На главную Написать письмо

 

 

Страхование в аграрной сфере Российской Федерации

Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор УрГЮА

Сельскохозяйственная деятельность в России всегда была зависима от природно-климатических условий. Погодные изменения особенно часто влияют на развитие растениеводства, так как посевы и посадки могут быть повреждены в результате засухи, заморозка, вымерзания, недостатка тепла, излишнего увлажнения, града, ливня, наводнения, бури, урагана, безводья в источниках орошения, селя, болезней и нападения вредителей растений. Эти и другие природные явления ежегодно приносят огромные убытки сельскохозяйственным товаропроизводителям и оказывают крайне негативное воздействие на аграрную экономику. Проблема распределения и возмещения убытков вызвала к жизни развитие в стране страхового дела. Как известно, в России страхование возникло во второй половине XVIII века. В 1827 г. было создано «Первое Российское Страховое общество»; в 1835 г. было учреждено «Второе Российское страховое общество»; в 1867 г. учреждено «Русское страховое общество»; «Общество взаимного страхования посевов от градобития» учреждено в 1877 г. и т. д. В советской России в связи с полным огосударствлением земельной собственности и имущества совхозов и практически государственных колхозов система страхования в сельском хозяйстве, естественно, от предпринимательской стала государственной. Было введено обязательное государственное страхование. Совхозы и колхозы уплачивали страховые платежи в централизованный страховой фонд, средства которого включались в государственный бюджет. Правовой основой для их финансовых обязательств перед государством, например, были такие документы как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. «О государственном обязательном страховании имущества колхозов»1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. «О совершенствовании порядка возмещения потерь совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий от стихийных бедствий и иных неблагоприятных условий»2. Размер страховых платежей сельскохозяйственных предприятий устанавливался исходя из стоимости застрахованного имущества и ставок платежей, дифференцированных по группам этого имущества. Обязательному страхованию тогда подлежало имущество колхозов, в том числе и рыболовецких, межхозяйственных предприятий и организаций, государственных предприятий системы Министерства сельского хозяйства СССР. Объектами государственного обязательного страхования являлись урожай сельскохозяйственных культур, продукция, многолетние насаждения (сады, и др.), сельскохозяйственные животные, здания, сооружения, сельскохозяйственная техника, механизированные средства, транспорт колхозов и совхозов. Значительный удельный вес в общей стоимости застрахованного имущества колхозов и совхозов составляли здания, сооружения и иные основные средства, которые страховались на случай их гибели или повреждения в результате любых стихийных бедствий и других, указанных в законе событий. Страховое возмещение пострадавшим колхозам и совхозам в случае гибели или повреждения застрахованного имущества выплачивалось через систему государственных страховых органов. Размер страхового возмещения, выплачиваемого колхозам и совхозам в случае гибели или повреждения урожая сельскохозяйственных культур определялся по пропорциональной системе, обеспечивающей равную страховую защиту всех отраслей растениеводства. Колхозам и совхозам в соответствии с действующим тогда законодательством гарантированно возмещалось не менее 50 % процентов потерь стоимости урожая по сравнению со средним пятилетним урожаем колхозной сельскохозяйственной культуры. Страховое возмещение в случае гибели животных выплачивалось в размере 70 % суммы ущерба, исходя из балансовой стоимости погибших сельскохозяйственных животных. В случае гибели или повреждения зданий, сооружений, сельскохозяйственной техники, продукции, сырья, материалов и другого застрахованного имущества колхозов и совхозов страховое возмещение выплачивалось в размере полной балансовой стоимости этого имущества. Страховые платежи все сельскохозяйственные предприятия вносили в первоочередном порядке. Значительную долю по формированию централизованного государственного страхового фонда несло государство, которое ежегодно выделяло из бюджета суммы для компенсации расходов по страхованию низкорентабельным и убыточным совхозам и колхозам. В целом, необходимо отметить позитивную роль государственного обязательного страхования в сельском хозяйстве, особенно, в 70–80 гг. прошлого столетия. Но судьба обязательного государственного страхования круто изменилась в ходе политических и социально-экономических преобразований с 1990 г. Идеология реформаторов в начале 90-х годов строилась на полном уходе государства от участия в аграрной экономике. Новые хозяйствующие субъекты в аграрной сфере должны были строить свои внешние экономические отношения на рыночных условиях, которые предусматривали