На главную Написать письмо

  

Понятие «экономическая безопасность»

С. И. Цыганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА


В 90-х гг. ХХ в. российскую экономику охватил глубокий кризис. Поиск выхода из зоны хозяйственных потрясений активизировал разработку теории экономической безопасности и закрепление ее положений в правовых актах.

Одновременно обозначились сложности в области понятийного аппарата.

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. ФЗ от 2.03.2007 г. № 24-ФЗ) «О безопасности»1 дается следующее определение. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно положениям п. 3.17 ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»2 под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Таким образом, в Законе от 5 марта 1992 г. № 2446–1 безопасность определяется через «состояние», а в ГОСТ Р 1.0-92 – «риск». На эти отличия обращается внимание в ряде исследований3.

Впоследствии ГОСТ Р 1.0-92 утратил силу в связи с введением 1 июля 2005 г. ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»4.

В п. А. 5 приложения А (справочное) ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения»5 приводится понятие безопасности в редакции Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 1.12.2007 г. № 309-ФЗ) «О техническом регулировании»6. В ст. 2 этого Закона указывается, что безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Одним из видов безопасности является экономическая безопасность. Следовательно, в формулировании этих понятий должен применяться единый методологический подход. Но изначальная неадекватность фиксирования безопасности в Законе от 5 марта 1992 г. № 2446–1 и ГОСТ Р 1.0-92 привела к дуализму в трактовке экономической безопасности.

Это противоречие было преодолено прочтением сущности экономической безопасности как «состояние экономики».

В ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.02.1999 г. № 32-ФЗ) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»7 дается такое определение. Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам.

Примечательно, что законодатель не использовал формулу экономической безопасности, предложенную конституционным органом – Советом Безопасности Российской Федерации8.

Анализ законодательно установленного понятия «экономическая безопасность» позволяет сделать следующее заключение.

Рассматриваемое понятие имеет сложную структуру, состоящую из трех частей. В первой закрепляется сущность экономической безопасности (состояние экономики). Во второй перечисляются задачи, которые считаются выполненными при достижении положения отсутствия опасности (достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов). В третьей описывается негативная совокупность условий и факторов, которая не проявляет себя в положении отсутствия опасности (внешние и внутренние угрозы).

В связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»9 Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ утратил силу. Возникла продолжающаяся до сегодняшнего дня пауза в законодательном определении экономической безопасности.

В научных публикациях, как правило, применяется трехчленная модель понятия «экономическая безопасность». При этом ни по одной из этих частей не удалось выработать унифицированного представления.

Сущность экономической безопасности выражается через следующие понятия:

1. Состояние (М. Алешенков10);

2. Состояние экономики (Е. Иванов11, В. Паньков12, Р. Г. Яновский13);

3. Состояние экономики и производительных сил (С. Ю. Глазьев14);

4. Совокупность свойств состояния производственной подсистемы экономической безопасности (В. Тамбовцев15);

5. Устойчивость экономики (М. В. Сафрончук16);

6. Способность экономики (Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко17);

7. Возможность и готовность экономики (С. Лыкшин, А. Свинаренко18);

8. Состояние национального хозяйства (В. Л. Манилов19, В. С. Загашвили20);

9. Состояние народнохозяйственного комплекса (А. И. Страхов21);

10. Состояние экономики и институтов власти (В. К. Сенчагов22, В. И. Богатырев, В. И. Дуженков, Г. И. Евимов, В. М. Захарова, К. Р. Тагирбеков23);

11. Состояние экономики и готовность институтов власти (Е. Е. Румянцев24);

12. Защищенность экономики (Т. Маглакелидзе25);

13. Условия (Т. Н. Агапова26, А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов27, А. Илларионов28);

14. Совокупность условий и факторов (Л. Абалкин29, С. Е. Метелев30);

15. Режим функционирования государства (коллектив авторов под руководством С. В. Степашина31). Сущность региональной экономической безопасности понимается как совокупность условий и факторов (А. И. Татаркин32, А. Татаркин, О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев33, коллектив авторов под руководством Г. А. Ковалевой, А. А. Куклина34).

