На главную Написать письмо

 

Проблемы совершенствования транспортного законодательства Республики Казахстан

С. П. Мороз, доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой частно-правовых дисциплин Каспийского общественного университета (г. Алматы)


В настоящее время транспортное законодательство представляет собой одну из самых значительных по объему отраслей законодательства Республики Казахстан. Транспортное законодательство составляют законодательные и подзаконные акты различной отраслевой принадлежности (в том числе и акты комплексного характера), поэтому транспортное законодательство – это комплексная отрасль законодательства РК. Соотношение гражданского и транспортного законодательства применительно к договорным отношениям, возникающим в транспортной сфере, проявляется как соотношение общего и специального законодательства. Так, Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. содержит две главы: гл. 34 «Перевозка» (ст. ст. 688–707 ГК РК) и гл. 35 «Транспортная экспедиция» (ст. ст. 708–714 ГК РК)1, в которых закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная их регламентация содержится в специальных законодательных актах.

Систему специального транспортного законодательства Республики Казахстан составляют:

1) основной специальный закон – Закон РК от 21 сентября 1994 г. № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» (определяющий основы правовой, экономической и организационной деятельности зарегистрированного на территории РК железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, городского электрического, в том числе метрополитена, а также находящегося на территории РК магистрального трубопроводного транспорта)2;

2) специальные транспортные законы, посвященные отдельным видам транспорта – Закон РК от 20 декабря 1995 г. № 2697 «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации РК»3; Закон РК от 8 декабря 2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте»4; Закон РК от 15 декабря 2001 г. № 271-II «О государственном регулировании гражданской авиации»5; Закон РК от 17 января 2002 г. № 284-II «О торговом мореплавании»6; Закон РК от 4 июля 2003 г. № 476- II «Об автомобильном транспорте»7; Закон РК от 6 июля 2004 г. № 574-II «О нутреннем водном транспорте»8; и др.;

3) законодательные акты общего характера, регулирующие некоторые аспекты деятельности транспорта – Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г. № 442-II (гл. 12 «Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения»9; Закон РК от 28 июня 1995 г. № 2350 «О нефти» (гл. 8 Магистральный трубопроводный транспорт)10; Закон РК от 15 июля 1996 г. № 29-I «О безопасности дорожного движения»11; Закон РК от 9 июля 1998 г. № 272–1 «О естественных монополиях»12; Закон РК от 1 июля 2003 г. № 444-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами»13; Закон РК от 1 июля 2003 г. № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»14; Закон РК от 4 ноября 2003 г. № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение»15; Закон РК от 31 января 2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве»16; Закон РК от 11 января 2007 г. № 214-III «О лицензировании»17; и др.;

4) транспортные уставы (например, Временный Устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный постановлением Правительства РК от 18 января 1996 г. № 70, действие которого распространяется на перевозку грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог РК и открытым для общего пользования, в том числе на перевозки грузов, погрузка и выгрузка которых производится на железнодорожных подъездных путях, в портах и пристанях, а также на строящихся линиях железных дорог);

5) правила перевозок грузов, пассажиров и багажа – постановление Кабинета Министров РК от 4 мая 1994 г. «О переходе железных дорог Республики Казахстан к организации международных и межгосударственных перевозок грузов на основе Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении»; Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом РК, утвержденные приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 18 марта 2004 г. № 122-I; Правила перевозок грузов, утвержденные приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 23 ноября 2004 г. № 429-I; и др.;

6) специальные нормативные акты, призванные содействовать осуществлению перевозок – правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов на морском и речном транспорте в Республике Казахстан, утвержденное постановлением Правительства РК от 27 мая 1997 г. № 885; Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан, утвержденное постановлением Правительства РК от 29 июля 1998 г. № 714; Правила обеспечения военизированной охраной грузов при перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РК от 31 марта 2005 г. № 291; и др.

Особое место в системе транспортного законодательства занимают международные конвенции (соглашения), ратифицированные РК. Транспортное законодательство РК основано на принципе приоритета норм международного договора перед нормами национального законодательства, который получил свое закрепление в ст. 2 Закона РК «О транспорте в Республике Казахстан» и в других законодательных актах.

