На главную Написать письмо

Особенности организации правовой работы в коммерческом банке

Е. Б. Фабрикант, начальник юридического управления ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»

Организация правовой работы в коммерческом банке, как и на любом предприятии зависит от тех задач, которые стоят перед юридической службой. Направления деятельности юридической службы коммерческого банка схожи с направлениями деятельности аналогичных подразделений любой другой коммерческой организации. В тоже время, некоторые задачи характерны только для юридической службы коммерческого банка. По данному критерию эти задачи можно разделить на общие и специфические.

К первым, в частности, относится поддержание законности в деятельности банка. Юридическая служба обязана контролировать, путем визирования, заключение договоров, издание локальных нормативных актов, приказов и распоряжений, а также переписку по правовым вопросам. Огромное значение при решении данной задачи имеет позиция руководства, которое определяет порядок принятия управленческих решений. На мой взгляд, очень важно чтобы решения, принимаемые как единоличным так и коллегиальным исполнительным органом, по большинству вопросов предварительно согласовывались с юристом. При таком подходе организация получит в итоге значительную экономию материальных и трудовых ресурсов, связанную с тем, что не придется устранять негативные последствия неправомерных решений.

К общим задачам относится также активное участие юридической службы в создании проектов документов правово го характера, форм договоров (кредитных, депозитных, договоров банковского вклада и т.п.). В любой крупной коммерческой организации, в банке в том числе, рано или поздно возникает проблема управляемости и контроля за деятельностью многочисленного коллектива, профилактика потерь, связанных с «человеческим фактором». Одним из способов решения этой проблемы является четкая регламентация всех бизнес – процессов путем закрепления осуществляемых организацией процедур в локальных нормативных документах кредитной организации (регламентах, положениях и др.) При их разработке очень важно участие специалистов юридического подразделения с той целью, чтобы в создаваемом документе был отражен порядок и формы контроля со стороны юридической службы за правовыми рисками при осуществлении соответствующих операций.

Общими задачами юридической службы банка являются: участие в организации деятельности органов управления, оформление принимаемых ими решений. Специалисты службы готовят документы, связанные с созывом общего собрания акционеров (участников) организации, заседаний Совета директоров, оформляют протоколы Общих собраний акционеров (участников), заседаний Совета директоров, коллегиального исполнительного органа.

Юрист в коммерческой организации значительную часть рабочего времени отдает консультационной работе, разъясняет сотрудникам и должностным лицам организации порядок применения действующего законодательства.

Безусловно, одной из основных задач юридической службы любой организации является также защита интересов организации в суде и иных государственных органах.

Особенности задач, стоящих перед юридической службой коммерческого банка, связаны со статусом этой организации.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Специфика кредитной организации состоит в том, что только она может принимать во вклад денежные средства юридических и физических лиц, через нее могут осуществляться безналичные расчеты во всех формах, установленных законодательством, и через уполномоченные банки возможно осуществление валютных операций.

В силу этой специфики банк, с одной стороны, аккумулирует достаточно большие денежные средства клиентов, с другой – банк имеет полную картину всех безналичных денежных операций его клиентов. В связи с этим, государство жестко регламентирует деятельность банка, устанавливая обязательные экономические нормативы, правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, определяя квалификационные требования к кандидатам на должности в органах управления банка, главного бухгалтера банка, устанавливая требования к укрепленности кассовых узлов и т.д. Данные требования устанавливаются федеральными законами, а также в порядке, ими предусмотренном, надзорным органом – Центральным банком Российской Федерации.

Основной целью такой регламентации деятельности является защита интересов клиентов банков и их вкладчиков, так как по причине вышеуказанной специфики неспособность банка выполнять свои обязательства тут же сказывается на деятельность предприятий различных отраслей и финансовом благополучии населения.

Защите интересов клиентов и вкладчиков служит также определенная Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская тайна, в силу которой банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банк может выдавать справки об операциях и счетах своих клиентов и вкладчиков только определенным органам и лицам и только в установленных законом случаях. Пунктом 7 ч.2 ст. 29 УПК РФ установлено, что только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

С другой стороны, так как только банки имеют наиболее полную информацию о денежных операциях своих клиентов, названный Закон обязывает банк в установленных законом случаях предоставлять сведения об операциях и счетах клиентов налоговым, правоохранительным и иным органам на основании соответствующих запросов. Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» на банки возложена обязанность на постоянной основе осуществлять меры, направленные на противодействие легализации преступных доходов.

Из специфики правового положения банка следуют и особенности организации работы юридической службы, которая тесно связана с обслуживанием клиентов. Можно выделить три направления участия юридической службы в клиентской работе:

1) непосредственное участие в осуществлении банковских операций – анализ документов, представляемых клиентами при открытии расчетных, текущих, валютных счетов; проверка полномочий руководителей предприятий – клиентов и удостоверение их подписей в банковских карточках; оформление залогов недвижимого имущества, взаимодействие с нотариусами и Учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) консультирование клиентов по правовым вопросам осуществления банковских операций, участие в проводимых банком консультационных семинарах;

3) защита интересов клиентов.

