На главную Написать письмо

Особенности организации правовой работы в холдинге

В. Н. Николишин, начальник юридического отдела юридического управления ООО «УГМК-Холдинг»

Развитие рыночных отношений в России все в большей мере усиливает интеграционные процессы в промышленности, что в итоге приводит к созданию различных видов предпринимательских объединений. Одним из них является холдинг. Термин «холдинг» при достаточно частом упоминании в различных нормативных актах по настоящее время законодательно не определен: проект федерального закона «О холдингах» после неоднократного обсуждения обеими палатами Федерального Собрания РФ снят с рассмотрения. В правовой литературе сформировались две тенденции определения вышеназванного понятия. Первая заключается в том, что под холдингом следует понимать объединение юридических лиц, руководство которыми осуществляет головная организация – холдинговая компания1. Суть второй тенденции отражается в рассмотрении как равнозначных терминов «холдинг» и «холдинговая компания»2. Первая, по мнению автора, представляется более обоснованной, так как дает возможность разграничения вышеуказанных понятий путем трактовки термина «холдинговая компания» только в «узком смысле» как головную организацию холдинга (основное, материнское юридическое лицо), осуществляющую руководство деятельностью других участников холдинга (дочерних, зависимых юридических лиц). Такое понимание холдинга как предпринимательского объединения, несмотря на непоследовательность законодателя3, сложилось и в деловом обороте.

Особенности организационных отношений, складывающихся в холдингах, оказывают специфику и на организацию правовой работы, которую условно можно структурировать на два уровня:

1) «текущая» работа в зависимых и дочерних юридических лицах (далее – предприятиях) и в холдинговой компании, выполняемая работниками юридических служб (отделов, бюро, юрисконсультами) в связи с хозяйственной деятельностью предприятия, компании;

2) «управленческая» работа холдинговой компании, выполняемая непосредственно работниками юридической службы (управления, департамента и т.д.) компании с привлечением работников предприятий.

«Текущая» работа непосредственно связана с обслуживанием хозяйственной деятельности предприятий, которая своим объемом и определяет основные задачи, функции, количественный состав, как правовой работы, так и юридических служб предприятий. Следует отметить, что правовая работа на предприятиях ведется не только в юридических службах, но и в других их структурных подразделениях (цехах, отделах, бюро и т.д.). Она включает в себя: мониторинг действующего законодательства; ведение претензионной и исковой работы; взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти; работа по повышению правовой грамотности работников предприятия; проверка на соответствие действующему законодательству внутренних документов и локальных актов, издаваемых на предприятиях (должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.д.); ведение договорной работы (составление проектов договоров, проверка на соответствие законодательству проектов договоров, подготовленных другими подразделениями предприятия или поступивших от контрагентов); работа, связанная с упорядочиванием имущественных отношений.

В зависимости от потребностей каждого из предприятий правовая работа, как правило, распределяется по направлениям между несколькими подразделениями:

– трудовые отношения – кадровые службы (отдел кадров, отдел по работе с персоналом и т.д.);

– подготовка проектов договоров на поставку материалов и сбыт продукции – коммерческие службы (отдел снабжения, отдел сбыта и т.д.);

– претензионная и исковая работа – юридические службы (отдел, бюро, юрисконсульт).

По мере актуальности определенного направления в составе юридических служб или отдельно от них могут создаваться отделы (бюро). Например, отдел по работе с акционерами, потребность в котором возникает в акционерных обществах, имеющих более тысячи акционеров, или отдел по работе с собственностью (недвижимым имуществом, землей), который необходим в акционерных обществах, созданных в результате приватизации и имеющих значительное количество объектов недвижимого имущества.

«Текущая» работа выполняется также и работниками холдинговой компании, ведущей собственную хозяйственную деятельность, но основной для них является «управленческая» работа, поскольку смысл создания и существования холдинговой компании состоит в управлении предприятиями, входящими в холдинг. Такая деятельность требует от работников холдинговой компании знания не только действующего законодательства, но и управленческих знаний и навыков, а также умения их реализовать. Учитывая эти факторы, специфика работы юридической службы компании (департамента, управления, отдела) заключается в следующем:

1) организация взаимодействия между юридической службой холдинговой компании и юридическими службами предприятий, входящих в холдинг, по всем вопросам деятельности последних. При этом необходимо принимать во внимание различные организационные моменты, связанные с предоставлением отчетности и документооборотом. На практике во многих холдингах разработаны свои формы отчетности по составу сведений, их объему, форме предоставления (как правило, в письменном виде или путем направления по электронной почте), периодичности представления (как правило, ежемесячно).

В качестве рекомендации можно предложить, чтобы отчетность юридических служб предприятий представлялась за подписью руководителей предприятий. Данное предложение основывается на следующих доводах:

во-первых, в холдинге существует особая структура подчиненности, при которой юридические службы предприятий организационно входят и подчиняются непосредственно руководителям предприятий (по аналогии с административным правом такие отношения можно назвать линейной подчиненностью), а по виду выполняемой деятельности они подчиняются руководителю юридической службы холдинговой компании (функциональная подчиненность). Причем линейная подчиненность превалирует, ибо работники юридических служб предприятий находятся в трудовых отношениях с последним, что на практике нередко приводит также к необходимости подкрепления указаний юридической службы холдинговой компании приказом руководителя предприятия;

