На главную Написать письмо

 

От кризисов к надежности: риск банковского кризиса в России

________________________________________

А. Ю. Рогачев, риск-менеджер компании Хоффман ля Рош, г. Базель, Швейцария

 

В российской периодике и среди отечественных специалистов банковского дела время от времени поднимается вопрос о новом банковском кризисе, ведутся оживленные дискуссии о повторении кризиса в самое ближайшее время. Дни идут, пробегают недели. А обещанного дефолта и коллапсного падения российского банковского сектора как не было, так и нет. Быть может, пора уже начать говорить не о риске кризиса, а о возрождении и надежности банковской системы России?!

Многочисленные опросы, проводимые разными социологическими службами в последнее десятилетие, не исключают вероятность повторения кризиса в ближайшее время. Неудивительно, что число соотечественников, охваченных предчувствием надвигающейся беды, фактически не снижается. Несмотря на прошедшие годы, еще свежи и остры воспоминания о банковских кризисах 1998 и 2004 гг., которые многих граждан нашей страны задели непосредственно. Психологический фактор страха и тревоги сложно мгновенно побороть.

Системный финансовый кризис 1998 года, одним из компонентов которого явился банковский кризис, обернулся для национальной банковской системы обесценением ее капитала, оттоком клиентских средств, образованием значительных убытков и неспособностью ряда системообразующих банков исполнять такие свои основные функции, как обеспечение расчетно-кассового обслуживания и перераспределение финансовых потоков в экономике. В 1996–1997 гг. рост активов в реальном выражении обеспечивался за счет вложений банков в государственные краткосрочные облигации. Чуть позже, в начале 1998 г., рост уже происходил благодаря кредитованию нефинансового сектора. Ресурсами для расширения активов накануне кризиса были средства нерезидентов. Однако привлечение этих средств сопровождалось нарастанием валютных рисков, и в период до кризиса имела место существенная разница в росте активов между столичными и региональными банками. Налицо был кризис ликвидности. Дефолт по государственным облигациям и девальвация рубля стали лишь катализатором тех кризисных явлений, которые к тому моменту развивались в банковской системе России. Отечественный банковский сектор тяжело перенес кризис и долго оправлялся от его последствий.

Несколькими годами позже, летом 2004 г., банковский сектор России испытал еще один кризис, который был классифицирован как «кризис доверия». В его основе лежит причудливое переплетение экономических и психологических факторов, каждый из которых сам по себе вряд ли был бы достаточным для столь разрушительного эффекта. Свою лепту внесли противоправные действия некоторых банков, по отношению к которым Банк России обоснованно и справедливо по сути отозвал лицензию. Ситуацию существенно усугубили как истерия, раздутая некоторыми средствами массовой информации, так и неосторожные высказывания руководящих государственных служащих и чиновников. Все это каким‑то образом легло на благодатное поле текущих проблем, таких, как вхождение банков в систему страхования вкладов, переход на международную систему финансовых отчетов, введение нового валютного законодательства, усиление требований по обеспечению прозрачности и т. д., что и спровоцировало в совокупности кризис доверия.

Банковский кризис – явление неуникальное для мировой экономики. С конца 70‑х годов системные банковские кризисы потрясли национальную экономику более семидесяти стран! Причины и последствия банковского кризиса как такового широко изучены и исследованы. С финансовой точки зрения последствия банковского кризиса, как правило, выражаются в банкротстве нескольких ключевых финансовых институтов, дестабилизации межбанковского рынка и оттоке частных вкладов. Для предприятий реального сектора экономики банковский кризис грозит ухудшением условий доступа к кредитным ресурсам, увеличением долговой нагрузки, сворачиванием инвестиционных программ и деловой активности. Кризис, разумеется, ведет и к свертыванию многих государственных программ, в первую очередь, в области образования, здравоохранения и высоких технологий. Таким образом, банковский кризис затрагивает все сферы экономики.

Говоря о причинах возникновения системного банковского кризиса, следует остановиться лишь на наиболее часто встречающихся. Прежде всего, ненадлежащая банковская практика, спровоцированная издержками дерегулирования и либерализации, а также отсутствие должного надзора со стороны регулирующих органов ведут к глубокому банковскому кризису. Слабая макроэкономическая политика властей на фоне экономического спада и ухудшение конъюнктуры на внешних рынках дополнительно усугубляют ситуацию. Другими причинами кризиса являются высокие кредитные риски банков, недостаточные резервы на покрытие потерь по ссудам, неквалифицированные решения, применяемые руководством финансово-кредитных учреждений, и рост инфляции, при котором банкам не удается повышать процентные ставки до уровня, обеспечивающего реальный положительный процент по вкладам, что вызывает изъятие вкладов.

