На главную Написать письмо

 

Экономическое состояние и перспективы развития Свердловской области

Г. А. Ковалева, первый заместитель председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Свердловской области,

А. А. Оглоблин, заместитель министра экономики и труда Свердловской области


Свердловская область – один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По всем ключевым макроэкономическим показателям область находится в группе регионов‑лидеров.

Долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области определены в двух стратегических документах – Схеме развития и размещения производительных сил на период до 2015 г. и Концепции «Сбережение населения Свердловской области».

2005 г. – финишный год первого этапа реализации Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области. Есть полная уверенность, что мы завершим его с превышением основной части показателей.

Валовой региональный продукт в 2005 г. в текущих ценах прогнозируется на уровне 460,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 108,3 % к уровню 2004 года. По сравнению с 2000 годом ВРП области в сопоставимых условиях возрастет в 1,4 раза. Если в последующее пятилетие (2006–2010 гг.) область выдержит запланированные темпы роста – 147–161 %, то к 2010 г. экономика Свердловской области по сравнению с 2000 г. вырастет не менее чем в 2,2 раза, то есть область выполнит задачу удвоения валового внутреннего продукта, поставленную Президентом Российской Федерации.

Объем промышленной продукции в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличится на 37 %, инвестиции, как и предполагалось, возрастут в 2 раза, оборот розничной торговли вырастет в 2,3 раза. Номинальная начисленная заработная плата увеличится в 2005 г. в 3,8 раза по отношению к 2000 г., а реальная заработная плата – в 1,9.

О промышленном комплексе

Итоги работы промышленности области в 2004–2005 гг. позволяют сделать вывод о том, что период адаптации промышленных предприятий к новым условиям хозяйствования практически завершился.

Повысилась сбалансированность промышленного комплекса области, что дает возможность, с одной стороны, максимально использовать благоприятную конъюнктуру рынка, а с другой – обеспечивает устойчивость экономики области при кризисных явлениях в одной из отраслей.

В течение 2004 г. рост промышленного производства в Свердловской области опережал аналогичный среднероссийский показатель, а по объему промышленного производства область занимала 3‑е место в России. В первом полугодии этого года по объему отгруженной продукции в обрабатывающих отраслях промышленности область вышла на 2‑е место в Российской Федерации.

Основой промышленности Сверд­­­ловской области является металлур­гический комплекс. Его предприятия имеют стабильно высокие показатели работы. В текущем го­ду по сравнению с аналогичным ­периодом прошлого года производство кислородно-конверторной стали увеличилось на 13,3 %, электростали – в 4,1 раза, заготовок, полученных с машин непрерывного литья – на 38,6 %, проката черных и цветных металлов – на 16,6 % и 5,3 % соответственно.

Этого удалось достичь благодаря тому, что, во‑первых, мы смогли своевременно принять меры по нейтрализации тех угроз и ограничений экономическому росту, которые были выявлены еще на стадии разработки Схемы (в частности, удалось снять ограничения по сырью для алюминиевой промышленности). А во‑вторых, благодаря активной работе по модернизации и техперевооружению производства и развитию четвертого передела, в том числе в медной и алюминиевой подотраслях, что является залогом долгосрочного и устойчивого роста.

Вместе с тем появляется новая угроза – энергодефицитность отдельных районов. В условиях существующего состояния электрических сетей и оборудования не может быть в полной мере решена проблема увеличивающейся потребности в электрической и тепловой энергии в связи с новым строительством и расширением существующих производств на предприятиях, расположенных в энергодефицитных Серово‑Богословском, Тагильском, Каменск-Уральском и некоторых других промышленных узлах. В этой связи руководство области уже проводит работу с РАО «ЕС России» по развитию энергосистемы Свердловской области.

О машиностроительном комплексе

Машиностроение – второй по значимости отраслевой комплекс Свердловской области.

Если посмотреть на итоги его работы с точки зрения выполнения параметров Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области, то следует отметить, что в целом темпы развития машиностроительного комплекса соответствуют показателям Схемы. В 2005 г. темпы роста машиностроения составят 172 % к уровню 2000 года (планировалось 170–178 %).