Анализ применяемых в этом списке понятий позволяет сделать ряд уточнений.

Состояние представляет собой положение, в котором находится что-либо (экономика, национальное хозяйство, народнохозяйственный комплекс, производительные силы, институты власти). Возможность понимается как средство, необходимое для решения каких-либо задач. Готовность – ситуация, когда все подготовлено для достижения определенных установок. Под способностью подразумевается умение производить желаемые действия. Устойчивость – это неподверженность изменениям. Условие следует рассматривать как обстановку протекания чего-либо, а факторы признавать в качестве движущих сил. Режим функционирования государства означает порядок работы законодательной, исполнительной и судебной власти, при котором обеспечивается достижение положения безопасности.

В свою очередь, возможность, готовность, способность, устойчивость экономики характеризуют различные оттенки более широкого понятия – состояние экономики.

Разнообразные условия и факторы влияют на состояние экономики. Здесь особо выделяется государство, которое регулирует экономические отношения.

Национальное хозяйство традиционно понимается как исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. При этом экономика выступает системой национального хозяйства.

Народнохозяйственный комплекс есть соединенная разделением и кооперацией труда совокупность всех отраслей и звеньев хозяйства на территории страны. Считается, что экономика страны представляет собой народнохозяйственный комплекс.

В политэкономическом смысле экономика воспринимается как совокупность производственных отношений. Развитие, совершенствование последних открывает простор для динамичного подъема производительных сил.

Состояние экономики решающим образом предопределяет возможность решения экономических задач личности, общества и государства. Такой вывод позволяет присоединиться к мнению тех авторов, которые определяют сущность экономической безопасности как «состояние экономики».

Формат статьи не позволяет привести предлагаемые на уровне теории комбинации задач во второй части понятия «экономическая безопасность». Главное заключается в том, что явно под влиянием ранее действовавшей законодательной формулы экономической безопасности указываются не только экономические, но и иные задачи (социальные, политические, экологические и др).

Думается, что при определении списка задач необходимо исходить из системы видов и подвидов безопасности.

В соответствии со ст. 13 Закона от 5 марта 1992 г. № 2446-1 существуют государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.

Каждый вид безопасности имеет свои подвиды. По мнению А. Н. Захарова, экономическая безопасность включает финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и международную экономическую безопасность35. В. К. Сенчагов относит к экономической безопасности финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и продовольственную безопасность36.

Позиции законодателя и вышеназванных авторов различаются в части определения местоположения оборонной безопасности. Закон от 5 марта 1992 г. № 2446–1 выделяет ее как самостоятельный вид безопасности, а А. Н. Захаров и В. К. Сенчагов относят к экономической безопасности.

Схема «виды – подвиды безопасности» подводит к пониманию особенности определения видов и подвидов безопасности.

Во второй части понятия конкретного вида безопасности определяется основной интерес личности, общества и государства в одной из областей общественных отношений. Например, в определении экономической безопасности это основной экономический интерес, социальной безопасности – основной социальный интерес и так далее. В определении подвида вида безопасности выделяется важнейший интерес в сегменте соответствующей области общественных отношений.

Такой методологический подход изменяет вектор научного поиска. Необходимо установить одну экономическую сверхзадачу. Она считается достигнутой в состоянии отсутствия опасности в экономической сфере. Суть ее заключается в защите основного (общенационального) экономического интереса личности, общества и государства. Результатом такой защиты является реализация этого интереса.

Законодатель полагает, что интересы и потребности являются синонимами. Это следует из абз. второго ст. 1 Закона от 5 марта 1992 г. № 2446–1. В данной норме закреплено, что «интересы – совокупность потребностей».

С таким утверждением нельзя согласиться. Экономическая потребность – это состояние неудовлетворенности, нужды в экономическом благе. Под экономическим интересом понимается система связей и взаимосвязей экономических потребностей. Потребность выражается в абсолютных, а интерес – относительных показателях.

