На главную Написать письмо

Анотация

В статье исследуются правоотношения, содержанием которых являются действия граждан по собиранию документов, подтверждающих юридические факты, а также соответствующие действия государственных и муниципальных органов и учреждений и организаций по установлению фактов, имеющих юридическое значение для предоставления отдельных видов социального обеспечения, и выдаче указанных выше документов.

Ключевые слова

Применение норм права социального обеспечения; процедурные правоотношения; юридические факты; иждивенство; инвалидность; несчастный случай на производстве.

 

О некоторых вопросах применения норм права социального обеспечения в процедурных правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение

Е. Ю. Говорухина, старший преподаватель кафедры социального права, государственной и 

муниципальной службы УрГЮА, кандидат юридических наук

_______________________________

Содержание данного вида правоотношений составляют действия граждан по собиранию необходимых документов, подтверждающих юридические факты, и соответствующие действия государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций по установлению юридических фактов и выдаче указанных выше документов. Эти правоотношения опосредуют стадию подготовки к обращению за предоставлением обеспечения.

При установлении юридических фактов для назначения трудовых пенсий и пенсий некоторым категориям граждан по государственному пенсионному обеспечению стороны процедурных правоотношений и их объекты можно определить путем анализа Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г.1 (в дальнейшем – Перечень от 27 февраля 2002 г.). Субъектом данных правоотношений, с одной стороны, всегда выступает гражданин (семья). Субъектами с другой стороны являются государственные органы, учреждения, органы местного самоуправления, организации (суд, органы ЗАГС, государственные учреждения медико-социальной экспертизы, органы опеки и попечительства, работодатели, архивные органы и т. д.). Так, решениями суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим (п. 35 Перечня от 27 февраля 2002 г.); устанавливаются факты родства, усыновления, брачных отношений, расторжения брака (п. 36 Перечня от 27 февраля 2002 г.); подтверждается факт рождения ребенка, воспитания его до восьмилетнего возраста (п. 38 Перечня от 27 февраля 2002 г.); подтверждается факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении (п. 41 Перечня) и др. Эти и другие юридические факты устанавливаются судом в рам­­ках оперативно-исполнительной, а не юрисдикционной формы правоприменения. Речь идет об особом производстве, под которым понимается не связанное с разрешением спора о праве судебное установление юридических фактов и состояний2. При этом суд руководствуется не только нормами Гражданского процессуального кодекса3, содержащимися в его главе 28 «Установление фактов, имеющих юридическое значение» (статьи 264–268), но и соответствующими нормами материального права. Так, при установлении родственных отношений, фактов усыновления, брачных отношений, расторжения брака суд учитывает положения Семейного кодекса РФ4. Факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении устанавливается судом с применением норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»5 (в дальнейшем – Закон о трудовых пенсиях) (ст. 9) и Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»6 (в дальнейшем – Закон РФ от 12 февраля 1993 г.) (ст. 31). При рассмотрении этих вопросов суды встречаются с некоторыми трудностями.

Прежде всего, действующее законодательство по существу не предусматривает какого‑либо специального внесудебного порядка подтверждения иждивенства7. В указанных выше Законе о трудовых пенсиях и Законе от 12 февраля 1993 г. фактически не содержатся положения, которые бы четко трактовали все стороны иждивения. Так, в законодательстве не определено, какой период времени член семьи должен находиться на иждивении, и должно ли иждивение иметь место непосредственно перед смертью кормильца или нет. Кроме того, в качестве оценочных следует признать такие понятия, как «постоянный» и «основной» источник средств к существованию8. Легального толкования этих понятий не имеется, поэтому представляется необходимым изменить редакцию статей 9 (п. 3) Закона о трудовых пенсиях и 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. В частности, следовало бы указать, на наш взгляд, что продолжительность нахождения на иждивении не может быть менее 1 года. Тем самым снимается неопределенность в вопросе о том, что означает «постоянный источник средств к существованию». Дополнительно к этому необходимо, на наш взгляд, включить в упомянутые выше статьи законов положения о том, что под основным источником средств к существованию понимается такая помощь кормильца, которая превышает по своим размерам все иные источники дохода иждивенца. Наконец, весьма необходимо определить в законах те органы (учреждения), которые правомочны выдавать документы об иждивении, а постановлением Правительства установить условия и порядок выдачи этих документов.

Ст. 264 ГПК РФ относит к фактам, имеющим юридическое значение и устанавливаемым судом, также: факт принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или ­свидетельстве о рождении; факт несчастного случая; факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти.

Факт несчастного случая на производстве имеет юридическое значение для назначения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, пособия по временной нетрудоспособности, а также единовременных и ежемесячных страховых выплат, когда акт о несчастном случае не составлялся либо утрачен. Правоустанавливающими документами могут быть дипломы об образовании, справки о ранении, трудовые книжки. В то же время суд не устанавливает факт принадлежности гражданам документов, удостоверяющих личность. Факт смерти имеет юридическое значение для доказательства права на пенсию по случаю потери кормильца.