Транспортные международные соглашения можно подразделить на следующие группы:

1) соглашения об общих принципах деятельности отдельных видов транспорта (Конвенция о договоре о международной перевозке грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (перевозки автомобильным транспортом), ратифицирована РК в соответствии с Указом Президента РК от 12 мая 1995 г., Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (в том числе 18 приложений), ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 2 июля 1992 г. № 1503-XII);

2) соглашения об организации международного сообщения между странами (Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия (г. Баку, 8 сентября 1998 г.), подписанное Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Армения; Румынией, Республикой Болгария, Республикой Таджикистан, Грузией, Турецкой Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой, Украиной, ратифицировано Законом РК от 7 мая 2001 г. № 196-II; Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (г. Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 г.), подписанное Правительством РФ, Правительством Республики Индия, Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Султаната Оман, РК присоединилась к Соглашению законом РК от 4 июля 2003 г. № 467-II, для РК вступило в силу 30 октября 2003 г.);

3) соглашения об условиях перевозок грузов и пассажиров (СПС – Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (Женева, 1 сентября 1970 г.), которое вступило в силу для РК 17 июля 1996 г.; КОТИФ – Бернская Конвенция о международных перевозках железнодорожным транспортом от 9 мая 1980 г. (в ред. 1985 г. и 1999 г.); РК не является ее членом, поскольку является участником СМГС и СМПС);

4) соглашения, направленные на облегчение транспортных связей между странами (Соглашение между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о формировании Транспортного союза (Москва, 22 января 1998 г.), ратифицировано РК законом от 110 ноября 1998 г. № 298–1, вступило в силу 23 марта 2001 г.);

5) соглашения, регламентирующие специфические стороны деятельности видов транспорта (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.), РК присоединилась к Конвенции законом РК от 10 февраля 2003 г. № 389-II);

6) соглашения правоохранительного характера, предусматривающие защиту имущественных интересов в сфере международного транспорта (Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.), Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту судна (Токио, 1963 г.); РК присоединилась к обеим конвенция 13 мая 1994 г.).

Международные транспортные соглашения, подписанные и ратифицированные РК, также могут быть дифференцированы на три группы:

1) многосторонние конвенции (СМГС – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (Соглашение социалистических стран о международном железнодорожном грузовом сообщении) (Варшава, 1950 г.) (в ред. 1974 г.); СМПС – Соглашение о международном пассажирском сообщении (Варшава, 1950 г.) (в ред. 1978 г.); КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 г.), РК присоединилась к Конвенции Указом Президента РК от 12 мая 1995 г. № 2271);

2) региональные конвенции (СЛКП – Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (Женева, 1 февраля 1991 г.) – РК присоединилась к соглашению в соответствии с законом РК от 31 января 2002 г. № 290-II; Рамочное соглашение Организации экономического сотрудничества (ЭКО) по транзитным перевозкам (г. Алматы, 9 мая 1998 г.), подписано правительствами Исламского государства Афганистан, исламской республики Иран, РК, Кыргызской Республики, Исламской Республики Пакистан, Республики Таджикистан, Турецкой Республики, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, ратифицировано РК законом от 8 февраля 2003 г. № 384-II);

3) двусторонние соглашения (Соглашение между Правительством РК и Правительством Республики Финляндия о воздушном сообщении (Алматы, 7 февраля 1996 г.), ратифицировано РК законом от 10 ноября 1998 г., вступило в силу 1 июня 2005 г.; Соглашение между Правительством РК и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта, Соглашение утверждено постановлением Правительства РК от 1 августа 2002 г. № 856, вступило в силу 29 марта 2003 г.).

Всего на настоящий момент Казахстан подписал более 100 различных международных соглашений в области транспорта.

К числу специфических особенностей правового регулирования деятельности транспорта можно отнести систему лицензирования отдельных видов деятельности в сфере транспорта, в частности, лицензированию подлежат: 1) перевозка пассажиров (в том числе перевозка пассажиров железнодорожным транспортом; перевозка пассажиров морским транспортом; перевозка пассажиров речным транспортом); 2) перевозка опасных грузов (перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом; перевозка опасных грузов морским транспортом; перевозка опасных грузов речным транспортом; перевозка опасных грузов автомобильным транспортом) (ст. 16 закона РК «О лицензировании»).

