На главную Написать письмо

Анотация

Автор обращается к вопросу обеспечения качества жизни граждан, проживающих в сельской местности, в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В статье отмечается необходимость решения проблемы занятости сельских жителей. В качестве путей решения указанной социальной задачи рассматриваются принятие областных целевых программ и Государственной программы развития фермерства в Российской Федерации, а также другие меры.

Ключевые слова

Качество жизни, сельский населенный пункт, трудовая занятость, аграрное производство, целевая программа.

 

Экономико-правовые проблемы обеспечения качества жизни российских сельских жителей в условиях мирового финансово-экономического кризиса

Б. А. Воронин, профессор, заведующий кафедрой права УрГСХА, доктор юридических наук

Переоценка рынка как регулятора экономических и социальных отношений и в мире, и в Российской Федерации, привела к мировому финансово-экономическому кризису.

В этих условиях особенно остро встает проблема обеспечения качества жизни населения страны, в том числе и граждан, проживающих в сельской местности.

По определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения при ООН) качество жизни – это восприятие человеком своего положения в обществе. Оценка качества жизни по методике ВОЗ определяется по следующим критериям:

Физические – сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых.

Уровень независимости – повседневная активность, работо­спо­собность, зависимость от лекарств и лечения.

Психологические – положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания.

Жизнь в обществе – личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность.

Окружающая среда – благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения,, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (загрязнители, шум, населенность, климат).

Духовность – религия, личные убеждения.

Качество жизни напрямую зависит от уровня жизни, от обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности граждан страны. Известно, что жизнедеятельность человека невозможна без чистого атмосферного воздуха, чистой питьевой воды и качественного, биологически полноценного, экологически безопасного и в соответствии с медицинскими нормами продовольствия. А как все знают, продовольствие производится в сельском хозяйстве, на сельских территориях, жителями сельских населенных пунктов. Поэтому деревня, село выполняют самую социально-значимую функцию – обеспечение населения продуктами питания, а многие отрасли экономики государства – сельскохозяйственным сырьем.

Но, решая эту гуманную задачу, сельские жители оказались в условиях, мягко говоря, отдаленных от тех критериальных показателей ВОЗ, по уровню качества жизни. Для того, чтобы житель сельского населенного пункта имел устойчивую возможность приобрести необходимые продукты питания, оплатить все социальные, коммунально-бытовые, культурно-оздоровительные и иные услуги, а также выучить своих детей, он должен иметь определенный уровень благосостояния. Благосостояние же, прежде всего, определяется уровнем доходов, как отдельного гражданина, так и семьи в целом.

Путей повышения благосостояния, на наш взгляд, два.

Первый – это получение денег из государственной казны. Государство сегодня принимает меры по финансовой поддержке пенсионеров, студентов, военнослужащих и других категорий граждан. Но если на его плечи переложить расходы, связанные с компенсацией затрат населения на обеспечение благосостояния, то «Боливар может не выдержать…».

Поэтому второй путь – это заработная плата в суммах, обеспечивающих расчеты за все вышеперечисленные жизненно важные приобретения и услуги.

Значит, надо для трудоспособного населения изыскивать возможность зарабатывания денег в организациях, учреждениях и на предприятиях в различных отраслях экономики.

Что касается жителей сельских населенных пунктов, то для них проблема повышения доходности усугубляется тем, что во многих деревнях и селах сегодня сельскохозяйственного производства нет. Например, в нашей Свердловской области в 1990 г. функционировало 1056 субъектов сельскохозяйственной деятельности (совхозы, колхозы, объединения, фирмы и другие государственные формирования аграрного профиля). Только в 1056 сельских населенных пунктах были размещены центральные усадьбы хозяйств, фермы, гаражи, склады и другие объекты производственной и коммунально-бытовой инфраструктуры. Но кроме центральных усадеб в малых деревнях и селах размещались еще и отделения, цеха и бригады. То есть у сельских жителей была реальная возможность трудиться в сельском хозяйстве и зарабатывать деньги на обеспечение своего благосостояния. К этому надо добавить еще работу в лесхозах, леспромхозах и, особенно, в межхозяйственных сельских лесхозах в ­качестве ­объездчиков, лесников, лесничих и просто рядовых работников.

Многие трудились в системе потребительской кооперации в качестве заготовителей, штатных охотников и рыбаков, а также в хлебопекарнях и других структурах этой важной для села организации.

Сегодня ситуация такова, что в 1843 сельских населенных пунктах Свердловской области, где проживает свыше 740 тысяч человек, функционирует лишь 302 сельскохозяйственные организации и предприятия, в которых занято 44 тысячи сельских жителей. Практически свыше 300 тысяч потенциально трудоспособного населения вынуждено или работать в городах вахтовым методом в качестве охранников, рабочих в службах благоустройства и других городских организациях.

Но в условиях экономического кризиса в городских организациях и предприятиях идет сокращение кадров, и по этой причине проблема трудовой занятости сельских жителей может резко обостриться.

Каковы же пути решения этой социальной задачи?

Прежде всего, как мы уже отмечали выше, сельская местность – это место производственно-хозяйственной деятельности крестьян (а ныне просто работников сельскохозяйственных организаций и предприятий). А поскольку главная задача сельских тружеников – производство продовольствия и, соответственно, обеспечение продовольственной безопасности страны, то необходимо решать проблему трудовой занятости именно с возрождения и развития аграрного производства.

Сказать, что в нашей области не уделяется внимание решению этой задачи – значит погрешить против истины. Достаточно напомнить, что в области действует ряд целевых программ, направленных на развитие сельскохозяйственной деятельности на периоды до 2012, 2015, 2020 г. Особенно необходимо отметить принятую 27.11.07 г. Комплексную программу социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008–2015 г. («Уральская деревня»). Автор статьи был заместителем руководителя рабочей группы по разработке Концепции программы «Уральская деревня», и поэтому владеет все полной информацией по этой целевой программе.

