На главную Написать письмо

 

                   Хозяйственный кодекс Украины на защите интересов городских общин

  _______________________________________________________ 

Р. А. Джабраилов, старший научный сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины,

кандидат юридических наук

 

В эпоху проникновения коммерции в различные сферы общественных отношений актуализируется вопрос разработки сдерживающих экономико-правовых мер, направленных на защиту интересов жителей той либо иной территории, в частности городских общин. Отмеченные интересы в целом можно отнести к категории публичных, поскольку интерес «всех» (городской общины) находится выше интересов «одного» (субъекта хозяйствования), а следовательно, при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдение публичных интересов должно являться одним из важных принципов хозяйствования. Подобный постулат требует своего нормативного закрепления в соответствующих актах хозяйственного законодательства, что, в частности, отображено в нормах Хозяйственного кодекса Украины.

В целом в научной юридической и экономической литературе практика применения Хозяйственного кодекса Украины получила позитивную оценку, в частности, в работах А. Г. Бобковой, В. М. Гееца, В. К. Мамутова, О. П. Подцерковного, В. А. Устименко, Н. Г. Чумаченко и других авторов. Однако более детального анализа и освещения в печати требуют нормы Хозяйственного кодекса Украины, обеспечивающие защиту публичного интереса, присутствующего в хозяйственных отношениях.

Целью исследования является определение роли Хозяйственного кодекса Украины в обеспечении баланса публичных (в частности, городских общин) и частных (субъектов хозяйствования) интересов.

Принятию Хозяйственного кодекса Украины [1] предшествовал кропотливый труд значительного числа отечественных ученых-хозяйственников и практиков, что позволило на основе анализа и обобщения зарубежного опыта построения системы хозяйственного законодательства выработать собственное видение этой отрасли законодательства. Разработка и утверждение Хозяйственного кодекса как стержневого акта хозяйственного законодательства явились важным этапом его развития. Однако работа по совершенствованию системы актов хозяйственного законодательства до сих пор продолжается, свидетельством чему является разработанная в стенах ИЭПИ НАНУ «Концепция модернизации хозяйственного законодательства на базе Хозяйственного кодекса Украины» [2].

На сегодня трудно представить себе правовую регламентацию хозяйственных отношений в Украине без регулирующего воздействия на них Хозяйственного кодекса. Тем более Хозяйственный кодекс, так сказать, оснащен особым «арсеналом» средств правового регулирования предметной группы общественных отношений, что в очередной раз свидетельствует не только о структурных различиях хозяйственных и гражданских правоотношений, но и дополнительно акцентирует внимание на специфике правового воздействия на соответствующую группу общественных отношений.

К особенностям правового регулирования хозяйственных отношений в Украине можно отнести то, что оно (регулирование) осуществляется в рамках правового хозяйственного порядка, основанного на сочетании рыночной саморегуляции экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, что отражено в ч. 1 ст. 5 Хозяйственного кодекса. К конституционным основам правового хозяйственного порядка в Украине, в частности, отнесена социальная направленность экономики. В целом, анализ Хозяйственного кодекса Украины свидетельствует о его социальной направленности – защиту интересов населения государства, в целом, и территориальных громад городов (городских общин), в частности, в отношениях с субъектами хозяйствования; предоставление гарантий нерушимости социальных стандартов и учета субъектами хозяйствования общественных интересов, отображенных в программных документах экономического и социального развития.

В связи с этим следует отметить, что Хозяйственный кодекс Украины – один из немногих нормативных актов, подчеркивающих важность и необходимость прогнозирования и планирования экономического и социального развития. При этом такая формулировка, наличествующая в ст. 11 Хозяйственного кодекса Украины, является не просто декларацией, а предусматривает реальные правовые последствия в случае несоблюдения субъектами хозяйствования положений программных документов, в частности, разработанных на уровне города. Так, норма ч. 5 ст. 11 Хозяйственного кодекса Украины предусматривает, что субъектам хозяйствования, не учитывающим общественные интересы, отображенные в программных документах экономического и социального развития, не могут предоставляться предусмотренные законом льготы и преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности. Тем самым подчеркивается примат публичных интересов городской общины над интересами частными. В то же время следует заметить, что отмеченная норма не часто применяется на практике, что скорее всего обусловлено отсутствием пока на сегодня действенного механизма реализации положений ч. 5 ст. 11 Кодекса.

