На главную Написать письмо

 

Развитие инновационной инфраструктуры Свердловской области

Коковихин А. Ю., кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела науки и инноваций министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области,

Сергеев А. М., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических теорий УрГЮА


Переход от ресурсно-ориенти­рован­ной к инновационной экономике требует формирования соответствующей институциональной основы, которой является национальная инновационная система. Именно она призвана обеспечить условия для устойчивого экономического роста посредством использования интеллектуального потенциала страны, генерации, распространения и реализации новых знаний, выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции. Применительно к федеративному государству необходимо разрабатывать и создавать региональные инновационные системы как составные элементы единой макросистемы, имеющие определенную специфику.

Понятие национальной (регио­нальной) инновационной системы было введено в научный лексикон теории экономического развития в конце 80‑х гг. прошлого века. Под ней понимается «совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности сносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая – это система взаимосвязанных институтов, предназначенных для того, чтобы хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии»1.

В «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.», утвержденных постановлением Правительства РФ 5 августа 2005 г. № 2473 п-П7, инновационная система определяется как «совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы».

Национальная инновационная система, таким образом, является неотъемлемой составной частью экономики современного государства и представляет собой совокупность расположенных на его территории хозяйствующих субъектов, совместно участвующих в процессе производства, распространения и использования нового знания. Направления её деятельности определяются проводимой макроэкономической, в первую очередь промышленно-инновационной, государственной политикой, а механизмы функционирования регламентируются соответствующей нормативно-правовой базой.

Следует заметить, что роль государства (правительства) различна на разных стадиях формирования инновационной системы страны. На начальных этапах государственная политика является определяющим фактором становления этой системы. Постепенно, по мере запуска институтов инновационного развития, функцией государства становится скорее косвенная поддержка инновационного сектора экономики, разработка и необходимая корректировка стратегических приоритетов. Сегодня в России государственная политика должна активно способствовать созданию и эффективному функционированию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с высокими переделами и большой добавленной стоимостью, а также сферу высококвалифицированных услуг.

Основу инновационной системы составляет непрерывная генерация нового, экономически выгодного знания. Здесь основное значение играет фундаментальная наука, которая не только получает новые знания, но и распространяет их через научно-информационные сети и образовательные учреждения. Наряду с организациями, осуществляющими фундаментальнее и прикладные исследования и разработки, в неё входят крупные корпорации, производящие массовый выпуск наукоемкой продукции, наличие которых обеспечивает, в частности, развитие малого и среднего высокотехнологичного бизнеса.

Особую роль в национальной инновационной системе отводится её инфраструктуре, которая призвана прежде всего обеспечить передачу новых технологий от разработчиков в промышленность. В Послании Президента Федеральному Cобранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. отмечалось: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток». Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд – все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности».

Для достижения указанной цели необходимо на федеральном и региональном уровнях выстроить способную к саморазвитию целостную инновационную систему и обеспечить регулирование её деятельности. В связи с этим требуется:

завершить разработку и ввести в действие нормативно-правовую базу для осуществления эффективной инновационной деятельности, вовлечения результатов научных исследований в гражданско-правовой оборот;

совершенствовать механизмы финансирования инновационного цикла, обеспечить широкое привлечение частных денежных средств в высокотехнологичные инновационные проекты за счет создания институтов их стартового финансирования и развития системы венчурного инвестирования.

построить развитую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, передачи обладающих коммерческим потенциалом результатов научных исследований и прикладных разработок в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг.

Инновационная инфраструктура включает центры трансфера технологий, технопарки и территории высоких технологий, инновационно-технологические цент­ры, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки персонала, центры по информационному обеспечению инновационной деятельности и др. К настоящему времени в нашей стране функционирует, например, свыше 40 инновационно-технологических центров, где развернуто производство микро- и оптоэлектроники, программных продуктов, высокоточных приборов и т. д.; созданы первые научно-образовательные комплексы; разворачивается сеть венчурных фондов.

Под региональной инновационной системой в экономической литературе предлагается понимать «целостную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического роста»2. К числу её основных элементов относятся:

подсистема генерации научно-технических знаний (научные организации и вузы);

подсистема применения и использования новых знаний (сфера инновационной деятельности);

подсистема поддержки и распространения инноваций (государственное стимулирование инновационной деятельности, инновационная инфраструктура, венчурный капитал и др.).

Особую значимость проблема формирования региональной инновационной системы имеет для Свердловской области, где, с одной стороны, накоплен высокий научно-технический потенциал, а с другой – необходима модернизация и структурная перестройка производственного комплекса.

