На главную Написать письмо

Административная ответственность юридических лиц за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в РФ

Ю. Б. Аникеенко, старший преподаватель кафедры административного права УрГЮА

Административно-правовая защита авторских, смежных, изобретательских и патентных прав имеет важное значение для предотвращения и пресечения незаконного их использования, в результате которого причиняется вред не только собственнику авторского и смежного права, но и государству в целом, т.к. при этом не уплачиваются налоги, таможенные платежи, нарушаются трудовые права граждан, участвующих в незаконном производстве и т.д.

«Интеллектуальное пиратство» как один из видов криминального предпринимательства в силу высокой доходности и низкой степени риска остается благоприятной экономической средой для формирования организованных преступных групп. Высокий уровень пиратства в России, огромные масштабы незаконного использования объектов авторских и смежных прав с неизбежностью ведут к подрыву экономики страны, ставят под угрозу существование национальной легальной индустрии в этой сфере, а также к падению авторитета страны, оттоку зарубежных инвестиций.»1

Вопрос о комплексной и эффективной правовой защите авторского и смежных прав в России возник по-сути, с 90-х годов XX века, тогда как мировое сообщество обратило внимание на важность этой проблемы еще в 1986 году, когда в повестку дня уругвайского этапа переговоров по Генеральному соглашению по торговле и тарифам (GATT) было включено обсуждение Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), что в последствии привело к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Однако, Российская Федерация до сих пор к Соглашению TRIPS не присоединилась, и это, пожалуй, одна из важных причин того, что Российскую Федерацию до сих пор не приняли в ВТО. В XX веке, в эпоху мировой глобализации и высокотехнологичного и структуированного уровня преступности необходимо для защиты авторских и смежных прав использовать весь комплекс средств противодействия, профилактики и защиты, в том числе и международное сотрудничество в этой сфере. Существующие в РФ методы и формы борьбы с данной категорией правонарушений не позволяют в полной мере противодействовать злу «интеллектуального пиратства». По данным BSA, Россия по степени распространенности пиратской продукции занимает почетное пятое место в мире – после Китая, Вьетнама, Индонезии и стран СНГ. По данным отчета за 2001 год, 88 % всех компьютерных программ в России являются нелицензионными, а это означает, что 9 из 10 человек, имеющих компьютер, являются правонарушителями (незаконное использование). Неправда ли, впечатляет? То есть, это касается каждого, а если информация о незаконном использовании нелицензионной программы не поступила в компетентный орган, то это латентное правонарушение, возможно, скоро станет очевидным и будет возбуждено производство по делу об административном правонарушении или по уголовному делу, т.к. оно (правонарушение) носит длящийся характер, и все время, пока вы будете использовать нелицензионную компьютерную программу над вами «висит» угроза наказания. Такие виды административных правонарушений как «мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах» уходят на второй план, с развитием технологий, появлением в РФ частной собственности, появляется насущная необходимость защиты авторских и смежных прав, возрастает объем экономических административных правонарушений, и повышается степень их общественной вредности, подчас, даже общественной опасности.

В ст. 146, 147 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, но индивидуальные предприниматели и юридические лица субъектами уголовной ответственности не признаются. Думается, что для эффективной борьбы с данной категорией правонарушений была установлена также административная ответственность, субъектами которой являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Необходимость установления административной ответственности юридических лиц за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав объясняется, в том числе, невозможностью в большинстве случаев привлечения к ответственности конкретных физических лиц в рамках коллектива юридического лица.

В настоящее время, можно говорить о том, что единственным видом карательной юридической ответственности юридических лиц за нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав является административная ответственность.

Административная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав предусмотрена ст. 7.12. КоАП РФ. В части первой ст.7.12 КоАП РФ устанавливается ответственность за незаконный ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Нарушение авторских, смежных прав посягает и причиняет вред отношениям собственности на объекты авторских, смежных прав.

Предметом правонарушения являются контрафактные экземпляры произведений и фонограммы. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 48 Закона РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Состав данного правонарушения является формальным, то есть, правонарушение считается оконченным с момента совершения противоправного деяния, независимо от наступления общественно-вредных последствий.

Противоправное деяние выражается в виде: ввоза, продажы, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, указания на экземплярах произведений или фонограмм ложной информации об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а так же иное нарушение авторских и смежных прав, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Любое из перечисленных противоправных деяний образует самостоятельный оконченный состав административного правонарушения и должно быть незаконным, т.е. с нарушением установленных правил пользования объектами авторских и смежных прав. Порядок использования объектов авторских и смежных прав закреплен в Законах РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 (в ред. ФЗ от 24.12. 2002 г. № 177-ФЗ) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другими, в том числе международными нормативными актами.

Под ввозом товаров (экземпляров произведений или фонограмм) на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие действия до выпуска товаров таможенными органами. При этом товары (экземпляры произведений или фонограмм) являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные органы РФ ведут реестр объектов интеллектуальной собственности, включение в реестр происходит добровольно и бесплатно для собственника объекта интеллектуальной собственности и дополнительно в таком случае, помимо других форм таможенного контроля, таможенными органами производится контроль объектов интеллектуальной собственности на таможенной границе и выявление контрафактных товаров.

