На главную Написать письмо

 

Правовое регулирование обращения с промышленными отходами во Франции

О. А. Ястребкова, кандидат юридических наук в России, доктор права во Франции, старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов


Право окружающей среды (droit de l’environnement) Франции появилось относительно недавно по сравнению с другими отраслями французского права. Начиная с 1976 года, французские юристы поставили вопрос о месте экологического права в правовой системе страны1. За последние десятилетия во Франции огромное развитие получило также и законодательство в области обращения с отходами как неотъемлемая часть экологического законодательства.

Во всех экономически развитых странах непрерывно растет объем промышленных отходов, и правовое регулирование переработки отходов имеет огромное значение. Экологический кодекс Франции (Code de l'environnement)2 является одним из основополагающих нормативных актов в данной области. Создание Экологического кодекса это важнейшее достижение экологического права, связанное с его унификацией. Кодекс объединяет в себе основные принципы в сфере обращения с отходами, в частности: уменьшение количества и вредного характера отходов, ответственность производителя отходов вплоть до этапа их уничтожения, организация транспортировки отходов (департаментские и региональные планы), повторная утилизация отходов, обеспечение права общественности на информацию и др.

Французское законодательство определяет отходы как «любые остатки производственного процесса, переработки или использования, любое вещество, материал, продукт или, в более широком контексте, любая движимость, выброшенная или предназначенная на выброс ее владельцами»3.

В экологическом словаре Франции дается несколько иное, но согласующееся с предыдущим определение: «Отходы – это материалы какого бы то ни было происхождения, выброс или складирование которых в окружающую среду осуществлены или предусмотрены»4.

Текст французского закона от 15 июля 1975 г. об уничтожении отходов и переработке материалов дает два определения понятия «отходы»: одно – физическое, другое – юридическое, последнее сформулировано в результате судебной практики, сложившейся в отношении бесхозного имущества, т. е. оставленного его владельцем. Однако вышеупомянутый закон (ст. 2) регламентирует только те отходы, которые, исходя из условий производства и хранения, могут «оказывать вредное влияние на почву, флору, фауну, повредить территорию или местность, загрязнить воздух или водные пространства, порождать шумы, запахи или любым другим способом посягать на здоровье человека и окружающую среду».

Кроме того, французское законодательство содержит в себе понятие так называемых «конечных» отходов (dйchet ultime). Так, например, закон Франции от 13 июля 1992 г. об уничтожении отходов и классифицированных установках в области охраны окружающей природной среды5 дополнил закон от 15 июля 1975 г. определением понятия «конечного» отхода, представляющего собой посттехнологический остаток, «не подлежащий дальнейшей переработке в существующих технических и экономических условиях».

Французский закон об уничтожении отходов и переработке материалов от 15 июля 1975 г. закрепляет следующие принципы:

– любое лицо, которое производит или держит отходы, в условиях, которые могут приводить к вредным воздействиям на почву, флору или фауну, повредить территорию или местность, загрязнить воздух или водные пространства, порождать шумы и запахи или любым другим способом посягать на здоровье человека и на окружающую среду, обеспечивает или требует, чтобы было обеспечено уничтожение отходов в соответствии с положениями данного закона, в условиях, позволяющих избежать вышеупомянутых воздействий (ст. 2). Администрация имеет право затребовать у них всю необходимую информацию о способах уничтожения и о последствиях их использования (ст. 5);

– любое лицо несет ответственность за ущерб, причиненный другому, в частности, вследствие уничтожения отходов, держателем которых оно было, или которые оно транспортировало, или за отходы, происходящие в результате продукции, которую оно производило (ст. 4);

– любое лицо вправе быть информированным о вредных воздействиях сбора, транспортировки, обработки, хранения и складирования отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также о предпринятых мерах для предупреждения или уменьшения этих воздействий (ст. 3–1) и др.

В законе об уничтожении отходов и переработке материалов также чрезвычайно важно положение, запрещающее выдавать разрешение на строительство предприятий, если в проекте не предусмотрены меры по использованию отходов.

Что же касается вопросов платы за загрязнение окружающей среды, то во Франции, как и во многих европейских странах, применяется принцип «загрязнитель платит» (principe «pollueur-payeur»). Он заключается в том, что обязанность по уничтожению, переработке отходов возлагается на промышленника, в результате деятельности которого и появились данные отходы6.

