На главную Написать письмо

 

 

Система менеджмента качества продукции (историко-правовой аспект)

О. А. Герасимов, заместитель директора ОАО «НТМК» по правовым вопросам, кандидат юридических наук

Тенденции к интеграции в настоящее время стали отличительной чертой мировой экономики. Для обеспечения равноправного успешного взаимодействия России с мировым экономическим сообществом, решения внутренних задач, стоящих перед российской экономикой, первостепенное значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Данная задача должна решаться как на уровне государства, так и на уровне организаций.

Качество – главная составляющая конкурентоспособности продукции. Его обеспечение не может быть достигнуто с помощью отдельных, даже крупных, организационных действий. Решение проблемы требует целенаправленного применения большого комплекса технических, экономических, правовых и организационных мероприятий, т. е. системного подхода.

В исследовании категории качества продукции (работ, услуг) можно выявить две встречные тенденции. Большинство ученых, работающих в данной отрасли науки, стремятся выработать и обосновать наличие отдельных (отраслевых) понятий качества. Например, философского, социологического, экономико-статического, технико-экономического, товароведческого, кибернетического, правового. В итоге разработано более ста таких понятий1. Разумеется, все это нельзя воспринимать как спор о словах. Исследования, проводимые с целью определения качества, имеют теоретическое и непосредственно практическое значение.

Как показывает международная практика, одним из самых действенных механизмов повышения конкурентоспособности продукции и эффективности деятельности организаций является внедрение и сертификация систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ) на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000 (национальные аналоги ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14000). В России в последние годы растет популярность международных и национальных стандартов на другие аспекты менеджмента, а также стандартов, содержащих особые требования к системам менеджмента для секторов экономик.

Как правило, отраслевые стандарты на системы качества базируются на стандартах ИСО серии 9000, включая в полном объеме содержание стандарта ИСО 9001. Так в металлургической отрасли экономики.

Однако в ряде отраслей, например в лекарственной, стандарты развиваются на основе так называемой надлежащей производственной практики GMP.

Правила GMP (Good Manufactoring Practice) являются общим руководством, устанавливающим порядок организации производственного процесса и проведения контроля. Выполнение требований GMP является важной составляющей обеспечения безопасности для людей и животных.

Кроме стандартов, широкую популярность приобрели модели совершенствования, используемые в конкурсах на соискание премий по качеству (Деминга в Японии, М. Болдриджа в США, Европейской премии, премии правительства Российской Федерации в области качества).

Организациям, совершенствующим свои системы менеджмента, следует учитывать все тенденции, выбирая наиболее актуальные новые направления, обращая внимание на необходимость интегрированного подхода к внедрению общих элементов систем и моделей.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на использование в национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14000 и др. иностранного термина «менеджмент». В его основе лежит английский глагол «to manage» – «управлять», который исходит от латинского «manus» – рука. Практически все зарубежные руководства понятие «менеджмент» трактуют как процесс достижения цели организации руками других людей.

Наиболее значимыми подходами к анализу управления организацией являются следующие:

– рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

– рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

– рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности2.

По мнению П. Г. Лахно3, поскольку названные выше процессы осуществляются в различных, в том числе и правовых формах, важное значение имеет анализ правового регулирования этой деятельности, составляющей неотъемлемую часть деятельности предпринимательской.

Категория управления качеством продукции является сравнительно новой проблемой в теории и практике. Однако, несмотря на свою «молодость», эта категория уже вызвала оживленную дискуссию в литературе и трактуется неоднозначно различными исследователями4. Причин для такого разночтения много. Одна из них – многоаспектность понятий «управление» и «качество», являющихся исходной базой для раскрытия сущности рассматриваемой категории.

В юридической литературе по субъектам управления, объектам, содержанию, формам, методам и средствам осуществления принято различать технологическое и социальное управление качеством продукции5. Как особый вид социальных систем управления управление качеством продукции отражает правовую сторону данного явления и в этом аспекте представляет наибольший интерес для раскрытия сущности последнего6.

Необходимо отметить, в СССР действовали различные системы управления качеством продукции: в масштабах государства – Единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГ УКП), отрасли – отраслевая система управления качеством продукции (ОС УКП), территории (региона) – территориальная система управления качеством продукции (ТС УКП). В хозяйственной практике предприятий широкое распространение получила комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) на базе стандартизации, которой отводилась существенная роль в повышении качества всех видов промышленной продукции.