Вместе с тем не все параметры удалось обеспечить.

К 2010 г. доля отрасли в общем объеме промышленного про­из­вод­ства должна существенно ­увеличиться и составить 26 %. На протяжении последних лет мы планомерно увеличивали долю машиностроительного комплекса и довели до 21 % в 2003 году. Однако, в 2004 г. эта доля опять снизилась до 17 %, то есть до уровня 2000 г.

Несмотря на проводимую работу по техническому перевооружению на машиностроительных предприятиях, остаются низкими темпы технологического обновления и модернизации производства. Коэффициент обновления основных фондов в машиностроении и оборонном комплексе явно недостаточен для постиндустриального технологического уклада.

В связи с тем, что в 2006–2010 гг., по прогнозу, вклад металлургического комплекса в экономику Свердловской области будет ниже, чем в предыдущие 5 лет, именно машиностроение должно обеспечить требуемое Схемой развития ускорение, обеспечить комплексный экономический подъем и в результате стать не просто «точкой роста», а «локомотивом» развития Свердловской области. И для этого есть все необходимые предпосылки.

Уже сегодня предприятия Урала известны в России и мире не только своими танками и ракетами, но и вагонами, экскаваторами, медицинской, коммунальной и другой техникой.

Как показывает опыт развитых стран и ряда регионов России, производство потребительских товаров – мощный рычаг развития экономики в целом, поэтому в области ведется разработка комплексной программы развития производства потребительских товаров, в подготовке и реализации которой должны принять максимальное участие предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Эффективным механизмом развития обрабатывающих отраслей в области должно стать создание особых экономических зон.

Для участия в конкурсе по созданию промышленно-производственных особых экономических зон подготовлены предложения и расчеты по целесообразности организации таких зон на базе промплощадок в городах Верхняя Салда, Заречный, Верхняя Пышма.

Об инновациях

В условиях глобализации только переход экономики на инновационный путь развития обеспечит встраивание в общемировую систему хозяйства и решение всех поставленных задач.

В последние годы в области существенно выросла доля инновационно-активных предприятий, более чем в 5 раз выросли затраты на технологические инновации. Однако, на этом фоне серьезную тревогу вызывают существенные изменения, происходящие в структуре затрат на инновации. В последние два года отмечается существенный рост затрат на процесс-инновации, тогда как уровень затрат на продукт-инновации несколько снизился. То есть большая часть инновационных затрат направляется на разработку и внедрение новых производственных методов, а не новых продуктов, что более конкурентоспособно.

В целях исправления такой ситуации Правительством Свердловской области проводится разработка областной программы развития инновационной деятельности, составной частью которой является Перечень важнейших видов новой продукции, осваиваемых предприятиями Свердловской области.

Об агропромышленном комплексе

Президент Российской Федерации объявил агропромышленный комплекс важнейшим национальным проектом. В этом году агропромышленные предприятия Свердловской области показали хорошие результаты. В полном объеме заготовлены корма, полностью убран урожай 2005 г. Так, урожайность по зерновым составила свыше 19 центнеров с гектара в бункерном весе, картофеля – свыше 150 центнеров.

Во многом хорошим показателям работы сельскохозяйственных предприятий способствовала государственная поддержка сельхозпроизводителей, которая в 2005 г. увеличена в 1,5 раза, а в 2006 г. должна выйти на уровень 3 % от расходов областного бюджета.

За предстоящие три года предстоит значительно укрепить материально-техническую базу сельскохозяйственных организаций, а для этого – опережающими темпами об­новить парк тракторов, зер­ноуборочных и кормоуборочных ­комбайнов и другой сельскохозяйствен­ной техники. Во многом укреп­лению агро­промышленного комплекса Сверд­ловской области будет ­способствовать создание агрофирм в структуре крупных промышленных объединений.

О торговле и потребительском рынке

Свердловская область многого достигла в сфере торговли и потребительского рынка.

В текущем году по обороту розничной торговли Свердловская область вышла на пятое место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского региона – на первое. Доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте Российской Федерации в первом полугодии 2005 г. достигла 3,2 % (в 2004 г. – 2,9 %).

