На главную Написать письмо

 

Обзор подходов к правовому регулированию транспортных отношений в государствах – членах ЕврАзЭС, ШОС и ЕС 

В. М. Богданов, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА


1. Евразийское экономическое сообщество (далее – ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Организация обладает международной правосубъектностью, её должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества.

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Транспортные отношения в ЕврАзЭС регулируются преимущественно актами Межпарламентского комитета, которые представляют собой модельные акты, не являющиеся обязательными. Большое значение имеет Модельный закон «Об основах транспортной деятельности», изданный в качестве Приложения к Постановлению Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О модельном законе «Об основах транспортной деятельности» от 16.06.1998 г. № 6–4). Структура акта включает в себя шесть глав: первая посвящена общим положениям, вторая – государственному регулированию транспортной деятельности, третья – организации транспортной деятельности, четвёртая – экономическим условиям осуществления транспортной деятельности, пятая – ответственности в области транспортной деятельности, шестая – международной транспортной деятельности. Помимо названного модельного закона существует Концепция Основ транспортного законодательства государств-членов ЕврАзЭС (Приложение 2 к Постановлению межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16.06.2003 г. № 4–11). В её задачи входит определение приоритетных направлений, а также основных положений правового регулирования в сфере транспортной деятельности в государствах-членах ЕврАзЭС.

2. Шанхайская организация сотрудничества (далее – ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Необходимо констатировать, что правовое регулирование транспортных отношений в рамках ШОС является пока недостаточно развитым. Отсутствуют какие-либо кодифицированные акты транспортного законодательства, нет и специальных некодифицированных актов, посвящённых вопросам перевозок грузов и пассажиров. В то же время в ряде документов обозначены общие направления развития нормотворчества в области транспортного права. Так, согласно ст. 3 Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 07.06.2002 г., принятой в Санкт-Петербурге, основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются: эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств – членов, развитие энергетических систем; обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС; расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. Указанные общие направления могут рассматриваться в качестве главных векторов развития, определяющих будущую структуру транспортных нормативных актов, принимаемых в рамках ШОС.

3. Европейский Союз (далее – ЕС) представляет собой объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). По своей природе это уникальное международное образование, которое сочетает в себе признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного и вторичного права. Первичное право – учредительные договоры ЕС и договоры, вносящие в них изменения. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств. Право ЕС подразделяют на институционное (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕС-сообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС и др.

Транспортное право ЕС не имеет своего кодифицированного акта. Соответствующие отношения регулируются актами, посвящёнными отдельным вопросам в сфере перевозок грузов и пассажиров. В частности, имеются Таможенное соглашение о международной транспортировке товаров, имеющих лицензию TIR (TIR соглашение), принятое 14 сентября 1978 г.; Конвенция о таможенной обработке общих контейнеров, используемых для международной транспортировки (Женева, от 14 ноября 1975 г.); Устав совета (ЕЕС) № 3237/ 76 от 21.12.1976 г. о выполнении имплементации (введение в действие) технических предложений и использовании образца лицензии TIR, установленного Соглашением о международной транспортировке товаров, имеющих лицензию TIR (TIR Соглашение), от 13.12.1976 г.

Особо следует отметить акты, принимаемые Европейской комиссией, Советом ЕС и Европейским парламентом в области регулирования транспортных отношений. Например, заключение Комиссии от 28.01.1977 г. по обращению Правительства Королевства Бельгии по поводу проекта королевского декрета, касающегося введения лицензии для транспортных брокеров, принятое 16.02.1977 г.; заключение Комиссии по обращению Правительства Франции относительно проекта кодекса о дорожно-пассажирском транспорте от 12.09.1984 г.; заключение Комиссии по обращению Правительства Португалии относительно проекта приложения к основному закону о внутреннем транспорте от 14.07.1990 г.; решение Комиссии о создании группы, консультирующей комиссию по вопросам несчастных случаев в транспортном секторе, для создания стратегии в этой сфере от 12.06.2003 г.; Инструкция Европейского Парламента и Совета № 1382 / 2003 от 22.06.2003 г. о предоставлении Комиссии финансовой поддержки на улучшение экологической обстановки в системе грузопотока от 02.08.2003 г.; Рекомендация комиссии о правоприменении в области дорожной безопасности, принятая 17. 04. 2004 г., Инструкция (ЕС) № 1107 / 2006 Европейского Парламента и Совета от 05.07.2006 г. о правах нетрудоспособных и людей с уменьшенной подвижностью при перемещении воздушным транспортом от 26.07.2006 г.; Инструкция Европейского Парламента и Совета от 24.10.2006 г. об установлении второй программы Marco Polo для предоставления Комиссии финансовой поддержки на улучшение экологической обстановки в системе грузопотока (Marco Polo II) и аннулировании Инструкции № 1382 / 2003 от 24.11.2006 г.; решение Совета от 30.11.1993 г. о создании базы данных Сообщества по дорожным происшествиям от 30.12.1993 г.; решение № 1692 / 96 / ЕС Европейского Парламента и Совета об основных принципах Сообщества в развитии европейской сделки в отношении транспортной сети, принятое 09.09.1996 г.; Инструкция (Устав) Совета № 3600 / 82 от 30.12.1982 г. о предоставлении ограниченной поддержки в области транспортной инфраструктуры от 31.12.1982 г.; Инструкция Совета, вводящая систему учета расходов на инфраструктуру относительно железнодорожного, дорожного и водного путей от 15.06.1970 г.; Директива № 1999 / 62 / ЕС Европейского Парламента и Совета от 17.06.1999 г. о предоставлении тяжелых транспортных средств для использования в определенных инфраструктурах, принятая 20.07.1999 г.

Существенную регулирующую роль играют и соглашения, достигаемые между отдельными странами и ЕС в сфере транспортной инфраструктуры. Так, 31.12.1994 г. были заключены Соглашение в форме обмена письмами между Европейским Сообществом и Румынией относительно внутренней транспортной инфраструктуры; Соглашение в форме обмена письмами между Европейским Сообществом и Болгарией относительно внутренней транспортной инфраструктуры. Нельзя обойти вниманием и Соглашение в форме обмена письмами между Европейским Сообществом и прежней югославской республикой Македонией относительно системы ecopoints, которая будет применена при транспортировке транзитом транспорта прежней югославской республики Македонии через Австрию с 01.01.1999 г., принятое 23.04.2003 г., а также Соглашение в форме обмена письмами между Европейским Сообществом и Республикой Хорватией относительно системы ecopoints, которая будет применена при транспортировке транзитом транспорта Республики Хорватией через Австрию с 01.01.2003 г. – от 18.10.2003 г.

Необходимо констатировать, что правовое регулирование транспортных отношений в рамках ЕС имеет разрозненный характер. Акты принимаются по мере возникновения соответствующей необходимости и на самых различных уровнях.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право