добровольное страхование имущества и всех рисков. По сути, система государственного страхования в сельском хозяйстве стране была развалена. Практические результаты хозяйствования в аграрном секторе экономики, возросшие социальные проблемы на селе в комплексе с научными рекомендациями ученых и общественным мнением, убедили органы государственной власти, что уход государства от регулирования аграрного сектора экономики – это путь к окончательному развалу аграрного производства и российского села, и, в конечном счете, к потере продовольственной безопасности страны. Поэтому неслучайно 14 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства»3, в ст. 16 которого определен порядок государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства (общие правила страхования в РФ были определены ранее в главе 48 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации). В развитие норм закона от 14.07.97 г. было принято Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства». Этим Постановлением, в частности, при Министерстве сельского хозяйства РФ было создано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере аграрного производства. Основными задачами этого Агентства были: содействие развитию и обеспечению государственной поддержки страхования сельхозкультур; создание агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования; разработка порядка и условий страхования урожая сельскохозяйственных культур; решение вопросов, связанных с выдачей страховщикам средств федерального бюджета на страхование урожая сельскохозяйственных культур; управление средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва; проведение конкурсов для определения страховых организаций и т. д. 1 ноября 2001 г. Правительством РФ было принято очередное постановление «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»4, в котором с учетом практики последних лет были определены правовые основы страхования в сельском хозяйстве страны. Страхование в аграрной сфере сегодня смешанное. Страховые взносы производят по установленным в договорах договорным ставкам, в том числе 50 % за счет собственных средств сельскохозяйственных организаций и предприятий и 50 % за счет средств федерального бюджета. Хозяйства могут страховать не все имущество, а только отдельные сельхозкультуры или виды имущества, которые могут быть наиболее подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий. Ущерб, причиненный сельскохозяйственному товаропроизводителю, определяется следующим образом: а) в растениеводстве: – это разница между стоимостью урожая с 1 га в среднем за последние пять лет и данного года по действующим рыночным ценам, умноженная на площадь посева культуры (группы культур) под урожай данного года. По многолетним насаждениям – исходя из их балансовой стоимости на день раскорчевки; б) по животноводству: – исходя из балансовой или инвертарной стоимости животных на день их гибели или вынужденного убоя (стоимость рабочего скота, кроме молодняка и скота для убоя, определенная за вычетом амортизационных отчислений); в) по основным средствам – возмещение проводится путем исключения из балансовой стоимости суммы износа, прибавления затрат по стоимости имущества, проведению его в порядок после бездействия и исключения стоимости остатков. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества сельскохозяйственным организациям и предприятиям выплачивают страховое возмещение. Добровольное страхование предусматривает ряд льгот, направленных на улучшение финансового состояния сельхозорганизаций. Например, если хозяйство не получало возмещение в течение 3-х лет, то ему может быть предоставлена скидка с начислений суммы страховых взносов в размере 10 %, за четыре года – 20 %, за пять лет и более – 40 %. Сегодня перечень услуг, предоставляемых страховыми компаниями сельскохозяйственным товаропроизводителям, значительно расширен. Кроме страхования урожая и сельхозживотных предоставляются следующие виды страховой защиты: – страхование работников сельскохозяйственных организаций и предприятий от несчастного случая на производстве; – страхование гражданской ответственности автовладельцев; – страхование грузов; – страхование автотранспорта от угона и ущерба; – страхование гражданской ответственности сельхозорганизаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты; – страхование имущества, оборудования и т. д. Актуальным является построение системы страхования гражданской ответственности в сфере природопользования за причинение вреда населению и окружающей среде. В условиях рыночной экономики появляются и такие специфические виды страхования, как страхование лизинговых операций, позволяющее существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страхование здесь служит также инструментом обеспечения возврата финансового кредита. Рынок в сегменте лизингового страхования в полной мере еще не освоен и при положительной динамике развития лизинга доля страхования рисков при лизинговых сделках, естественно, будет