Темпы роста оборота розничной торговли Свердловской области в текущем году в фактических ценах достигли 135,4 % (в 2004 г. – 129,5 %).

Меняется в пользу непродовольственных товаров макроструктура розничного товарооборота, что свидетельствует о росте благосостояния населения области.

Растет привлекательность Сверд­ловской области для западных компаний. В 2004 г. практически одновременно с немецкой компанией «Метро: Кэш энд Кэрри» (оптовая торговля для профессионалов) в столицу Урала «пришла» другая круп­ная европейская торговая сеть – шведская компания «ИКЕЯ» (торговля стройматериалами, товарами для дома и сада и др.), приходят «АШАН» и «Интеррепорт». Это вводит новые стандарты обслуживания и является серьезным стимулом для других операторов рынка к повышению уровня и качества обслуживания населения.

В ближайшей перспективе необходимо принять более энергичные меры по развитию оптового звена торговли и предприятий обществен­ного питания, чтобы достичь и даже превысить российские показатели удельного веса торговли в структуре валового регионального продукта Свердловской области.

О малом бизнесе

Наряду с торговлей существенный вклад в социально-экономическое развитие области вносит сегодня малое предпринимательство.

Свыше 100 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том чис­ле более 29 тысяч малых предприятий придают динамизм экономике области, удовлетворяют многие потребности людей в услугах и ­товарах. В 2004–2005 годах на малых предприятиях создано 8 тысяч новых рабочих мест, что внесло заметный вклад в снижение уровня безработицы. Темпы роста основных показателей развития малых предприятий области имеют положительную динамику и превышают соответствующие среднероссийские показатели. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг на малых предприятиях области в 2004 году увеличилась на 39,5 %, и эта тенденция сохраняется в текущем году.

Развитию малого предпринимательства способствует финансовая поддержка за счет средств областного бюджета, которая за последние два года в количественном выражении возросла в несколько раз и в 2004 г. составила 50 млн. рублей, в 2005 г. – 53 млн. рублей. Общее число муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в области достигло 33 единиц (в 2004–2005 гг. создано 7 новых фондов). У Свердловской области самая широкая сеть муниципальных фондов среди субъектов России. Этим обеспечивается равная доступность мер государственной поддержки для субъектов малого предпринимательства, работающих за пределами областного центра.

К сожалению, сегодня не все муниципальные образования имеют программы развития малого предпринимательства. Мы ставим задачу, чтобы в бюджете каждого муниципального образования появилась строка по поддержке малого бизнеса.

Об инвестициях

Хорошие результаты в экономике и социальной сфере Свердловской области достигнуты, в том числе, за счет проводимой инвестиционной политики.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2004 году составил 69 млрд. рублей, в 2005 году их общий объем достигнет 86 млрд. рублей.

На протяжении четырех лет ежегодно в области формируется перечень важнейших объектов техперевоору­жения и нового строительства в отраслях материального производства. В 2005 г. в него включены 176 ­проектов с объемом инвестиций 20 млрд. руб­лей, ведется работа по формирова­нию такого перечня на 2006–2010 гг.

Тем не менее, надо признать, что не работает в должной мере основной источник инвестиций – амортизационные отчисления.

Уровень использования амортизационных отчислений в экономике не превышает 70–80 %.

В химической и нефтехимической промышленности использование амортизационных отчислений составляет 70 %, в промышленности строительных материалов – 80 %, в лесном комплексе – 25 %, в легкой и пищевой промышленности – 40 %. А ведь это обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью. Используя этот источник в полном объеме, мы могли бы привлекать дополнительно 7–10 млрд. рублей ежегодно. Задача предельно понятная – амортизационные отчисления должны работать по прямому назначению.

Об инвестициях в социальную сферу

В нашем регионе поддерживается высокая инвестиционная активность в социальной сфере. В 2004–2005 гг. введены в действие:

– в области здравоохранения – перинатальный центр в городе Каменск-Уральском, противотуберкулезный диспансер в Нижнем Тагиле, амбулаторно-поликлинические учреждения в Екатеринбурге и Ниж­нем Тагиле, комплекс кардиологического восстановления санатория «Руш», поликлиника Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн;

– в сфере образования – школы в городе Красноуральске и поселке Гагарский Белоярского района, детский сад в городе Каменск-Уральском, детский дом в Нижнем Тагиле, школа – сад в поселке Гагарский Белоярского района;

– в сфере культуры – фондохранилище областного краеведческого музея;

– в области физической культуры и спорта – реконструирован спор­тивный комплекс на горе Уктус, в Екатеринбурге построен комплекс для мини-футбола и дворец единоборств «Рингс».

