На главную Написать письмо

 

 

Получение страховых выплат лицами, которым причинен вред имуществу в результате ДТП

И. А. Митричев, аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮА

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ). С введением в действие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств у страхователей и страховщиков возникают многочисленные вопросы в правоприменительной практике, а так же некоторые сложности при осуществлении взаимодействия с органами ГИБДД МВД России. И хотя большое количество вопросов и сложностей возникло с первых же дней действия названного Закона, многие из них не разрешены и сегодня. В частности, представители некоторых страховых компаний, сотрудники ГИБДД отмечают, что ряд положений Закона № 40-ФЗ вступает в противоречие с положениями других нормативно-правовых актов, например с нормами КоАП РФ. Данное утверждение, на мой взгляд, возникло из-за того, что, несмотря на довольно значительное число работ, посвященных обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, многие страхователи, потерпевшие, страховщики, сотрудники ГИБДД неправильно толкуют некоторые нормы, что в свою очередь приводит к ошибкам при применении права на практике. Вместе с тем нельзя не признать, что ряд коллизий действительно существует. В этой статье мне хотелось бы осветить ряд ситуации, возникающих при попытках страховых компаний и лиц, претендующих на получение страховых выплат, получить сведения из ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях, происшедших на территории Свердловской области. Как отмечают в некоторых страховых компаниях, действующих на территории Свердловской области и имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в ответ на обращения страхователей и потерпевших в подразделения ГИБДД при наступлении страхового случая, они получают отказы в выдаче необходимых документов. При этом ответы из ГИБДД основываются на распоряжении начальника УГИБДД Свердловской, в котором указано, что копии материалов о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) участникам ДТП и страховым компаниям не выдаются. По мнению ряда страховщиков, данный приказ противоречит действующему законодательству. Так ли это на самом деле? Система нормативных актов, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в настоящее время состоит из: 1). Гражданского кодекса. 2). Закона № 40-ФЗ. 3). Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015–1 (ред. от 20.07.2004) «Об организации страхового дела в РФ» и иных федеральных законов (п. 1 ст. 2 Закона № 40-ФЗ). 4). Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238); 5). Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 г. № 263; далее – Правила); 6). Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 г. № 264). В преамбуле Закона № 40-ФЗ указано, что данный закон принят: «В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами…». Потерпевшим согласно ст. 1 Закона № 40-ФЗ признается «лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом». Более широкое определение потерпевшего содержится в Правилах. Согласно п. 1 Правил, потерпевшим является «лицо, включая пассажира транспортного средства, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства водителем. Положения настоящих Правил, касающиеся потерпевших, также применяются и к лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, наследников потерпевших, и к другим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на возмещение указанного вреда». Использование транспортного средства – это эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях, например, во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях (ст. 1 Закона № 40-ФЗ, п.1 Правил). Таким образом, лицо становится потерпевшим в тот момент, когда использованием транспортного средства ему причинен вред, гражданская ответственность водителя считается наступившей, а у страховщика появляется обязанность произвести страховую выплату. Данный момент законодатель определил как страховой случай: «Страховой случай – наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату», – ст. 1 Закона № 40-ФЗ. Однако сам по себе страховой случай, представляющий собой юридический факт, не является безусловным основанием для исполнения страховщиком своей обязанности по страховой выплате. Как указано в п.3 ст.11 Закона № 40-ФЗ: «Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая». По смыслу п. 1 ст. 13 Закона № 40-ФЗ указанное уведомление страховщика потерпевшим о наступлении страхового случая одновременно может означать и требование о возмещении вреда жизни, здоровья или имуществу: «Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику… на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат». П. 44 Правил детализирует указанную норму Закона № 40-ФЗ. Так, потерпевший должен приложить к заявлению: 1). Справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения (в настоящее время таким органом является ГИБДД), копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении, – пп. «а» п. 44 Правил. 2). Извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим), – пп. «б» п. 44 Правил. 3). В зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет документы, предусмотренные пунктами 51, 53–56 Правил (при причинении вреда жизни или здоровью потерпевших) и (или) пунктом 61 Правил (при причинении вреда имуществу потерпевшего). Однако, определение потерпевшего, данное в ст.1 Закона № 40-ФЗ, несколько не соответствует тому, которое содержится в КоАП РФ. В соответствии с п. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. При этом для того, чтобы признать лицо потерпевшим необходимо наличие события и состава административного правонарушения. Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В настоящее время КоАП РФ в главе 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» содержит лишь одну статью, в которой говорится о причинении вреда вследствие нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Это статья 12.24 КоАП. Однако в объективную сторону состава данного правонарушения в качестве обязательного признака входит причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Следовательно, нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, не повлекшие последствий в виде причинения легкого вреда здоровью, состава административного правонарушения не образует. Соответственно и сотрудники подразделений ГИБДД в случае наличия лишь материального вреда не вправе составлять протокол об административном правонарушении, определять виновного и потерпевшего. Таким образом, взыскание убытков в случаях причинения вреда, вызванного нарушением Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, но не повлекшее причинения вреда здоровью, возможно лишь в порядке гражданского судопроизводства. Тем не менее, следует помнить, что ДТП – это не только событие, вызванное исключительно нарушением Правил дорожного движения. Согласно Правилам Дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 (ред. от 25.09.2003) «дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». При ДТП, не содержащим признаки составов административного правонарушения или преступления, сотрудники ГИБДД предоставляют следующие справки: 1). Справка по форме № 31 – об ущербе, причиненном в результате ДТП. 2). Справка по форме № 12 – об участии в ДТП. 3). Справка по форме № 11 – сведения о водителях, участвовавших в ДТП. Таким образом, сотрудники ГИБДД в настоящее время лишь фиксируют событие дорожно-транспортного происшествия (момент наступления страхового случая), но не более того. Исходя из изложенного, пп.«а» п. 44 Правил следует толковать следующим образом: в случае дорожно-транспортного происшествия и при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП, потерпевший предъявляет лишь справки по формам № № 31, 12, 11, а копия протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, и копия постановления по делу об административном правонарушении не предоставляется. Поэтому нельзя признать правомерным требование страховщиками от потерпевших предоставления всех документов, перечисленных в п. 44 Правил. Потерпевшие, не имея возможности получить страховую выплату от страховщика причинителя вреда, вынуждены обращаться в суд с требованием к страховым компаниям о выплате страхового возмещения. Это происходит, поскольку страховые компании не проводят дифференциацию дорожно-транспортных происшествий и соответственно требуют все документы, указанные в п. 44 Правил, даже когда они не могут быть предоставлены, и в силу этого отказывают потерпевшим в выплате. В завершение разговора о понятии «потерпевший», его правах, уместно отметить следующее. Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются договорами в пользу третьих лиц (ст. 430 ГК РФ) в силу прямого указания п. 3 ст. 931 ГК РФ: «Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей)…». Таким образом, лицо называемое в Законе № 40-ФЗ потерпевшим является ни кем иным, как выгодоприобретателем. Н. Шахтарина пишет: «Требуют совершенствования и однозначного толкования основные понятия и определения, содержащиеся в действующем законодательстве… Их четкое определение и однозначное толкование важны при разработке типовых правил и договоров страхования, при заключении договоров, а также при правовом обосновании выплат страхового возмещения и отказа в них по договорам страхования»1. Как уже отмечалось, понятие потерпевшего, содержащееся в Законе № 40-ФЗ, содержит элемент неопределенности и не всегда может пониматься однозначно. Поэтому, было бы правильным заменить понятие «потерпевший на понятие «выгодоприобретатель», под которым понимать лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, и имеющее право предъявить требование к страховщику о возмещении вреда. Возвращаясь к вопросу о законности приказа начальника УГИБДД Свердловской области об отказе в выдаче материалов по ДТП, учитывая вышеизложенное, следует признать его не противоречащим законодательству. В настоящее время, вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия либо прибытие участников ДТП на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия является обязательным. В то же время, вопрос о взаимодействии внутри триады «потерпевший – страховщик – подразделения ГИБДД» предлагается разрешить путем устранения ГИБДД от оформления дорожно-транспортных происшествий. Как заявил 25 ноября 2004 г. на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев: «Страховщики согласны на оформление дорожно-транспортных происшествий без сотрудников ГИБДД при условии, что выплаты по таким авариям в рамках ОСАГО будут фиксированными и не превысят 3–5 тыс. рублей». По его словам, со стороны ГИБДД и автолюбителей часто звучат предложения освободить сотрудников ГИБДД от обязанности присутствовать при оформлении аварий, в результате которых не был причинен вред жизни и здоровью потерпевших. Однако по некоторым авариям ущерб жизни и здоровью может быть выявлен уже после оформления дорожно-транспортного происшествия, причем размеры такого ущерба могут оказаться «чрезвычайно большими». На мой взгляд, в таких случаях, оценить, необходимо ли участие сотрудника ГИБДД в оформлении аварии, будет сложно. Подводя итог сказанному, следует сделать вывод о том, что законодательство о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несмотря на большое количество позитивных моментов, требует в дальнейшем детальной проработки, которая позволила бы избежать сложностей при применении права на практике.

1. Шахтарина Н. Договоримся о понятиях // Закон. 2002. № 2. С. 76.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право