На главную Написать письмо

 

Защита субъектов аграрного производства от негативных воздействий ожесточенной конкуренции и теневой экономики

В. С. Рождественский, генеральный директор Богдановической птицефабрики, арбитражный управляющий


Структура современного аграрного производства может рассматриваться как система легальных и теневых рынков различных факторов производства: земли, труда, производственных ресурсов, а также рынков готовой продукции.

Основными причинами проявления теневых экономических отношений в этом случае являются:

• ожесточенная конкуренция теневых агентов рыночных отношений за право обладания земельными ресурсами существующих сельскохозяйственных организаций и предприятий, которые имеют разрушенный производственный потенциал;

• ограниченный приток свободных рыночных капиталов, отсутствие финансового рынка для аграрного сектора и ограниченность бюджетных средств для его поддержки;

• существование скрытого натурального оборота, с помощью которого путем нелегальных сделок осуществляется вторичное перераспределение материальных ресурсов;

• масштабы статистических искажений, одна часть из которых носит объективный характер и связана с принятой методикой учета затрат, а другая является сознательной дезинформацией с целью ухода от налогов или сокрытия хищений;

• отсутствие продуманной на длительную перспективу государственной политики в области налогообложения и кредитования сельского хозяйства.

Конкуренция – есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм меж­отраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

Приведенные выше определения отражают в принципе три основных подхода присутствующие в литературе, посвященной данной проблеме.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для ­отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Федеральный закон № 135‑ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конку­ренции»1 в ст. 4 дает следующее понятие конкуренции: – «это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них включается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособность – соперничество в области качества товара, улучшения и обновления товарного ассортимента, предоставления комплексных услуг, совершенствования сбыта товаров. Поэтому не случайно в Федеральном законе № 264‑ФЗ от 29 декабря 2006 «О развитии сельского хозяйства»2 в ст. 5 «Государственная аграрная политика», в пункте втором определены ее основные цели, среди которых значится – повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.

Закон разделяет понятие «конкурентоспособность» на конкурентоспособность конкретного вида сельскохозяйственного продукта (товара) и на конкурентоспособность сельскохозяйственной организации, предприятия. Последняя определяется уровнем экономически эффективного аграрного производства, его производственно-техническим и технологическим потенциалом, и, конечно же, качеством и конкурентоспособностью производимой сельскохозяйственной продукции.

Существует несколько классификаций конкуренции, в основу которых положены различные критерии и принципы: совершенная и несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Кроме количественных критериев предлагаются и другие критерии анализа конкуренции: из характера поведения продавца, из степени свободного проникновения в отрасль, из различия применяемых действий и др.

Для нашего исследования в аграрной сфере можно предложить различение конкуренции по степени интенсивности, когда проявляется ожесточенная для объекта конкуренция, и субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из определенного сегмента рынка или же ожесточенная для субъекта конкуренция, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из сегмента рынка. Суть ожесточенной конкуренции – создание условий, при которых владельцы сельскохозяйственных организаций, предприятий вынуждены отказаться от своей собственности.

По большому счету, речь идет о приобретении права на управление сельскохозяйственными организацией, предприятием. Управлять – значит определять основные направления его развития, ставить перед ним цели и задачи и способствовать их достижению3. В этом плане существует классическое определение управления, которое осуществляется через его функции – планирование, организация, распорядительство, координация, учет и контроль. Ожесточенная конкуренция порождает корпоративный конфликт.

Здесь можно выделить три наиболее распространенных способа проявления ожесточенной конкуренции и приобретения контроля над сельскохозяйственной организацией или предприятием:

установление контроля над менеджментом сельскохозяйственной организации или предприятия либо лицом, представляющим интересы владельца крупного пакета акций;

приобретение контрольного пакета акций;

банкротство сельскохозяйственной организации или предприятия с последующим приобретением его активов4.