Можно утверждать, что на территории области подготовлены её основы. По научным кадрам мы занимаем одно из ведущих мест в России: непосредственно научные исследования и разработки выполняют более 30 тыс. высококвалифицированных специалистов. Научная деятельность Свердловской области представлена академической наукой (22 учреждения Уральского отделения РАН); наукой высших учебных заведений (32 вуза); отраслевой наукой (92 института); наукой на промышленных предприятиях и в прочих организациях. В последние годы все более ощутима взаимо­связь между подъемом экономики и востребованностью науки, о которой можно судить по росту объема научно-исследовательских работ, выполненных всеми научными организациями области.

Научной общественностью и министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области на основе перечня приоритетных направлений развития науки, техники и технологий РФ определены шесть приоритетов, успешная реализация которых позволит обеспечить модернизацию и реструктуризацию производственного комплекса и повысить инновационную составляющую экономики региона. Сюда вошли:

– глубокая переработка природных ресурсов;

– применение наукоемких технологий в машиностроении и ме­тал­лур­гии;

– информационно-телеком­му­ни­ка­ционные технологии и электро­ника;

– экология и рациональное при­родопользование;

– новые материалы и химические технологии;

– энергосберегающие техно­логии.

Основными механизмами проведения региональной государственной политики по развитию приоритетных направлений и критических технологий являются нормативно-правовая база инновационной дея­тельности, целевые программы и проекты, обеспечивающие формирование инновационной инфраструктуры.

В Свердловской области разработаны и приняты закон от 02.04.2001 г. № 33‑ОЗ «О государ­ственной научно-технической политике Свердловской области» с изменениями от 04.07.2006 г. № 54‑ОЗ; Схема развития и размещения производительных сил на период до 2015 г.; Cхема развития науки и инновационной деятельности на период до 2015 г.; концепция развития отраслевой науки; концепция создания региональной инновационной системы в Свердловской области на 2006–2010 гг. и др.

Управлением научно-техниче­ской политики министерства промышленности, энергетике и науки Свердловской области подготовлен проект областного закона «Об инфраструктуре инновационной деятельности Свердловской области», которому отводится роль базового нормативно-правового документа, регулирующего правоотношения, связанные с размещением на территории области объектов инновационной инфраструктуры, а также государственной поддержкой субъектов инфраструктуры инновационной деятельности. Данный проект закона определяет инновационную деятельность как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность субъектов и объектов, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Объекты инновационной инфраструктуры представляют собой компактно расположенные имущественные комплексы, состоящие из зданий, сооружений, размещенного в них оборудования, связанных с ними инженерных и транспортных коммуникаций, социальной инфраструктуры. Они могут находиться в федеральной, областной, муниципальной, частной собственности, а соответствующие земельные участки – в государственной, муниципальной или частной собственности.

Субъекты инновационной деятельности – это юридические лица, владеющие на правах собственности или управляющие (согласно законодательству РФ) объектами инновационной инфраструктуры, а также оказывающие услуги по поддержке инновационной деятельности в объеме не менее 70% от их годового оборота. К такого рода услугам относится финансирование инновационных программ и проектов; обеспечение трансферта технологий; оформление, регистрация, охрана, оценка и экспертиза объектов интеллектуальной собственности; маркетинговые исследования и продвижение на рынок инновационной продукции, услуг, технологий; экспертиза инновационных проектов; обучение персонала компетенциям, относящимся к инновационной деятельности; испытания и сертификация инновационной продукции и услуг; выставочно-ярмарочная деятельность в инновационной сфере; консалтинговые, юридические и иные услуги, обеспечивающие поддержку инновационной деятельности.

Особое значение в проекте закона придается такой форме организации инновационной инфраструктуры как технопарк. На территории Свердловской области могут создаваться технопарки двух типов – научно-внедренческие и производственные. Допускается включение в состав технопарка инновационно-технологических центров и инновационных бизнес-инкубаторов.

Технопарк должен обеспечить резидентам широкий комплекс услуг: аренда производственных и офисных помещений, оборудования; предоставление площадей для проведения совещаний, семинаров, выставок, ярмарок и иных мероприятий, обеспечивающих контакты инвесторов, покупателей и производителей инновационной продукции, услуг, технологий; формирование баз данных по создаваемой и реализуемой инновационной продукции; оформление, охрана, оценка и экспертиза объектов промышленной собственности; маркетинговые исследования; экспертиза инновационных проектов; информационно-консультационное обслуживание инновационного бизнеса.

Управление технопарком осуществляется управляющей компанией, зарегистрированной в качестве юридического лица на территории Свердловской области, и наблюдательным советом. Объекты инфраструктуры инновационной деятельности должны принадлежать управляющей компании на правах собственности, либо должны быть взяты в аренду, либо переданы в безвозмездное пользование на срок не менее 10 лет. В состав наблюдательного совета в обязательном порядке входят представители органов государственной власти Свердловской области, органов муниципального управления, на территории которых находится технопарк. В случае использования в качестве объектов инновационной инфраструктуры государственного казенного имущества Свердловской области состав наблюдательного совета определяется постановлением правительства Свердловской области.

