На главную Написать письмо

 

К вопросу о комплексном характере юридического труда

А. Н. Митин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления УрГЮА


Всякий труд – это связанные с тратой умственной, физической, нервной энергии усилия, которые люди прилагают ради удовлетворения своих потребностей: они двух типов и принципиально разные.

Одни – субъективные желания обладать какими-то благами, которые данному человеку приносят ощущения комфорта или наслаждения. Удовлетворение этих потребностей – благополучие преходящее, ибо с насыщением относительно элементарных или витальных (можно сказать, биологических) нужд заявляют о себе новые, а трудовые условия, которые требуются для их удовлетворения люди воспринимают как навязанные и нежелательные.

Другой тип потребностей специфичен для человека как вида. Их удовлетворение означает реализацию его способностей, его самореализацию или бытие в благоденствии. Превращение таких объективных для человека потребностей в субъективные желания личности зависит от познания им самого себя.

Желания, осознаваемые человеком, выступают как интересы, побуждающие его к трудовой активности с целью устранить то несоответствие между внутренними и внешними условиями существования, отражением которого в психике людей и являются их потребности. При этом конкретная направленность, форма и мера такой активности во многом зависят от следующего: актуальна ли для человека забота о наличии вещей, необходимы ли они ему, чтобы выжить физически, а если нет, то какая из двух основных этических линий поведения – «обладания» или «бытия» – превалирует в его жизни.

Наибольший вклад в разработку этой темы внес в свое время немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм. Труд, характерный для людей, которые по возможности стремятся следовать в жизни принципу «бытия», он назвал «продуктивной активностью». Активность людей, приверженных принципу «обладания», по его мнению, направлена на приумножение собственности и неограниченное право управления ею, ибо человек при этом идентифицирует себя со своим достоянием.

Предпосылками «бытия» служат стремление к независимости, самореализации, свобода и критический разум. Осознание необходимости приобретения этих ценностей обнаруживается в предпочитаемой человеком форме и (или) интенсивности труда, в выборе той или иной этической линии жизни, которая, в свою очередь, формирует характер человека. Его свойства особенно зримо проявляются в сфере власти над людьми.

Следование принципу «обладания» включает мощные механизмы предприимчивости, а власть такого человека базируется не на его знаниях и умениях, а на социальном статусе и его олицетворяющем титуле, обладание которым считается признаком компетентности.

Внешние проявления разных форм трудовой активности обманчивы. Продуктивно ли совершаемое человеком или нет, определяется истинной мотивацией его поведения. Структурными элементами всякой мотивационной активности остаются: цель, преследуемая человеком; средства, обеспечивающие ее достижение; необходимые действия; материальные и моральные издержки (цена этих действий). Причем, соотнося меру результатов с необходимыми издержками, можно определить выгодную интенсивность и предпочтительное качество подобных действий.

В повседневной жизни у большинства людей сегодня присутствуют обе ценностные ориентации: «быть» и «иметь». Однако конкретные побуждения к тому или иному виду трудовой деятельности во многом определяются общественным характером труда, свойствами социально – экономических отношений, в которые он «погружен», и культуры как плодородного слоя, на котором произрастают мотивы трудовой активности.

Труд в области юриспруденции безусловно имеет свою специфику и сродни труду управленческому: это труд умственный, осуществляемый человеком в виде нервно – психических усилий. Он реализуется в трех основных формах: эвристический труд (анализ, изучение проблем, разработка вариантов решений) руководителей и специалистов; административный труд (текущая координация и оценка деятельности подчиненных с применением приказов, распоряжений, инструктирования, обмена информацией, контроля); оперативный труд (техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией).

Юридическая деятельность протекает по многим направлениям: социальное, поисковое, реконструктивное, коммуникативное, организационное и удостоверяющее1.

Всякое управление системно, оно есть атрибут системы социальной, находящейся в постоянном движении, изменении. С одной стороны, юридический труд востребован в системе правоохранительных органов, предназначенной для выполнения важной социальной функции укрепления законности и правопорядка, а с другой, он присутствует во всех других видах человеческой деятельности. Не зря говорят: есть профессии века, а есть профессии веков. Труд в области юриспруденции совершенствовался тысячелетиями и являлся, в основном, государственной деятельностью.

Поскольку любая форма организации в процессе своего эволюционного развития стремится к самоусложнению и приобретению новых полезных качеств, то очевидна и необходимость воздействия на нее. Таким воздействием, с целью координации процесса развития и функционирования организации, является ничто иное, как управление.