Бесспорна цикличность развития экономики: от подъема к стабилизации взлета, от падения и замедления темпов роста до глубокого кризиса. Рано или поздно после сокрушительного роста как всей экономики, так и ее отдельных секторов последует падение, ведущее к стагнации. Однако на данном этапе развития российской банковской сферы говорить о предстоящем кризисе в обозримом будущем пока еще рано. Ни большая зависимость экономики России от мировых цен на энергоносители и привычка к высоким экспортным доходам, ни ­быстрая кредитная экспансия и снижение ряда требований банков к заемщикам, выраженного в ухудшении качества кредитного портфеля, не способны пошатнуть устойчивость банковской сферы.

Современная банковская система России в настоящее время переживает свое нормальное развитие со своими взлетами и падениями. Налицо абсолютно приемлемые колебания конъюнктуры рынка. Даже трудности контроля за инфляцией, связанные с верным определением масштабов стерилизации денежной массы и правильным расходованием Стабилизационного фонда наряду с растущими популистическими заявлениями о переформировании государственного и муниципальных бюджетов в преддверии предстоящих выборов, не будут являться помехой устойчивого развития российской банковской сферы. Специфика организации банковского дела в России такова, что она неразрывно связана с политическим и экономическим состоянием страны в целом. Парадокс последних лет функционирования банковской системы России заключается в том, что, чем ниже падали общеэкономические показатели страны, тем более бурно шло развитие банковского сектора.

Поначалу банковская сфера приносила мгновенные и баснословные доходы. Банковские капиталы создавались на относительно простых операциях. Именно в этот период появилось много банков, увеличилось число их отделений и филиалов. Экстенсивное развитие банковской системы конца 90‑х годов прошлого столетия сопровождалось, к сожалению, массовостью, а не качеством крупных финансовых учреждений и их услуг. Поэтому очевидно, что снижение торговой активности, затоваривание рынка привело к резкому спаду краткосрочных банковских кредитов. Стабилизация курса рубля уменьшила активность населения в отношении валютно-обменных операций. Начал разваливаться рынок бумаг. В результате у банков стали исчезать легкие способы получения прибыли. Банковская система пережила проверку на прочность.

Очевидно, что государство в новых рыночных условиях (именуемых еще как переходный период) не способно было отслеживать порядок в банковской сфере и контролировать добросовестность как банковских операций, так и самих банков, участников российского финансового рынка. Объяснимы и последующее за этим ужесточение требований к банкам со стороны регулирующих органов, и отзыв Центробанком банковских лицензий у непорядочных и сомнительных игроков рынка. Некоторые экономисты наведение порядка государством в банковском секторе экономики с чьей‑то легкой руки окрестили новым банковским кризисом, забыв при этом, что в результате именно такой деятельности отечественная банковская система становится ближе к мировым стандартам.

В последнее время российская банковская система становится более прозрачной, чем раньше. Центральный банк Российской Федерации придерживается своей стратегии, направленной на развитие риск-ориентированного надзора, предъявляя новые требования к качеству внутрибанковских систем управления рисками и организации внутреннего контроля. Исходя из этого, все банки ныне можно классифицировать на пять групп. К первым двум группам – кредитные организации без выявленных недостатков и кредитные организации с повышенными рисками – относятся те банки, к которым Центробанк не имеет серьезных претензий. Третья и четвертая группы формируются из банков, испытывающих текущие трудности и имеющих недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайший год привести к возникновению ситуации, угрожающей финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков, а также проблемных учреждений, к которым относятся кредитные организации как за несоблюдение норматива достаточности капитала и неудовлетворительную оценку показателей финансового положения, так и за неэффективное управление банком. А вот кандидаты на отзыв лицензии и банкротство представлены пятой группой. В нее включаются банки, финансовая устойчивость которых существенным образом подорвана, и их состояние при непринятии экстренных мер органами управления и владельцами кредитной организации несовместимо с продолжением деятельности на рынке банковских услуг.

Укрепление банковской системы, приход нового капитала (в том числе и иностранного), развитие здоровой конкуренции позволяет говорить о надежности банковской системы в России. А постоянное повышение требований со стороны государства к устойчивости банка, корпоративному управлению и управлению рисками в нем делает привлекательной банковскую сферу все большему и большему числу клиентов, возвращая с их стороны доверие к кредитным организациям, утраченное во время банковской неразберихи и финансовых кризисов экономики.

В настоящее время все чаще по отношению к кредитным организациям, действующим на правовом поле Российской Федерации, применяется термин «надежности», который говорит о способности банка выполнять свои обязательства перед клиентами, сотрудниками, владельцами и государством.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право