На главную Написать письмо

 

           Государственно-частное партнерство в системе механизмов реализации промышленной политики

_____________________________________________

О. А. Романова, профессор, заведующая отделом структурной политики и экономической безопасности Института экономики

Уральского отделения РАН, доктор экономических наук

И. В. Макарова, старший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН

доцент, кандидат экономических наук

А. П. Петров, генеральный директор холдинга «Юнона»

 

Конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти является неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости, а также национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство всегда отвечает за выполнение социально-ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес всегда остается источником и основной движущей силой развития и приращения общественного богатства.

В современных условиях принципы частно-государственного партнерства (ЧГП) являются основой разнообразных механизмов реализации стратегий социально-экономического развития как России в целом, так и ее крупнейших регионов. Прежде всего, уровень развития ЧГП во многом определяет успешность проведения региональной промышленной политики.

Промышленная политика является обязательным атрибутом государственного участия в экономическом развитии любой страны. Однако формы и методы такого участия государства чрезвычайно многообразны. Они определяются не только стадией цивилизационного развития общества, уровнем социально-экономического развития страны, но и спецификой институциональной среды, структурными характеристиками экономики и т. д. В отечественной экономике промышленная политика являлась предметом активных дискуссий, в результате чего многократно менялись применяемые методы ее проведения, что имело своим следствием противоречивые результаты. Сегодня во всем мире проявляется снова повышенный интерес к промышленной политике, который в значительной мере предопределен новым отношением в начале третьего тысячелетия к промышленности, оказавшийся в центре конкурентной политики.

Конкурентоспособность промышленности приобретает особое значение, ибо промышленность – это та сфера, которая реализует научные разработки и исследования. Несмотря на закономерное снижение доли промышленности в формировании ВВП отдельных стран или ВРП регионов при росте доли сектора услуг, необходимо учитывать, что с одной стороны в промышленности наблюдается более высокий рост производительности труда, чем в сфере услуг, с другой – значительно возросла взаимозависимость между сферой услуг и промышленностью. Так, в начале ХХI в. увеличившийся спрос на услуги в промышленности был вызван, прежде всего, ростом производства бизнес-услуг, которые уже в 2000 г. составили в странах ЕС 48,3 % ВВП. Кроме того, более 80 % совокупных расходов на НИОКР осуществляется, по данным Eurostat Business Statistics, в отраслях промышленности. То есть именно промышленность способна реализовать и развивать новые технологии, именно здесь производятся и экспортируются новые конкурентоспособные товары.

Конкурентоспособность целесообразно рассматривать с двух позиций: с точки зрения способности руководства установить экономико-правовые рамки, благоприятные для развития промышленных предприятий и их инфраструктуры; а также возможности эффективного использования всех факторов, благотворно влияющих на производство. Такая позиция высказана в докладе «Промышленная политика в Европе».1 В этом контексте допустимо вмешательство государства в экономику, а промышленная политика, если не понимать ее как что‑то догматическое и неизменное, является закономерной и необходимой, хотя и может изменять свои основные черты.

Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Механизм реализации промышленной политики в современном мире всегда основан на принятии комплексных решений, взаимодействии разных органов власти – управленческих, экономических, социальных. Выработанные в результате такого взаимодействия современные приоритеты, реализуемые промышленной политикой, можно разбить на три группы:

обеспечение условий эффективного промышленного развития, устойчивого экономического роста, что определяет уровень благосостояния, занятости, развития требуемой инфраструктуры;

регулирование социально-экономической жизни, меры антикризисного воздействия на экономику, обеспечение социальной справедливости (тарифная, ценовая, налоговая, социальная политика);

поддержание на высоком уровне науки, исследований и образования, подготовки кадров, развитие НИОКР и эффективная инновационная политика.

Можно отметить, что механизм реализации промышленной политики, так же как и само ее понятие, претерпел значительные изменения. Еще в 90‑е годы прошлого столетия основная модель механизма реализации промышленной политики в нашей стране представляла собой механизм развития наукоемких отраслей, механизм реструктуризации традиционных отраслей и компенсационный механизм. Последний был призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для традиционных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса и т. д.). Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость разработки новых механизмов ее реализации. Среди таких механизмов необходимо отметить, прежде всего, ЧГП, федеральные и региональные институты развития, проектный и кластерный подходы. Конечно, эти механизмы во многом дополняют друг друга. В данной статье основное внимание уделяется формированию кластеров в региональной экономике, ибо здесь в полной мере задействованы принципы ЧГП.

