На главную Написать письмо

 

   Государственно-частное партнерство – универсальный механизм развития экономики

_______________________________________

Е. А. Федоров, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству

Государственной Думы Федерального Собрания РФ

 

В условиях рыночной экономики добиться успеха в реализации крупных национальных проектов можно, только объединив усилия государства и бизнеса. Это должно быть взаимовыгодное партнерство, нацеленное на развитие всего общества.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – важнейший и универсальный механизм развития экономики, значение которого в России с каждым годом возрастает и который уже приносит обществу необходимый социально-экономический эффект. Причем партнерство во всех сферах экономической и социальной политики.

В стране уже создана серьезная законодательная база для реализации разных форм ГЧП, а также сформированы различные институты и механизмы реализации такого партнерства. И это лишь первый этап. В перспективе мы должны выйти на равноправное партнерство государства и бизнеса по всем направлениям развития общества. Уже сегодня очевидно, что необходимо готовиться к переходу на новое законодательство, обеспечивающее динамичное развитие страны. Прежде всего, оно должно стимулировать инновационное поведение физических и юридических лиц, снимать административные барьеры для бизнеса, развивать конкуренцию и саморегулирование. И системный пакет таких законопроектов мы сформируем по итогам парламентских слушаний, которые состоялись 23 июня. Они стали составной частью единого плана стратегии национального развития до 2020 г.

В ходе слушаний были выработаны наиболее приоритетные направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации:

вложения в человеческий капитал, обеспечение комплексного и непрерывного образования, стимулирование развития творческого и профессионального потенциала граждан России;

формирование национальной инновационной системы, в первую очередь, в плане развития цивилизованного оборота нематериальных активов, совершенствования долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития, перехода от диспетчерского управления к стратегической координации;

создание высококонкурентной институциональной среды, стиму­лирующей инновационное поведение граждан и предприятий, предпринимательскую активность и привлечение капитала в реальные сектора экономики;

содействие повышению конкурентоспособности наукоемких отраслей экономики с использованием государственно-частного партнерства и других экономико-правовых механизмов;

обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов России, выявление конкурентных преимуществ регионов и формирование новых центров динамичного инновационного развития на территории всей страны.

Многое в этом направлении уже сделано, но немало еще предстоит поработать. Во-первых, в стране создан один из важнейших инструментов ГЧП – Инвестиционный фонд Российской Федерации, призванный возглавить всю отечественную инвестиционную политику. Во-вторых, Фонд уже предоставляет частному бизнесу возможность реализации проектов, имеющих стратегическое значение для экономики, но отличающихся длительными сроками реализации. К настоящему моменту к реализации с использованием средств Инвестиционного фонда принято 20 инвестиционных проектов на общую сумму более 1,1 трлн. рублей. Причем 1 рубль государственных средств в этих проектах продуцирует около 4 рублей частных инвестиций.

Однако, как показывает первый опыт, необходимо в ближайшее время расширить финансовые возможности Фонда. Снять ограничения по направлению средств на финансирование инвестфондов, создаваемых в субъектах Российской Федерации, на предоставление субсидий по строительству региональной госсобственности. А приоритетными задачами государства и отечественного частного бизнеса при выполнении инвестиционных программ должно стать развитие инфраструктуры, современной промышленности, особенно машиностроения. Известно, что машиностроение – это отрасль, обеспечивающая национальную безопасность и независимость страны.

Необходимо также и в бюджет­ном законодательстве устранить отдельные пробелы, выявленные в практике применения механизмов государственно-частного партнерства.

С принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и дополнений к нему мы возлагаем большие надежды на ускорение развития инновационной экономики. Задача особых экономических зон именно в этом и состоит – сформировать инфраструктуру для успешной высокотехнологичной предпринимательской деятельности. Уже создано 13 особых экономических зон, теперь необходима отладка этого механизма ГЧП.

Для формирования и развития инновационной системы России на средства Инвестиционного фонда создана Российская венчурная компания. Она на практике отрабатывает новые механизмы и формы партнерства по реализации передовых проектов, имеющих в связи с этим и определенные риски.