Во Франции большую роль играет также закрепленный в законодательстве и широко применяемый на практике следующий принцип: промышленный остаток производства будет признан отходом и складирован, помещен на хранение только тогда, когда будет доказано, что он не может быть снова использован в качестве сырья в современных экономических условиях7.

Следует отметить, что требования по управлению отходами на французских предприятиях основываются на следующих положениях: предотвратить или уменьшить производство отходов; использовать в качестве сырья отходы, которые все-таки будут произведены; переработать в благоприятных для окружающей среды условиях отходы, которые не могут быть использованы в качестве сырья. Предотвращение или уменьшение производства отходов происходит через исследование и использование новых технологий производства, именуемых во Франции «чистыми технологиями» (technologies propres), обеспечивающих оптимальную утилизацию материалов или делающих возможной максимальную повторную переработку на предприятии. Выбор системы удаления промышленных отходов во Франции представляет собой важный и непростой процесс.

Для стимулирования этих процессов предусмотрено определенное количество форм финансовой поддержки, направленных на развитие «чистых» технологий и технологий по утилизации и уничтожению отходов, разработку новых способов переработки отходов без причинения вреда окружающей среде. Помощь могут оказывать различные министерства и агентства Франции.

Финансовая поддержка предоставляется для осуществления следующих видов деятельности:

1. индивидуальная переработка.

Речь идет о создании в учреждении сооружения, предназначенного для переработки своих собственных отходов, или об инвестировании, позволяющем уменьшить производство отходов. Помощь в этом случае предоставляется в виде субсидий и ссуд.

2. переработка в специализированном центре.

Для некоторых видов токсичных отходов, если промышленники высказываются за переработку в коллективном специализированном центре, помощь предоставляется водным агентством (Agence de l’eau). Она распространяется на стоимость перевозки отходов и стоимость переработки (при этом она не должна превышать ограничительной стоимости, определяемой агентством заранее).

3. создание нового центра переработки8.

Одним из необходимых требований в области обращения с отходами во французском законодательстве является требование о том, чтобы производители промышленных отходов проводили на своих заводах углубленное изучение способов образования отходов, возможности утилизации, переработки и оптимального выбора путей уничтожения, зная, что затраты на уничтожение должны значительно увеличиваться в самые ближайшие годы, и не исключено, что в среднем мощность приема в коллекторы специальных промышленных отходов будет значительно сокращена.

Понятие «изучение отходов» (йtude des dйchets) включает в себя требования по: описанию реального положения в том, что касается производства и уничтожения отходов; проведению технико-экономического обоснования альтернативных решений для производства и уничтожения отходов; представлению и подтверждению различных узаконенных способов утилизации, удаления отходов9.

Часть первая изучения отходов касается требований по описанию существующей ситуации в отношении управления отходами на предприятии. Это описание должно быть коротким, но исчерпывающим в отношении производства отходов на каждом этапе изготовления10. Должны учитываться все типы отходов, включая побочные продукты, которые являются предметом повторного использования на самом заводе. В отношении произведенного отхода должны быть указаны: его назначение, код в номенклатуре отходов, количество, способ удаления или использования в качестве сырья (на самом предприятии или за его пределами), состав (промышленник должен оценить по мере возможного разнообразие отходов как количественное, так и качественное).

Вторая часть изучения – это требования по проведению технико-экономического обоснования альтернативных решений для управления отходами на предприятии. Здесь речь идет о критическом анализе существующей системы управления отходами на предприятии, затем инвентаризации и изучении в техническом и экономическом планах альтернативных решений, которые могли бы быть воплощены с целью уменьшения количества произведенных отходов или уменьшения уровня их токсичности.

Третья часть связана с требованиями по представлению и подтверждению различных узаконенных способов утилизации, уничтожения отходов. В отношении каждого из инвентаризируемых отходов в первой части изучения производитель должен будет сначала объяснить причины, которые определили выбор способа переработки, а именно для помещения на хранение11.

Что касается контролирующих органов в области охраны окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, во Франции большую роль играет Агентство по окружающей среде и освоению энергоресурсов (Agence de l'environnement et de la maоtrise de l'йnergie). Данное государственное учреждение промышленного и коммерческого характера занимается организацией работы в части:

– предупреждения и борьбы с загрязнением воздуха,

– ограничения производства отходов, их уничтожения, восстановления и утилизации,

– предупреждения загрязнения земель,

– разработки и развития чистых и экономичных технологий,

– реализации мероприятий по экономии энергии и сырья,

– развития возобновляемых энергоресурсов, – борьбы с шумовым загрязнением среды и др.