Выбор какого-либо из инструментов или их комбинации зависит от множества факторов, действующих в данный момент времени в конкретной среде. К числу таких факторов можно отнести степень развития рынков капитала и доступность источников финансирования, законодательную урегулированность, финансовое положение приобретателя. Сюда же можно добавить наличие поддержки местных властей, структуру распределения акционерного капитала, уровень взаимоотношений с менеджментом интересующей сельскохозяйственной организации или предприятия, масштабы бизнеса приобретателя и приобретаемого субъекта.

Приобретение права на управление хозяйствующим субъектом открывает доступ к его материальным активам, которые при умелом эффективном использовании могут принести значительную прибыль. Интерес к этому в аграрной сфере возникает в случае, когда отдельный субъект экономической деятельности находится на грани кризиса, у него ощущается нехватка материальных ресурсов, а ситуацию усугубляет непрофессиональное управление. Однако и стабильно работающие сельскохозяйственная организация или предприятие довольно часто становятся объектом интереса других физических или юридических лиц. Но в любом случае агент рынка ищет способы «проникнуть» в них.

Помимо указанных способов ожесточенной конкуренции и приобретения права на управление существует путь изменения структуры акционерного капитала в результате действий самого хозяйствующего субъекта, имеющего акции. К числу таких действий относится увеличение уставного капитала и проведение на этой основе дополнительной эмиссии акций. Хотя дополнительная эмиссия задумана законодателем для реализации благих целей и направлена обычно на привлечение дополнительного капитала с целью развития и расширения производства, выплаты долгов и т. д., она также может использоваться как инструмент для «перехвата управления» и перераспределения акционерного капитала.

Уставный капитал может быть увеличен путем повышения номинальной стоимости акций или путем их дополнительного размещения. Одновременное проведение обоих мероприятий запрещается ст. 28 закона «Об акционерных обществах»5. После дополнительной эмиссии и удачно организованной кампании по скупке акций у работников происходит реструктуризация акционерного капитала, в результате чего большая часть голосующих акций переходит к заинтересованным лицам.

Другими способами существенного изменения структуры акционерного капитала остается консолидация акций общества, что, в свою очередь, влияет на возможность участия в управлении, а также использования возможностей института залога.

Таким образом, ожесточенная конкуренция – это цепочка операций, которая с помощью пробелов в законодательстве позволяет получить управление в сельскохозяйственной организации или на предприятии и контроль над их капиталом. При этом чаще всего совершается вывод активов из владения законных собственников. А поскольку почти всегда используется административный ресурс, эти последовательные операции приобретают легальный характер.

После приобретения права на управление появляется возможность на вполне законных основаниях обанкротить сельскохозяйственное предприятие или организацию, перепрофилировать их, на месте старых площадей развернуть при необходимости новое строительство и самое главное – получить право распоряжаться полученной в собственность землей.

Получается, что, с одной стороны, сегодня это более-менее законный, сложный, высокоинтеллектуальный и высокодоходный бизнес, а с другой – технологический прием, приводящий к несправедливому отъему собственности за бесценок, что не соответствует рыночной стоимости.

Разнообразие форм ожесточенной конкуренции в России ввело в повседневный оборот и другие названия – рейдерство или недружественный захват и поглощение предприятий. Некоторые исследователи утверждают, что рейдерство – это в первую очередь способ перераспределения собственности (вторичная приватизация), который служит удовлетворению имущественных интересов групп, находящихся у власти6. Более глубокий анализ показывает, что рейд отличается от недружественного поглощения тем, что в нем наличествует состав уголовного преступления.

Можно утверждать, что рейдерство (с англ. reid – налёт) – недружественный, вне пределов действия гражданского законодательства, направленный против воли собственника захват чужого имущества в пользу другого лица, установление над имуществом полного контроля нового собственника в юридическом и физическом смыслах с использованием административного ресурса и коррупционной мотивации.

