На главную Написать письмо

Анотация

Работа посвящена анализу государственного контроля за выпуском всех эмиссионных ценных бумаг и обращением акций в Российской Федерации.

Ключевые слова

Ценные бумаги, государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственный контроль за обращением акций.

 

Проблемы государственного контроля за эмиссией и обращением ценных бумаг

Г. Н. Шевченко, профессор кафедры гражданского права Юридического института ДВГУ, доктор юридических наук

____________________________________________________ 

1. Институт ценных бумаг, вне всякого сомнения, является частно-правовым образованием, состоящим, прежде всего, из норм гражданского права. Вместе с тем и при эмиссии ценных бумаг, и при обращении эмиссионных ценных бумаг проявляются определенные публично-правовые элементы. При этом возможно столкновение не только частноправовых интересов инвесторов друг с другом, но и частноправовых интересов отдельных инвесторов с публично-правовыми интересами, вследствие чего возникает необходимость в установлении государственного контроля за эмиссией и совершением сделок с ценными бумагами.

2. Государственный контроль за сложной процедурой эмиссии ценных бумаг носит публично-правовой характер и вызван, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, самой природой эмиссионных ценных бумаг, которые, не обладая индивидуальными признаками, выпускаются в массовом порядке, и неисполнение эмитентом обязательств по ним затрагивает интересы широкого, практически неограниченного круга лиц. Во-вторых, такой контроль направлен на защиту прав инвесторов, которые в данных отношениях являются экономически более слабыми участниками эмиссионных отношений, даже в том случае, если они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Установление государственного контроля за выпуском ценных бумаг в виде государственной регистрации не присуще для неэмиссионных ценных бумаг, поскольку каждая из таких ценных бумаг является неповторимым, уникальным документом, выпускаемом в единичном экземпляре, а поэтому не нуждается в дополнительном публично-правовом контроле со стороны государства, поскольку стороны самостоятельно в рамках регулятивного правоотношения в частноправовом порядке вполне могут урегулировать свои отношения.

Значение государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг трудно переоценить в силу следующего.

Во-первых, по общему правилу только после государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент получает право на размещение ценных бумаг. Из этого общего императивного правила есть несколько исключений, относящихся к размещению акций при учреждении акционерных обществ и размещению акций при реорганизации акционерных обществ, когда государственная регистрация выпуска и государственная регистрация отчета об итогах их выпуска осуществляется уже после размещения акций. Некоторые виды облигаций вообще не предусматривают государственной регистрации их выпуска.

Во-вторых, независимо от того, когда осуществляется регистрация выпуска ценных бумаг, до их размещения (общее правило) или после размещения (исключение) отсутствие государственной регистрации означает невозможность совершения владельцами любых сделок с такими бумагами, которые не могут находиться в обращении (это правило не относится к ценным бумагам, не подлежащим государственной регистрации).

Сделки, совершенные с такими квази-эмиссионными ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию, являются недействительными (ничтожными).

В-третьих, реклама и предложение неограниченному кругу лиц эмиссионных ценных бумаг в любой форме возможны только после государственной регистрации выпуска ценных бумаг. До государственной регистрации подобные действия запрещены. Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействитель­ными.

3. Поскольку обращение эмиссионных ценных бумаг затрагивает интересы неограниченного круга лиц, то законодатель, в целях обеспечения публичных интересов, устанавливает определенные ограничения, которые, в случае приобретения эмиссионных ценных бумаг, могут быть подразделены на две большие группы.

Во-первых, это ограничения, содержащиеся в законодательстве о ценных бумагах, то есть предусматривающие специальный контроль за заключением сделок со стороны органов эмитента, или предоставление дополнительных прав акционерам акционерного общества, акции которого приобретаются. К таким случаям следует отнести заключение крупных сделок, предметом которых являются эмиссионные ценные бумаги, сделок с заинтересованностью, а также особый порядок приобретения крупных пакетов, эмиссионных ценных бумаг приобретение более 30 % акций открытого общества (глава XI№ Федерального Закона «Об акционерных обществах»).

В первом случае контроль за совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью осуществляется органом (органами) управления эмитента; во втором случае законодатель предпринял попытку обеспечить права акционеров в случае смены владельца крупного, порой контрольного пакета акций. Представляется, что установление контроля со стороны органов управления участников сделки либо предоставление акционерам дополнительных гарантий являются достаточно эффективными способами обеспечения прав акционеров и акционерных обществ, а поэтому данные положения действующего законодательства подлежат развитию и совершенствованию.

Во-вторых, это установленные в законодательстве случаи государственного контроля за приобретением либо крупных пакетов акций, либо акций определенных эмитентов – финансовых организаций, субъектов естественных монополий, то есть тех юридических лиц, правовое и экономическое положение которых может оказать влияние на широкий круг лиц. Наконец, государственный контроль может устанавливаться за приобретением ценных бумаг отдельными категориями приобретателей, например, нерезидентами.

Публично-правовые нормы, устанавливающие государственный контроль за совершением сделок с акциями, содержатся в различных нормативных актах, прежде всего, в антимонопольном законодательстве: в Федеральном Законе «О защите конкуренции» (ст. 29, ст. 30) и Федеральном Законе «О естественных монополиях» (п. 4 ст. 7), а также в других нормативных актах, например, в Федеральном Законе «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 30).

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что в отличие от эмиссии, при которой предусмотрен государственный контроль в отношении всех эмиссионных ценных бумаг, государственный контроль при их обращении установлен только в отношении акций. Это можно объяснить тем, что акции по своей юридической природе являются корпоративными ценными бумагами, закрепляющими право участия в делах акционерного общества и предоставляющие своим владельцам, при наличии определенного их количества, возможность оказывать влияние на осуществление акционерным обществом предпринимательской и иной деятельности. Накопление определенного количества акций приводит к качественным изменениям правового положения их владельца, позволяющим ему влиять на деятельность акционерного общества, а порой и осуществлять над ним контроль. Такая особенность акций и вызывает необходимость осуществления государственного контроля при их обращении. Представляется, что установление государственного контроля за приобретением акций оправдано и целесообразно. В то же время очень важно определить границы государственного вмешательства в инвестиционные процессы, а это ни что иное, как проблема достижения сбалансированного сочетания публичных и частных интересов. Установление такого контроля должно быть экономически обоснованным, не допускающим нарушения прав ни эмитентов, ни инвесторов, ни государства в целом.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право