На главную Написать письмо

Анотация

Работа посвящена развитию национального и международного механизмов построения Нанотехнологического уклада, которое ускорит преодоление последствий глобального экономического кризиса.

Ключевые слова

Глобальный экономический кризис, механизм регулирования экономики, нанотехнологический уклад, внутренний спрос.

 

Концепция преодоления последствий глобального экономического кризиса

С. И. Цыганов, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА, кандидат экономических наук

________________________________________ 

Глобальный экономический кризис (ГЭК) представляет собой острое расстройство планетарного процесса воспроизводства.

Признаками ГЭК являются территориальная всеохватность (масштабность), чрезвычайная глубина разложения сферы производства и обращения, длительность сохранения коматозного состояния мировой экономики.

Распространение кризиса на все страны мира объясняется высоким уровнем переплетения, сращивания их производительных сил в результате развития экономической глобализации. В силу этого потрясения сильнейшей в мире экономики США инициировали множественные разрывы планетарных хозяйственных связей.

Структурные нециклические кризисы и понижательная волна V большого цикла Н. Д. Кондратьева совместились во времени и пространстве. Это привело к падению в бездну показателей состояния производства и обращения.

Понижательная волна большо­го цикла достигнет дна в 2020–2025 гг. Ослабление проявления структурных кризисов можно ожидать в конце длинного туннеля. В результате ГЭК принимает затяжной характер.

Сформулированные признаки ГЭК свидетельствуют о его системном характере.

Развертывающийся в настоящее время кризис перепроизводства среднесрочного цикла не относится к признакам ГЭК, но усиливает деструктивные тенденции в экономике. Завершение фазы кризиса в рамках среднесрочного цикла не приведет к выходу из координат ГЭК.

Сложность, многоплановость проявления ГЭК требуют комплексного подхода к выбору путей борьбы с его последствиями.

Установку на решение проблем в области ресурсного обеспечения и международных денежных расчетов в планетарном хозяйстве (структурные кризисы нециклического характера) можно выполнить, опираясь на межгосударственное сотрудничество.

Сокращение продолжительности понижательной волны большого цикла экономической конъюнктуры предполагает увязку национальных и международных антикризисных программ. Государственная экономическая политика увеличения государственных расходов, понижения налоговых ставок, льготного кредитования должна быть нацелена на слом устаревшей технико-технологической основы производства.

Развитие событий по такому сценарию сталкивается с проблемой существенных различий производительных сил национальных государств. Западные страны переходят от информационной экономики к господству нанотехнологий. России предстоит перепрыгнуть пятый технологический уклад.

Стремительное построение нанотехнологического уклада базируется на совместных инвестиционных проектах передовых государств. Гиперинвестиционные потоки позволят реконструировать планетарное хозяйство и перейти к новому глобальному экономическому порядку.

Изначально особенности ГЭК и архитектура механизмов преодоления его последствий в должной мере не были учтены национальными государствами. Стал явью кошмарный спуск на площадку отрицательных темпов экономического роста.

Возникла острая потребность в доктринальной разработке антикризисных мероприятий более высокой этажности, создании прорывной концепции, основывающейся на признании необходимости развития национального и международного механизмов регулирования экономики.

В порядке постановки вопроса предлагаю оформить основные положения концепции в международно-правовом акте группы G20 «О преодолении последствий ГЭК».

Относительно структуры и ключевых моментов содержания документа хотелось бы сформулировать ряд соображений.

В преамбуле описываются основные признаки ГЭК, что важно для выработки методологии борьбы с его последствиями. Целесообразно акцентировать внимание на сохранение вероятности перехода к крайней форме проявления кризиса – катастрофе планетарной экономики. При ее наступлении человеческая цивилизация будет отброшена в своем развитии на десятилетия назад. Такой подход показывает всемирно-историческое значение инициатив G20 по преодолению последствий ГЭК.

В разделе I «Общие принципы, основная цель» закрепляются общепризнанные принципы международного права, на основании которых вырабатываются антикризисные мероприятия. Преодоление последствий ГЭК (основная цель) должно быть достигнуто в ходе форсированного вывода процесса планетарного воспроизводства из зоны сплошного поражения язвами кризиса. Убыстрение перехода к широкому распространению нового знания инициирует экономическую деятельность, что сокращает продолжительность понижательной волны большого цикла.

Положения раздела II «Национальный механизм преодоления последствий ГЭК» опираются на постулат об усилении меры воздействия государства на экономику.

Взвешенная долгосрочная макроэкономическая политика правительства нацелена на обеспечение перехода к ­нанотехнологическому ­укладу. Важно законодательно закрепить основы промышленной политики.

Национальный механизм регулирования экономики стимулирует внутренний спрос в основном на инновационные товары (услуги), созданные в отраслях, определяющих становление и развитие нанотехнологического уклада. В первую очередь речь идет о транспортных средствах, электронике, ­электротехнике, станках и приборах, информационных системах и предоставлении информации, ракетно-космической технике, энергии, полученной на основе новых принципов физики и др. Госинвестиции, госзаказ и налоговые льготы в обозначенных сегментах реального сектора экономики – инструменты омоложения техники и технологии.

