На главную Написать письмо

 

О некоторых вопросах организации правовой работы на предприятии

П. А. Избрехт, кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод»


Рассматривая вопросы организации правовой работы в коммерческой организации, обычно принято выделять следующие направления этой деятельности: разработка и участие в разработке локальных правовых актов; организация договорной работы; ведение претензионно-исковой работы, предоставление консультаций и разъяснений другим службам по вопросам действующего законодательства; защита интересов предприятия в судах по различным категориям дел; осуществление взаимодействия с государственными органами в процессе осуществления последними проверок деятельности организации и привлечения ее или ее должностных лиц к ответственности; участие в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. На некоторых предприятиях предмет деятельности правовой службы еще шире: помимо перечисленных видов деятельности в него включается ведение работы в сфере корпоративных отношений (обеспечение проведения общих собраний участников, заседаний совета директоров, опубликование и предоставление в уполномоченные органы отчетности о деятельности организации, внесение изменений в учредительные документы); оформление прав на земельные участки и иное недвижимое имущество предприятия. В настоящей статье предполагается рассмотреть некоторые вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением работы юридической службы, как основой ее деятельности, а также вопросы, возникающие в процессе организации договорной и претензионно-исковой работы, поскольку именно это направление в деятельности юристов предприятия является ключевым.

Своевременное и качественное обеспечение сотрудников юридической службы нормативно-правовым материалом является важнейшим аспектом ее деятельности. Решение этой задачи во многом облегчается в связи с широким распространением так называемых информационно-правовых систем, содержащих обширную базу нормативно-правовых актов, актов судебной практики, консультаций и комментариев действующего законодательства. Сегодня трудно себе представить организацию, сотрудники которой, обеспечивающие юридическое сопровождение ее деятельности, не использовали бы в своей работе подобные информационные продукты. При этом практически каждая компания, реализующая эти продукты помимо информационных баз, содержащих основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений, предлагает своим клиентам специализированные правовые базы, состоящих из специально подобранных по определенным критериям правовых материалов (правовые акты в области строительства, налоговые и финансовые консультации и т. п.). Наличие таких специализированных баз в организации способствует значительному повышению эффективности деятельности юридической службы и позволяет с достаточной степенью оперативности отслеживать изменения в действующем законодательстве. Сведения о таких изменениях целесообразно регулярно в письменной форме направлять в другие структурные подразделения исходя из профиля их деятельности.

Зачастую тот круг вопросов, с решением которых приходится сталкиваться юристу на предприятии, связан с применением локальных правовых актов (внутренних документов), действующих в пределах данной конкретной организации. На крупных предприятиях перечень таких актов может быть достаточно обширным. Сотрудникам юридической службы, а тем более работникам других подразделений порой достаточно сложно сориентироваться и оперативно принять решение о том, какой именно локальный правовой акт подлежит применению в данной конкретной ситуации. Кроме того, при разработке новых локальных документов встает вопрос об их соотношении с ранее изданными на предприятии актами и, соответственно об отмене каких‑то актов, о внесении в них дополнений и изменений. Обусловлено это тем, что в большинстве организаций работа по систематизации и кодификации внутренних документов не ведется. В лучшем случае документы, содержащие локальные акты, хранятся и учитываются в хронологическом порядке в структурном подразделении, отвечающем за ведение делопроизводства. Между тем, систематизация внутренних документов, перевод их в электронную форму и распространение среди структурных подразделений в значительной степени упростило бы задачу их применения в практической деятельности.

В качестве критериев систематизации могут использоваться различные признаки, характеризующие локальные акты: дата принятия; структурное подразделение, осуществлявшее подготовку документа и т. п. Однако первичным критерием все же должен быть характер отношений, регулируемых тем или иным внутренним документом. В зависимости от этого выделяются локальные акты, регулирующие трудовые отношения между администрацией и работниками (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, графики сменности, графики предоставления отпусков, регламент приема и увольнения работников и т. п.); определяющие статус органов управления и структурных подразделений (положения о структурных подразделениях, об общем собрании участников, о совете директоров и т. п.); содержащие требования к качеству продукции и устанавливающие процедуру определения этого качества (технические условия на продукции, стандарты, инструкции о порядке приемке продукции и т. п.); устанавливающие дисциплинарную ответственность и порядок привлечения к ответственности сотрудников ­организации; определяющие режим коммерческой тайны на предприятии; регламентирующие порядок ведения договорной деятельности; определяющие права и обязанности должностных лиц организации при проведении проверок ее деятельности государственными органами; содержащие требования к проведению претензионно-исковой работы и т. п. Систематизация локальных правовых актов и распространение их в электронной форме среди структурных подразделений на соответствующих носителях информации или путем размещения на сервере предприятия потребует определенных временных затрат и ­необходимость привлечения к этой работе профессиональных программистов. Однако все эти усилия ­оправдают себя в процессе дальнейшей деятельности по принятию и применению локальных актов.