Административный совет агентства состоит из представителей государства (назначаются по предложению министров окружающей среды, энергетики, здравоохранения и др.), представителей парламента, представителей местных властей, квалифицированных кадров, представителей узаконенных ассоциаций по охране окружающей среды и представителей заинтересованных профессиональных объединений, общественных представителей от коллектива персонала.

Кроме того, агентство имеет Научный совет, состав которого официально утверждается совместным постановлением министров окружающей среды, научных исследований и промышленности.

Чтобы выполнить возложенную на него миссию, агентство имеет свои представительства в каждом регионе Франции12.

Агентство может подписывать с местными органами власти соглашения о совместной деятельности. Создается региональный комитет по ориентации, изучающий связь между региональными государственными мероприятиями и мероприятиями агентства13.

Следует отметить, что во Франции планирование в области охраны окружающей среды от загрязнения промышленными отходами играет большую роль. Действительно, в целях повышения эффективности использования отходов производства разрабатываются соответствующие планы. В стране каждый регион охватывается региональным или межрегиональным планом уничтожения промышленных отходов. Данные планы включают в себя:

– список на перспективу (сроком на 10 лет) о качествах удаляемых отходов;

– список существующих предприятий и указание предприятий, которые необходимо создать для достижения целей, указанных в ст. 1 закона Франции от 15 июля 1975 г. об уничтожении отходов и переработке; материалов (а именно, предотвращение или уменьшение производства и вредного характера отходов, вторичное использование отходов и др. цели);

– центр по хранению промышленных отходов.

Утвержденные планы публикуются в Сборниках административных актов. Проект плана разрабатывается по инициативе государства и находится под его контролем. Тем не менее, эта компетенция передана региональному совету (по его просьбе).

Инструкции, применяемые в отношении существующих предприятий, должны быть приведены в соответствие с региональными планами в течение 3 лет после их публикации.

Существуют и национальные планы. Они должны учреждаться (именно «должны», а не «могут») министром окружающей среды для некоторых категорий отходов, список которых определяется декретом Государственного Совета14.

Кроме того, в регионе могут быть утверждены один или несколько планов по уничтожению отходов в том случае, когда природа и характеристики отходов, произведенных в этом регионе, требуют особых видов транспортировки и обработки. Префектами регионов могут быть приняты как план по уничтожению отходов, так и особые планы уничтожения определенных категорий отходов15.

Правовое регулирование отходов во Франции основывается и на европейском законодательстве. Так, в настоящее время действует шестая экологическая программа Европейского сообщества, принятая 22 июля 2002 г. Европейским парламентом и Советом Европы. Она определяет приоритеты и цели экологической политики Сообщества на период до 2010 г., уточняет меры по внедрению политики устойчивого развития. Отходы определены в программе как приоритетная тематика. Цели данной программы сводятся, в частности, к предупреждению образования отходов (как количественному, так и качественному (опасный характер отходов)). Отходы, предназначенные для окончательного уничтожения, должны быть сокращены на 20 % к 2010 г. и на 50 % к 2050 г. по отношению к цифрам 2000 г. Согласно программе, объем опасных отходов также должен уменьшиться на 20 % к 2010 г. и на 50 % к 2050 г. по отношению к цифрам 2000 г. Эти отходы должны быть переработаны рядом с местом производства16.

Наравне с постоянным развитием законодательства растут также и масштабы участия французского населения в мероприятиях по охране окружающей среды. Это происходит одновременно с наблюдающимся ростом озабоченности населения серьезностью экологических проблем. Проведенные опросы общественного мнения свидетельствует о значительном увеличении этой озабоченности. Все большее число людей становятся членами одного из многочисленных добровольных обществ, занимающихся широким кругом экологических вопросов. Такие организации и их члены, как правило, придают импульс осуществляемой природоохранной деятельности и являются источниками идей и предложений в области законодательства, направленных на решение как наиболее острых, так и долгосрочных проблем, в том числе и в сфере обращения с промышленными отходами.