Программы экономического и социального развития законодательно определены не только как средство осуществления государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования, но и как правовое основание применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности. В частности, основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования являются: государственный заказ; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 12 Кодекса).

Государственное регулирование хозяйственной деятельности может сопровождаться принятием субъектами хозяйствования на себя социально-коммунальных обязательств, предусмотренных ст. 177 Хозяйственного кодекса Украины. В частности, ч. 2 в. 177 Кодекса устанавливает, что субъекты хозяйствования в соответствии с добровольно взятыми на себя обязательствами имущественного характера в интересах других участников хозяйственных отношений (ч. 4 ст. 175) могут, независимо от уставной цели своей деятельности, принимать на себя обязательство о хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения, в строительстве и содержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, оказывать другую хозяйственную помощь с целью решения местных проблем. Субъекты хозяйствования имеют право принимать участие в формировании соответствующих фондов местных советов, если другое не установлено законом, и в исполнении работ относительно комплексного экономического и социального развития территорий.

Упомянутая норма закона устанавливает отношения, которые где‑то напоминают шефские отношения, существовавшие во времена СССР. В недалеком прошлом именно шефство играло существенную роль в содержании на должном уровни объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунальной сферы и т. п. [3, с. 72–73]. Уместным будет отметить, что, например, городским правом XVII–XVIII веков предоставление «шефской» помощи городу даже вменялось в обязанность цехам как предпринимательским обществам. В частности, цеха «должны были оборонять свой город от нападений врагов, способствовать в тушении пожаров, помогать строить дороги и восстанавливать дамбы во время весеннего наводнения» [4, с. 38].

Отдельные исследователи, в частности В. А. Устименко, отмечают, что деятельность, связанную с предоставлением шефской помощи, можно рассматривать как особенный вид совместной деятельности. Автор указывает, что для осуществления совместной деятельности по реконструкции школы, детского садика, больницы или другого социально-культурного объекта городская община и субъект хозяйствования, вкладывающий средства (материалы, услуги) в городской объект, должны принять решение об установлении подобных отношений между собой [5, с. 54].

Инициатива по установлению отношений совместной деятельности может исходить от любой из сторон – и от органов местного самоуправления, и от субъектов хозяйствования. Представляется, что значительную активность в этой сфере должны проявлять местные советы как органы, ответственные за уровень социальных услуг населению. В частности, известны случаи заключения соглашений о социальном партнерстве между органами местного самоуправления и субъектами хозяйствования. Например, соответствующие соглашения заключены между Алчевским городским советом и АМК «Индустриальный союз Донбасса» [6, с. 1], Енакиевским городским советом и местным металлургическим заводом [7, с. 1] и т. п.

Отношения совместной деятельности по реконструкции (другому улучшению) объекта социальной инфраструктуры должны осуществляться на основании одноименного договора, сторонами которого могут быть: орган местного самоуправления (исполком), субъект хозяйствования, осуществляющий шефство, или не связанный отношениями шефства с субъектами хозяйствования социально-культурной сферы; субъектами хозяйствования коммунальной формы собственности (учреждения культуры, образования, здравоохранения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и т. д.), в пользовании которых находится коммунальное имущество, нуждающееся в ремонте или реконструкции [5, с. 55].

С целью стимулирования субъектов хозяйствования, расположенных на территории города, к предоставлению материально-финансовой помощи объектам коммунального хозяйства органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут установить для них льготный режим осуществления хозяйственной деятельности. В частности, местные советы могут предусматривать льготы по местным налогам и сборам (п. 28 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»), устанавливать льготную арендную плату вышеупомянутым субъектам за аренду земли (ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли»), льготы, относительно платы за землю (Закон Украины «О плате за землю»).

