На главную Написать письмо

 

 

Особенности дополнительного пенсионного обеспечения федерального уровня граждан, проживающих и работающих на северных территориях

О. А. Митин, преподаватель кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включает также дополнительное обеспечение.

Дополнительное пенсионное обеспечение имеет четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и локальный. Кроме того, особое место занимает негосударственное пенсионное обеспечение. Дополнительное федеральное пенсионное обеспечение охватывает следующие категории работников, проживающих и работающих на Севере: 1) федеральных государственных гражданских служащих; 2) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; 3) граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; 4) специалистов ядерного оружейного комплекса; 5) членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Общим для дополнительного пенсионного обеспечения федерального уровня является его регулирование нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, а также за счет средств федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Кроме того, все субъекты дополнительного пенсионного обеспечения получают его после назначения им пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или пенсии по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. Наконец, дополнительное пенсионное обеспечение данного уровня предоставляется соответствующими федеральными органами государственной власти или учреждениями Пенсионного фонда РФ как федеральными государственными учреждениями.

Федеральные государственные гражданские служащие получают дополнительное пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Условиями для назначения данной пенсии за выслугу лет являются: 1) достижение общеустановленного пенсионного возраста 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин; 2) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет; 3) увольнение с федеральной государственной службы по следующим основаниям: а) ликвидация федеральных государственных органов, а также сокращение штата федеральных служащих; б) в связи с прекращением полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; в) достижение предельного возраста; г) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы; д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию. Кроме того, пенсия за выслугу лет может быть назначена, если граждане, уволенные с федеральной государственной гражданской службы, замещали должности данной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Это правило не касается лиц, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата служащих.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной гражданской службы, государственных должностях Российской Федерации и других должностях, определяемых Президентом РФ. Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих1, а постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. – Порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов работы (службы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации2. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2004 г. утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы3.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих включаются различные периоды службы (работы). Во-первых, на государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ. Во-вторых, на государственных должностях федеральной гражданской службы. В-третьих, на должностях гражданской службы субъектов РФ. В-четвертых, на выборных муниципальных должностях и должностях муниципальной службы и др.

Исчисление стажа государственной службы производится в календарном порядке. Исключение касается периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих»4, в том числе периодов службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исчисление пенсий за выслугу лет федеральным гражданским служащим производится из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, либо дню достижения ими пенсионного возраста. Размер заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности гражданской службы. Что же касается состава среднемесячного заработка, то согласно ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой им должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; 2) ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент). В настоящее время сведения о размерах районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся в Информационном письме Минтруда России и Пенсионного фонда РФ, изданном в мае-июне 2003 г., о котором речь шла выше. Данные коэффициенты распространяются на такую особую категорию работников непроизводственной сферы, как государственные служащие6.

Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка федерального служащего. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет, базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального гражданского служащего. Поскольку закон не предусматривает исключения из размера пенсии за выслугу лет накопительной части трудовой пенсии, то эта часть будет дополнять пенсию за выслугу лет7. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат, пенсии увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.

Дополнительное пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в ред. от 5 июня 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»8. Согласно Закону лицам, исполнявшим полномочия депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации в течение 1 года, может быть назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению. При исполнении полномочий от 1 года до 3 лет размер доплаты определяется таким образом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов, свыше 3 лет – 75 процентов денежного вознаграждения депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Причина прекращения полномочий во внимание не принимается. Однако ежемесячная доплата не назначается, если прекращение полномочий произошло на основании приговора суда.

Более детально вопросы назначения и выплаты ежемесячных доплат к пенсиям членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы регулируются Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. (в ред. от 15 июля 1999 г.) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы»9, а также Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты и государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г10.

Пенсионное обеспечение граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»11. Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) Героям Социалистического труда; 5) лауреатам Ленинской и Государственной премии СССР и РСФСР; 6) чемпионам Олимпийских игр и др.

Размер дополнительного материального обеспечения составляет для Героев Советского Союза, Российской Федерации и Героев Социалистического труда – 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости. Гражданам, награжденным орденом Ленина, лауреатам Государственных премий дополнительное материальное обеспечение устанавливается в сумме 330 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. Гражданам, награжденным орденом Трудовой славы трех степеней, «За службу Родине в Вооруженных Силах» трех степеней, чемпионам Олимпийских игр размер дополнительного материального обеспечения составляет 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

В четвертую группу лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение федерального уровня, входят специалисты ядерного оружейного комплекса. Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса»12 предусматривает предоставление этим лицам дополнительного ежемесячного пожизненного содержания. Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, утверждено постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г13.

