На главную Написать письмо

 

«Внештатная» счетная комиссия – кому во благо, кому во вред?!

Е. В. Котельникова, кандидат юридических наук, руководитель корпоративно-правового направления ЗАО «Правовые профессиональные технологии»


В литературе отмечается, что эмиссионные ценные бумаги представляют наибольшую «общественную опасность», так как их можно в больших масштабах использовать для сбора денег и иных средств1. Товар, обращающийся на рынке, в свою очередь, влияет на определение механизмов его регулирования, состав участников, их права и обязанности… Указанное в полной мере относится и к рынку ценных бумаг. Ряд исследователей даже предполагают, что именно усиление государственного контроля позволяет выделять эмиссионные ценные бумаги в особый тип ценных бумаг2.

Властное государственное воздействие на функционирование рассматриваемых общественных отношений осуществляется по ряду основных направлений, в частности, нормативно-правовое регулирование, контроль, разрешительная деятельность, применение мер принуждения…

Объектом государственного регулирования является поведение участников рынка ценных бумаг, к которым относятся в том числе эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвесторы.

Необходимость указанного «вмешательства» государства возникает из за частичного несовпадения интересов указанных участников.

В последнее время на практике стали возникать ситуации, когда «коммерческие» интересы профессиональных участников, направленные на минимизацию расходов по исполнению своих функ¬ций, ставят под угрозу права и законные интересы инвесторов. Указанное имеет место при передаче специализированным регистратором функций счетной комиссии на основании доверенности третьему лицу, не являющемуся работником регистратора. Возможно, что в ряде случаев указанное обусловлено территориальной удаленностью специализированных регистраторов от эмитентов, неразветвленной сетью филиалов регистраторов, значительными финансовыми затратами для формирования материально-технической баз и штатной численности новых структур и т. п.

Рассмотрим ситуацию со следующими исходными данными:

Число акционеров-владельцев голосующих акций общества (далее – эмитента) составляет более 500;

Ведение реестра владельцев ценных бумаг выполняет специализированный регистратор (далее – регистратор).

И ответим на вопрос – «правомерна ли передача регистратором функций счетной комиссии на основании доверенности третьему лицу, не являющемуся работником регистратора?».

Для разрешения поставленного вопроса обратимся к нормативно-правовой базе, а также к имеющейся правоприменительной практике.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций общества более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров. В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор.

В силу п. 1 ст. 56 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 4.3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс, функции счетной комиссии завода могут выполняться только регистратором, ведущим реестр акционеров.

Таким образом, функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров эмитента обязан выполнять регистратор.

Согласно со ст. 8, ст. 39 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица, имеющие лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В силу п. 2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27), регистратор – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, осуществляющий самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.

В силу общих принципов лицензирования, ст. 38, 39, 42, 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», порядка лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (приказ ФСФР РФ от 06.03.2007 № 07–21/пз-н), а также правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 04.10.2006 № 441 О, приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно – при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. В связи с этим федеральным законодателем определены лицензионные требования и условия, предъявляемые к юридическим лицам – соискателям лицензии, предусматриваю¬щие требования как к руководителям, так и к работникам регистратора. Поскольку лицензионные требования и условия содержат не только необходимые при получении лицензии требования к участникам рынка ценных бумаг, но и определяют условия осуществления лицензионной деятельности, то содержание лицензионных требований и условий не предполагает выполнение юридических действий, вытекающих из лицензионной деятельности регистратора, лицами, не состоящими в штате юридического лица.

В рассматриваемом случае выполнение функций счетной комиссии в силу закона (ст. 56 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах») является обязанностью регистратора и, соответственно, является одним из элементов его лицензионной деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

На основании указанного регистратор обладает специальной правоспособностью, в связи с чем обязанность по осуществлению функций счетной комиссии должна была выполняться самим регистратором (через своих работников) и не может быть выполнена третьим лицом по доверенности, выданной в порядке ст. 185, 186 Гражданского кодекса РФ. Соответственно, действия регистратора по передаче права на осуществление лицензионного вида деятельности другим лицам не являются правомерными.

