На главную Написать письмо

 

 

Гармонизация законодательства стран ЕврАзЭС в области автомобильного транспорта – одно из важнейших условий развития транспортной инфраструктуры

Д. В. Ларионов, главный эксперт Постоянного представительства в СНГ
Всемирной организации автомобильного транспорта (IRU)

Гармонизация законодательства стран ЕврАзЭС в области автомобильного транспорта – одно из важнейших условий развития транспортной инфраструктуры Д. В. Ларионов, главный эксперт Постоянного представительства в СНГ Всемирной организации автомобильного транспорта (IRU) Экономическую интеграцию безошибочно можно назвать велением времени. Практически во всех частях мира происходят какие-либо интеграционные процессы, однако в отдельных регионах эти процессы идут более интенсивно. Можно констатировать, что ощутимого прогресса здесь достигли лишь 2–3 региональных объединения, причем в наибольшей степени это относится к Евросоюзу, который активно развивает единый внутренний рынок, включая пространство «четырех свобод» – перемещения товаров, услуг, инвестиций и людей.

ЕврАзЭС не является исключением в общем процессе экономической интеграции, происходящем в мире. Главной задачей экономической интеграции государств-членов ЕврАзЭС являются использование исторически накопленного потенциала и сложившихся преимуществ разделения труда для наиболее полной реализации интересов входящих в Сообщество стран.

Основными целями, декларированными ЕврАзЭС, как известно, являются:

– формирование зоны свободной торговли (свободной таможенной зоны), ориентированной на международные стандарты в области межгосударственных отношений в сфере экономики;

– создание эффективного механизма реализации решений и договоренностей в рамках Сообщества;

– повышение ответственности государств-членов за выполнение взятых ими на себя обязательств;

– поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, обеспечение добросовестной конкуренции на национальных рынках.

Все это самым непосредственным образом относится к транспорту. Эффективная транспортная система является залогом успешного развития торговли и туризма. Верно и обратное, что транспорт может выступать в ряде случаев и как существенный барьер в торговле.

То, что ситуация, сложившаяся в настоящее время в области транспорта в ЕврАзЭС, далека от идеальной – это факт. Статистика говорит, что доля транспортных издержек в цене товаров доходит в странах Сообщества до 15–20 %, в то время как в Европейском Союзе это значение не превышает 7–8 %. И дело здесь не только в различных расстояниях.

Для превращения ЕврАзЭС в эффективное региональное экономическое объединение необходимо сделать шаги в направлении гармонизации законодательной и нормативной правовой деятельности автомобильного транспорта государств-членов, расширению доступа к рынкам и ликвидации имеющихся барьеров в сфере перевозок пассажиров и грузов.

На наш взгляд, есть 4 системные проблемы, которые в настоящее время (и если не предпринимать никаких шагов, то и в будущем) будут оказывать серьезное сдерживающее влияние на развитие автомобильных перевозок грузов в ЕврАзЭС.

1. Отсутствие гармонизации базового законодательства в сфере автотранспортной деятельности.

Принятые в государствах-членах уставы и кодексы, а также законы об автотранспортной деятельности отличаются друг от друга. В ряде государств и по целому ряду важнейших вопросов законодательство вообще отсутствует, регулирование иногда происходит на основе старых, советских, не отвечающих современным реалиям законов. Отсутствует регулирование и по многим аспектам, являющимся чрезвычайно актуальными в настоящее время, таким как платность пользования инфраструктурой или перевозки опасных грузов. Очевидно, что все государства Сообщества заинтересованы в том, чтобы создание новой законодательной и нормативной базы происходило на единой основе. Это отвечает как интересам торговли, так и интересам автоперевозчиков.

2. Слабо унифицированные технические стандарты и технологические нормы в сфере перевозок пассажиров и грузов.