В совокупности экономических интересов самостоятельные ступеньки занимают основной, важнейшие и иные интересы.

Основной экономический интерес выражает эффективность создания экономических благ и в принципиальном плане представляет соотношение результата с затратами на их получение.

Следует проводить различия между важнейшими экономическими интересами субъектов их носителей. Так, интерес наемных работников выражается в динамике реальной заработной платы, предпринимателей – нормы прибыли, государства – поступлений в бюджет.Одновременно существуют общие важнейшие экономические интересы личности, общества и государства – темпы экономического роста, производства общественных товаров и др.

Практически невозможно обеспечить защиту всей совокупности экономических интересов. Дело в том, что в условиях рыночного хозяйства постоянно противопоставляются интересы конкурирующих между собой субъектов.

Добиться защиты важнейших экономических интересов сложно в связи с препятствиями на пути достижения оптимального равновесия интересов личности, общества и государства. Как справедливо отмечает Н. Генрих, проблема этого баланса остается загадкой37.

В третью часть определения экономической безопасности авторы вводят положения о защите от угроз и действий (Р. Г. Яновский38), угроз и влияний (С. Лыкшин, А. Свинаренко39), угроз и потерь (Т. Н. Агапова40), шоков (М. В. Сафрончук41). Во многих случаях исследователи ограничиваются указанием на внутренние и внешние угрозы. Отдельные авторы вообще отказались от третьей части определения экономической безопасности.

По данному вопросу хотелось бы сделать такие разъяснения.

Угроза означает совокупность условий и факторов, создающих возможность причинения ущерба. Воздействие понимается как действие, которое направлено на достижение чего-либо. Влияние – это действие, оказываемое кем-либо на что-либо. Потеря – утрата, лишение чего-либо. Шок представляется как общее расстройство, состояние подавленности, угнетенности.

Сравнение смыслового содержания этих понятий позволяет утверждать, что суть того, от чего защищен основной экономический интерес, наиболее полно выражается понятием «угроза».

Важно знать принципиальные угрозы экономической безопасности России. В документе «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 60842, приведен следующий список наиболее вероятных угроз экономической безопасности на середину последнего десятилетия прошлого века. В него включены увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформация структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности. В правовом акте «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)43, обращается внимание на то, что в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Оценивая эти положения, необходимо учитывать, что срок действия документа «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» истек. На это обоснованно указал Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в 2002 г.44.

В начале ХХI в. страна вырвалась из трясины экономического кризиса и ныне уверенно вошла в десятку сильнейших государств мира. Это означает, что изменился перечень и произошли сдвиги в качестве угроз экономической безопасности. Но в законодательстве этот вопрос не решен, а на доктринальном уровне идут продолжительные дискуссии. Достаточно отметить, что перечень важнейших угроз не стабилен. Так, А. А. Касьянов выделяет 1945, А. С. Малин – 1646 угроз. В. К. Сенчагов в начале столетия привел список из 647, а через несколько лет – 748 угроз.

Представляется, что следует выделить по одной основной угрозе внутреннего и внешнего характера. Основная внутренняя угроза экономической безопасности России заключается в торможении развития национальных факторов производства. Основной внешней угрозой выступает динамичное, поступательное развитие факторов производства центральной зоны мирового хозяйства. К основным угрозам примыкают важнейшие внутренние и внешние угрозы.

В результате проведенного анализа вырисовывается такое прочтение каждой части определения экономической безопасности. Первая часть – «состояние экономики», вторая – «защита основного экономического интереса» и третья – «угрозы».

Изложенное позволяет дать следующее определение.

Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее защиту основного экономического интереса от внутренних и внешних угроз.

Предложенная формула идентична понятию «национальная экономическая безопасность».

Отсутствие законодательного установления понятия «экономическая безопасность» обрекает Правительство Российской Федерации на сложный поиск решений в лабиринте безопасности. В этом свете представляется актуальной задача переведения доктринального рассмотрения экономической безопасности в плоскость закрепления понятия «экономическая безопасность» в федеральном законодательстве. Такая постановка вопроса соответствует идеологии трансформации России в сверхновую супердержаву.