Кроме локальных актов, имеющих нормативный характер, в организации повседневной деятельности издается значительное количество индивидуально-правовых актов. Многие из них являются стандартными и в этой связи могут подлежать унификации. На большинстве крупных промышленных предприятий при ведении договорной работы активно используется практика применения типовых проектов договоров. Опыт использования типовых проектов документов может быть перенесен и в сферу индивидуально-правового нормотворчества предприятия. Речь идет прежде всего о приказах и распоряжениях, регламентирующих трудовые отношения в коллективе, в частности, о привлечении работников к работе в выходные дни и к сверхурочным работам, о выполнении работ в порядке совмещения и совместительства, о переводе на другую работу и т. д. Поскольку действующее трудовое законодательство содержит строгие требования к процедуре оформления соответствующих отношений (необходимость уведомления работника, получения согласия работника, учет мнения или согласование локального акта с профсоюзной организацией, требования к содержанию локального акта), нарушение которых впоследствии может привести к необходимости отмены соответствующих актов, разработка типовых форм будет способствовать более эффективному осуществлению контроля за их законностью.

При организации договорной работы на предприятии необходимо учитывать несколько ключевых ­моментов. Определение юридических и имущественных характеристик контрагента происходит на преддоговорной стадии. На сегодняшний день во многих организациях практикуются запросы у потенциальных контрагентов документов, подтверждающих их юридический статус: свидетельство о государственной регистрации, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на налоговый учет, лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, документы, подтверждающие полномочия лица, осуществляющего подписание до­говора. Между тем необходимо ­учитывать, что все перечисленные документы, подтверждая юридическое существование контрагента, еще не являются гарантией его имущественной благонадежности и надлежащего исполнения принятых на себя обязательств. Поэтому, если речь идет о контрагенте, с которым предприятие вступает в договорные отношения впервые, либо предполагаемая сделка имеет существенное значение для предприятия и при этом ее условия предполагают перечисление предварительной оплаты в адрес контрагента или, напротив, поставку ему товаров (выполнение работ, оказание услуг) без предварительной оплаты, имеет смысл запросить у организации-контрагента бухгалтерский баланс, заверенный налоговым органом, а также сведения о его предыдущей деятельности.

Еще одна проблема, связанная с организацией договорной работы на крупных промышленных предприятиях, заключается в неоправданно долгих сроках согласования договорных условий различными подразделениями в рамках самого предприятия, что в конечном итоге приводит к увеличению непроизводительных расходов рабочего времени сотрудников, вынуждает переносить фактические сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. С целью повышения оперативности внутреннего согласования договоров целесообразно осуществить ряд мероприятий. Во-первых, в отношении договоров, предполагающих реализацию ­предприятием ­производимой им продукции, необходимо разработать стандартные проекты договоров, которые в последующем при совершении конкретных сделок согласуются лишь подразделением-исполнителем по договору и экономической службой, подтверждающей факт включения затрат по сделке в запланированные и экономически обоснованные расходы. Во-вторых, в локальных актах предприятия должны быть четко определены сроки для согласования договора каждым подразделением и общий срок внутреннего согласования договора. В-третьих, проект договора для согласования следует предоставлять в различные подразделения не последовательно друг за другом, а одновременно, для чего необходимо изготовить соответствующее количество экземпляров проекта договора.