До конца 2005 г. планируется ввести детский онкогематологический центр, школу в городе Красноуральске (второй пусковой комплекс), ледовый дворец в Екатеринбурге.

О жилищном строительстве

Активно ведется жилищное строительство – в 2004 г. введено 891 тыс. кв. м, в 2005 г. – планируется к вводу 1100 тыс. кв. метров. В области будет разработана новая программа по жилищному строительству. Ставится задача к 2010 г. увеличить ввод жилья до 2170 тыс. кв. метров, чтобы на деле реализовать поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина по созданию масштабного рынка доступного жилья.

В 2006 г. и последующих годах предполагается увеличение размера уставного капитала Свердловского агентства ипотечного жилищного кредитования с доведением его до 500 млн. рублей (против 100 млн. рублей в текущем году). Мы планируем довести количество выданных ипотечных кредитов до тридцати тысяч к 2010 г.

Будет активизирована работа и по ликвидации аварийного жилья.

О здравоохранении

Важнейшим национальным проектом Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил системную модернизацию здравоохранения. Развитие и материально-техническое оснащение первичного звена, повышение доступности высокоспециализированной медицинской помощи, особенно детям, повышение заработной платы медицинским работникам и ее зависимость от качества оказываемой помощи и конечного результата – первоочередные задачи, которые нам необходимо решать в ближайшее время.

Свердловская область давно и планомерно работает в этом направлении.

Пять лет реализуются меропри­ятия программы «Мать и дитя», за эти годы ее финансирование увеличилось в 5 раз.

Сегодня родильные дома полностью обеспечены необходимыми медикаментами, организовано полноценное питание рожениц, отремонтировано и реконструировано 70 % роддомов области, выросла заработная плата медиков, во многом благодаря введению схемы финансирования не по смете, а за посещение. 10 роддомов приобрели статус «роддома доброжелательного к ребенку».

Динамично развивается высокоспециализированная медицинская помощь. В Свердловской области работает центр «Сердца и сосудов», в котором проводят порядка 2800 сложнейших операций на сердце в год. В октябре 2004 г. открылось специализированное детское кардиохирургическое отделение, в котором производят операции детям до года.

Работает программа гемодиализ­ной помощи взрослым – ее полу­чают около 600 человек, из которых 75 % составляют люди трудоспособного возраста, решена проблема ока­зания детской диализной помощи.

Продолжает свое развитие онкогематологическая ­служба. В 2005 г. готовится к ­пуску в эксплуатацию новый детский онкогематологический корпус. Это позволит широко применять современные методы диагностики и лечения онкогема­тологических заболеваний у детей, в том числе трансплантацию костно­го мозга.

Сложность организации оказания медицинской помощи населению Свердловской области состоит в протяженности ее территорий. В связи с этим активно расширяется работа общих врачебных практик.

Именно этот путь позволяет приб­лизить качественную медицинскую помощь к каждому жителю села при меньших финансовых затратах. В настоящее время в области работает 31 практика. Именно здесь отрабатывается модель оплаты труда по конечному результату – зарплата врачей варьируется от 7 до 17 тыс. рублей, существует реальная возможность зарабатывать больше, улучшая свои показатели и эффективность труда.

В 2006 г. планируется ускорить работу по открытию общих врачебных практик, доведя их коли­чест­во к концу года до 120. Для этого созданы все предпосылки: выделены дополнительные средства из об­ласт­ного бюджета, подготовлены квалифицированные специалисты, есть желание глав муниципальных образований.

О социальной защите

При проведении реформы системы социальных льгот главной целью органов исполнительной власти Свердловской области стало не допустить снижения уровня жизни граждан, не ущемить их права.