1 Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

2 Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 1.0–92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. Электронный ресурс – http://sk-info.ru/gost/?id=59.

3 См.: Белов П. Г. Базовые понятия и категории национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 9–10. С. 10. Белов П. Г., Гражданкин А. И., Денисов А. В., Махутов Н. А. Стандартизация и регламентация в сфере безопасности: реалии и перспективы. Электронный ресурc – http://safety.fromru/com/std_regl/std_regl.htm.

4 Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Электронный ресурс – http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Grl_0-2004.htm.

5 Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Электронный ресурс – http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Grl_12-2004.htm.

6 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52. Ст. 5140.

7 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

8 Экономическую безопасность можно понимать как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Это определение приведено в документе «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», утв. решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности от 13 января 1995 г. См.: Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Общество и экономика. 1995. № 3. С. 116.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.

10 Алешенков М. Основы национальной безопасности: концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2005. № 11. С. 7.

11 Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. С. 44–45.

12 Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6. С. 26.

13 Глобалистика: Энциклопедия. Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 63.

14 Политическая энциклопедия. Ред. научного проекта Г. Ю. Семигин. Т. 1. М., 1999. С. 113.

15 Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 45.

16 Сафрончук М. В. Проблемы экономической безопасности в условиях перехода к рынку: экономико-институциональный анализ // Внешнеэкономические связи. 2005. № 6. С. 43.

17 Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25.

18 Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 116.

19 Манилов В. Л. Безопасность в эпоху партнерства. М., 1999. С. 32.

20 Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М., 1997. С. 50.

21 Страхов А. И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998. № 7. С. 64.

22 Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 99. Он же. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня 2007. № 6. С. 36. Экономическая безопасность. Производство – Финансы – Банки. Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.

23 Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). Учебно-методическое пособие. Под ред. Е. А. Олейникова. М., 1997. С. 29.

24 Румянцев Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005. С. 37.

25 Маглакелидзе Т. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности // Общество и экономика. 2001. № 1. С. 105.

26 Агапова Т. Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. № 2. С. 45.

27 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 37.

28 Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 49.

29 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

30 Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006. С. 24.

31 Экономическая безопасность Российской Федерации. Учебник для вузов. Ч. 1. Под общ. Ред. С. В. Степашина. М., СПб., 2001. С. 8.

32 Татаркин А. И. Экономическая безопасность Уральского экономического района // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 4. С. 73.

33 Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 79.

34 Экономическая безопасность Свердловской области. Под научной ред. Г. А. Ковалевой, А. А. Куклина. Екатеринбург, 2003. С. 14.

35 Захаров А. Н. Актуальные аспекты международной экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 8. С. 44.

36 Экономическая безопасность России. Общий курс. Под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. С. 72.

37 Генрих Н. Проблемы развития теории национальной безопасности // Обозреватель – Observer. 2006. № 8. С. 97.

38 Глобалистика: Энциклопедия. Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 63.

39 Лыкшин С., Свинаренко А. Ук. соч. С. 116.

40 Агапова Т. Н. Ук. соч. С. 45.

41 Сафрончук М. В. Ук. соч. С. 43.

42 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2117.

43 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5909.

44 Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности России. Выступление Президента Российской Федерации на заседании Совета Безопасности 8 июля 2002 г. // Национальная безопасность и геополитика России. 2002. № 9. С. 3. В порядке констатации факта необходимо отметить, что «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» продолжает входить в список основных документов в области экономической безопасности на сайте Совета Безопасности Российской Федерации. См.: Совет Безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. Электронный ресурс – http://www.scrf/gov.ru/documents/sections/3/.

45 Касьянов А. А. Угрозы и вызовы национальной безопасности России (проект Концепции национальной безопасности России) // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 11. С. 37–38.

46 Малин А. С. Виды угроз и их характеристика в современных условиях // Национальная безопасность и геополитика России. 2006. № 3–4. С. 31–34.

47 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 72–73.

48 Он же. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5. С. 9.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право