В случаях, когда заключаются договоры на поставку дорогостоящего нестандартного оборудования или на выполнение значительного по объему и стоимости комплекса работ, имеет смысл внедрить в практику договорной деятельности использование процедуры проведения торгов на право заключения договора. Несмотря на необходимость дополнительных временных затрат на их проведение, такая практика оправдывает себя с точки зрения появления возможности значительно снизить цену по договору и выбрать контрагента, способного наиболее качественно и оперативно исполнить договорные обязательства. Регламентировать процедуру проведения торгов целесообразно в отдельном локальном правовом акте, где указать форму проведения торгов (закрытые или открытые, аукцион или конкурс), состав комиссии по проведению торгов, состав тендерной документации, порядок уведомления потенциальных участников о проведении торгов, непосредственно процедуру проведения торгов, порядок принятия решения по их итогам и критерии для определения победителя и т. д. В качестве приложений к такому локальному акту необходимо разработать типовые формы документов, составляемых в процессе проведения торгов (уведомление о проведении торгов, тендерная документация, протокол заседания комиссии и т. п.). При этом следует учитывать, что в силу требований пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ после подписания итогового протокола с победителем торгов, заключение договора с ним становится обязательным. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 449 Гражданского кодекса РФ любой из участников торгов или иное заинтересованное лицо может в судебном порядке оспорить их результаты, если считает, что имело место нарушение правил проведения торгов, установленных законом.

Задачи юридической службы в сфере организации договорной работы на предприятии не ограничиваются обеспечением заключения договоров, юридически верно оформленных и в максимальной степени отражающих интересы предприятия. На штатных юристов предприятия должна быть возложена обязанность по проведению периодических проверок соблюдения договоров, что способствует повышению договорной дисциплины. В рамках проведения таких мероприятий контроль должен осуществляться не только за соблюдение сроков исполнения договорных обязательств, но и за правильностью оформления документации. По итогам проводимых проверок в подразделения – исполнители по договорам необходимо направлять заключения с рекомендациями по улучшению договорной деятельности, проводить разъяснительные семинары и консультации.

С организацией договорной работы тесно связан еще один аспект деятельности правовой службы предприятия – ведение претензионно-исковой работы. В публикациях, посвященной этой теме, обычно отмечается необходимость разработки внутреннего документа, определяющего распределение обязанностей различных подразделений в процессе такой деятельности, сроки предоставления и состав материалов, передаваемых в юридическую службу для осуществления взыскания. Дополнительно к этому следует отметить, что в юридическую службу, как правило, передаются сведения о долгах, возникновение которых вызвано не просто просрочкой в исполнении обязательств в связи с временными трудностями в деятельности должника, а объективной невозможностью рассчитаться по долгам (устойчивой неплатежеспособностью) или недобросовестностью руководителей организации-должника. Поэтому далеко не всегда оказываются эффективными способы взыскания, реализуемые в рамках искового и исполнительного производства, производства по делам о несостоятельности (банкротстве). В этой связи сотрудники юридической службы должны обладать навыками применения на практике всего комплекса мер, предусмотренного действующим законодательством, по воздействию на должника с целью понудить его исполнить принятые на себя обязательства. Прежде всего речь идет об обращении в правоохранительные и надзорные государственные органы, уполномоченные возбуждать дела о привлечении к административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений в экономической сфере. К таким органам прежде всего относятся органы прокуратуры, соответствующие подразделения органов внутренних дел, федеральная служба по финансовому мониторингу. К сожалению, нормы, содержащиеся в действующем законодательстве и предусматривающие ответственность за уклонение от погашения задолженности, в большей степени являются декларативными и не позволяют выработать на практике действенный механизм их применения. Так, при привлечении должностного лица организации к ответственности по статьям 177 «Зло­стное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» Уголовного кодекса РФ необходимо доказать, что должник имеет реальную возможность рассчитаться по долгам (исполнить судебный акт), но не делает этого злонамеренно. Такой подход изначально предполагает неэффективность вышеназванных норм, поскольку при наличии сведений о имуществе должника, на которое может быть обращено взыскание, кредитор совестно со службой судебных приставов примет соответствующие меры по взысканию долга в рамках исполнительного производства и повод для обращения в правоохранительные органы просто не возникнет. В качестве еще одного примера можно привести статью 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», практика применения которой свидетельствует о необходимости доказать, что руководитель должника изначально, еще на стадии заключения договора, не был намерен исполнять принимаемые по договору обязательства и не имел для этого фактической возможности. Между тем кредитор такими доказательствами, как правило, не обладает, поскольку если бы они имелись на момент заключения договора, то кредитор просто не стал бы вступать в договорные отношения, а получить их уже после того, как проявился факт неисполнения должником своих обязанностей, фактически нереально. Можно еще достаточно долго перечислять подобные примеры. В то же время сложности, связанные с применением на практике соответствующих норм административного и уголовного законодательства, не означают бесперспективность использования этого подхода, поскольку зачастую самого факта возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении оказывается достаточно, чтобы побудить должника рассчитаться по своим долгам.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право