Под продажей контрафактных товаров (экземпляров произведений или фонограмм) понимается как розничная так и оптовая продажа, т.е. передача покупателю продавцом товара, предназначенного для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (розничная), или связанного с предпринимательской деятельностью (оптовая), а покупатель обязуется принять товар и оплатить.

Сдача в прокат контрафактных товаров (экземпляров произведений или фонограмм) означает, что арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.

Право на распространение экземпляров произведения путем импорта, продажи, сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Под иным незаконным использованием экземпляров произведений или фонограмм могут пониматься публичный показ произведения, фонограммы, публичное исполнение произведения, фонограммы – сообщение произведения (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир, перевод произведения, переделывание, аранжировка или другим образом перерабатывание произведения, фонограммы без согласия автора или без уплаты авторского вознаграждения и т.д.

Указание на экземплярах произведений или фонограмм ложной информации об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав конкурирует с составом правонарушения, указанным в ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. И в том и в другом случае при предоставлении недостоверной информации нарушаются права потребителя продукции, но по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ основным объектом посягательства является отношение собственности на объекты авторских и смежных прав, а дополнительным права потребителя. Отсюда вытекает их различие по предмету: предметом ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ является контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предметом могут быть любые товары (работы, услуги). Таким образом, в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ содержиться общий состав, а в ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ- специальный.

Под иным нарушением авторских и смежных прав понимается любое нарушение норм, регулирующих порядок обращения объектов интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, в том числе и изготовление контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях2 неоднократно формулировал правовую позицию о том, что административно-деликтные нормы права должны быть определенными, ясными и недвусмысленными, и не предусматривать возможности широкого толкования, а также возможности привлечения к ответственности дважды за одно и тоже правонарушение. В новом КоАП РФ есть несколько «подобных» норм (например, ст. 5.27 – нарушение законодательства о труде и об охране труда, ч.1 ст. 8.18 – нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований… и т.д.), что, безусловно отражается на качестве правоприменения.

При этом нарушение авторского или смежного права не должно повлечь уголовной ответственности и подпадать под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ. В Уголовном кодексе РФ ответственность наступает за присвоение авторства (плагиат), незаконное использование объектов авторского или смежных прав в целях сбыта в крупном размере (более 50000 руб.), или совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере (250000 руб.); лицом с использованием своего служебного положения, т.е. составы преступлений материальные, а составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 – формальные.

Правонарушение характеризуется прямым умыслом и обязательным наличием цели – извлечения дохода.

Субъектом данного правонарушения помимо физических лиц (общий), должностных лиц (специальный), могут быть также юридические лица.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ является отношения собственности на объекты изобретательских и патентных прав. Предметом правонарушения изобретение, полезная модель, промышленный образец.

Состав данного правонарушения является формальным, противоправное деяние выражается в виде:

– незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца;

– разглашение сведений без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца до официального опубликования сведений о них;

– присвоение авторства;

– принуждение к соавторству.

Использование изобретения, полезной модели, промышленного образца является незаконным, если оно совершено с нарушением установленного порядка, который регулируется Патентным законом РФ, актами Российского Агентства по патентам и товарным знакам и др.

Ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав предусмотрена также в ст. 147 УК РФ, но в Уголовном кодексе ответственность наступает за нарушение изобретательских и патентных прав, если эти деяния причинили ущерб в крупном размере (более 50000 руб.), т.е. состав преступления материальный, а состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.12 – формальный.

Административное правонарушение характеризуется прямым умыслом, т. е, лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия).

Субъектом данного правонарушения могут быть физические лица (общий), должностные лица (специальный), а также юридические лица.

Административное наказание, предусмотренное за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Законодатель, при составлении нового КоАП РФ, был не последовательным, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Данное правовое положение было сформулировано в определении Конституционного Суда РФ от 3 декабря 1998 г., в соответствии с которым гарантии права собственности, а именно лишение собственности только на основании решения суда, предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях и которым они, следовательно, могут в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться. Вместе с тем, эти гарантии не распространяются на имущество, распоряжение которым или запрещено или противоправно по каким-либо причинам; например, как в нашем случае продажа контрафактной продукции (произведений и фонограмм) означает, что эта продукция находиться в незаконном обороте и может быть изъята уполномоченными органами. Не смотря на данное положение статей общей части КоАП РФ в отношении предметов изъятых из оборота и находящихся в противоправном владении в статьях особенной части КоАП РФ в качестве санкции предусмотрена конфискация, что прямо противоречит ч. 3. ст. 3.7. КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.12 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 7.12 КоАП РФ судьи, в соответствии со ст. 23.1, но в том случае, если субъектом состава правонарушения является несовершеннолетний в возрасте от 16–18 лет, то дела рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних, в соответствии со ст.23.2 КоАП РФ.


1. Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы. Разработка НП ППП. М., 2004 г. С.8.

2. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. о проверке конституционности ст.266 ТК РФ ч.2 ст85 и ст. 222 КоАП РСФСР, а также определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. о проверке конституционности некоторых статей Налогового кодекса РФ.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право