По существу – это экономический бандитизм, одна из серьезных экономических угроз для страны, поскольку масштабы захватов очень велики. Причем главные события разворачиваются в российских регионах: в городах-миллионниках идет охота за недвижимостью, в сельскохозяйственных районах – за землей, в промышленности и торговле – чтобы отнять рентабельный бизнес.

В России такая деятельность зачастую смыкается с откровенным криминалом и может быть квалифицирована как новый вид экономических преступлений, но процесс доказывания противоправности сделок чрезвычайно сложен. В их основе лежат финансово-спекулятивные акции, встроенные в теневую экономическую деятельность. ­Рен­та­бельность этой формы ожесточенной конкуренции может доходить до 50 000%. При столь фантастической сверхвыгоде размеры коррупционных «отступных» представить в принципе несложно. Еще Цицерон сказал: «Взяточники трепещут, если результатов этого занятия им хватает лишь на собственные нужды, и они спокойны тогда, когда взятки приносят им доходы, достаточные для дележа с другими». Взяточник берет много не только потому, что жаден, а и потому, что не для одного себя берет. Но дело даже не в размерах предлагаемых взяток или силе соблазна, особенно при завладении землями сельскохозяйственного назначения. Изначально именно коррупция породила недружественные захваты и чиновный люд имеет устойчивый интерес к продолжению подобного рода экономических конфликтов, а поглощение сельскохозяйственных организаций и предприятий на их основе превратилось в развивающуюся технологию передела собственности.

Методы давления в случае ожесточенной конкуренции применяются разные: от легальных до откровенно криминальных. Организуется публикация материалов клеветнического характера в средствах массовой информации, подача судебных исков на сельскохозяйственную организацию или предприятие и его руководство, проводятся собрания акционеров, на которых избирается новое руководство без участия основных собственников, которые вместо уведомления о собрании акционеров получают по почте чистую почтовую карточку, а само отправление официально регистрируется при рассылке как официальное приглашение, подкупаются представители силовых структур, чиновники, судьи, судебные приставы. Они организовывают проверки со стороны контролирующих организаций и правоохранительных органов или даже проведение обысков в рамках заведенного уголовного дела с участием подставных понятых и т. д.
В корпоративные конфликты, порожденные ожесточенной ­конкуренцией, втягивается достаточно большое число заинтересованных лиц. Это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. Если бы в суде можно было достаточно легко и дешево защитить законные права собственника, смысла в построении и реализации различных схем приобретения права на управление сельскохозяйственными организациями и предприятиями и их активами просто бы не было.

При рассмотрении данной проблемы не должна происходить подмена понятий. Корпоративный конфликт, ожесточенная конкуренция и рейдерство далеко не синонимичные понятия. Конфликт это конфликт, а все остальное есть только способы действия в этом конфликте, «приправленные» корпоративным шантажом.

Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также другие действующие законодательные акты и управленческая практика дают широкие правовые возможности приобретения права на управление, предлагают механизмы его реализации и защиты.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу так называемый антирейдерский законопроект. Он разрабатывался совместными усилиями Следственного комитета при МВД России и Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Для предотвращения недобросовестных корпоративных поглощений документ устанавливает исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров или участников, связанных с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров акционерных обществ.

Вместе с тем объекты собственности меняют свою конфигурацию, но все более изощренными становятся и методы посягательств на них. В России сложилась целая сфера «престижного» интеллектуального бизнеса, заключающегося в отъеме компаний, объектов недвижимости и иной собственности правовыми и правоприменительными механизмами. Сотрудник Санкт-Петербургского юридического института Генпрокуратуры Е. Валласк, ссылаясь на данные консалтинговых агентств, утверждает, что в стране ежегодно по результатам ожесточенной конкуренции 60–70 тысяч объектов собственности меняют своих владельцев7.