Последнее направление заключается в том, что в обязанности юридической службы входит оценка правомерности запросов об операциях и счетах клиентов и вкладчиков, поступающих от государственных органов. По результатам этой оценки соответствующей службе банка дается указание подготовить требуемую информацию либо готовится мотивированный ответ об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений. Сложность данной задачи состоит в том, что необоснованное представление сведений, то есть нарушение положений о банковской тайне, может спровоцировать негативную реакцию со стороны клиентов, включая закрытие счетов. С другой стороны, непредставление информации в случае соблюдения запрашивающим органом установленного законом порядка может повлечь наложение на банк соответствующих санкций.

Данное направление является одним из самых важных среди особенных задач, стоящих перед юридической службой коммерческого банка

Важной особенностью деятельности кредитных организаций является наделение банков функциями, связанными с осуществлением государственного контроля при осуществлении клиентами банка определенной деятельности. Эти функции в целом не свойственны иным коммерческим организациям, основная цель которых – извлечение прибыли. Эта особенность проявляется именно в отношении банков, которые в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют кредитно-расчетное обслуживание клиентов и имеют значительный объем информации по операциям клиентов, а, следовательно, могут «осуществлять влияние» на проводимые расчеты по сделкам.

Примерами делегирования банку контрольных полномочий, свойственных государственному управлению, являются такие функции как проверка кассовой дисциплины юридических лиц, функции налогового агента и агента валютного контроля, функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

В настоящее время законодательство все больше формируется по принципу возложения на банки функций государственного контроля, что особенно проявилось в валютном законодательстве и законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Ярким подтверждением этого является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», статья 22 которого предусматривает, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с указанным Законом и иными федеральными законами.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет понятие (и ранее существовавшее в валютном законодательстве) агентов валютного контроля, которыми являются уполномоченные банки (кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте), подотчетные ЦБ России

Статья 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» наделяет банки достаточно широкими полномочиями, которые в основном не свойственны иным коммерческим организациям. Например, банки как агенты валютного контроля имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В целях осуществления валютного контроля банки как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от клиентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

В случае непредставления клиентами документов законодательство наделяет банки и пресекательными функциями, в частности, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом указанных выше документов, либо представления им недостоверных документов.

Учитывая достаточно серьезные полномочия банка, включая фактическую возможность запрещения клиенту банка осуществлять валютные операции, особое значение приобретает своевременное и точное разъяснение сотрудниками юридической службы положений валютного законодательства, в том числе путем подготовки письменных заключений для сотрудников подразделений, осуществляющих валютные операции и валютный контроль.

Отличительной особенностью работы юридической службы коммерческого банка является также участие во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации.

Этот надзорный и контрольный орган оказывает существенное влияние на деятельность банковской системы и деятельность конкретных банков – от регистрации банка и внесения изменений в его учредительные документы – до согласования кандидатур на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации.

На практике подразделения Банка России проводят огромную работу по проверке представляемых банками документов на предмет их соответствия действующему гражданскому и банковскому законодательству. Вследствие этого, работа по подготовке изменений в учредительные документы, документов, связанных с изменением уставного капитала, состава органов управления кредитной организации, созданию и закрытию подразделений кредитной организации и по иным вопросам, касающимся деятельности банка, приобретает огромное значение.

Структура и штатная численность юридической службы определяются коммерческим банком самостоятельно и устанавливаются руководителем с учетом вышеуказанных задач и мнения начальника службы.

Каждый коммерческий банк, безусловно, имеет свою специфику, однако в соответствии с задачами службы и особенностями взаимодействия с другими подразделениями можно выделить следующие группы специалистов:

1) непосредственно работающие с клиентами банка, в обязанности которых входит открытие счетов, оформления залогов, правовой анализ документов, представленных для получения кредитов, проведения операций с валютой, драгоценными металлами и т.д.

2) сопровождающие корпоративные отношения и осуществляющие взаимодействие с Банком России, которые готовят документы, связанные с созывом заседаний органов управления, оформлением протоколов заседаний органов управления, готовят и направляют в Банк России документы по увеличению уставного капитала, внесению изменений в учредительные документы, согласованию кандидатур руководителей, созданию филиалов и представительств, и т.д.;

3) сопровождающие осуществление иных банковских операций, заключение иных сделок, оформление трудовых отношений, отвечающие за документооборот.

В крупных банках с развитой сетью филиалов и дополнительных офисов значимой является проблема стандартизации осуществляемых операций и форм банковских документов, поэтому целесообразно внутри юридической службы выделять специалистов, отвечающих за методологическую работу.

Таким образом, можно выделить три основные особенности, характерные для деятельности правовой службы коммерческого банка:

1) защита интересов клиентов путем четкого соблюдения положений законодательства о банковской тайне;

2) участие в осуществлении возложенных на банк функций государственного контроля за проведением некоторых операций;

3) участие во взаимодействии с надзорным органом Банком России.

Учитывая динамику изменений банковского законодательства, функции, возложенные на банки, могут изменяться, в связи с чем будут изменяться и функции юридической службы.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право