Как известно, работа по гармонизации стандартов и технических норм осуществляется на основе международных норм через присоединение к международным соглашениям и конвенциям, их ратификацию и приведение в соответствие с ними национального законодательного и нормативно-правового регулирования. Анализ присоединения государств-членов ЕврАзЭС к основополагающим многосторонним документам в области автомобильного транспорта показал, что ни одно из соглашений не действует полностью на всей территории Сообщества. Уровень применяемости и адаптации европейских норм также относительно низок. Из общего числа соглашений и конвенций ЕЭК ООН, затрагивающих сферу автомобильного транспорта и процедуры пересечения границ (40 документов), 11 не было подписано ни одним из государств-членов ЕврАзЭС.

Лишь к одному многостороннему документу – Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) присоединились все государства-члены ЕврАзЭС.

3. Отсутствие эффективной разрешительной системы на территории ЕврАзЭС.

 Двусторонние соглашения, заключенные между отдельными странами, предполагают различный уровень преференций в отношении налогов, дорожных сборов, транзита, предусматривают в ряде случаев разрешительную систему осуществления перевозок, в том числе и на основе согласования контингента выдаваемых разрешений (дозволов). Разнородные правовые режимы, создаваемые действующими двусторонними соглашениями, противоречат духу и букве создаваемых в рамках ЕврАзЭС зоны свободной торговли и общего экономического, в т. ч. транспортного, пространства.

4. Различные барьеры технического, административного, фискального и трансграничного характера.

О барьерах уже много говорилось на различных совещаниях разного уровня. Следует отметить, что за последнее время наметились значительные сдвиги в этом направлении. Например, на уровне министров транспорта СНГ принята (в июне 2004 г.) разработанная нами Декларация о противодействии недобросовестной конкуренции на автомобильном транспорте. Предстоит разработать механизм выполнения положений декларации, которые и предполагают устранение административных барьеров на автотранспорте. Странам ЕврАзЭС предлагается принять активное участие в разработке этих механизмов.

С учетом вышесказанного нами предлагается следующий план работы по гармонизации законодательной и нормативной правовой деятельности в сфере автомобильного транспорта.

1. Во-первых, анализу и ситематизации должны быть подвергнуты основополагающие действующие законодательные и нормативно-правовые акты в государствах-членах ЕврАзЭС, определены системные несоответствия и разработаны предложения по их устранению. Далее на повестке дня – разработка перспективных законодательных актов (о платных дорогах, о перевозках опасных грузов, о концессиях в дорожном хозяйстве) на основе модельных законопроектов, разрабатываемых и принимаемых Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.

2. Второе важнейшее направление – унификация транспортных технических норм и стандартов. Это важнейший элемент согласованной интеграции ЕврАзЭС в европейскую и мировую транспортные системы. Первый реальный шаг уже сделан на уровне СНГ – подписано соглашение о введении единого сертификата взвешивания автотранспортных средств, действующего на территории всех государств-участников СНГ и, соответственно, ЕврАзЭС.

Немаловажным аспектом унификации является внедрение практики взаимного признания дипломов, сертификатов и иных документов, выданных в государствах-членах ЕврАзЭС и официально удостоверяющих квалификацию оператора грузовых и пассажирских автоперевозок.

3. Третье направление – обеспечение эффективной системы осуществления международных автомобильных сообщений между государствами-членами ЕврАзЭС через ликвидацию административных барьеров. Здесь предусмотрены следующие шаги: немедленное замораживание и последующее постепенное взаимное снижение уровня различных барьеров, наиболее важные из которых:

– плата за транзит,

– дорожные и иные сборы за проезд по бесплатным дорогам,

– разрешительная система при осуществлении двусторонних перевозок в рамках Содружества.

Возможны несколько механизмов реализации этих задач – это пересмотр всех действующих двусторонних соглашений, внесение в них соответствующих поправок и дополнений. Вместе с тем, наиболее эффективным представляется разработка и принятие многостороннего Соглашения ЕврАзЭС о международном автомобильном сообщении, которое унифицировало бы режимы осуществления перевозок между государствами Сообщества.

4. И, наконец, стоит отметить такой эффективный фактор интеграции, как повышение степени координации государств-членов ЕврАзЭС в международных организациях, в том числе и по вопросам присоединения к международным соглашениям и конвенциям. Речь идет, в первую очередь, об организациях системы ООН и Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ).

Электронный источник

опубликования http://www.eatu.ru

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право