в договоре строительного подряда необходимо согласовать смету и ее вид, а также, в силу специфики строительства, – методику и сметно-нормативную базу для расчета договорной цены. С другой стороны, судебная практика показывает, что стороны могут и не согласовывать смету и иные условия, вытекающие из требования о разработке сметы, а предусмотреть в самом договоре, как документе, цену работ и согласовать ее вид. Во-вторых, законодатель установил в строительном подряде иные, чем предусмотрено правилами о договоре подряда, основания для изменения цены (сметы). Различие между видами цен (смет) здесь, в сущности, сводится к следующему: при увеличении цены, но не более чем на 10 % от цены договора, подрядчик не вправе требовать пересмотра твердой цены, если иное не предусмотрено договором (п.2 ст.424, п.2 ст.450 ГК). В то же время данное различие может быть «сведено к нулю», что и происходит зачастую на практике, поскольку нередко цена строительных работ определяется на основаниях и на условиях, определенных договором, в частности, по согласованным сторонами индексам, учитывающим рост цен на материалы, услуги.

В целом надо отметить, что новизна некоторых правил об определении и изменении условия о цене в договоре строительного подряда ставит некоторые проблемы при их толковании и применении. К тому же постоянный рост цен на продукцию строительства и немалое количество споров по цене строительных работ делают рассмотрение данной темы актуальной и требуют тщательного анализа положений о цене в договоре строительного подряда.


1. См: Белых В. С., Виниченко В. И. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации. М., 2002. С.19—20. Обзор литературы по этому вопросу см.: Там же. С.5–19.

2. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 9. С.12. Также см.: постановления ФАС Уральского округа от 27.12.2002 №Ф09-3096/02-ГК и от 11.12.2002 №Ф09-597/02-ГК.

3. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 3. С.34.

4. Дидковская О. В. Региональные центры ценообразования в строительстве в системе подрядных торгов// Экономика строительства. 2002. № 10. С.43.

5. См. также следующие постановления ФАС Уральского округа: от 23.09.2002 № Ф09-2281/02-ГК; от 05.09.2002 № Ф09-2120/02-ГК; от 18.06.02г. № Ф09-1340/02-ГК; от 10.04.02г. № Ф09-610/02-ГК; от 06.02.02г. № Ф09-95/02-ГК от 21.07.2003 №Ф09-1854/03-ГК; от 06.05.2003 №Ф09-1063/03-ГК; от 15.10.2002 №Ф09-2519/2002-ГК; от 19.08.02г. № Ф09-1936/02-ГК; от 22.01.03г. № Ф09-18/03-ГК; от 23.09.02г. № Ф09-2306/02-ГК; от 17.01.02г. № Ф09-2640/01-ГК.

6. Герасимов А. Взаимоотношения сторон в капитальном строительстве//Бизнес-адвокат. 1997. № 13. С. 10.

7. См.: Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет 1984 г., утв. постановлением Госстроя СССР 12.04.84г. № 17-Д; «Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений», утв. письмом Госстроя России от 29.12.93г. № 12-349// Экономика и жизнь. 1996. № 5; Методические указания по определению стоимости строительной продукции, утв. постановлением Госстроя от 26.04.99г. № 31// Нормирование в строительстве и ЖКХ. 1999. № 4 (постановление).

Для строительства автомобильных дорог формы сметных документов определены «Правилами образования и расходования средств специального резерва восстановления автомобильных дорог общего пользования на 2000 год», утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.00г. № 717// СЗ РФ. 2000г. № 40. Ст. 3968.

8. Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации. Госкомитет РФ по строительству и ЖКХ (Госстрой России). М.: Концепт, 1999.

9. См. подробнее от этом: Коваленко Н. И. Акты технического нормирования в законодательстве о капитальном строительстве// Вестник МУ. Серия 11, Право. 1994. № 2. С.11–19.; Правовое регулирование капитального строительства в СССР/ Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юрид. лит., 1972.

10. В настоящее время, с 01.09.2003 г. на основе нормативных документов и методических рекомендаций за период с 1991 по 2000 год на всей территории Российской Федерации (на территории Свердловской области данная сметно-нормативная база применялась уже в 2001 г.) введены в действие новые сметные нормы (Постановление Госстроя России от 08.04.02 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве»// Российская газета. 21.08.2002. № 156. Также письмо Госстроя России от 03.02.03г. № НК-568/10.//Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2003. № 4).

О порядке и условиях перехода на новую сметно-нормативную базу в г. Санкт-Петербурге см.: Горячкин П. В. Начальник СПб РЦЦС. О нормативной базе сметного ценообразования в строительстве// Экономика строительства. 1998. № 6. С.52–58.

11. Подробнее об этом и о достоинствах и недостатках каждой из систем см.: Корецкий В. И. Нормативные документы в строительстве. Договорные отношения и сметное нормирование // Экономика строительства. 1996. № 10. С.18–28.; Либерман И. А. Современные проблемы ценообразования и определения себестоимости подрядных работ// Экономика строительства. 2003. № 7. С.27–45.

12. Панибратов Ю. П., Чмуль Н. П. Ценообразование в строительстве// Экономика строительства. 1997. № 1. С.44–45.

В литературе встречаются предложения о применении иных методов расчета цены, например, см.: Панибратов Ю. П., Чмуль Н. П. Там же. С.44-45; Макаров О. В. Гражданско-правовой режим предпринимательской деятельности в строительстве, 2001. С.99.

13. Также постановления ФАС Уральского округа: от 10.06.03г. № Ф09-1422/03-ГК: «Стоимость работ приблизительно определяется на основании проектно-сметной документации и окончательно предъявляется по фактически выполненным работам по форме 2В»; от 03.12.02 г. № Ф09-2950-/02-ГК: «Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что стоимость работ определяется сметной стоимостью в ценах 1984 г. и индексом инфляции, ежемесячно разрабатываемых Уральским региональным Центром Экономики и ценообразования в строительстве»; от 05.09.02 г. № Ф09-2120/02-ГК: «Сторонами в данном контракте оговорено, что стоимость работ остается открытой и определяется на основании сводного сметного расчета стоимости строительства в ценах 1984 г. с перерасчетом в действующие цены с индексом инфляции УрРЦЭС».

14. Кстати, закон предусматривает три термина, обозначающие изменение цены: первый – это «изменение цены», второй – «увеличение цены»; третий – это «пересмотр цены». В сущности, три этих термина имеют одинаковое значение по тем основаниям, что предусмотрены для их применения.

15. Завидов Б. Д. Особенности возмездных договоров// Право и экономика. 2000. № 9. С.10.

16. Эрделевский А. Подряд: общие положения// Закон. 1998. № 7. С.27.

17. Брагинский М. И. Указ соч. С.76–77.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право