Поощряя вложение инвестиций в социальную инфраструктуру, следует усилить перераспределение ресурсов в пользу интеллектуального капитала. Столь решительная смена вех в государственной социальной политике означает начало массового взращивания работников шестого технологического уклада.

Предоставление бизнесу режима прозрачности предполагает наступление силовых структур на коррупцию. Одновременно следует нанести смертельный удар по теневой экономике.

Укрепление национального финансового сектора благотворно влияет на сферу производства и обращения. Выборочная государственная поддержка коммерческих банков способствует кредитованию ими домашних хозяйств и бизнеса «длинными деньгами». Подавление инфляции снижает банковскую ставку по кредитам. Специальная программа выпуска государственных индексируемых облигаций стабилизирует фондовый рынок. Нельзя исключить применение в отдельных, строго дозируемых случаях принудительного размещения облигаций и их ограничения в обращении. Необходимо усилить государственный контроль и надзор за использованием производных финансовых инструментов. Целесообразно незамедлительно определить круг ценных бумаг, которые не могут быть базовым активом для деривативов.

Грандиозный план по стимулированию внутреннего спроса ставит перед государством вопрос об изыскании дополнительных неинфляционных источников его финансирования. Одним из направлений выступает эмиссия государственных долговых ценных бумаг. Остается актуальным возвращение в экономику национальных активов, размещенных в офшорах и налоговых гаванях за границей. Обоснованное внешнее заимствование вносит свою лепту в увеличение объема инвестиционных ресурсов. Следует приветствовать развитие государственно-частного партнерства в инвестиционном процессе.

В разделе III «Международный механизм преодоления последствий ГЭК» устанавливаются решающие направления совершенствования наднационального регулирования основных систем международных экономических отношений.

Сердцевину этого раздела занимают уже сформулированные на саммитах «большой двадцатки» рекомендации по преодолению мирового финансового кризиса. Продвижение по этому пути приводит к возвышению роли Международного валютного фонда (МВФ), группы Всемирного банка, иных международных финансовых организаций (МФО) в достижении устойчивости экономики. МФО выступают сверхкредиторами, обустраивающими каналы планетарного движения ссудного капитала.

Нуждается в реализации идея о признании суперрезервной валютой Специальных прав заимствования МВФ.

Небольшая кучка сильнейших транснациональных компаний контролирует основные мировые потоки производительных инвестиций. Эти сверхинвесторы беззастенчиво навязывают мировому сообществу свое представление о территориальном размещении современной техники и передовых технологий. Необходимо создать наднациональное регулирование их инвестиционной деятельности, позволяющее полнее удовлетворить интересы принимающих государств.

Представляется перспективным согласование под эгидой между­народной организации отдельных действий сверхкредиторов и сверхинвесторов. Это облегчит нахождение фарватера для ресурсного обеспечения процесса планетарного воспроизводства.

Снятие ограничений в области трансграничной миграции мобильных факторов производства не должно сопровождаться нарушением прав и законных интересов участников международных экономических отношений.

Раздел IV «Координация национальных и международных программ преодоления последствий ГЭК»» посвящен вопросам согласования соответствующих программ. Концентрация совместных усилий на узловых направлениях борьбы с кризисом значительно повысит эффективность проводимых мероприятий. Главное здесь заключается в запуске многонационального софинансирования особо крупных инвестиционных проектов по переустройству технико-технологической основы производства.

Мегаинвестиционные проекты генерируют волны сверхинноваций. На смену медленного дрейфа в сторону шестого технологического уклада придет динамичное продвижение к новой экономике.

В разделе V «Основные результаты преодоления последствий ГЭК» суммируются представления о состоянии планетарной экономики, вышедшей обновленной из горнила кризиса. Ряд государств переместятся из промежуточной зоны в центральную область мирового хозяйства. Увеличится количество центров силы, повысится их иммунитет к новым вызовам и угрозам. Возрастет предсказуемость развития процесса национального и общемирового воспроизводства.

Заключительные положения фиксируют порядок подписания и вступления в силу документа G20 «О преодолении последствий ГЭК».

Нельзя не признать, что выполнение намеченного плана будет наталкиваться на противодействие со стороны представителей большого бизнеса, вельможных коррупционеров и синдикатов теневой экономики. Экономический хаос для них не более чем благодатная среда для извлечения сверхдоходов. Они могут пойти на крайние меры, включая конструирование обширных зон политической нестабильности и провоцирование кровопролитных локальных войн.

В силу этого требуется придать максимальную открытость процессу выработки и реализации решений, неукоснительно соблюдать правило о полной и регулярной передаче информации институтам гражданского общества.

Настала пора формирования единого фронта демократических сил, отстаивающего прогрессивное развитие человечества. Объединение под его стягами сотен миллионов граждан различных государств ускорит преодоление последствий ГЭК.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право