На главную Написать письмо

 

Состояние финансового рынка УрФО

Кузьмин И. В., заместитель руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в УрФО


Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее РО ФСФР в УрФО) является Территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. На вверенной ей территории обеспечивает выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банков¬ской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.

Однако создание благоприятных условий для развития российского финансового рынка и повышение его конкурентоспособности в целом является одной из приоритетных задач для регулятора, согласно утвержденной «Стратегии развития российского финансового рынка на 2006–2008 годы» (далее Стратегия), утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 01 июня 2006 г. № 793 р.

В целях реализации основных задач, изложенных в Стратегии, руководствуясь Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 22 июня 2006 г. № 06–69/пз-н, РО ФСФР в УрФО начиная с 2007 года осуществляет подготовку ежеквартального аналитического обзора состояния финансового рынка Уральского федерального округа (далее Обзор).

Обзор позволяет осуществлять текущий мониторинг и отслеживать динамику развития регионального финансового рынка по индикаторам, которые соответствуют основным целевым количественным показателям Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006–2008 годы.

Региональный финансовый рынок представляют два сектора: корпоративный и сектор инфраструктуры рынка.

Анализ корпоративного сектора показывает достаточно низкий уровень активности эмитентов эмиссионных ценных бумаг в области выхода на открытый рынок акционерного и заемного капитала. На конец III квартала 2007 года в котировальных списках ведущих организаторов торговли представлены 19 региональных эмитентов, акции которых торгуются на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), 27 – в Российской торговой системе (РТС) и 104 – в системе электронных торгов RTS Board. Суммарный оборот с ценными бумагами данных эмитентов на организованном рынке в III квартале превысил 260 млрд руб.

Общий уровень привлекательности и доступности российского финансового рынка для уральских предприятий отражает показатель капитализации финансового рынка УрФО, в данном случае он рассчитывался как сумма произведений рыночной стоимости ценных бумаг на их общее количество среди эмитентов УрФО, ценные бумаги которых торгуются на организованном рынке. Общая информация о капитализации рынка акций и облигаций представлена в таблице 1.

Не менее важным показателем, характеризующим наличие условий для опережающего развития российского финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), согласно Стратегии служит отношение капитализации рынка акций и облигаций к ВВП. На региональном уровне для оценки тех же параметров можно рассчитать отношение капитализации рынка акций и облигаций по уральским предприятиям к валовому региональному продукту (ВРП) (таблица 2).

Из представленных данных видно, что в целом по УрФО данный показатель составляет по рынку акций 109 процентов и 1,2 процента по рынку облигаций. Однако согласно Стратегии значения данных показателей на конец 2008 года прогнозируются на уровне 70 и 4,5 процента соответственно. В результате мы видим опережение по рынку акций и серьезное отставание в уровне капитализации по рынку облигаций. Это лишний раз подтверждает низкую популярность долговых рыночных инструментов среди руководителей малых и средних предприятий УрФО по сравнению с банковскими кредитами. Причиной тому служат несколько факторов, главные из которых: низкая активность самих профессиональных участников рынка ценных бумаг в работе с уральскими предприятиями по данной тематике, а также существующие до сих пор нормы регулирования, ограничивающие максимально возможный объем эмиссии долговых инструментов для хозяйствующих обществ. Однако предложение пересмотреть подобные ограничения, при котором номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами, является одной из приоритетных задач Стратегии в рамках создания правовых основ для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на российский рынок капитала.

Уральские компании: профес¬сиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании, регистраторы, а также субъекты правоотношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, составляют основу для создания полноценной инфраструктуры финансового рынка УрФО. Соответственно, отслеживая динамику их развития, мы сможем оценить и общий уровень развития инфраструктуры регионального финансового рынка.

В настоящее время на территории Уральского федерального округа действует 2 филиала саморегулируемой организации «Националь¬ная ассоциация участников фондового рынка»: Уральский и Челябинский, а также саморегулируемая организация «Некоммерческое парт¬нерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона» (ПУФРУР). Кроме того, часть профессиональных участников УрФО являются членами Омского филиала «НАУФОР».