Все указанные и другие льготы следует предоставлять в случае выполнения положений программы социально-экономического развития города, в частности, при спонсорской поддержке объектов социальной инфраструктуры. Невыполнение требований программных документов города, безразличие субъектов хозяйствования к удовлетворению общественных потребностей будет служить основанием для отказа в предоставлении льготного режима или его отмены. Указанное согласовывается с вышеприведенными положениями ч. 5 ст. 11 Хозяйственного кодекса Украины.

Выделение в экономике Украины, как и в экономике других стран, государственного, коммунального (муниципального), частного, корпоративного и иных секторов, служит наиболее эффективному достижению социально значимых целей и выбору средств правового воздействия на отношения, возникающие в тех либо иных секторах экономики. Однако нельзя не отметить тот факт, что в законодательстве Украины исключительно в рамках Хозяйственного кодекса Украины определены основы управления хозяйственной деятельностью в государственном и коммунальном секторах экономики. Наряду с органами местного самоуправления в отношения по управлению хозяйственной деятельностью вовлечены городские общины путем реализации применительно к субъектам хозяйствования коммунального сектора экономики системы организационно-хозяйственных полномочий. К субъектам хозяйствования коммунального сектора экономики ст. 24 Хозяйственного кодекса Украины относит субъектов, действующих на основе лишь коммунальной собственности, а также субъектов, в уставном фонде которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает органам местного самоуправления право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

Немаловажным является и тот факт, что Хозяйственный кодекс Украины, определяя правовые основы осуществления предпринимательской деятельности, особо акцентирует внимание на том, что указанная деятельность осуществляется не только с целью получения прибыли, но и достижения экономических и социальных результатов (ст. 42). Отмеченная норма создает предпосылки для учета публичных интересов городских общин, на территории которых предприниматель осуществляет свою коммерческую деятельность. Кроме того, предпринимательская деятельность в таком случае становится в некоторой степени предсказуемой и управляемой, а точнее направляемой в русло содействия социально-экономическому развитию города, осуществления взаимовыгодного сотрудничества городской общины и субъектов хозяйствования.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что украинский опыт систематизации хо­зяйствен­ного законодательства на базе Хозяйственного кодекса с акцентом на защите публичных интересов (интересов государства, городских общин) мог бы послужить основой для консолидации и сближения законодательства государств-участников СНГ, регламентирующего хозяйственную деятельность. Тем более, правовая работа в этом направлении могла бы осуществляться в развитие положений межгосударственных соглашений с участием Украины, в частности Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств от 09.10.1992 г.

 
       __________________________________________________________
       1 Господарський кодекс України від 16.01.2003 р. № 436 // Офіційний вісник України. – 2003. – № 11. – Ст. 462.
       2 Концепция модернизации хозяйственного законодательства на базе Хозяйственного кодекса Украины (проект) // Экономика и право. – 2006. – № 2 (15). – С. 5–16. (http://www.iepd.dn.ua / Stat_03.htm – сайт ИЭПИ НАНУ).
       3 Авакьян С. А. Городской Совет и предприятия вышестояще­го подчинения. – (Работнику исполкома местно­го Совета). – М.: Юрид. лит., 1979. – 96 с.
       4 Журман С. М. Цех як інститут господарської системи лівобережної України в XVII–XVIII століттях // Актуальні проблеми економіки. – 2007. – № 8 (74). – С. 34–42.
       5 Устименко В. А. Формирование собственности территориальной громады и ее влияние на фунуционирование городского хазяйства // Економіка та право. – 2003. – № 3. – С. 47–55.
       6 Антипова А. Алчевск готовят к зиме // Голос Украины. – 2007. – 30 авг. (№ 153). – С. 1.
       7 По сообщениям Укринформа // Голос Украины. – 2008. – 21 июн. (№ 117). – С. 1.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право