Легальное определение понятия «управление качеством продукции» содержалось в ГОСТе 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»7. В п. 53 названного стандарта данное понятие определялось как «действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества».

По мнению В. С. Белых8, данное понятие нуждалось в уточнении и совершенствовании. В общем плане управление представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на упорядочение состояния и развития общества9.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 под менеджментом понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Как видно из приведенного определения, менеджмент качества – комплексное понятие, включающее в себя разработку, планирование, управление, обеспечение и улучшение качества.

В настоящее время для внедрения и обеспечения эффективных систем менеджмента качества разработано семейство стандартов ИСО 9000:

– ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

– ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

– ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

В ГОСТ Р ИСО 900-2001 дано определение СМК как объекта стандартов семейства ИСО 9000, а также определены восемь принципов менеджмента качества:

– Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

– Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

– Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

– Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

– Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

– Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

– Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

– Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

ГОСТ Р ИСО 9000–2001 устанавливает основные положения систем менеджмента качества.

1. Обоснование необходимости СМК.

СМК могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в договоре или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

2. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции.

Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиям к продукции.

Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых отраслях промышленности и экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов.

Требования к продукции и в ряде случае связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, договорах.

3. Подход к системам менеджмента качества.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

з) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

4. Процессный подход.

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться «процессным подходом».

5. Политика и цели в области качества.

Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и заинтересованность сторон.

6. Роль высшего руководства в системе менеджмента качества.

На наш взгляд, используемый в стандарте термин «высшее руководство» требует дополнительного правового анализа, который будет проведен за рамками данной статьи в дальнейших публикациях по данной тематике.

С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества могут использоваться высшим руководством как основа для выполнения своей роли в:

а) разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

б) популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

в) обеспечении ориентации на требования потребителей во всей организации;

г) обеспечении внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;

д) обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества;

е) обеспечении необходимыми ресурсами;

ж) проведении периодического анализа системы менеджмента качества;

и) принятии решений в отношении политики и целей в области качества;

к) принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.

7. Документация.

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Каждая организация определяет объем необходимой документации и ее носители. Это зависит от таких факторов, как вид и размер организации, сложность и взаимодействие процессов, сложность продукции, требования потребителей, соответствующие обязательные требования, продемонстрированные способности персонала, а также от глубины, до которой необходимо подтверждать выполнение требований к системе менеджмента качества.

8. Оценивание систем менеджмента качества.

8.1. При оценки СМК следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:

а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?

б) распределена ли ответственность?

в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?

г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.

8.2. Аудит (проверка) системы менеджмента качества.

8.3. Анализ системы менеджмента качества.

Одна из задач высшего руководства – проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Анализ включает определение потребности в действиях.

При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации используют отчеты по аудитам (проверкам).

8.4. Самооценка.

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

9. Постоянное улучшение.

Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают:

а) анализ и оценку существующего положения для определения областей для улучшения;

б) установление целей улучшения;

в) поиск возможных решений для достижения целей;

г) оценивание и выбор решений;

д) выполнение выбранных решений;

е) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;

ж) оформление измерений.

10. Направленность систем менеджмента качества и других систем менеджмента.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно.

Представленный обзор ГОСТ Р ИСО 9000-2001 выявляет детальное регулирование социально-экономических отношений людей в процессе воспроизводства материальных благ национальным стандартом, что в свою очередь вызывает необходимость в определении его (стандарта) правовой природы. Существуют различные точки зрения по этой сложной проблеме.

В советский период российской истории юридическая природа стандарта качества рассматривалась учеными в двух аспектах. Наиболее распространена была точка зрения, согласно которой стандарт является нормативным актом с техническим (технико-правовым, нормативно-техническим) содержанием (концепция нормативного акта)10. Судя по публикациям последнего времени, число ее сторонников постоянно увеличивается.

Другая группа ученых рассматривала стандарт в качестве нормы права (системы правовых норм)11. Рассматриваемая точка зрения на сущность стандарта получила название «нормативная концепция».

По мнению В. С. Белых12, неадекватная оценка юридической природы стандарта связана с различным пониманием соотношения нормативного акта и юридической нормы. Так, С. С. Алексеев пишет, что нормативный акт представляет собой официальный документ – акт правотворчества компетентного органа, содержащий нормы права (предписания)13. Такая позиция является господствующей в юридической литературе.