Лицензирующим органом является Комитет транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций РК. Субъектами лицензирования выступают граждане и юридические лица РК, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международные организации. Специальными актами, регулирующими лицензирование отдельных видов деятельности в сфере транспорта, являются постановление Правительства РК от 17 июля 2002 г. № 794 «Некоторые вопросы лицензирования деятельности на транспорте в Республике Казахстан», которым были утверждены Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту железнодорожного подвижного состава, изготовлению и ремонту специальных контейнеров, применяемых для перевозки опасных грузов в РК, и Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности морских и речных портов, связанной с обслуживанием судов, пассажиров и грузов18; Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов железнодорожным транспортом в РК, утвержденные постановлением Правительства РК от 29 июля 1998 г. № 71419, и др.

Говоря о перспективах развития транспортного законодательства РК, следует особо отметить, что существует целый ряд нормативных правовых актов, посвященных вопросам транспортной стратегии РК. В частности, Указ Президента РК от 11 апреля 2006 г. № 86 «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года», в соответствии с которым были определены в качестве стратегических задач следующие: 1) интеграция транспортной системы Казахстана с мировой транспортной системой; 2) формирование единого внешне интегрированного транспортного пространства; 3) создание современной перспективной национальной транспортной инфраструктуры; 4) развитие и эффективное использование транзитного потенциала; 5) достижение наибольшей эффективности транспортных процессов и снижение доли транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении; 6) гармонизация национального транспортного законодательства с требованиями международных законодательных норм, стандартов в рамках региональных и международных организаций; 7) укрепление единого экономического пространства и развитие межрегиональных связей, а также обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическое развитие и социальную стабильность; 8) повышение конкурентоспособности транспортной системы Казахстана за счет инновационных технологий и кластерного развития инфраструктуры; 9) обеспечение безопасности транспортных процессов, снижение количества и тяжести происшествий на транспорте; 10) обеспечение экологической безопасности и рационального использования энергетических ресурсов; 11) формирование благоприятного инвестиционного климата в транспортном секторе20.

Наряду с транспортной стратегией развития государства, указом Президента РК от 28 августа 2006 г. № 167 была утверждена и Стратегия территориального развития до 2015 года, в которой нашли отражение и вопросы транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Так, предполагается: нормативное правовое обеспечение мультимодальных перевозок (функционирование транспортной системы на принципах логистики); инициирование создания союзов комбинированных железнодорожных и автомобильных перевозок; инициирование создания транснациональных операторов по Северному и Южному коридорам Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ) в виде консорциумов, куда будут входить представители стран, через которые проходит ТАЖМ; развитие транспортно-логистических узлов вдоль Северного и Южного коридоров ТАЖМ, модернизация пограничных транспортных переходов в соответствии с современными технологиями; принятие мер по устранению «нефизических» (административных, таможенных) барьеров, препятствующих транзиту грузов через территорию страны; разработка и реализация мер по активизации (совершенствованию) развития контейнерных, контрейлерных и мультимодальных перевозок; разработка мер по активизации авиационного транзита пассажиров через аэропорты городов Алматы и Астаны (по примеру городов Токио, Сингапура); гармонизация национального законодательства в сфере оказания транспортно-коммуникационных услуг с международными нормами (присоединение к приоритетным международным конвенциям, соглашениям и протоколам); внедрение новых механизмов финансирования инфраструктурных проектов, а также содержания и эксплуатации объектов транспортно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе на основе: инструментов государственно-частного партнерства; выпуска инфраструктурных облигаций; изучения целесообразности внедрения платных автомобильных дорог (в частности, строительство и последующая эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), автомобильных дорог высокой классности – «Алматы-Капчагай»), а также создания бесприбыльной национальной компании по типу японской NDK (Nihon Doro Kodan или Japan Highway Public Corporation) с миссией строить и эксплуатировать платные автомагистрали национального уровня; привлечение частных инвесторов в создание и эксплуатацию транспортно-логистических узлов и торгово-логистических центров; реализация мер по созданию и модернизации транспортно-коммуникационной инфраструктуры21.

