На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена особенностям заключения договоров путем проведения торгов. Значительное внимание автором уделено анализу судебной практики рассмотрения споров, связанных с их проведением.

Ключевые слова

Торги, организатор торгов, участник торгов, признание торгов недействительными.

 

Правовое регулирование торгов и судебная практика их оспаривания

В. С. Анохин, профессор, заслуженный юрист РФ, председатель Арбитражного суда Воронежской области, доктор юридических наук

В Российской Федерации положения, связанные с проведением торгов, урегулированы в Гражданском кодексе РФ1, статья 447 которого устанавливает порядок заключения договора на торгах. Согласно данной статье договор может быть заключен путем проведения торгов, если иное не вытекает из его существа.

Организатором торгов является собственник вещи, обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи либо обладателем имущественного права и выступает от их или от своего имени.

Частью 3 статьи 447 ГК РФ устанавливается, что в случаях, прямо указанных в Кодексе или в других законах, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Это означает, что если такие договоры заключены не посредством проведения торгов, то их следует считать недействительными сделками (ст. 168 ГК РФ).

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собствен­ником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Путем проведения торгов в форме конкурса осуществляется размещение заказа на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июня 2005 г. № 94‑ФЗ2.

В настоящее время существует большое количество принятых на разном уровне актов, регулирующих проведение различных конкурсов. Например, утвержденные Правительством РФ Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 5633), Правила проведения конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария (утверждены Постановлением Правительства № 812 от 26 ноября 2007 года4) и Правила проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2005 г. № 5725), утвержденный Приказом Министерства энергетики РФ Порядок проведения конкурсов на размещение средств государственной поддержки угольной промышленности для финансирования инвестиционных проектов, утвержденное распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденные Правительством РФ Правила проведения торгов (аукциона, конкурса на получение лицензии на оказание услуг связи6).

Аукционы и конкурсы, согласно статье 448 ГК РФ, могут быть открытыми и закрытыми.

Классификация торгов основана на том, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, т. е. неограниченный круг лиц. В закрытом аукционе и в закрытом конкурсе участвуют только специально приглашенные для этой цели лица. Лица, участвующие в торгах, заранее определяются организатором торгов, о чем им посылаются персональные извещения. Именно эти критерии и являются определяющими при делении торгов на открытые и закрытые.

Извещение о проведении торгов, если иное не установлено законом, должно быть сделано не менее чем за тридцать дней до их проведения.

В силу части 3 статьи 448 ГК РФ организатор торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 года № 19‑ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 года (далее – Закон о госзаказах), установлен порядок размещения государственных и муниципальных заказов. Данный закон ­регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.

Под государственными нуждами, согласно Закону о госзаказах, понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также – нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В соответствии со статьей 4 Закона о госзаказах государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также – заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о госзаказах в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные органы осуществляют функции государственных или муниципальных заказчиков, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Статья 6 Закона о госзаказах предусматривает возможность привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт – разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.

Специализированные организации – юридические лица, привлекаемые для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов. Эти организации действуют от имени и в интересах заказчиков, соответственно права и обязанности по этим действиям возникают лишь у заказчиков или уполномоченных органов. Ответственность за деятельность специализированных организаций солидарно несут ­заказчики и ­уполномоченные организации. Специализированные организации обладают статусом поверенного и действуют по модели договора поручения (гл. 49 ГК РФ), либо в качестве агента по агентскому договору, построенному по модели договора поручения (гл. 52 ГК РФ).

Согласно статье 7 Закона о госзаказах при размещении госзаказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.

Статья 12 Закона о госзаказах определяет условия допуска к участию в торгах.

При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или в аукционе участник не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

1) непредставления определенных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов;

3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям не допускается.

Частью 4 статьи 12 Закона о госзаказах предусмотрены важные правила, позволяющие обеспечить защиту заказчика от недобросовестных участников размещения заказа.

В случае обнаружения недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участниками в соответствии с требованиями Закона, установления факта проведения ликвидации, процедур банкротства и открытия конкурсного производства в отношении участника размещения заказа, факта приостановления деятельности такого участника в порядке, предусмотренном КоАП РФ, факта наличия у такого участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год в размере, превышающем 25 процентов балансовой стоимости активов такого участника заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.

Решение заказчика, уполномоченного органа, конкурсной или аукционной комиссии об отстранении участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе либо решение конкурсной или аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе или аукционе может быть обжаловано таким участником в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона не может быть допущен к участию в ­торгах, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Глава 8 Федерального закона о госзаказах предусматривает порядок обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной аукционной или котировочной комиссии.

Большинство норм данной главы направлены на регламентацию порядка обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

В приведенных далее примерах рассматриваются ситуации, когда спор возник в результате действия комиссии по проведению торгов. В частности, в рассмотренном ниже деле, организаторы торгов своевременно известили участников торгов о снятии с продажи лота.

Дело № А14-486/2007/17/19

ИП Берг О. В. обратился в суд с заявлением о признании недействи­тель­ным приказа об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения аукциона по продаже акций ОАО АТ «Воронежавтотранс».

Как следует из материалов дела, в Воронежской области издан приказ «Об условиях приватизации пакета акций ОАО АТ «Воронежавтотранс», во исполнение которого в газете было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона.

На второй день ГУГИ Воронежской области издало новый приказ, оспариваемый заявителем, согласно которому с продажи на открытом аукционе снимались 1138 штук обыкновенных именных бездокументарных акций.

Государственное учреждение «Центр инвестиционного развития и поддержки фондового рынка Воронежской области» обратилось в газету «Коммуна» с просьбой опубликования объявлений о снятии с продажи на открытом аукционе данного лота, в тот же день в адрес заявителя направлено сообщение о снятии лота.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие‑либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.

Ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов организации.

Суд пришел к выводу, что заявитель не доказал факт нарушения его прав и законных интересов обжалуемым приказом. Решением суда первой инстанции от 12.03.2007 г. в удовлетворении требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений; постановлением суда кассационной инстанции от 29.10.2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если установит, что организатор торгов правомерно установил требования для участников торгов, в соответствии с действующим законодательством.

Дело № А14‑7282‑2007/280/13

ООО «Финансовая расчетная компания» обратилось в суд с иском к Администрации Таловского муниципального района и ЗАО «Хреновской конный завод» о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Судом установлено, что в газете «Заря» № 78 Администрация Таловского муниципального района опубликовала извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.

Извещение содержало сведения о проведении конкурса, критериях выявления победителя, о порядке заключения договора аренды, сроке подачи заявок, дате, времени и месте подведения итогов конкурса. Также в сообщении было указано, где и каким образом можно ознакомиться с условиями конкурса и получить дополнительную информацию и документы. Кроме того, сообщение содержало перечень документов, необходимых для участия в аукционе по продаже спорных участков, который включал в себя в том числе анализ финансовой устойчивости претендента, документы о наличии сельскохозяйственной техники, о производственных показателях по растениеводству за последние 3 года, об опыте работы с землями сельскохозяйственного назначения, бизнес-план.

ООО «Финансовая расчетная компания» подало заявку на участие в конкурсе, однако к торгам допущено не было.

Из протоколов об итогах аукциона по продаже имущественного права следует, что победителем аукциона признано ООО «Хреновской конный завод».

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из следующего.

Из пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса РФ следует, что порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством РФ в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 10 Правил «Организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 8087, для участия в торгах претендент представляет организатору торгов заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом оплаты приобретаемых на торгах земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.

В силу пп. «б» пункта 15 названных Правил претендент не допускается к участию в торгах, если им представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или о размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ.

Из описи приложенных к заявке ООО «Финансовая расчетная компания» документов, следует, что часть документов перечисленных в извещении о проведении торгов, общество организатору торгов не представило. Данное обстоятельство подтверждено, в том числе, и выпиской из протокола. Об этом факте администрация сообщила истцу в письме, где указано, что последний к участию в торгах не допущен.

Истец обосновал свою жалобу тем, что организатор торгов не вправе устанавливать для претендентов на участие в торгах требование о наличии у них специального оборудования, опыта работы с землями сельскохозяйственного назначения и др. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении требований истца. Эта позиция суда поддержана судом кассационной инстанции, указавшей: поскольку действующее законодательство не ограничивает право собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливать разумные требования к претендентам на право заключения договора аренды, в соответствии с которыми земельный участок будет использоваться эффективно для производства сельскохозяйственной продукции, судом первой инстанции не допущено нарушения норм материального права.

Судом первой инстанции решение принято 21.02.2008 г., постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2008 г. и постановлением кассационной инстанции от 20.05.2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Системный анализ земельного и гражданского законодательства и правил проведения торгов позволяет сделать вывод о том, что законодатель при организации конкурса на продажу права аренды и аренды земельного участка недвусмысленно указывает на то, что и покупка права на заключение договора аренды земельного участка и само заключение договора аренды земельного участка предоставляется непосредственно победителю торгов. Поэтому собственники государственных и муниципальных земель положительно заинтересованы в том, чтобы участниками торгов были лица, способные вести сельскохозяйственные работы на высоком агротехническом уровне, эффективно и без вреда для окружающей среды. Исходя из этого требования о предоставлении информации о финансовой устойчивости претендента, о наличии сельскохозяйственной техники, о производственных показателях по сельхозработам за предшествующие годы должно стать обязательным и повсеместным.

Полагаем, что аналогичные требования можно распространить и на проведение конкурса на проведение определенных работ, оказание услуг для государственных нужд. Практике известны случаи, когда после заключения контракта выясняется, что ни техники, ни оборудования, ни трудовых, ни финансовых ресурсов у победителя торгов нет, и ни о каком самостоятельном выполнении обязательств по контракту речи быть не может. Такие участники торгов сделали участие в торгах своим бизнесом и строят свою предпринимательскую деятельность исключительно на купле и перепродаже объектов торгов, на активном оспаривании их вовсе не для того, чтобы осуществлять продуктивную хозяйственную деятельность.

Возвращаясь к аренде земельных участков сельскохозяйственного назначения, следует заметить, что широко практикуемое разделение купли-продажи права аренды и самой аренды представляется не только одиозным, но и вредным для обеспечения устойчивости гражданского оборота.

Бесспорно, что имущественные права являются предметом гражданского оборота. Но из приведенного выше примера о проведении торгов на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения речь идет именно об аренде земли с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности на этой земле. Но при чем здесь отдельный конкурс на приобретение права на право договора аренды? Вряд ли он целесообразен в подобной ситуации. Подобные ситуации лишь позволяют создавать мнимый бизнес в сфере проведения торгов, порождают бесцельные судебные тяжбы, никому не нужные. Во всяком случае, купля-продажа права на право заключения договора аренды земель для сельхозназначения должно принадлежать одному лицу – участнику торгов. А обязательное предоставление информации об опыте работы и об экономических возможностях в определенной отрасли хозяйства позволит прекратить ложный бизнес в качестве участия в торгах.

Продолжение следует...

________________________

1 Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

2 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1), ст. 3105.

3 Собрание законодательства РФ. 2005. № 38, ст. 3821.

4 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49, ст. 6172.

5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 39, ст. 3955.

6 Собрание законодательства РФ. 2006. № 4, ст. 382.

7 Собрание законодательства РФ. 2002. № 46, ст. 4587.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право