Кластеры не являются абсолютной новацией в хозяйственной практике, но лишь в последние десятилетия они становятся объектом и инструментом государственной промышленной политики. Такой подход позволяет реализовать новую роль частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, прежде всего, с точки зрения их участия в инновационном процессе.

Построение кластера связано с организацией процессов технодинамики однотипных технологических систем в рамках нового, формирующегося в России технологического уклада на основе преобразования и замещения новыми технологическими решениями значительных массивов отечественных промышленных производств. Поэтому одной из основных задач формирования кластера является доведение ряда принципиально новых лабораторных технологий, основанных на новых физических принципах, до новых систем практической деятельности, что позволит перевооружить отрасли предшествующих технологических укладов. Именно кластеры являются реальным шансом создания системы современных промышленных платформ в России с учетом специфических отечественных цивилизационных оснований. В рамках кластера становится реальным продвижение от фундаментальных научных заделов к новым типам технологий и техники, на основе которых реально создание новых типов продуктов и услуг, имеющих гарантированный спрос на основе процедур системного маркетинга.

Кластерный подход – это не только средство достижения таких целей промышленной политики, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощный инструмент регионального развития. При этом необходимо учитывать, что, поддерживая развитие кластеров в рамках региональной промышленной политики, невозможно копировать то, что есть в других регионах. Эффективные кластеры строятся на региональных особенностях, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ. Кластеры как институциональная форма организации нового технологического и социо-культурного уклада являются своеобразным связующим звеном, увязывающим развитие государства и отдельных регионов. Именно кластер позволяет включать стратегические региональные решения в масштабные российские проекты.

На Среднем Урале Институтом экономики УрО РАН совместно с Правительством Свердловской области, рядом хозяйствующих субъектов разработаны концептуальные основы формирования высокотехнологичного кластера «Титановая долина»2, автомобильного кластера с участием машиностроительных предприятий Свердловской области и других регионов Урала3. Кроме того, наши исследования показали, что на Урале серьезным потенциалом кластеризации, т. е. устойчивого функционирования в системе связанных отраслей, обладают машиностроение (прежде всего, оборонное), металлургия, лесная промышленность. Хотелось бы подчеркнуть, что построение любого кластера, в рамках которого осуществляется взаимодействие со многими производствами и другими кластерами – это всегда определенный мегапроект, реализация которого предполагает осуществление многочисленных отдельных проектов.

Особое место в реализации кластерной политики такого индустри­ального региона, как Средний Урал, занимает проблема формирования кластера медицинской техники. Данный кластер создается на принципах ЧГП. Именно такой подход позволяет объединить в рамках кластера производителей, поставщиков, потребителей медтехники, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские центры и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктуру, администрацию города и области, профессиональные и общественные организации. Сформированная структура кластера реализует:

комбинированные (горизонтальные и вертикальные) схемы интегрирования предприятий по производству медтехники и медобо­ру­дования:

вхождение в его состав госу­дарствен­ных и негосударственных партнеров;

охват всех стадий жизненного цикла продукции (от научных разработок до сбыта);

нахождение консенсуса приоритетов (федеральных, региональных и бизнеса).

Корневой бизнес кластера является концентром притяжения прочих участников, создающим благоприятные условия для обеспечения технологической кооперации и конкуренции специализированных предприятий. Поэтому объектами корневого бизнеса могут рассматриваться предприятия-лидеры кластера, а также предприятия-партнеры (поставщики материалов, сырья, оборудования, электроэнергии, воды, тепла, транспортные и строительные компании) и посреднические структуры.

К базовым крупным предприятиям кластера можно отнести ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» (27 % объема производства медтехники в кластере), ОАО «Уральский приборостроительный завод» (24 %), Медицинский холдинг «Юнона».

Создание кластера особенно актуально в современных условиях, когда вся отечественная экономика находится в стадии рецессии. В рамках кластера возможно решение следующих задач:

• поддержка «сильных», наиболее жизнеспособных и отвечающих современным требованиям предприятий-производителей медтехники, создающих товары-лидеры мирового и отечественного рынков;

• совершенствование механизмов эффективного взаимодействия государственной власти, науки, образования и бизнеса по организации промышленного кластера, ориентированного на создание медтехники;

• содействие процессам кооперации и интеграции предприятий машиностроения, металлургии и химии в рамках формируемого в Екатеринбурге производственного кластера по производству медтехники;

• формирование стратегических направлений развития производства медтехники в Свердловской области. Развитие кластера осуществляется на принципах ЧГП, что позволяет привлекать инвестиции и инновации в медицинскую науку и промышленность, обеспечивать соответствие технологий производства медтехники уровню новых технологических укладов.