По отдельным видам транспорта также приняты концепции развития и программы реструктуризации. Например, Программа реструктуризации железнодорожного транспорта РК на 2004–2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. № 145, в подразделе 5.5.3 «Соглашения о международном железнодорожном грузовом (СМГС) и пассажирском (СМПС) сообщении и другие соглашения в рамках ОСЖД, ЦСЖТ», которой предусмотрено внесение изменений в СМГС и СМПС, подписанные государствами-участниками Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), и ряд соглашений по вагонному парку, плану формирования поездов, порядку взаиморасчетов и др. в рамках Организации сотрудничества железных дорог стран-участниц СНГ (ЦСЖТ)22.

В соответствии с Концепцией развития торгового мореплавания в РК, утвержденной постановлением Правительства РК от 21 февраля 2001 г. № 267, для дальнейшего совершенствования морского законодательства планируется: 1) разработка положения о морской администрации РК; 2) присоединение к конвенциям Международной организации труда (МОТ) (Конвенции № 27 1929 г. об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах; Конвенции № 92 1949 г. о помещениях для экипажа на борту судна (пересмотренной); Конвенции № 133 1970 г. о помещениях для экипажа на борту судна (дополнительные положения); 3) присоединение к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбург, 6–31 марта 1978 г.). Для развития морского судоходства необходимо разрешение ряда межправительственных вопросов на высшем уровне, в том числе: принятие решения всех прикаспийских государств о статусе Каспийского моря; отсутствие решения о статусе Каспийского моря не дает возможности подписания Соглашения с РФ о морском торговом судоходстве23.

Согласно Программе развития отрасли гражданской авиации на 2003–2005 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 21 марта 2003 г. № 291, для достижения эффективного государственного регулирования гражданской авиации в течение ближайших трех лет необходимо разработать и принять ряд нормативных документов, соответствующих международным стандартам в части: безопасности полетов; авиационной безопасности; технической эксплуатации авиационной техники; сертификации в сфере гражданской авиации; государственной регистрации воздушных судов; аттестации, подготовки и переподготовки авиационного персонала; организации использования воздушного пространства; перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте; организации сверхлегкой авиации24.

Таким образом, на сегодня в РК систематизация транспортного законодательства идет по пути внесения изменений и дополнений в тексты законодательных актов о транспорте и об отдельных видах транспорта, которые носят комплексный характер. Несмотря на то, что в ряде нормативных правовых актов предусмотрена возможность принятия транспортных кодексов – Транспортного кодекса (в ст. 2 закона РК о транспорте); Кодекса железнодорожного транспорта (до принятия которого будет действовать Временный устав железных дорог согласно п. 2 постановления Правительства РК об утверждении ВУЖД РК) и т. д. Это объясняется тем, что в казахстанской законодательной практике сложился ставший традиционным подход к разработке законов конкретной отраслевой принадлежности25. Поэтому принятие Гражданского кодекса РК, например, свидетельствует о том, что нет необходимости принятия иных кодифицированных законов, регулирующих рыночные отношения, основанные на равенстве участников, т. е. частно-правовые отношения. Но при таком подходе не учитываются особенности регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности, которые охватывают не только частно-правовые, но и публично-правовые отношения. Речь идет об актах комплексного характера, которые по своей природе не могут быть только частно-правовыми или публично-правовыми.

Принятие кодифицированных законов комплексного характера, на наш взгляд, не сможет негативно повлиять на соотношение гражданского и специального законодательства (в данном случае транспортного законодательства), поскольку и так без их принятия приоритетом обладают нормы специального, а не общего законодательства (в качестве которого здесь выступает гражданское законодательство). Говоря о приоритете норм специального законодательства, имеется в виду то, что ГК РК не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении (п. 4 ст. 1 ГК РК); и то, что частно-правовые отношения в сфере транспорта также не всегда подпадают под сферу регулирования гражданского законодательства, при этом следует учитывать, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами и изданными в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 688 ГК РК).