В соответствии с Федеральным за­ко­ном от 22 августа 2004 г. № 122‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Свердловской области были разработаны и приняты 6 зако­нов, направленных на социальную поддержку ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных постра­давшими от политических реп­рессий, малоимущих граждан и семей с детьми.

В 2005 г. на территории Сверд­ловской области предоставление мер социальной поддержки областным льготникам предусмотрено в на­туральной форме, за исклю­чением компенсации по оплате услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, абонентской плате за телефон – в соответствии с действующим законодательством о связи.

Подводя итоги первых шести месяцев реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, можно говорить о том, что в целом в Свердловской области не было допущено его срывов.

Только на льготы ветеранам, реа­би­литированным лицам, выплаты по­­собий семьям с детьми на 2005 г. определено более 3 млрд. рублей, на 2006 год предполагается уве­личить эти расходы более чем на 1,1 млрд. рублей.

Об уровне жизни населения

Целенаправленная работа по повышению уровня жизни населения Свердловской области дает свои результаты.

В 2004 г. среднемесячная начисленная заработная плата составила почти 7 тысяч рублей (прирост к 2003 г. на 23,5 %), в первом полугодии текущего года – 8,7 тысяч рублей. В 2005 г. зарплата бюджетникам была повышена досрочно, этот принцип будет сохранен и в 2006 г.

О прогнозных оценках на 2006 год

Расчеты показывают, что в 2006 г. область в целом может сохранить высокие темпы экономического роста на уровне 107–108 %.

В промышленности с опережени­ем среднеобластных темпов планиру­­ется прирост производства про­дук­ции в машиностроении и металло­обработке, промышленности строй­материалов, пищевой промышленности.

Ставится задача ускоренного роста производства сельскохозяйственной продукции: на 2,5–4 %.

Инвестиции в основной капитал должны вырасти на 123 % и превысить 100 млрд. рублей.

Прогнозируется, что инфляция в области не превысит среднероссийский уровень, а темпы роста оплаты труда будут выше. Это означает, что темпы роста реальных доходов населения также превысят среднероссийские показатели.

О бюджете на 2006 год

Этому во многом будет способствовать социальная направленность бюджета Свердловской области 2006 г., средства на социальные расходы в котором составляют 45 % от общего объема.

Значительный объем занимают расходы на социальную политику. В бюджете на 2006 год предусмотрен рост заработной платы работников бюджетных отраслей с доведением в первом полугодии ставки первого разряда тарифной сетки до 1100 рублей.

Почти в 1,5 раза увеличены расходы на образование, в том числе – на содержание переданных в ведение области более 170 образовательных учреждений, которые ранее финансировались из других бюджетов.

Процессы передачи учреждений коснулись и здравоохранения. На областной бюджет передано более 50 муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

В связи с этим расходы на здравоохранение в бюджете 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличены более чем в 1,5 раза, и объемы медицинской специализированной помощи, оказываемой за счет средств областного бюджета, будут увеличены соответственно: по амбулаторно-поликлинической помощи – в 2 раза, по стационарной помощи – в 1,76 раза, по стационарзамещающим технологиям – в 4,2 раза.

Увеличены и расходы на поддержку сельскохозяйственного про­изводства с учетом расходов на предоставление кредитов на закупку продовольственного зерна и на приобретение предприятиями агропромышленного комплекса по договорам лизинга сельхозтехники, племенного скота и оборудования, применяемого в животноводстве.

С 1 января 2006 г. в Свердловской области в полном объеме начнется практическая реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131‑ФЗ. Создана необходимая нормативная база, своевременно принят областной закон «О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области», установлены механизмы его реализации, позволяющие обеспечить оказание финансовой помощи муниципальным образованиям по всем направлениям.

Перед местными органами власти в современных условиях стоит непростая задача по наращиванию своей экономической базы и налогового потенциала.

Задачи, которые стоят перед областью в 2006 г., очень сложные. Но есть уверенность, что все они будут выполнены. Залог успеха – в созданной и успешно действующей в Свердловской области системе социального партнерства, способной концентрировать усилия власти, бизнеса, общества на важнейших направлениях социально-экономического развития.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право