На территории УрФО расположены 95 организаций, имеющих лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (таблица 3).

На территории УрФО осуществляют профессиональную деятельность 95 организаций, 15 управляющих компаний, 16 негосударственных пенсионных фондов. Также в округе действуют порядка 120 филиалов, представительств и агентов по продаже, обмену и погашению инвестиционных паев иногородних профессиональных участников и управляющих компаний. Сумма собственных средств среди местных управляющих компаний к концу III квартала 2007 года составила около 400 млн руб. Активы под управлением превысили 9,2 млрд руб. Данные показатели характеризуют достаточный уровень финансовой устойчивости региональных управляющих компаний.

Иначе складывается ситуация в области формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений граждан. По состоянию на III квартал 2007 года собственное имущество негосударственных пенсионных фондов (НПФ), расположенных на территории УрФО, составило 42 717,2 млн руб. Пенсионные резервы НПФ – 26 718,3 млн руб. Количество договоров с физическими лицами НПФ, расположенных на территории УрФО, – 170 178 шт. Количество договоров с юридическими лицами НПФ, расположенных на территории УрФО, – 10 430 шт. (таблица 4).

В Стратегии, наряду с вышеназванными, определен показатель, характеризующий повышение уровня развития финансового рынка в 2006–2008 гг.: отношение стоимости чистых активов инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП. По итогам 2008 г. его значение прогнозируется на уровне 6 процентов. Учитывая региональный аспект и вероятность двойного учета средств, мы рассчитываем данный показатель как отношение собственного имущества региональных негосударственных пенсионных фондов к ВРП. В среднем по округу данный показатель не превышает 1,1 процента, в то время как по стране он находится в пределах 1,7–1,8 процента (таблица 5).

Немаловажной составляющей уровня развития инфраструктуры регионального финансового рынка является наличие аккредитованных специализированных учебных центров по подготовке и аттестации специалистов финансового рынка. На сегодняшний день на территории УрФО действуют 4 такие организации: Уральский институт фондового рынка, Уральский филиал «НАУФОР», Челябинский филиал «НАУФОР», Омский филиал «НАУФОР». За III квартал 2007 года аккредитованными ФСФР России организациями на территории УрФО было проведено 35 квалификационных экзаменов, количество аттестованных специалистов финансового рынка УрФО за III квартал 2007 года – 111 из 126 сдававших (диаграмма 1).

Невысокие показатели капитализации рынка облигаций, а также недостаточный уровень в части формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений граждан, с одной стороны, являются причиной низкого уровня информированности о данных инструментах, с другой стороны, отражают высокий потенциал роста и развития рынка в данном направлении. В целях его стимулирования в 2007 году были сформированы совместные рабочие группы между РО ФСФР в УрФО и органами власти субъектов Уральского федерального округа. Региональное отделение входит в межведомственную комиссию по вопросам развития негосударственного пенсионного обеспечения населения Свердловской области, принимает активное участие в мероприятиях, по информированию населения об инструментах финансового рынка. Также стоит отметить активное участие самих органов власти субъектов УрФО в вопросах стимулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан и регионального финансового рынка в целом. Проводится большое количество мероприятий, в том числе выездных, для населения и работодателей, осуществляется личный прием граждан, иная разъяснительная работа.

Одним из основных направлений деятельности (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе является осуществление на подведомственной территории контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками и иными участниками финансовых рынков требований законодательства РФ.

За III квартал 2007 года РО ФСФР России в УрФО проведено 63 проверки участников финансовых рынков, из них 24 плановых и 39 камеральных (таблица 6).

4.1. Наиболее распространенными нарушениями законодательства РФ, выявленными в ходе проверок эмитентов, являются:

1. Нарушение процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, предусмотренной главой 7 ФЗ от 26.12.1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах»; Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.05.2002 г. № 17 пс. Например:

- протоколы общих собраний акционеров общества составлены с нарушением норм действующего законодательства;

- общество не направило лицам, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, бюллетени для голосования на общем собрании и сообщение о его проведении;

- сообщение о проведении общего собрания акционеров не соответствует требованиям действующего законодательства.