В рамках кластера достигается оптимизация отношений:

1). «бизнес и государство» (ведение социально-ответственного бизнеса, развитие частно-государственного партнерства);

2). «бизнес и население территории» (улучшение здоровья населения и качества жизни);

3). «бизнес и финансово-промышленные корпорации» (новые правила, требования, стандарты взаимодействия с банками, вертикально интегрированными структурами, инфраструктурными организациями).

Проведенные исследования позволили установить целесообразность поэтапного формирования кластера. На первом этапе выявляются приоритетные направления формирования кластера, исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ по выпуску медтехники на территории региона. Учитывая то, что в мировой практике инвесторы охотнее вкладывают средства в кластеры, чем в отдельные производства, вложения в которые подвержены риску, можно ожидать активизации инвестиционной деятельности на территории. Поэтому на данном этапе в качестве основных элементов механизма государственного содействия формированию кластера авторами предложены:

• муниципальные программы, направленные на производство медтехники;

• инициативы по созданию баз данных о возможностях предприя­тий и организаций в производстве медтехники;

• создание Единого центра координации работ по созданию кластера;

• государственное финансирование кластерного проекта на конкурсной основе.

На втором этапе происходит системное формирование кластера вокруг предприятий-лидеров с целью усиления межсубъектных и межотраслевых связей, в т. ч. со сферой услуг (современными дистрибьюторными и банковскими системами). Для этого необходимо сформировать перечень требований для предприятий медтехники, которые выдвигают потребители; уточнить технические, технологические приоритеты развития медтехники на основе анализа отечественного и мирового рынков медицинской промышленности, машиностроения и металлургии (новых технологий в медицине, конструкционных материалов, оборудования, транспортных средств и т. д.). Кроме того, необходимо проанализировать институциональные факторы развития межотраслевых и межтерриториальных интеграционных процессов. Это позволит приблизить медтехнику к конечному потребителю.

Результатом реализации данного этапа ожидается становление архетипа кластера, включающего оформление системы связей предприятий отраслей-поставщиков медтехники и отраслей-потребителей, а также сегмента услуг, «принадлежащих» кластеру (инфраструктуры).

Целью третьего этапа является диверсификация ключевых предприятий и их модернизация, формирование вокруг предприятий-лидеров средних и мелких предприятий, использующих их технологии и ноу-хау. К основным механизмам регулирования, осуществляемого на данном этапе процесса, можно отнести формирование благоприятных условий для организации кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий путем:

• передачи или аренды помеще­ний;

• льготного кредитования переоборудования и дополнительного оборудования производства;

• поставки оборудования по лизин­гу / франчайзингу;

• поддержки инновационной деятель­ности и технологического транс­фер­та;

• обучения, консультационного сопровождения и т. п.

Перспективным является использование уже сложившихся в мировой практике форм стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем:

• прямое финансирование (субсидии, займы), которое достигает 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (исполь­зуется во Франции, США и других странах);

• предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Шве­ция);

• целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);

• безвозмездные ссуды, достигающие 50 % затрат на внедрение новшеств (Германия);

• снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);

• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).

На третьем этапе произойдет формирование и развитие вокруг предприятий-лидеров и секторов экономики конкурентоспособных малых предприятий, отраслей-поставщиков и клиентов; создание новых отраслей.

Описанный кластерный механизм является не только мощным инструментом для стимулирования межрегионального взаимодействия по производству медтехники, но и средством достижения целей региональной промышленной политики (структурных изменений, повышения конкурентоспособности, усиления инновационной направленности и пр.). Формирование кластера по производству медицинской техники позволит создать на Урале новую высокотехнологичную отрасль промышленности, что будет способствовать изменению индустриального имиджа региона.

 

______________________________ 

       1 Politiques industrielles pour I’Europe. P.: Doc. Fr., 2000. P. 36.
       2 Романова О. А., Оглоблин А. А., Лаврикова Ю. Г. Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина». – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2008. – 118 с.
       3 Романова О. А., Лаврикова Ю. Г., Чернавин П. Ф., Макаров А. В. Концепция создания Уральского автомобильного кластера. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 107 с.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право