Ряд разъяснений по вопросам установления факта иждивения, других юридических фактов, имеющих значение для пенсионного обеспечения, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»9. Однако, во‑первых, эти разъяснения даны применительно к недействующему в настоящее время пенсионному законодательству. Во-вторых, не соответствует российскому законодательству разъяснение о том, что в судебном порядке не могут рассматриваться заявления об установлении трудового стажа для назначения пенсии (п. 2). В-третьих, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»10 постановления Пленума Верховного Суда СССР, содержащие разъяснения по применению гражданского процессуального законодательства, не подлежат применению на территории РФ. Поэтому представляется необходимым принять постановление Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с учетом современного российского законодательства, в т. ч. пенсионного. Этот вопрос нельзя считать решенным в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»11. В данном Постановлении затронуты лишь вопросы установления трудового стажа.

Между гражданином и органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС) могут возникнуть процедурные отношения, связанные с установлением брачных отношений, родства, свойства, факта расторжения брака, смерти и др.

Согласно ст. 47 Гражданского кодекса РФ12 государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); установление отцовства; перемена фамилии; перемена имени; смерть гражданина. Практически все эти юридические факты имеют значение для пенсионных прав граждан.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей: свидетельства о рождении, свидетельства об ­усыновлении, свидетельства о браке, свидетельства о расторжении брака и др. При этом органы ЗАГС применяют как нормы гражданского, так и семейного законодательства, а их деятельность регулируется нормами административного права. Однако поскольку в данном случае граждане обращаются в органы ЗАГС с целью подтвердить свои пенсионные права, а соответствующие жизненные обстоятельства и состояния (рождение, смерть, родство и т. д.) содержатся в гипотезах пенсионных норм, возникающие при этом правоотношения относятся к числу процедурных пенсионных правоотношений.

На стадии подготовки к обращению за пенсией граждане вступают в процедурные правоотношения с иными органами, учреждениями, организациями. Среди них федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы опеки и попечительства, жилищные органы, органы местного самоуправления, работодатели, архивные органы и др.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»13 на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также смерти инвалида.

Основным нормативным правовым актом процедурного характера, регулирующим деятельность федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, является постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»14. Согласно этому акту к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы-бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Минздравсоцразвития России, главные бюро – в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрава).

В своей деятельности федеральные учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются такими актами, как Правила признания лица инвалидом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.15, Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г.16, Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г.17, Разъяснение Минтруда России от 15 апреля 2003 г. «Об определении федеральными государственными учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности»18 и др. Эти акты содержат правовые нормы как процедурного, так и материального характера. Правила признания лица инвалидом регулируют порядок направления на медико-социальную экспертизу, порядок проведения экспертизы, переосвидетельствования инвалидов и обжалования решений. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения, пенсионным органом или органом социальной защиты населения. При отказе учреждения здравоохранения, пенсионного органа или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу гражданину выдается справка, на основании которой он или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза граждан проводится по их письменному заявлению либо письменному заявлению их законных представителей. Заявление подается в бюро в письменной форме. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения, пенсионного органа или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья гражданина.

Специалисты бюро рассматривают представленные документы, проводят обследование гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу. Решение объявляется гражданину или его законному представителю руководителем бюро в присутствии всех специалистов, принявших это решение.

Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и рекомендации по порядку ее заполнения утверждены постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г.19 Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г.20

Изложенные выше нормы Правил признания лица инвалидом относятся к числу процедурных. В то же время, соблюдая установленный порядок признания граждан инвалидами, бюро медико-социальной экспертизы должны руководствоваться соответствующими нормами материального характера. Таковы признаки инвалида, изложенные в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно этой статье, инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Эти признаки являются основаниями для признания гражданина инвалидом, что зафиксировано в п. 5 Правил признания лица инвалидом.

___________________________

1 Бюл. Минтруда России. 2002. № 6.

2 См.: Гражданский процесс: Учебник/Под ред. В. В. Яркова. М., 2004. С. 468.

3 Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532, 4531.

4 Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16 (с изм. и доп.).

5 Там же. 2001. № 52. Ст. 4920 (с изм. и доп.).

6 Ведомости… РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

7 См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. М. С. Шакарян. М., 2003. С. 448.

8 О попытках научного толкования этих понятий см.: Золотухин Г. А., Копытов А. В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. М., 2002. С. 131.

9 Бюл. Верховного Суда СССР. 1985. № 4.

10 Бюл. Верховного Суда РФ. 2003. № 3.

11 Бюл. Верховного Суда РФ. 2006. № 2.

12 Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

13 Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563 (с изм. и доп.).

14 Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ч. II. Ст. 5478.

15 Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1018.

16 Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4247.

17 БНА. 2005. № 38.

18 Бюл. Минтруда России. 2003. № 6.

19 Бюл. Минтруда России. 2004. № 5.

20 Бюл. труд. и соц. зак-ва РФ. 2005. № 1.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право