Однако при соотношении положений специальных законодательных актов одного уровня проблемы возникнуть могут, так как встанет вопрос о том, какие нормы обладают приоритетом – нормы Закона о транспорте или Закона об автомобильном транспорте, например, и почему? Поэтому представляется целесообразным разработка и принятие кодифицированного закона – Транспортного кодекса РК, который бы объединил законы, регулирующие основные начала осуществления деятельности на отдельных видах транспорта, и иные нормативные правовые акты в единую систему транспортного законодательства РК. Другим важным направлением совершенствования транспортного законодательства РК является его унификация с нормами транспортного законодательства стран СНГ и других стран, а также приведение его в соответствие с международными стандартами и правилами в области транспорта.


1 Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 01.07.1999 г. № 409-I. // Ведомости Парламента РК. 1999. № 16–17. Ст. 642.

2 Закон РК от 21 сентября 1994 г. № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан». // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. № 15. Ст. 201.

3 Закон РК от 20 декабря 1995 г. № 2697 «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан». // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. № 23. Ст. 148.

4 Закон РК от 8 декабря 2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте». // Казахстанская правда. 2001, 17 декабря. № 291 (23 639).

5 Закон РК от 15 декабря 2001 г. № 271-II «О государственном регулировании гражданской авиации». // Казахстанская правда. 2001, 29 декабря. № 300–301 (23 648–23 649).

6 Закон РК от 17 января 2002 г. № 284-II «О торговом мореплавании». // Казахстанская правда. 2002, 29 января. № 018–019 (23 667–23 668).

7 Закон РК от 4 июля 2003 г. № 476-II «Об автомобильном транспорте». // Казахстанская правда. 2003, 12 июля. № 203–204 (24 143–24 144).

8 Закон РК от 6 июля 2004 г. № 574-II «О внутреннем водном транспорте». // Казахстанская правда. 2004, 13 июля. № 157 (24 467).

9 Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 г. № 481-II. // Казахстанская правда. 2003, 26 июня. № 183–184 (24 123–24 124).

10 Закон РК от 28 июня 1995 г. № 2350 «О нефти». // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. № 11. Ст. 76.

11 Закон РК от 15 июля 1996 г. № 29–1 «О безопасности дорожного движения». // Ведомости Парламента РК. 1996. № 14. Ст. 273.

12 Закон РК от 9 июля 1998 г. № 272–1 «О естественных монополиях». // Казахстанская правда. 1998, 15 июля. № 136.

13 Закон РК от 1 июля 2003 г. № 444-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами». // Казахстанская правда. 2003, 7 июля. № 196 (24 136).

14 Закон РК от 1 июля 2003 г. № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». // Казахстанская правда. 2003, 8 июля. № 197–198 (24 137–24 138).

15 Закон РК от 4 ноября 2003 г. № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение». // Казахстанская правда. 2003, 7 ноября. № 318–319 (24 258–24 259).

16 Закон РК от 31 января 2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве». // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24 998).

17 Закон РК от 11 января 2007 г. № 214-III «О лицензировании». // Казахстанская правда. 2007, 8 февраля. № 21 (25 266).

18 Постановление Правительства РК от 17 июля 2002 г. № 794 «Некоторые вопросы лицензирования деятельности на транспорте в Республике Казахстан». // САПП РК. 2002. № 22. Ст. 243.

19 Постановление Правительства РК от 29 июля 1998 г. № 714 «Об утверждении Правил лицензирования перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан». // САПП РК. 1998. № 24. Ст. 212.

20 Указ Президента РК от 11 апреля 2006 г. № 86 «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года». // СПС «Юрист», 2008.

21 Указ Президента РК от 28 августа 2006 г. № 167 «Об утверждении Стратегии территориального развития до 2015 года». // СПС «Юрист», 2008.

22 Постановление Правительства РК от 6 февраля 2004 г. № 145 «Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004–2006 годы». // СПС «Юрист», 2008.

23 Постановление Правительства РК от 21 февраля 2001 г. № 267 «О Концепции развития торгового мореплавания в Республике Казахстан». // СПС «Юрист», 2008.

24 Постановление Правительства РК от 21 марта 2003 г. № 291 «О Программе развития отрасли гражданской авиации на 2003–2005 годы». // СПС «Юрист», 2008.

25 Подробнее см. об этом: Тулеугалиев Г. И. Избранные труды по транспортному праву. / Предисл. М. К. Сулейменов, Е. У. Ихсанов. Сост. М. К. Сулейменов. – Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2003. С. 490.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право