Представляется, что изложенные концептуальные положения французского законодательства могут быть использованы в правовом регулировании обращения с промышленными отходами в других странах, в организации работ по снижению их вредного воздействия на окружающую среду.


1 PRIEUR, M., Droit de l’environnement. 2e йdition. Paris. Dalloz. P. 9.

2 Ордонанс no 2000–914 от 18 сентября 2000 г. в (законодательная часть) лежит в основе Экологического кодекса. Книги I, III, IV и V регламентарной части Экологического кодекса были опубликованы согласно декрету no 2005–935 от 2 августа 2005 г. и книги II и VI опубликованы согласно декрету no 2007–397 от 22 марта 2007 г. Раздел IV книги V посвящен отходам. Он основывается на декрете no 96–1008 от 18 ноября 1996 г. о планах по удалению бытовых и приравненных к ним отходов (кроме ст. 11), а также на декрете no 96–1009 от 18 ноября 1996 о планах по удалению специальных промышленных отходов (кроме ст. 12).

3 См.: Экологический кодекс Франции, раздел IV 1–1, ст. L. 541–1 – II (Из Закона Франции № 75–633 от 15 июля 1975 г. об уничтожении отходов и переработке материалов (Loi № 75–633 du 15 juillet 1975 relative а l'йlimination des dйchets et а la rйcupйration des matйriaux)).

4 См.: Dictionnaire de l’environnement (les termes normalisйs). AFNOR. Paris. 1994. P. 56.

5 См.: Экологический кодекс Франции, раздел IV 1–1, ст. L. 541–1. – III включает в себя Закон от 13 июля 1992 г. об уничтожении отходов и классифицированных установках в области охраны окружающей природной среды (Loi № 92–646 du 13 juillet 1992 relative а l'йlimination des dйchets ainsi qu'aux installations classйes pour la protection de l'environnement)).

6 См.: Le Code Permanent Environnement et Nuisances. Editions «Lйgislatives». «Les dйchets», «Protection de la nature». 1998. P. 3.

7 См.: Michel Maлs «Options Dйchets». Paris. Editions «P. Johanet & fils». 1992. P. 93.

8 См.: Elimination des dйchets industriels. Guide rйgional l’Ile-de-France. Chambre rйgionale de commerce et d’industrie. Paris. 1992. P. 30.

9 См.: Министерский циркуляр № 90–98 от 28 декабря 1990 г., касающийся классифицированных установок в области охраны окружающей среды (изучение отходов) (Circulaire ministйrielle № 90–98 du 28 dйcembre 1990 relative aux installations classйes pour la protection de l'environnement (йtudes dйchets)).

10 См.: La gestion industrielle des dйchets dans la rйgion Nord Pas de Calais. Direction rйgionale de l’industrie, de la recherche et de l’environnement Nord Pas de Calais. DRIRE. 1991. P. 2.

11 См.: Le Code Permanent Environnement et Nuisances. Editions «Lйgislatives». «Les dйchets», «Protection de la nature». 1998. P. 1855–1857.

12 См.: Закон Франции № 90–1130 от 19 декабря 1990 г. о создании Агентства по окружающей среде и освоению энергоресурсов (Loi no 90–1130 du 19 dйcembre 1990 portant crйation de l'Agence de l'environnement et de la maоtrise de l'йnergie (ADEME)). Ст. ст. 1, 2, 3.

13 См.: Декрет Франции № 91–732 от 26 июля 1991 г., касающийся деятельности Агентства по окружающей среде и освоению энергоресурсов (Dйcret № 91–732 du 26 juillet 1991 relatif а l'Agence de l'Environnement et de la Maоtrise de l'Energie). Ст. ст. 20, 21.

14 См.: Le Code Permanent Environnement et Nuisances. Editions «Lйgislatives». «Les dйchets», «Protection de la nature». 1998. P. 1620.

15 См.: Декрет № 93–140 от 3 февраля 1993 г., касающийся планов по удалению отходов, не относящихся к бытовым и приравненным к ним отходам (Dйcret № 93–140 du 3 fйvrier 1993 relatif aux plans d’йlimination de dйchets autres que les dйchets mйnagers et assimilйs). Ст. 3.

16 Sixiиme programme d'action pour l'environnement. Activitйs de l’Union Europйenne. Synthиses de la lйgislation. http://europa.eu/scadplus/leg/fr/lvb/l28027.htm

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право