Но главным во всех исследованиях об ожесточенной конкуренции остается тезис о прямой связи с теневой экономикой и коррупцией. Теневая экономика – это целенаправленная деятельность субъектов экономической системы по получению доходов и осуществлению расходов с нарушением действующего законодательства и/или с установлением коррупционных связей с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. В теневой сфере экономических отношений функционируют основные элементы официальной экономики. Это в равной степени относится и к сельскому хозяйству, где присутствуют основной капитал, то есть средства производства и ресурсы, финансовый капитал и ценные бумаги, личный капитал экономических субъектов, то есть материальные блага, находящиеся в частной и личной собственности, человеческие ресурсы – труд и предпринимательская активность.

Множество подходов к определению сущности теневой экономики базируются на разнообразных критериях классификации ее форм. К примеру, на макроэкономическом уровне критерий законности разделяет теневую экономику на нелегальную, скрытую, криминальную и фиктивную. В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта, и перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество и т. д. Развитие теневых экономических отношений в сельском хозяйстве предопределяет деформацию рыночной структуры путем снижения эффективности рыночного механизма, развития недобросовестной конкуренции. Более высокая ­доходность сельскохозяйственных организаций и предприятий, имеющих теневую экономическую деятельность, по сравнению с другими субъектами аграрного сектора, имеющими прозрачную экономику, производящими аналогичную продукцию, еще более обогащает «теневиков», поскольку наблюдается перераспределение спроса населения в сторону более дешевых товаров и услуг. Убыток официальных предпринимателей в этом случае оказывает влияние на развитие национальной экономики (недополученная прибыль, отсутствие средств на инвестирование сельскохозяйственного производства, сокращение налогооблагаемой базы вследствие сокращения продаж, прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций и предприятий по причине воздействия на них агентов ожесточенной конкуренции и т. д.)

Несмотря на то, что коррупция в изначальной трактовке под определение экономической деятельности не попадает, последствия реализации коррупционных связей прямо или косвенно затрагивают экономическую сферу. Именно она влияет на дальнейший рост масштабов теневой экономической деятельности, особенно в сельском хозяйстве, где большое количество денег недоступно для контроля тех же налоговых органов. Коррупция, особенно на региональном уровне, позволяет удерживать кланово-распределительным группам привилегию доступа к высокорентабельной сфере природных ресурсов. Поэтому коррупцию целесообразно рассматривать не только как одну из форм теневой экономики, но и как первопричину роста теневого сектора.

С помощью коррупции идет активное проникновение агентов ожесточенной конкуренции во власть, принимаются управленческие решения, помогающие осуществить сделки с землей, при которых присутствует максимизация выгоды, готовятся решения судов, на предприятиях неожиданно появляются судебные приставы. Для получения контроля над предприятием часто используются специалисты из силовых структур как механизм экономического воздействия под конкретный заказ юридического или физического лица. Они имеют хорошие связи в прокуратуре и судах и при необходимости подключают их. Практически во всех случаях используются пробелы в законодательстве, «почтовые технологии», базирующиеся на недостатках закона о государственной регистрации юридических лиц или на возможности отправить фальшивое письмо о смене генерального директора, обеспечивается поддержка чиновников разного уровня государственного и муниципального управления, действиям придается видимость законных, но только части действий – и только видимость. На предприятие приходят десятки запросов в неделю от правоохранительных органов, в надзорные инстанции направляется по несколько сотен заверенных документов в день. При этом предметом того же шантажа могут стать как финансовые и налоговые нарушения, так и личная жизнь владельцев. На спокойно работавшее предприятие обрушивается вал всевозможных проверок, начинаются информационные атаки, дискредитирующие его, проводятся мероприятия по финансовому истощению предприятия либо доведению руководителей до состояния, при котором они за бесценок продают свои активы. В свое время «Новая газета» даже поместила статью, в которой идет рассказ о том, как несговорчивому директору фирмы послали на предприятие гроб с венками и дали информацию работникам, что он скоропостижно скончался, хотя он в это время работал в своем кабинете.

