На главную Написать письмо

 

Правовой режим земель железнодорожного транспорта

О. В. Шихалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА


В соответствии с Земельным кодексом РФ земли транспорта входят в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Следовательно, земли транспорта являются подгруппой (подкатегорией) самостоятельной категории земель – земли промышленности и иного специального назначения, что обуславливает в процессе правового регулирования землепользования применять общие нормы, касающиеся указанной категории с учетом особенностей, предусмотренных для земель транспорта.

 Единство правового режима земель данной категории обеспечивают принцип общегосударственного значения этой категории земель и принцип «специальных задач» использования таких земель.

Первый принцип означает, что земли преимущественно используются для обеспечения деятельности в сферах, отнесенных исключительно к ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, в силу чего для них установлен соответствующий правовой режим.

Второй принцип подразумевает, что в рамках одной категории земель земельные участки могут использоваться для решения различных, зачастую не связанных между собой задач. В то же время все это – специальные задачи, решение которых направлено на обеспечение устойчивого развития основных народнохозяйственных комплексов страны1. В нашем случае – транспортного хозяйства.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ земли указанной категории представляют собой земельные участки, не используемые для целей ведения сельского хозяйства. Основополагающим критерием отнесения земельных участков к этой категории является их общая цель – строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, имеющих производственное назначение, второй критерий – расположение земельных участков за чертой населенных пунктов. Основная функция данных земельных участков – они являются местом размещения объектов недвижимости, пространственно-территориальным базисом, в частности, для объектов транспорта.

Непосредственно землям транспорта в Земельном кодексе РФ посвящена ст. 90.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Понятие «земли железнодорожного транспорта» содержится в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2 (далее – Закон о ж/д транспорте). Это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Согласно ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Дефиниции «полоса отвода» и «охранная зона железных дорог» закреплены в ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте.

Полоса отвода железных дорог – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Охранные зоны – земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог»3).

При анализе нормативных актов выявляются следующие характеристики земель железнодорожного транспорта: 1) указанные земли предоставляются организациям железнодорожного транспорта в целях обеспечения функционирования их деятельности. К организациям федерального железнодорожного транспорта согласно ст. 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»4 относятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта; 2) указанные земли обладают федеральным значением и предоставляются единому хозяйствующему субъекту – ОАО «Российские железные дороги» и государственным унитарным предприятиям на праве аренды, а государственным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, – на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правовой же режим земель железнодорожного транспорта складывается из следующих элементов: 1) порядок предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги; 2) порядок предоставления земельных участков организациям для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта; 3) титулы землепользования, на которых предоставляются земельные участки; 4) права и обязанности участников земельных отношений, ограничение, обременение, стеснение прав; 5) управление (государственное регулирование) земельными ресурсами в сфере железнодорожного транспорта и охрана земель как природных объектов на железнодорожном транспорте; 6) разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства на железнодорожном транспорте.

Остановимся на первом элементе, являющемся наиболее актуальным на сегодняшний день – порядке предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги.

В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» (далее – Закон о концессионных соглашениях)5.

Закон о концессионных соглашениях, регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона концессионное соглашение – это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Для целей настоящей статьи важно, что согласно абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта.

 Стороны концессионного соглашения:

– концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

– концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное договором недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).

Концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (исключение – концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случае объявления конкурса несостоявшимся по причине признания участником конкурса одного лица, что закреплено в ч. 7 ст. 32 и ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

В состав конкурсной документации должен входить проект договора аренды (субаренды) земельного участка, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в нашем случае деятельность, связанная со строительством и (или) реконструкцией объектов железнодорожного транспорта).

Согласно ст. 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения (объект железнодорожного транспорта) и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (создание объекта железнодорожного транспорта), предоставляется концедентом концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды (субаренды) земельного участка.

Из данных норм следует, что земельный участок комиссионеру должен предоставляться концедентом (публичным образованием – стороной концессионного соглашения). Важно, что к моменту заключения указанного соглашения должны быть осуществлены следующие мероприятия:

1. Определено разрешенное использование земельного участка (в нашем случае – для строительства железной дороги).

2. Проведено межевание земельного участка.

3. Земельному участку должен быть присвоен кадастровый номер, что свидетельствует о постановке на государственный кадастровый учет.

Если сторона по концессионному соглашению (концедент) совпадает с органом, уполномоченным на распоряжение публичными землями, то проблем по передаче земельного участка возникать не будет (в случае реконструкции существующей железной дороги), если же совпадение отсутствует (например, при необходимости строительства новых объектов железнодорожного транспорта, и если концедентом выступает Российская Федерация, а публичными землями распоряжается муниципальное образование), то выход из сложившейся ситуации возможен путем реализации следующих вариантов: 1) концедент приобретает право собственности на земельный участок и передает его в аренду концессионеру; 2) концедент создает юридическое лицо (например, федеральное государственное унитарное предприятие), которое приобретает земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта у органа, уполномоченного распоряжаться публичными землями, в том числе с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Далее указанное юридическое лицо передает участок концессионеру в субаренду после заключения концессионного соглашения.

Из ч. 1 ст. 11 Закона о концессионных соглашения следует, что в субаренду земельный участок может передать только концедент, однако указанное правило вступает в противоречие как с земельным законодательством (ст. 22 Земельного кодекса, регулирующая отношения аренды земельных участков), так и с гражданским, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в Закон о концессионных соглашениях.


1 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под. ред. проф А. К. Голиченкова. – М.: Издательство БЕК, 2002. С. 276–277.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

3 Собрание законодательства РФ. 2006. № 42. Ст. 4385.

4 Собрание законодательства РФ. 2003. № 9. Ст. 805.

5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть вторая). Ст. 3126.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право