На главную Написать письмо

 

Некоторые проблемы, возникающие по поводу имущества ОАО «РЖД» в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта

Д. В. Волосов, студент факультета мировой экономики и права Сибирского государственного университета путей сообщения


Роль железнодорожного транспорта в современной структуре экономики трудно переоценить. Железнодорожный транспорт является основной транспортной системы России, основным, а в некоторых случаях и единственным видом транспорта, действующим практически при любых климатических условиях, осуществляющим массовые перевозки грузов и пассажиров во всех районах нашей большой страны.

Однако современные условия развития России диктовали необходимость реформирования отрасли.

И одним из видных результатов данного реформирования является появление такой компании как ОАО «РЖД».

18 сентября 2003 г. председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление о создании ОАО «РЖД», 23 сентября компания прошла государственную регистрацию, а 1 октября начала свою деятельность.

В редакции данного Постановления от 20 декабря 2004 г. № 810 был утвёрждён предполагаемый устав ОАО «РЖД»1.

Устав акционерного общества имеет сложную правовую природу и относится к числу юридических актов особого рода – учредительных актов. Устав лежит в основании возникновения акционерного общества и определяет его дальнейшее существование. Кроме того, устав обладает качествами односторонней сделки общества, направленной на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и (или) обязанностей как самого общества, так и иных лиц2.

Устав был создан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об особенностях управления и распоряжением имущества железнодорожного транспорта».

На основании вышеперечисленных нормативно-правовых актов ОАО «РЖД» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства РФ.

Как известно, для самостоятельного участия в гражданском обороте любая организация должна обладать имуществом, легитимно обособленным от имущества других лиц – граждан, организаций, государства. В действующем гражданском законодательстве Российской Федерации термин «имущество» понимается тоже не всегда однозначно. Как справедливо заметил Е. А. Суханов, «необходимо всякий раз путём толкования уяснить значение этого термина в конкретной правовой норме»3.

В российской цивилистической доктрине учение об имуществе достаточно детально разрабатывалось многими выдающимися учёными, среди которых следует отметить прежде всего Д. И. Мейера. Для него имущество есть собирательное понятие, охватывающее вещи и чужие действия4.

Следует, однако, обратить внимание на то обстоятельство, что легальный объём понятия имущества, как это вытекает из буквального толкования ст. 128 ГК РФ, вмещает в себя достаточно разнородные объекты. С одной стороны, это внеправовые реалии, к каковым следует отнести собственно вещи, а также деньги и ценные бумаги, характеризуемые в качестве объектов гражданских прав объективностью своего существования и относительной автономностью по отношению к носителю соответствующего субъективного вещного права. Именно эта автономность и позволяет включить данные объекты как таковые в содержание понятия «имущество» безотносительно к существующим субъективным правам на них. С другой же стороны, в имущество включается и имущественные права, которые по указанным причинам не совпадают с абсолютными по характеру правами (правом собственности, производственными вещным правами) на вещи, деньги, и ценные бумаги. В настоящее время практически общепризнанно, что термин «имущественные права» не равнозначен выражению «права на имущество» и обладает собственным содержанием.

Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта. Размер уставного капитала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» составляет 1 535,7 млрд рублей. Это больше, чем у Газпрома и РАО «ЕЭС», вместе взятых. Своим имуществом в компанию вошло 987 предприятий5.

Согласно ФЗ от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях распоряжения и управлением имущества железнодорожного транспорта»6 перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации, а точнее, утверждён прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2003 год, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 1111-р.

Кроме того, уже бывший премьер-министр Михаил Фрадков подписал в конце июня распоряжение о включении госпакетов акций «Высокоскоростных магистралей» (87,4 %) и газеты «Гудок» (100 %) в план приватизации на 2007 г. Согласно указу президента, подписанному в феврале, эти активы, а также 75 % акций Транскредитбанка (ТКБ) и 50 % акций «Железных дорог Якутии» должны быть внесены в уставный капитал РЖД7.

В уставный капитал единого хозяйствующего субъекта может не вноситься имущество организаций федерального железнодорожного транспорта.