увеличиваться. Для субъектов аграрного предпринимательства сегодня представляет интерес страхование инвестиционных рисков. Это направление может получить развитие в сфере страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов, а также в страховании отдельных инвестиционных проектов, имеющих особую экономическую и социальную значимость и т. д. Важным направлением привлечения инвестиций в сельскую экономику может стать залог земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, залогодатель обязан застраховать заложенное имущество. Поэтому залог земли станет сектором рынка страховых услуг. К страхованию могут быть приняты и риски, связанные с землевладением и землепользованием. Необходимость развития страхования земель сельскохозяйственного назначения подтверждается общим состоянием снижения ценности сельскохозяйственных угодий из-за негативных воздействий, антропогенных и природных факторов, которые приводят к потере почвенного плодородия и выбытию из оборота обрабатываемых земельных участков. Страхование земель – специфическая сфера страховой деятельности и здесь требуется разработка механизма практической реализации страховых отношений. В связи с этим можно согласиться с И. Смирновой5, которая предлагает оценку страхуемого земельного участка, т. е. его страховую стоимость принимать в размере кадастровой стоимости; страховую сумму – определять по соглашению страхования, но в пределах страховой стоимости, устанавливаемой страховщиком на основании даных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Страховые взносы рекомендуется исчислять умножением страхового тарифа на величину страховой суммы. Таким образом, система страхования в сельском хозяйстве будет наиболее полной, так как к страхованию урожая и сельскохозяйственных животных добавится и страхование земли – основного средства производства в аграрной сфере. Очень важно, что в современной России с целью создания системы кредитования сельскохозяйственной деятельности образован специальный Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк). Учитывая, что территория Российской Федерации практически повсеместно является зоной рискованного земледелия, для снижения кредитного риска Россельхозбанк оформляет договоры залога на имущество заемщика, принимаемое в обеспечение обязательств по кредиту. Система страхования сельскохозяйственных рисков позволяет перераспределить бремя потерь в случае утраты этого имущества между заемщиком и страховой организацией, причем основная тяжесть ложится на страховую организацию. Для банка же страхование рисков, возникающих при проведении кредитных операций, снимает проблему невозврата кредита наиболее эффективным способом. В системе Россельхозбанка функцию организации страхования залогового имущества выполняет Управление по работе с обеспечением головного офиса. В настоящее время проведена значительная работа по аккредитованию страховых организаций при Россельхозбанке, то есть создана группа страховых компаний, работающих на агропродовольственном рынке страны. Россельхозбанк является основным оператором бюджетных средств при кредитовании в аграрном секторе экономики, потому среди его первоочередных задач – проведение консолидированной политики по страхованию сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях защиты государственных интересов в аграрной сфере. Наряду с федеральным уровнем, страхование в сельском хозяйстве получает свое развитие в субъектах Российской Федерации. Так в Свердловской области, начиная с марта 2003 года, страховая компания «Гамма» и областное Министерство сельского хозяйства и продовольствия приняли совместное решение о развитии филиала «Гамма-Надежда», специализирующегося на страховании всех рисков в системе агропромышленного сектора экономики. В области создан централизованный страховой фонд, средства которого направлены не только на страховые выплаты, но и по соглашению с Минсельхозпродом – на развитие сельскохозяйственного производства в виде заемных средств. Как видно, система страхования в сельском хозяйстве Российской Федерации находится в стадии формирования. Перечисленные направления страхования рисков не исчерпывают всех возможных составляющих страхового дела. К мерам содействия развитию рыночной инфраструктуры аграрного сектора относится правовое и организационное содействие формированию системы страхования рисков в аграрном производстве. Задачей юристов сегодня является создание полноценной системы законодательства о страховании в аграрной сфере, которая учитывала бы все современные аспекты, присущие рыночной экономике, и которая способствовала бы позитивному развитию российского сельского хозяйства.

1. Ведомости Верховного Совета СССР, 1967, № 35. С. 481.

2. СП СССР, 1978, № 17. С. 101.

3. СЗ РФ 1997, № 29. С. 3501.

4. СЗ РФ 2001, № 45. С. 4270.

5. Смирнова И. – страхование защиты земель сельскохозяйственного назначения. Журнал АПК – экономика, управление. 2003, № 3.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право