В дополнение к этому закону предполагается разработать следующие нормативно-правовые акты:

– положения о технопарках, областных инновационно-техноло­гических центрах, центрах трансфера технологий;

– нормативную документацию и технико-экономическое обоснование необходимости создания особых инновационных производственных и технико-внедренческих зон в Свердловской области;

– положение о проведении конкурса на лучшее инновационное предприятие (организацию) Свердловской области;

– концепцию государственной поддержки научных кадров Свердловской области.

Постановлением правительства Свердловской области от 26.06.2007 г. № 598‑ПП в целях увеличения доли инновационной продукции в валовом региональном продукте, ускорения формирования и роста малых наукоемких предприятий, реструктуризации крупных промышленных предприятий на основе новых технологий одобрена Программа создания и развития технопарков в Свердловской области на 2007–2009 годы (далее – Программа). Её основными задачами являются: формирование организационных, нормативно-правовых, финансовых, имущественных и иных необходимых условий для становления технопарков; развитие малого наукоемкого бизнеса на базе инновационных разработок научно-исследовательских, академических организаций и вузов; создание конкурентоспособных технологий, соответствующих мировому уровню и имеющих высокий коммерческий потенциал; содействие повышению эффективности промышленного производства, росту производительности труда в экономике области; развитие региональной инновационной системы; привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу.

Достижение целей и реализация задач Программы осуществляются посредством скоординированного выполнения комплекса взаимо­связанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий по каждому из действующих или находящихся в стадии разработки технопарков. Финансирование таких мероприятий осуществляется за счет собственных средств технопарков, а также входящих в них малых и средних предприятий, крупных корпораций и научно-исследовательских учреждений, являющихся базовыми при создании технопарков, учредителей технопарков, инвесторов, заемных средств общим объемом 4,4 млрд руб.

Исполнительные органы государственной власти Свердловской области оказывают содействие управляющим компаниям в привлечении на развитие технопарков как средств зарубежных инвесторов, так и средств из федерального бюджета (в установленном порядке, на конкурсной основе и условиях софинансирования). При этом бюджетные средства не являются источником постоянного субсидирования деятельности управляющих компаний, субъектов инфраструктуры или малых инновационных фирм, а служат катализатором процесса саморазвития технопарков.

Разработка Программы в значительной мере была обусловлена неудовлетворительным состоянием инновационной деятельности на большинстве предприятий нашей области и особенно в сфере малого предпринимательства. Так, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области в 2005 г. было обследовано 792 средних и крупных предприятия, из которых инновационно активными оказались 18,4%, выпустившие и отгрузившие инновационной продукции на сумму 48 млрд руб., что составляет только 22,1% от общего объема выпуска.

Если в целом роль малого предпринимательства в экономике Свердловской области велика (например, в 2006 г. доля малых предприятий в общем хозяйственном обороте области достигла 33,3%, а в общей численности работающих – 23%), то по показателям инновационной деятельности она чрезмерно мала. Как правило, малые предприятия по инновационной активности уступают средним и крупным предприятиям в 3–5 раз.

Анализ показал, что все инновационно активные предприятия области в той или иной степени сталкиваются с рядом специфических проблем: неразвитостью инфраструктуры инновационной деятельности, недостатком информации о рынках сбыта наукоёмкой продукции, высокой стоимостью нововведений и соответственно низким спросом на них, высокими рисками и длительными сроками окупаемости вложений в научно-технические и инновационные проекты. Незначительные темпы роста инновационной деятельности связаны с отсутствием эффективных механизмов коммерциализации новых продуктов и услуг. В инновационном цикле существует разрыв при переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки к внедрению передовых технологий. Поэтому научный и инновационный потенциал Свердловской области используется крайне недостаточно.

Развитие технопарков – проверенный в отечественной практике и на опыте многих стран способ создания и ускорения продвижения наукоемких продуктов, услуг и технологий на рынок. Самый первый в мире технопарк, по всей видимости, был организован в США в начале 1950‑х годов при Стэнфордском университете в Калифорнии. Этот университет просто стал сдавать пустующий участок земли в аренду малым фирмам, работавшим в сфере высоких технологий и имевшим с ним тесные рабочие контакты. Возникший таким образом технопарк впоследствии приобрел широкую известность тем, что дал «путевку в жизнь» многим успешным компаниям, в числе которых «Хьюлетт-Паккард», «Полароид» и др. Наконец, знаменитая Силиконовая долина, где сейчас производится почти половина всей американской микроэлектроники, зародилась именно там. На сегодняшний день в США насчитывается более 150 технопарков, или около трети от их общего числа в мире.