Дополнительное обеспечение устанавливается при выходе на трудовую пенсию при условии прекращения трудовой деятельности в организациях Федерального агентства по атомной энергии и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях. Дополнительное обеспечение предоставляется следующим категориям граждан: а) награжденным орденами РФ или СССР, удостоенным звания Лауреата Ленинской премии, Лауреата Государственных премий СССР, РФ или РСФСР, премии Президента РФ, Совета Министров СССР и (или) РСФСР, Правительства РФ в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющим страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет; б) гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.

Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также: а) гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; б) гражданам, осуществлявшим предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, вышедшим на пенсию до вступления в силу Указа Президента РФ от 23 августа 2000 г., которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда; в) гражданам, вышедшим на трудовую пенсию по старости на общих основаниях или по инвалидности.

Минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или военном представительстве.

Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет – для граждан, награжденных орденами, или удостоенных звания лауреата; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости – для остальных граждан.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет – для мужчин и 20 лет – для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда.

Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Следующую группу лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение федерального уровня, составляют члены лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Нормативная основа этого вида дополнительного пенсионного обеспечения включает Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации»14, а также Список должностей членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Правилами исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», которые утверждены постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г15.

Согласно указанным выше нормативным правовым актам члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доплата к пенсии членам летных экипажей назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет – у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Список должностей членов летных экипажей включает: пилотов, командира корабля воздушного судна, вертолета, самолета; летчика, пилота, второго пилота; штурманов; бортовых инженеров, других членов летного экипажа. В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке. Исчисление выслуги производится исходя из налета часов.

Размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством РФ, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в период, установленный законодательством для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем квартале, по установленному сверх ставки единого социального налога тарифу страховых взносов к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода.

При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в период, установленный законодательством для исчислении пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5. Кроме того, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного суда гражданской авиации, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный.

Дополнительное пенсионное обеспечение федерального уровня предоставляется и другим лицам: замещавшим должности в органах государственной власти СССР и РСФСР, депутатам Верховного Совета РФ, членам семей депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и др.

Рассмотрение вопросов дополнительного пенсионного обеспечения федерального уровня привело нас к следующим основным выводам. Во всех перечисленных выше случаях фактически мы имеем дело с ежемесячной доплатой к трудовой пенсии или к пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Однако в отношении федеральных гражданских служащих речь идет о пенсии за выслугу лет, в отношении лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией – о дополнительном материальном обеспечении, в отношении специалистов ядерного оружейного комплекса – о дополнительном ежемесячном пожизненном содержании, в отношении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – о дополнительном социальном обеспечении в виде ежемесячной доплаты к пенсии, а в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации – о социальных гарантиях в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Поскольку все эти выплаты являются дополнительными относительно основного вида пенсионного обеспечения – трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению, то целесообразно их именовать «ежемесячные доплаты к трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Кроме того, целесообразно, на наш взгляд, вместо нескольких разрозненных актов принять Федеральный закон «О ежемесячных доплатах к трудовым пенсиям или пенсиям по государственному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан». Однако в этот закон не следует включать нормы о пенсиях за выслугу лет федеральным гражданским служащим, т. к. в настоящее время готовится проект Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и членов их семей»16.

Второй вопрос касается учета в действующих нормативных правовых актах о дополнительном пенсионном обеспечении федерального уровня содержания нормативных правовых актов, принятых в рамках начавшейся пенсионной реформы.

Речь идет о федеральных законах «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др. В связи с этим не соответствуют существующим реалиям наименование и содержание Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы», т. к. федеральные гражданские служащие вместо ежемесячной доплаты получают пенсию за выслугу лет. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» содержит ссылки на Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на что уже справедливо указывалось в литературе17. Кроме того, Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» сориентирован на взаимодействие с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который давно утратил силу.

Наконец, целесообразно, на наш взгляд, начислять районные коэффициенты к ежемесячным доплатам к пенсиям лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

__________________________________

1 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 5003.

2 Там же. 2003. № 38. Ст. 3661.

3 Бюл. трудового и социального законодательства РФ. 2005. № 2.

4 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

5 Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

6 См.: Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г.) и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. Мальцева Г. В., Барцица И. Н. М., 2005. С. 499.

7 См.: Захаров М. Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2002. С. 296.

8 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.

9 Там же. 1999. № 25. Ст. 3089.

10 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5698.

11 Там же. 2002. № 10. Ст. 964.

12 СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3554.

13 Там же. 2005. № 37. Ст. 3747.

14 СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4561.

15 СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1134.

16 Подробнее об этом см.: Фомина С. В. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в России (правовые вопросы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

17 См.: Васильева Ю. В. Пенсионное право Российской Федерации: Учеб. пособие. Пермь, 2006. С. 323-324.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право