Но сегодня, в условиях наступившего мирового финансово-экономического кризиса, возникает настоятельная необходимость пересмотреть подход к ее реализации. Практически ежедневно в средствах массовой информации идет разговор о строительстве 50–60 крупных комплексов по выращиванию крупного рогатого скота, свиней и птицы. Но где, в каком населенном пункте будут строиться эти комплексы, население области не знает.

В последнее время пошел разговор о восстановлении заброшенных ферм, ранее принадлежавших совхозам и колхозам. Но опять же, где будут восстанавливаться эти животноводческие помещения, информации нет.

В свое время, при обсуждении Концепции программы «Уральская деревня», Губернатор Свердловской области Э. Э Россель предложил составить паспорт каждого сельского населенного пункта, и такая работа была выполнена. Особенно грамотно и полноценно паспорта были разработаны в Ирбитском муниципальном районе. Но все эти паспорта, в основном, были ориентированы на проблемы социального развития.

Сегодня же мы должны пойти дальше: разработать программу восстановления и строительства объектов производственной инфраструктуры для каждого села или деревни. Жители, и особенно молодежь, должны знать, какова перспектива трудовой занятости в их родном населенном пункте. Надо опубликовать в «Областной газете», а может, лучше издать отдельной книгой весь перечень рабочих мест, в том или ином сельском населенном пункте. Чтобы «юноша, обдумывающий свою жизнь», мог взять эту книгу в сельской администрации, в клубе, в школе и определился – на кого ему ехать в город учиться, чтобы вернуться специалистом.

Наряду с организацией рабочих мест непосредственно в аграрном производстве должна быть разработана и также опубликована программа развития несельскохозяйственных видов деятельности. Соответствующие министерства и ведомства должны составить свои разделы о том, где возможно использовать сельских жителей в лесном хозяйстве, лесозаготовке, лесопереработке, в ­разработке ­месторождений ­нерудных материалов, в организации агротуризма, охотничьего и рыбоводного хозяйства и т. д.

Все эти направления на слуху, но дальше разговоров пока дело не идет.

На федеральном уровне (первый вице-премьер В. А. Зубков и новый министр сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник) говорят о строительстве мини-ферм на 50–100 КРС в комплексе с переработкой. Это очень интересное начинание, так как в отличие от крупного холдинга, мини-ферму можно разместить и в малом сельском населенном пункте. Задача заключается в том, чтобы и в нашей области в массовом порядке началось строительство таких объектов аграрного производства.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и строительство на селе жилых домов, капитальный ремонт уже существующих домов, которые были построены хозспособом в 70–80‑е годы прошлого столетия. По примеру Белоруссии можно начать строительство агрогородков (в 2008 г. там их построили 271, а всего 937 сельских населенных пунктов XXI в.).

Перечень направлений трудовой деятельности далеко не исчерпан. И при желании можно найти еще множество вариантов организации рабочих мест в сельских населенных пунктах, а значит, и повышения благосостояния сельских жителей.

Важно, на самом деле, создать какой‑то штаб для организации и координации всей работы по вышеперечисленным направлениям и системно, шаг за шагом, начать воплощать в жизнь все намеченные мероприятия.

Такие штабы (или иные организационные структуры) должны быть созданы в каждом муниципальном районе или городском округе, а также в области. Их задача – провести мониторинг социально-трудовой сферы сельских населенных пунктов и выявить всех потенциально трудоспособных граждан желающих вновь заняться сельскохозяйственной деятельностью. Особенно нужно определиться – кто из сельских жителей готов стать фермером и взять в аренду (с последующим выкупом в собственность) вновь построенную мини-ферму или восстановленную старую ферму и т. д..

Если эту работу не сделать, то все разговоры о строительстве и реконструкции ферм или мини-ферм – не более чем пропагандистский лозунг.

На федеральном уровне (пока не разошлись деньги из резервных, стабилизационных и иных фондов) необходимо принять Государственную программу развития малого предпринимательства в сельской местности. Или, лучше всего, Государственную программу развития фермерства в Российской Федерации на период до 2020 г.

Сегодня всем очевидно, что полноценной реализации закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (кроме криминального или вне связи с аграрным производством) не получилось. Миллионы гектаров пашни зарастает древесно-кустарниковой растительностью или, по причине деградации, не заняты сельскохозяйственными культурами. Почти 80 % сельскохозяйственных организаций и фермеров работают на земле, виртуально поделенной на земельные доли, что не способствует устойчивому ведению аграрного производства.

Многие в настоящее время заброшенные фермы или находятся в качестве имущественного пая в совместной долевой собственности бывших работников совхоза или колхоза, или в конкурсном производстве при процедуре банкротства. На большинство таких ферм вообще отсутствует документация о их существовании.

Отдельные фермеры не могут получить право на использование лесов бывших совхозов и колхозов, так как не являются правопреемниками реорганизованных хозяйств. Но ведь они реально существуют и работают в сельских населенных пунктах, и если узаконить их деятельность в сельских лесах, то и фермеры будут иметь доход и еще несколько сельских жителей будут трудоустроены.

И это далеко не все правовые проблемы, мешающие сельскому развитию.

В нашей области имеется мощнейший потенциал юристов, которые в состоянии оказать квалифицированную помощь по всем проблемным вопросам. Важно, чтобы у властей был заинтересованный подход и желание решать эти проблемы.

Качество жизни сельских жителей касается всего населения страны, ибо это напрямую связано с обеспечением граждан Российской Федерации продуктами питания. И к решению этой задачи необходимо подходить со всей ответственностью правового государства.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право