2. Нарушения, связанные с раскрытием информации, предусмотренные ст. 30 ФЗ от 22.04.1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 92, ст. 93 ФЗ от 26.12.1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах», Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. № 06–117/пз-н. Например:

- обществом не соблюдается установленная законодательством обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, в форме сообщений о существенных фактах, в форме сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг;

- не раскрывается информация об аффилированных лицах;

- общество не раскрывает годовой отчет акционерного общества, устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов.

3. Нарушения процедуры подготовки и проведения заседаний cовета директоров. Например:

- протокол заседания cовета директоров составлен с нарушением норм действующего законодательства;

– совет директоров общества избран с нарушением требований действующего законодательства;

– заседания совета директоров проводились с нарушением норм действующего законодательства.

4. Нарушения регистраторами (эмитентами, самостоятельно осуществляющими ведение реестра) требований Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. № 27. В частности:

– нарушения, связанные с ведением реестра;

– регистрационные журналы ведутся с нарушением законодательства;

– нарушения, связанные с ведением лицевых счетов.

4.2. Наиболее распространенными нарушениями законодательства РФ, выявленными в ходе проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг, коллективных инвесторов, являются:

1. Контролером ненадлежащим образом исполняются обязанности по осуществлению внутреннего контроля.

2. Чистые активы меньше величины уставного капитала.

3. Количество членов ЖНК не соответствует требованиям ФЗ «О ЖНК».

4. Порядок взаимодействия регистратора с филиалами не соответствует требованиям законодательства РФ.

5. Несоблюдение требований Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 13.08.2003 г. № 03–34/пс.

6. Составление отчетов клиентам с нарушением требований Порядка ведения внутреннего учета сделок, утвержденного постановлением ФКЦБ России № 38, Минфина РФ № 108н от 11.12.2001 г.

7. Несоблюдение требований законодательства и внутренних локальных нормативных актов, предъявляемых к сотрудникам профессионального участника рынка ценных бумаг.

За III квартал 2007 года в Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе поступило 298 заявок на государственную регистрацию выпусков ценных бумаг от эмитентов подведомственных территорий.

За указанный период РО ФСФР России в УрФО было зарегистрировано 242 выпуска эмиссионных ценных бумаг и 214 отчетов об итогах выпуска. Лидерами по количеству зарегистрированных выпусков и отчетов об итогах выпусков среди субъектов УрФО являются Свердловская, Челябинская и Тюменская области. На долю указанных субъектов приходится 87,2% всех зарегистрированных выпусков и 85,9% всех зарегистрированных отчетов об итогах выпусков (диаграммы 2, 3).

Количество отказов в регистрации выпусков ценных бумаг – 40, в регистрации отчетов об итогах выпусков – 3. 3 выпуска ценных бумаг признаны несостоявшимися.

За III квартал 2007 года общий объем зарегистрированных РО ФСФР России в УрФО выпусков составил 4 098,56 млн руб., зарегистрированных отчетов – 3 337,91 млн руб. Лидерами по объемам зарегистрированных выпусков среди субъектов УрФО являются Свердловская, Челябинская и Тюменская области, а по объемам зарегистрированных отчетов об итогах выпусков – Свердловская область, Ханты-Мансийский АО-Югра и Тюменская область (диаграмма 4).

В виде государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг, в федеральный бюджет перечислено 10 573 тыс. руб.

За III квартал 2007 года РО ФСФР России в УрФО возбуждено 302 дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 130 постановлений о наложении административных штрафов и 80 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении (диаграмма 5).

Анализ выявленных правонарушений показывает, что основная доля нарушений приходится на нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг – 49,3%, и на невыполнение в установленный срок законных предписаний (постановлений, решений, предписаний) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства – 35,4% (диаграмма 6).
 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право