В. С. Белых14 отмечает, что сторонники указанных концепций не всегда последовательны в отстаивании собственных взглядов на юридическую природу стандарта. Например, В. С. Шелестов трактует стандарт и как нормативный акт, и как норму15. В свою очередь, З. Г. Крылова считает, что стандарт является, с одной стороны, подзаконным нормативным актом, с другой – правовой нормой16. Противоречивая оценка сущности стандарта содержится в работах И. А. Халапа, В. М. Огрызкова, С. Е. Машанского и других ученых-юристов.

Указанная непоследовательность была отмечена О. А. Красавчиковым, который писал, что приверженцы обсуждаемой концепции «нормативного акта» постоянно меняют терминологию, когда идет речь о стандарте17. В. С. Белых отмечает, что аналогичный упрек можно высказать в адрес сторонников «нормативной концепции», поскольку нормативный акт представляет собой систему (совокупность) правовых норм.

В настоящее время наблюдается тенденция к консолидации (объединению) различных точек зрения по определению сущности стандарта.

Так, Б. А. Урванцев характеризует стандарт как совокупный результат материально-преобразующей, теоретической и упорядочивающей деятельности людей, их общественных отношений и идеального отражения, выраженный в официальной форме и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения определенного повторяющегося объекта18.

По мнению Е. А. Чабан19, одной из причин невозможности улучшения качества выпускаемой продукции в середине 50-х годов являлись ошибки в правовом регулировании отношений, связанных с разработкой стандартов. Автор считает, что внимание законодателя не уделено вопросу о качестве подготовки проектов стандартов, следствием чего явилась их недостаточная научная обеспеченность.

Анализ современного авторского определения стандарта, данного А. И. Коноваловым20, показывает: технические регламенты и стандарты можно отнести к одному из способов гражданско-правового обеспечения качества товаров, работ и услуг.

Легальное определение понятия «стандарт» дано в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Таким образом, стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, например, методы контроля и испытаний, терминологию и др.

Специфика стандарта как правового акта состоит прежде всего в том, что он регулирует отношения по поводу объектов стандартизации. В силу п. 3.2. ГОСТа Р 1.0-92 объект стандартизации – это предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации.

В литературе выделяют два вида отношений в части объектов стандартизации: общественные (социальные) и естественные21. Общественные отношения – это отношения между социальными субъектами, т. е. связь «субъект-субъект». Естественными являются отношения между людьми и объектами (предметами) природы по типу «субъект-объект». Как отмечает В. С. Белых22, последние (по другой терминологии – технические, технологические, материально-технические отношения) находятся в тесной связи и взаимообусловленности с общественными отношениями.

Общественные отношения регулируются системой социальных норм, разновидностью которых являются нормы права. По мнению В. С. Нерсесянца23, норма права – одно из основополагающих понятий для всех тех доктрин права (независимо от различий в типах правопонимания), которые трактуют право нормативно, т. е. понимают и определяют право в целом через норму, считают, что право как таковое состоит из норм.

То, что принято называть позитивным правом, фактически (как реальное эмпирическое явление) представляет собой неопределенное множество различных официальных документов (законов, постановлений, приказов, судебных прецендентов и т. д.), в которых содержатся разного рода общеобязательные положения (установления, требования, запреты, предоставления, указания, констатации, определения, характеристики, оценки, наказания, поощрения и т. д.).

Весь этот фактический материал сам по себе – без его научно-юридического осмысления, без его доктринальной трактовки – носит, как и все фактическое, весьма хаотичный, неопределенный, фрагментарный характер.

Одна из основных задач юриспруденции в целом и правовой доктрины в особенности состоит в научной разработке, упорядочении и систематизации этого фактического официального материала в качестве определенным образом согласованного единства и целостности различных явлений24.

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты – обязательный. Технический регламент – это вариант обязательного стандарта (до принятия закона все действующие в стране стандарты были обязательными).

Принцип согласия и добровольного применения стандартов положен в основу деятельности многих региональных органов (организаций) стандартизации. Например, в п. 7.1. британского стандарта BSO Part 1: 1981 «Основные положения стандартизации» отмечалось, что опубликование стандарта – лишь рекомендация к его использованию, поскольку применение любого стандарта лежит на усмотрении сторон. В. С. Белых25 отмечает, что предприятие не обязано, например, применять тот или иной государственный стандарт Российской Федерации, так как он (стандарт) является нормативным документом, обладающим высшей юридической силой в иерархии стандартов.