Государственные унитарные предприятия и учреждения железнодорожного транспорта, имущество которых не было включено в уставной капитал ОАО «РЖД», должны были быть приватизированы, переданы на иной уровень публичной собственности или остаться в ведении соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ от 08.03.2004 г. было издано совместное распоряжение Министерства имущественных отношений РФ и Министерства путей сообщения РФ № 229-р / Т-94-р «О передаче федеральных государственных учреждений здравоохранения в муниципальную собственность субъектов РФ».

Согласно указанному распоряжению процедуру по передаче государственных учреждений здравоохранения необходимо было завершить в течение 2004 г. Финансирование указанных учреждений в 2005-м и последующих годах не предполагалось.

В частности, в соответствии с указанным актом Государственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на ст. Новый Уоян Восточно-Сибирской железной дороги МПС России» должно было быть передано в собственность Республики Бурятия.

Проблематика в том, что данное учреждение в условиях реформирования оказалось вне какой-либо ведомственной принадлежности, так как в перечень тех, которые должны были включить в уставной капитал ОАО «РЖД», оно не попало, также Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом не осуществляло полномочий собственника имущества и не финансировало учреждение. Республика Бурятия приняла, в свою очередь, только имущество, которое было незамедлительно передано в муниципальную собственность и закреплено за существующем муниципальным учреждением здравоохранения, само юридическое лицо – ГУЗ «Узловая больница на ст. Новый Уоян ВСЖД МПС РФ» так и осталось в ведении уже несуществующего ведомства – МПС России8.

Для разрешения подобной проблемы необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт или дополнить уже существующий, в котором нужно указать на то, что права по обязательствам федеральных органов исполнительной власти – главных распорядителей средств, ликвидированных в установленном законом порядке, должны быть переданы соответствующему органу государственной власти.

Кроме того, существует споры по поводу принадлежности имущества, расположенного на землях железнодорожного транспорта вне зоны полосы отвода и охранных зон. В данном случае речь идёт о таких объектах как спортивные комплексы, например, «Локомотив» и спортивные площадки. При наличии споров между федеральными органами исполнительной власти и местным самоуправлением арбитражные суды рассматривают правомерность решения, принятого в отношении земельного участка, занимаемого спортивным комплексом, в связи с чем возникает вопрос, можно ли этот земельный участок признать землей железнодорожного транспорта и правомерно ли применение ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»9, т. к. в данном законе (ст. 2) земли железнодорожного транспорта определены в узком смысле как земельные участки, занимаемые железнодорожными путями и станциями ( включая полосу отвода), а также защитными и укрепительными насаждениями, строениями, зданиями, сооружениями и иными объектами, необходимыми для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учётом перспективы их развития.

Для решения данных проблем, связанных с расположением недвижимого имущества на определённых земельных участках, следует внести изменения в ФЗ «О железнодорожном транспорте», где более точно указать, критерии отнесения тех или иных земельных участков к землям железнодорожного транспорта.

Таким образом, в целях получения наиболее положительных моментов реализации структурной реформы железнодорожного транспорта нужно принять соответствующие поправки и новые нормативно-правовые акты, которые усовершенствуют нормативную базу функционирования железнодорожного транспорта.


1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 39. Ст. 3766.

2 Цепов Г. В. Акционерные общество: проблема гражданско-правового регулирования: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 29.

3 Гражданское право: учеб. для вузов в 4 т. / ред. Е. А. Суханов; М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 300.

4 Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 1. По испр. и допол. 8-му изд., 1902. М., 1997. С. 139.

5 Френк Д. К вопросу о реформе железнодорожного транспорта в России // Транспортное право. 2007. № 1. с. 26.

6 Собрание законодательства РФ, 03.03.2003, № 9, ст. 805.

7 Материал интернет-сайта www.InfraNews.ru.

8 Мицук И. В., Овчинников И. К. Проблемы реализации гражданско-правовых отношений в условиях проведения административной реформы // Вестник СГУПС. 2007. № 18. С. 96–100.

9 Собрание законодательства РФ, 13.01.2003. № 2. С. 169.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право