Но, с другой стороны, учитывая необходимость соблюдения социальной справедливости, эти действия, в целях избежания хаоса и неопределенности, неосознанных действий, произвола руководителей, должны иметь правовую основу, правовые ориентиры. Так право, выступая образцом, первоосновой построения управленческих действий, а вместе с тем и возникающих на их основе управленческих отношений приобретает особую роль в системе управления.

Оно уже есть продукт и условие коллективистского, общественного сожительства, средство упорядочения взаимодействия людей и сам порядок, возникающий из него2.

Как уже упоминалось, в наиболее общих рамках труд понимается как усилие, направленное на достижение какой – либо цели, так и непосредственно сам результат этой деятельности, нашедший свое объективное выражение в какой – либо материальной форме, либо в определенных случаях не нашедшей таковой.

Нам же интересен юридический труд, т. е. либо сама непосредственная деятельность, либо ее результат, обладающий юридической правовой природой. Под правовой природой явления, понимается та, что возникает на основании норм права – общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения, являющихся результатом общественных отношений, а также, что в процессе своего существования и не всегда связанного с ним, но потенциально возможного функционирования соблюдает и не противоречит нормам права, таким образом не переступая той тонкой грани, которая отделяет правовые явления от неправовых.

Исходя из этого, юридический труд при организации и регламентации тот же управленческой деятельности можно подразделить на два основных направления:

– деятельность, направленная на создание нормативных актов, т. е. документов, содержащих правила поведения, стереотипы действий людей в конкретной ситуации, регламентированной правом;

– деятельность, направленная на реализацию требований, содержащихся в созданных нормативных актах, т. е. непосредственное воплощение в жизнь предписаний субъекта правотворчества, содержащихся в принятом документе.

Оба этих направления формируют единый процесс правотворческой и правореализационной деятельности. Следовательно, роль юридического труда в системе управления огромна, ибо вся она строится на основании и является прямым выражением результата реализации норм права, а сам он, юридический труд остается основным элементом содержания и функционирования системы управления, удерживая ее в рамках законности.

Для всех без исключения юридических профессий – прокурора, судьи, следователя, работника юстиции юридический труд представляет обязательную встречу с такими социальными феноменами как власть, культура и управление. Власть формирует объект, называемый организацией и дробит его на части (структурные подразделения), на уровни управления. Власть начинается там, где возникает подчинение, т. е. отношения управления – исполнения. Занимаясь юридическим трудом следует понимать, что сам процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы организаций, норм их устройства и функционирования. В этом случае сама власть выступает в виде управления, а управление – в виде власти. Но управление шире, чем власть. Власть лишь элемент управления. Управление же является лишь средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность. Что касается культуры, как сложной композиции базовых представлений, ценностей и образцов поведения в организации, то она содержит в себе объединительную функцию: соединяет людей в процессе формальных и неформальных отношений. Подразумеваемая идея культуры объединение, у власти – овладение. В этом плане справедливо утверждение, что власть и культура имеют тройственный характер – они всеобъемлющи, уникальны и одновременно самоорганизированны.

Из этого можно сделать вывод, что представителям юридического труда следует четко различать проблемы, непосредственно связанные с осуществлением власти и влияния на людей, собственно управленческие проблемы, понимая, что подавляющее большинство юристов достигают руководящих должностей, а также социокультурные проблемы, относящиеся к взаимоотношениям в процессе трудовой деятельности. Здесь им, помимо правовых знаний, требуются управленческое мышление и навыки распознавания поведенческих реакций, которые во многом определяются традициями и культурными особенностями.

Сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т. е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность  – в рамках права (правового закона). Государственная власть, в свою очередь, через свой аппарат управления осуществляет функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. И несомненно, что право возникло и обязано своим рождением иррациональности человеческого поведения – неуправляемости, нарушению социокультурных норм и традиций. Поэтому на каждом уровне управления совершаются правовые ошибки, которые зависят от целого ряда факторов: внешних условий; работающих людей; типа организаций; уровня культуры; стиля управления руководителя и его умения управлять собой. Человечество возводит рациональные поступки в свод законов, правил и традиций – правопорядок нарушение которого есть иррациональность – правонарушение.

Справедливо заметил в свое время М. Монтень: общераспространенность обычая превращает его в закон.