С 2006 г. действует Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Концессия как форма ГЧП является важнейшим инструментом, необходимым не только для привлечения инвестиций в экономику России, но и позволяющим эффективно использовать новые технологии. Механизмы данного закона уже используются в жилищно-коммунальном хозяйстве, при ­строительстве и ­реконструкции ­инфраструктурных объектов. Закон также дает возможность зарубежным компаниям при долевом участии подключаться к разработке наших природных ресурсов в обмен на доступ к передовым технологиям.

Созданы и обеспечены достаточными ресурсами Банк развития, Государственная корпорация «Российские нанотехнологии» (ГК «Роснанотех») и другие инструменты развития ГЧП. Важно, чтобы выделенные им бюджетные средства начали давать отдачу от реализации целевых стратегических программ, а не размещались на депозитах коммерческих банков.

Усилению роли государственно-частного партнерства может послужить и создание при Банке развития Национального центра развития ГЧП, который будет оказывать содействие при разработке новых проектов и направлений партнерства государства и бизнеса.

Стоит отметить, что частный бизнес пока вкладывает недостаточно средств в научные исследования и разработки. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки доля средств предпринимательского сектора за последний период не превышала 22 %. В развитых странах этот показатель колеблется от 65 до 75 %. Это говорит о том, что назрела необходимость создания целостной системы законодательных инициатив, способной исправить сложившуюся ситуацию. Нас уже не удовлетворяет ранее принятая стратегия развития науки и инноваций, согласно которой до 2010 г. предполагается поднять уровень финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до 2 % ВВП. Необходимо увеличить этот показатель в ближайшее время как минимум до 4 %. Ни у кого не вызывает удивление, когда за государственные деньги строится дом и окончание строительства – это регистрация дома в БТИ и оформление других вопросов собственности. Когда государство тратит огромные средства на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), то результат этой работы лишь пачка бумаг, никак не зарегистрированная как актив, который можно использовать в дальнейшем: ни патентами, ни технологиями, никакими другими способами. И в этом нам надо принципиально поменять позиции и подходы. Мы должны добиться, чтобы 100 % НИОКР заканчивались регистрацией нематериальных активов. В целом государственная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы частному бизнесу было выгодно вкладывать деньги в развитие инновационных технологий, а не в освоение природных ресурсов. Подлинное, а не формальное партнерство государства и бизнеса создаст в стране условия для колоссального прорыва вперед, особенно в области развития инновационных технологий, развития внутренней и внешней конкуренции, увеличения числа представителей среднего класса, который нередко называют главной политической силой модернизации общества. Наступило время, когда стране нужны уже не полумеры, не разрозненные законы регулирования локальных проблем бизнеса, а необходим своеобразный кодекс малого и среднего предпринимательства. Для российского бизнес-сообщества нужна, если хотите, своя «Великая хартия вольностей». Указ Президента России Д. А. Медведева о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и принятый Госдумой РФ соответствующий пакет законов создают прочную основу для поддержки развития предпринимательства в стране. Но это еще начало преобразований. По экспертным оценкам, государство могло бы передать четвертую часть своих властных полномочий по регулированию и контролю бизнеса под ответственность саморегулируемых организаций.

Понятно, что новое – инновационное – мышление у будущих поколений может сформироваться в условиях современной системы образования. Государственно-частное партнерство в этой сфере, несомненно, могло бы помочь перейти к стандартам нового времени, отвечающим запросам инновационной экономики. Бизнес мог бы внести ощутимый вклад в процесс подготовки кадров для различных отраслей экономики. И соответственно он не должен оставаться в стороне от решения проблем в социальной сфере. Полагаю, что уровень финансирования образования и здравоохранения в ближайшей перспективе должен достичь не менее 7 % от ВВП по каждому из направлений. Иными словами, вложения государства и бизнеса в эти сферы, то есть в человека, должны быть, как минимум, удвоены. В то же время бизнес, участвующий в важных социальных проектах, мог бы получать от государства поддержку и некоторые налоговые льготы.

При сложившемся векторе развития Россия может в скором времени стать самой привлекательной страной. Я уверен, мы сможем создать общество реальных и равных возможностей. Известно, что общество без бедности возможно только на основе единства целей, на основе всеобъемлющего честного и равноправного партнерства государства и частного бизнеса. По сути, государственно-частное партнерство должно стать важнейшим инструментом экономической политики для формирования новой России.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право