На главную Написать письмо

 

Развитие железных дорог в Казахстане в XXI веке

К. К. Джаманбалин, доктор физико-математических наук, ректор Костанайского социально-технического университета им. академика Зулкарнай Алдамжар


Одним из самых приоритетных направлений развития железной дороги Казахстана является интенсивный путь развития, что требует особого и постоянного внимания к реализации мероприятий по повышению скоростей движения на главных магистральных линиях, на которые приходится значительные объемы перевозок грузов и пассажиров.

17–19 мая 2007 г. в столице Республики Казахстан Астане прошло 46-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. На данном заседании признано целесообразным создать Координационную постоянно действующую комиссию по совершенствованию нормативно-правовой базы организации расчетов в международном железнодорожном сообщении.

Железнодорожным администрациям предложено рассмотреть совместно с министерствами экономики, государственного управления государств-участников Содружества возможность государственного финансирования поставок на железные дороги нового подвижного состава, а также продолжить работу с органами государственного управления на получение дотаций для снижения убыточности пассажирских перевозок и инвестирования средств в развитие пограничных переходов.

Выполнение данных мероприятий позволят снизить потребность в локомотивах и вагонах на условную тонну перевозимых грузов, увеличить объемы перевозок и, соответственно, доходы компании.

Основными мероприятиями будут являться усиление главных магистральных путей, приведение их в соответствие с мировыми стандартами безопасности и скорости движения, расширение действующих и открытие дополнительных раздельных пунктов (разъездов, станций), строительство вторых путей, строительство переездов, мостов, развязок, объездных путей, внедрение передовых технологий СЦБ и связи, переход на более прогрессивные виды тяги, строительство высокоскоростных линий и т. д.

Принимая во внимание, что железная дорога Республики Казахстан одна из самых техногенных отраслей экономики, приоритетным направлением ее развития является проведение сбалансированной технической политики.

Инвестиционная программа  аза стан темір жолы, рассчитанная до 2011 года, предусматривает ежегодный объем капвложений на уровне около $1 млрд. Эти средства будут направляться на модернизацию магистральной железнодорожной сети, обновление подвижного состава, строительство и реконструкцию участков.

Данные средства будут направлены на:

– обновление и модернизацию подвижного состава и технических средств, разработку и внедрение новых систем технического обслуживания и ремонта основных технических средств (В ближайшие годы должны приобрести около 600 локомотивов. Эта сумма составляет $ 2 млрд 200 млн; 15 тыс. грузовых вагонов – это еще порядка $ 1 млрд);

– реконструкцию действующих и открытие дополнительных раздельных пунктов (разъездов, станций), строительство вторых путей, строительство переездов, мостов, развязок, объездных путей, внедрение передовых технологий СЦБ и связи, переход на более прогрессивные виды тяги, строительство высокоскоростных линий и т. д.

– создание российско-казахстанского СП «Трансмашхолдинг» по производству широкого спектра подвижного состава на территории РК, что позволило бы снабдить железные дороги страны современными локомотивами и выйти на рынки соседних государств – России, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Ирана, Пакистана. В рамках первого этапа предполагается создание сборочного производства маневровых тепловозов ТЭМ18-Д на базе одного из павлодарских заводов.

– разработку пакетов нормативно-технической документации, регламентирующей правовые, технологические, экономические взаимоотношения железнодорожного транспорта с другими видами транспорта и клиентами;

– повышение эффективности и расширение функциональных возможностей информационных технологий;

– комплексное решение проблемы повышения уровня безопасности движения поездов;

– разработку и поэтапную реализацию новых решений в технологии организации перевозочного процесса;

– снижение топливно-энергетических затрат и внедрение ресурсосберегающих технологий при эксплуатации и ремонте подвижного состава и технических средств;

– улучшение показателей для современных и перспективных условий эксплуатации, основных параметров перевозок – веса грузовых поездов, уровня скоростей движения и статической нагрузки вагонов;

– разработку комплекса организационных, технических и технологических решений по обеспечению перевозок пассажиров в условиях существенного роста пассажиропотоков;

– разработку и внедрение эффективных технических и технологических решений в области экологии и организации природоохранной деятельности;

– развитие и укрепление проектов обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов.

Мировой опыт развития железнодорожного транспорта показывает, что повышение экономической эффективности его функционирования в современных условиях невозможно без использования новейших информационных систем, базирующихся на высокопроизводительных вычислительных центрах, получении своевременной и достоверной информации объединенных единой цифровой сетью связи.

Существующий сегодня уровень информатизации не дает возможности для внедрения новых информационных технологий по управлению перевозочным процессом, инфраструктурой железнодорожного транспорта.

Информационные технологии должны развиваться по следующим приоритетным направлениям:

автоматизация сквозных процессов получения и обработки информации, полностью поддерживающих бизнес-процессы отрасли;

ориентация на новые программно-технические средства и современные сети телекоммуникаций;

стандартизация интерфейсов между информационно-технологическими комплексами;

автоматизация съема информации;

переход от автоматизированных информационно-справочных систем к автоматизированным информационно-управляющим системам (системам поддержки принятых решений);

ориентация на принципы взаимодействия открытых систем, использование современных архитектур типа клиент-сервер и других при соблюдении основных концептуальных принципов информатизации, таких как:

– открытость, гибкость, адаптируемость вновь разрабатываемых автоматизированных систем к изменяющимся условиям функционирования железнодорожного транспорта;

– полная информационная совместимость между автоматизированными системами различных уровней управления;

– независимость структуры автоматизированных систем от используемой техники и базовых технологий;

– высокая готовность к предоставлению требуемой информационной услуги (доступность), реализуемой с минимальными затратами;

– преемственность новых и существующих автоматизированных систем железнодорожного транспорта;

– взаимодействие с внешними автоматизированными системами железнодорожного транспорта.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право