Труд юридических профессий предполагает наличие у субъекта особых властных полномочий, возможность применять власть от имени закона и в рамках законности. Чтобы это осуществить требуются знания и навыки управления, которое всегда проявляются в смешанных жанрах дискурса и работает на пограничной территории со всеми отраслями права, а также с многими другими науками: историй, психологией, экономикой, социологией, философией, культурологией и др. Современному юристу приходится придерживаться этих требований: уровня общего и здравого смысла (Bon sense, common sense) для повышения эффективности юридического труда уже недостаточно. Тогда в сознании укрепляется осознание многоплановости профессиональной юридической деятельности, поливариантности правоотношений в условиях конкурентной рыночной среды. А базовыми предпосылками для овладения сложной профессией юриста остаются достаточно развитое мышление, аналитический ум, интуиция, хорошая память, наблюдательность, работоспособность, тру¬долюбие и такие черты характера как принципиальность, целеустремленность и оперативность.

Юридический труд присутствует в любой организации, которые в настоящее время без юристов обходиться попросту не могут. Эти специалисты выполняют целый ряд функций:

– посредническую – между коллективом и руководителем в процессе решения правовых проблем работников;

– регулятивную – при защите интересов работников и работодателей через механизмы договорных отношений и разрешения конфликтных ситуаций;

– связи с внешней средой – через представление интересов организации в суде, органах государственной власти и др.;

– организационную – в период правового обоснования, подготовки и реализации внутрифирменных мероприятий;

– информационную – в процессе разъяснения работникам организации и клиентам характера воздействия нормативных правовых актов;

– консультативную – при юридическом сопровождении различных видов производственной деятельности и участии в анализе текстов законов и нормативных правовых актов;

– преподавательскую – в случае приглашения для работы в учебное заведение;

– законотворческую – при участии в подготовке законов;

– прогностическую – через формирование умений и навыков предвидения развития тех или иных процессов по организации.

Этот ряд можно было бы и продолжить. Но можно уверенно утверждать, что в современном звучании человек, занимающийся юридическим трудом уже не может оставаться транзакционистом, т. е. работником, необходимым для подготовки договоров, простой ревизии подготавливаемых документов и консультанта по правовым вопросам.

Все более требуются специалисты, владеющие навыками системообразующего юриста, т. е. профессионала в области корпоративного, государственного и муниципального управления, посредника при формировании отношений между инвесторами, акционерами, владельцами и наемными работниками, квалифицированного помощника менеджеров.

Деятельность участника юридического труда формирует своеобразную профессиограмму. Она может иметь следующие элемнты:

– документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности;

– поиск истины в общении с людьми;

– навык общей и профессиональной культуры;

– самоорганизацию – умения планировать свой рабочий день;

– умение вести диалог с собеседником;

– получение нужной информации в процессе общения;

– анализ полученной информации и выдвижение версий – гипотез с целью нахождения истины и правильного ее оформления, чтобы любая версия имела законную юридическую силу;

– построение речей, применение правильного языка;

– знание психологии людей и применение этих знаний на практике;

– адаптацию к эмоциональной напряженности труда, при котором зачастую доминируют отрицательные эмоции;

– чувство повышенной ответственности за последствия своих действий;

– умение организовывать и координировать совместный труд;

– навыки системообразующего юриста (специалиста в области корпоративного управления).

Включение в профессиограмму других элементов, характеристика их проявлений может быть предметом специального исследования.

В настоящее время можно обнаружить несколько, в чем то даже противоречивых тенденций, влияющих на содержание и эффективность юридического труда:

– интенсивное слияние юриспруденции с психологией, управлением, экономикой, предпринимательством;

– стремление работодателя получить универсального юриста, одинаково хорошо разбирающегося в различных отраслях права;

– отсутствие представлений у большинства населения о том важном факте, что юристы делятся на цивилистов, специалистов по уголовному, налоговому, административному, аграрному и другому праву;

– увеличивающаяся востребован¬ность специалистов гражданско-правовой специализации;

– отсутствие профессионалов по вопросам оборота земли, ипотеки, продовольственной безопасности, в сфере ювенального права;

– пробелы в законодательстве, оставляющие возможность нелегального заработка в процессе оказания юридических услуг конкретным лицам;

– использование возможностей юриста не как защитника законных прав и интересов, а как оружия в руках предпринимателя.

Вышеназванные тенденции со временем приобретут другую форму, что вполне закономерно, и хочется надеяться, что специалисты в сфере юридического труда будут все более стремиться к высокому уровню достижений теоретической и практической юриспруденции.


1 Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М.: Юрист, 1995. С. 86.

2 Атаманчук Г. В. Право как предмет образования // ЧиновникЪ. 2001. № 2. С. 55.
 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право