Мировой опыт показывает, что процесс формирования технопарков в разных странах имеет свои характерные особенности. Но всегда происходит создание вокруг какого-либо ядра, например университета, определенной зоны с особой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для передачи новых технологий в промышленность. Поэтому, несмотря на некоторые различия, для всех структур, именуемых технопарками, существует ряд одинаковых черт3.

Это, во‑первых, наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра технопарка. В его задачи входят: генерация новых перспективных научно-технических идей для коммерческого использования; подготовка специалистов, которые представляют интерес для инновационных фирм или способны начать свое собственное дело; предоставление квалифицированных консультаций или проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам заинтересованных компаний.

Во‑вторых, наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего ученым, инженерам, начинающим предпринимателям, избегая на первых порах больших материальных и иных затрат, апробировать новые идеи и оценить их перспективность.

В‑третьих, наличие венчурных фирм (фондов) или иных источников для льготного финансирования и поддержки инновационных проектов.

В‑четвертых, присутствие всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды офисных и производственных зданий, получения местных налоговых льгот или других финансовых стимулов, предоставления информационных услуг.

В‑пятых, выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трассам.

Помимо перечисленных основных условий, критически важное значение для формирования технопарка имеет заинтересованность в его деятельности и необходимая поддержка со стороны государства и местных органов власти.

На начало настоящего года в Свердловской области функционировало 8 технопарков, в которых было расположено 161 предприятие с численностью занятых 8,5 тыс. человек. В первом полугодии 2007 г. созданы ещё два. Но действующие научно-внедренческие парки («Уральский», «Академический», «Уральские технологии», «Заречный», «Технопарк Внедрение») отличаются незначительным числом инновационных предприятий (в среднем около 10 на технопарк) и небольшим объемом инновационной продукции (до 75 млн руб. в год). В производственных парках («Уралмашевский», «Пумори-ВИЗ», «Торгмаш») доля инновационной продукции в общем объеме производства находится всего лишь в пределах от 16 до 26%.

Среди причин такого положения дел можно выделить низкую эффективность экономических и финансовых механизмов, стимулирующих инновационную деятельность предприятий, входящих в технопарки, отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы, методических материалов по организации технопарков, а также, до недавнего времени, областной целевой программы в этой сфере.

Программно-целевой подход в создании, становлении и развитии технопарков необходим для того, чтобы запустить процесс саморазвития инновационной инфраструктуры как части региональной инновационной системы, обеспечить последовательность реализации поставленных задач, осуществить развертывание механизмов государственно-частного партнерства для решения ключевых проблем ускорения коммерциализации и внедрения в производство научно-технических разработок, формирования и расширения сектора малых и средних инновационных фирм. При этом исполнительные органы государственной власти Свердловской области призваны обеспечить сбалансированность интересов инновационного бизнеса и приоритетов развития экономики региона.

Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить в 2007–2009 годах достижение следующих конкретных результатов:

– создание 10 новых технопарков, строительство и ввод в действие 3 блок-модульных зданий для размещения технопарков, расширение сферы действия 10 ранее созданных технопарков;

– увеличение в 3,3 раза числа малых и средних инновационных предприятий в составе технопарков и доведение их общего количества до 510;

– создание в составе технопарков дополнительно свыше 70 субъектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, центры трансфера и коммерциализации технологий, учебные, маркетинговые, сервисные и инжиниринговые центры, венчурные фонды);

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной сферы в количестве не менее 3 тыс. человек (сотрудники управляющих компаний технопарков, организаций инновационной инфраструктуры, малых предприятий);

– разработка и внедрение в производство 95 новых технологий;

– увеличение в 2,2 раза (до 18,7 тыс. человек) количества работающих на предприятиях технопарков;

– рост общего объема выпуска продукции, работ и услуг на предприятиях технопарков в 2,9 раза;

– увеличение объема выпуска инновационной продукции на предприятиях технопарков в 3,8 раза и увеличение её доли в общем объеме изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг до 40%.

Значительный социально-экономический эффект от реализации Программы ожидается и после её формального завершения, когда ныне действующие и вновь созданные технопарки (Технопарк информационных технологий, «Екатеринбург», «ВИЗ», «Аверон», «ИнтелНедра» и др.) развернут свою инновационную деятельность в полном масштабе.


1 Metkalfe S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. In: Handbook of the Economics of Innovation and Technical Change. Stoneman P. (ed.). London: Blackwell, 1995.

2 Суховей А. Ф., Голова И. М., Кортов С. В. Формирование центров инновационной активности на Урале: теория и практика. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. С.9.

3 Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. П. Г. Гранберга, С. Д. Валентея. М.: Наука, 2006. С.70,71.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право