В Российской Федерации предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:

национальные стандарты – стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Порядок их разработки определен ФЗ «О техническом регулировании», Положением об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта26; Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации27. Законодательством предусмотрено добровольное применение национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования, вида и особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией. Порядок их разработки, принятия, введения в действие и применения устанавливается правительством РФ28;

стандарты организаций – стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом «О техническом регулировании». Стандарты организации, регулирующие отношения между социальными субъектами, т. е. связь «субъект-субъект», являются локальными нормативными актами, входящими в состав системы внутреннего правового регулирования организации.

В свете изложенного можно предложить следующее определение системы менеджмента качества. СМК представляет собой регламентированную законами, правовыми актами, локально-нормативными актами деятельность, в рамках которой осуществляется целенаправленное воздействие органов управления организации на общественные отношения между людьми при разработке, производстве, обращении и эксплуатации безопасной и качественной конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей изменяющимся запросам потребителей и обеспечивающей организации устойчивую прибыль за счет экономного использования материальных ресурсов, применения прогрессивных методов организации труда.

СМК – органическая составная часть системы внутреннего правового регулирования организации, характеризуется целостностью и относительной самостоятельностью29.

___________________________________

1 Хохлов С. А. Организация договорной работы в народном хозяйстве. Красноярск, 1986. С. 138–139.

2 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М., 1998. С. 14.

3 Предпринимательское право Российской Федерации/Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно – М.: Юрист, 2003. С.374.

4 См.: Красавчиков О. А. Функции хозяйственного законодательства и категория «управление качеством продукции». – В кн.: Гражданское право, эффективность и качество. Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, СЮИ, 1977, вып.60, С. 32–35.

5 Там же. С. 34–36.

6 Белых В. С. Организация правовой работы по обеспечению качества продукции на предприятии: Учебное пособие, Свердловск, СЮИ, 1984, С. 4.

7 Отменен.

8 Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. и сост. Герасимов О. А. Изд-во: Бизнес, менеджмент и право, 2007., С.

9 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968; Он же. Системность и общество. М., 1980.

10 Огрызков В. М. Основы правового регулирования качества продукции. М., 1976. С. 11–17.

11 Красавчиков О. А. Государственный стандарт – система правовых норм//Сов. государство и право. 1977. № 5. С. 76–79.

12 Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. С. 81.

13 Алексеев С. С. Проблемы теории права: Курс лекций: в 2 т. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 24.

14 Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. С. 81.

15 Шелестов В. С. Договор поставки и качества продукции. С. 39–42.

16 Крылова З. Г. Юридическая природа стандартов//Правовые проблемы стандартизации, метрологии и качества продукции: Материалы Всесоюзн. науч.-практ. конф. М., 1972. С. 133–135.

17 Красавчиков О. А. Управление качеством продукции и стандартизация (правовой аспект)//Правовые проблемы управления качеством продукции на базе стандартизации и метрологического обеспечения: Материалы Всесоюзн. науч.-практ. конф. Свердловск, 1979. С. 82.

18 Урванцев Б. А. Порядок и нормы. М., 1991. С. 190.

19 Чабан Е. А. Организационно-правовые основы стандартизации в советском государстве (историко-правовой аспект). Автореф. дис… канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 20.

20 Коновалов А. И. Проблемы гражданско-правового регулирования качества товаров и услуг//Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 6: Сб. науч. ст./Под общ. ред. В. Ф. Попондопуло и Д. В. Нефедова. М., 2007. С. 137.

21 Казанцев М. Ф. Технико-юридические нормы в механизме договорного регулирования хозяйственных связей по поставкам. Автореф. дис.… канд. юрид. наук. Свердловск, 1985. С. 8–9.

22 Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. С. 86.

23 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999. С. 387.

24 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. С. 388.

25 Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. С. 83.

26 Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 «Об опубликовании и размере платы за опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта»//СЗ РФ. 2003 г. № 32. Ст. 3220.

27 Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации»//СЗ РФ. 2003 г. № 39. Ст. 3773.

28 Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». СЗ РФ. 2003 г. № 46 (часть II). Ст. 4472.

29 Подробнее о системе внутреннего правового регулирования см.: Герасимов О. А. Система внутреннего правового регулирования как основа повышения эффективности управления субъектами предпринимательской деятельности//Бизнес, менеджмент, и право. 2006. № 1. С. 75–80.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право