Как отмечается в судебной практике, правоотношения, связанные с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг открытого акционерного общества, не являются исключительно гражданско-правовыми. Они затрагивают интересы неограниченного круга лиц и имеют также публичный характер3. М. И. Кулагин отмечал, что процесс ведения реестра владельцев ценных бумаг являет собой типичный пример проявления тенденции развития частного права – его публицизации4.

При этом можно согласиться с предположением о том, что публично-правовой характер правоотношений, связанных с ведением реестра акционеров, выполнением функций счетной комиссии, проистекает из того, что ведение реестра именных ценных бумаг специализированной организацией направлено прежде всего на охрану интересов акционеров (владельцев ценных бумаг). Следовательно, выполнение функций счетной комиссии на общем собрании акционеров в большей степени совершается в целях защиты интересов неограниченного круга лиц.

Кроме того, действия по выполнению функций счетной комиссии совершаются в интересах акционеров, акционерного общества, но не в интересах регистратора, тогда как доверенность, выдаваемая в порядке ст. 185, 186 Гражданского кодекса РФ, предполагает совершение каких-либо юридических действий в интересах лица, выдавшего доверенность.

Представляется также, что обязанность по выполнению функций счетной комиссии должна быть выполнена регистратором через своих работников, поскольку непосредственно выполнение данной функции непосредственно лицом, осуществляющим ведение реестра, обеспечивает защиту персональных данных акционеров, что является одной из обязанностей регистратора.

Так, согласно ст. 51 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит имя (наименование) каждого такого лица, данные, необходимые для его идентификации, данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым оно обладает, почтовый адрес в РФ, по которому должны направляться сообщение о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования в случае, если голосование предполагает направление бюллетеней для голосования, и отчет об итогах голосования. В развитие данной нормы п. 7.4.5. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утверждено Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27) устанавливает, что список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать следующие данные:

• фамилия, имя, отчество (полное наименование) акционера;

• вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, орган, выдавший документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дата регистрации);

• место проживания или регистрации (место нахождения);

• адрес для направления корреспонденции (почтовый адрес);

• количество акций с указанием категории (типа).

При этом необходимо учитывать положения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных». Согласно ст. 3 данного закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его:

• фамилия, имя, отчество,

• год, месяц, дата и место рождения,

• адрес,

• семейное, социальное, имущественное положение,

• образование,

• профессия,

• доходы,

• другая информация.

При этом под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Таким образом, на рассматриваемую ситуацию распространяется и действие ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 ФЗ «О персональных данных», согласно которой операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Итак, рассмотрение вышеизложенных норм, регулирующих различные аспекты корпоративных, информационных и иных правоотношений, позволяет сделать предположение о том, что, несмотря на отсутствие прямого запрета в действующем законодательстве РФ, передача регистратором функций счетной комиссии на основании доверенности третьему лицу, не являющемуся работником регистратора, нарушает права и законные интересы инвесторов и является незаконной.

Указанная позиция, сформированная в процессе правоприменения в рамках Регионального отделения ФСФР России в УрФО, нашла своё отражение и в судебной практике – см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 по делу № А60–3689/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 по тому же делу, Постановление ФАС УрФО от 09.10.2007 по делу № Ф09–8170/07 С15.
 


1 Митин Б. М. Ценные бумаги: налоги, учет, правовое регулирование. 2 изд., перераб. и доп. М. 2001. С. 102–103.

2 Мурзин Д. В. Ценные бумаги и тенденции развития гражданского права. Цивилистические записки. М., Статут. 2001. С. 273.

3 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2003 по делу № А60–3417 / 2003‑С5). Информация о деле получена из архивов ФСФР.

4 Кулагин М. И. Избранные труды. М.: «Статут» (в серии «Классика российской цивилистики»). 1997. С. 184.

5 Информация о делах получена из правовой системы Консультант Плюс.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право