во-вторых, постоянное ознакомление руководителей предприятий с отчетами юридических служб создает у руководства представление о деятельности последних, что в некоторой степени ведет к повышению роли юридических служб на предприятиях;

2) обобщение и анализ информации, поступающей от предприятий, с целью выработки варианта поведения в сходных ситуациях, а также оказания помощи работникам юридических служб предприятий. Помощь может выражаться в следующих формах: направление специалиста юридической службы холдинговой компании для непосредственной работы на предприятии; оказание методической помощи и т.д.;

3) формирование единых корпоративных стандартов (правил поведения) при выполнении определенных процедур. Например, для упорядочивания ведения работы по заключению договоров разрабатывается стандарт заключения договоров (положение о порядке заключения договоров и т. п.), который регламентирует все этапы указанной деятельности, роль и задачи каждого из вовлеченных в этот процесс подразделения, делает все процедуры «прозрачными». Далее данный документ направляется, как методический материал, на предприятия, которые его адаптируют к имеющейся структуре (штатному расписанию). На каждом предприятии указанный стандарт утверждается руководителем предприятия и становится обязательным для исполнения. Аналогичные стандарты (правила) могут разрабатываться и для других видов деятельности. Задача юридической службы холдинговой компании в данном направлении состоит не столько в написании указанных стандартов, а в формировании единых подходов к определенным видам деятельности у юридических служб предприятий, которые, в свою очередь, посредством указанных стандартов должны повышать правовую грамотность работников предприятий;

4) контроль за деятельностью юридических служб предприятий по кругу своих задач. Данному виду деятельности уделяется особенное внимание, так как необходимость управления и контроля является основной задачей холдинговой компании. Контроль осуществляется по таким основным направлениям как: судебные споры с участием предприятий; исполнительные производства, возбужденные в отношении предприятий; предписания и требования, направленные на предприятия государственными контролирующими органами и другие направления (работа с миноритарными акционерами дочерних и зависимых акционерных обществ, работа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.).

Контроль за судебными спорами с участием предприятий является наиболее показательной формой контроля за работой юридических служб предприятий, как со стороны холдинговой компании, так и со стороны руководства предприятий. Итог судебного спора – конкретный финансовый результат в виде определенных денежных сумм, которые в случае удовлетворения иска к предприятию и вступления решения арбитражного суда (суда общей юрисдикции) в законную силу подлежат взысканию. Чтобы контроль был эффективным, он должен осуществляться на всех этапах деятельности юридических служб предприятий, то есть быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль заключается в том, что по некоторым видам споров (например, на крупные суммы) до подачи иска юридические службы предприятий обязаны представить проекты искового заявления и материалов к нему в юридическую службу холдинговой компании. Там осуществляется экспертиза (проверка) материалов и выдаются рекомендации: привлечь специалистов (очень часто холдинги по спорам с налоговыми органами привлекают известные юридические фирмы, специализирующиеся на таких категориях дел); привлечь работника юридической службы холдинговой компании; доработать материалы и т.д.

Текущий контроль заключается в предоставлении юридическими службами предприятий сведений за отчетный период об изменениях по спорам, находящимся в их производстве, а также обо всех исках, предъявленных к предприятию за отчетный период. Особое внимание уделяется искам к предприятиям на крупные суммы – в разных холдингах нижний порог разный: один миллион рублей, десять миллионов рублей. В порядке текущего контроля также могут быть выданы рекомендации юридическим службам предприятий.

Последующий контроль заключается в предоставлении сведений о ходе исполнительных производств, возбужденных как по отношению к предприятиям, так и по заявлениям и исполнительным листам предприятий. Под контроль берутся исполнительные производства, возбужденные в отношении предприятия, на сумму более ста тысяч рублей, т.к. при определенном варианте развития событий это может послужить основанием для возбуждения процедуры несостоятельности (банкротства);

5) работа, связанная с вхождением в холдинг новых предприятий. Данный вид деятельности, также может иметь большое значение, особенно, во время развития и становления холдинга. Практика российских холдингов показывает, что в переходный период, когда предприятие только стало частью холдинга, на нем обновляется руководство, в том числе, практически всегда, и руководство юридической службы. Обычно на этот период для организации работы юридической службы предприятия в соответствии с корпоративными стандартами холдинга командируется работник юридической службы холдинговой компании, на которого возлагаются особые задачи: непосредственный анализ по кругу своих задач работы предприятия, его проблем, сил и средств, необходимых для работы юридической службы, подбор и расстановка кадров.

Подводя итог анализу специфики правовой работы в холдингах, следует назвать основные цели, которые стоят перед юридической службой холдинговой компании и должны быть основными принципами деятельности юридических служб предприятий:

– всесторонняя правовая защита как холдинга в целом, так и каждого предприятия в отдельности;

– упорядочивание внутренних связей между предприятиями холдинга, выстраивание единой политики, проводимой предприятиями, во взаимоотношениях с иными коммерческими и некоммерческими организациями, государственными и муниципальными органами власти;

– формирование единых корпоративных стандартов;

– повышение правовой культуры работников холдинга.

Только объединенные усилия юридической службы холдинговой компании и юридических служб предприятий сделают их правовую работу успешной.


1. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М. 2003. С.164; Рузакова Е. В. Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. Учебно-практическое пособие. Отв. ред., сост., профессор В. С. Белых. Екатеринбург. 2002. С.218.

2. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения. М., 2001. С.65.

3. См. п.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21, ст. 173/пп.18 п.1 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.1; ст.4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст.492.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право