Анализ результатов ожесточенной конкуренции выявляет множество способов отъема собственности и криминальными методами. Можно подделать договор купли-продажи недвижимости или акций, после чего официально зарегистрировать переход права собственности в органах регистрации или в реестре акционеров предприятия. Подделываются документ о смене директора для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, протоколы собраний акционеров, поскольку они не являются государственными документами. С помощью фальсифицированных решений суда добиваются наложения ареста на недвижимое имущество или на акции, что упрощает последующий захват самого предприятия. Ранее практиковался и просто «силовой вход» с выдворением прежнего собственника, после чего переделывался реестр акционеров при наличии поддельных определений и исполнительных листов8. Максимально используется существующая возможность территориальной подсудности споров не по месту нахождения юридического лица, что де-факто создает дополнительную вероятность манипулирования судебными решениями.

Субъекты влияния в этих случаях заранее выстраивают свою систему дорогой и надежной юридической защиты, создают систему общественного мнения, поскольку прибыль от их деятельности велика.

Ситуация в аграрном секторе страны, входящем в социально-экономическую структуру РФ, свидетельствует о том, что сельское хозяйство России остается в состоянии системного кризиса, уровень производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных организаций и предприятий не позволяет им быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным хозяйствующим субъектам в аграрной сфере зарубежных стран. Этот кризис имеет несколько отличительных особенностей:9

• технологическая деградация, финансовое неблагополучие сельскохозяйственных организаций и предприятий, ускоряющие их банкротство;

• выведение из сельскохозяйственного оборота или перевод в категорию несельскохозяйственных земель значительных пахотных площадей во многих регионах страны;

• ослабление инновационной компоненты аграрной политики государства и недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;

• нарастающее отставание социального развития села, сокращение рабочих мест по причине ликвидации сельскохозяйственных предприятий.

Экономические потери аграрного сектора за период с 1990 года по настоящее время только по двум показателям – сокращение площади пашни и поголовья сельскохозяйственных животных, достаточно убедительно выражены в цифрах статистики. С 1990 г. площадь пашни в стране сократилась более чем на 2,5 млн га и составляет на 2006 г. около 116,5 млн га (прогноз до 2015 г. – 111,8 млн га). Численность крупного рогатого скота (голов) – 57,8 млн (1990 г.), 21,4 млн (01.01.06). Мясо в убойном весе – 10,1 млн тонн (1990 г.), 4,9 млн тонн (01.01.06)10.

На правительственном часе в Совете Федерации в докладе министра сельского хозяйства было отмечено, что в аграрном секторе продолжается отставание от темпов роста экономики страны в целом. В начале 2006 года среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составляет 3576 рублей, или 43% от общероссийского уровня, а за чертой бедности находится свыше 50% сельского населения. Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте составляет 68%11. Чувствуя ситуацию, правительство РФ при определении параметров финансирования аграрного сектора в рамках государственной программы намерено выделить в 2008 году 80 млрд руб., в 2009 г. – уже 100 млрд руб., а в 2010 году – около 120 млрд руб. Предполагается, что появятся и финансовые инструменты, позволяющие правильно распределить эти инвестиции12.

В соответствии с национальным проектом «Развитие АПК» начато создание системы земельно-ипотечного кредитования, которая позволяет привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты. Определены их размеры для различных категорий хозяйств. Предусматривается, что субсидирование процентных ставок по кредитам для малых форм хозяйствования будет на 95% за счет средств федерального бюджета и на 5% – за счет средств регионов. По сути, это беспроцентные кредиты для сельхозпроизводителей, что позволит привлекать ежегодно до 20 млрд рублей кредитов в коммерческих банках. К этому подключается Россельхозбанк с его инфраструктурой и капиталом. Сельскохозяйственные предприятия США оплачивают с помощью кредита от 35 до 70% совокупных расходов. Этим занимаются свыше 800 банков и ассоциаций. В России кредит для села почти не работает. Планируется к 2008 году создать 1000 заготовительных, снабженческих, сбытовых кооперативов и 500 кооперативов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Это перенос зарубежного опыта хозяйствования в страну. Западный фермер не занимается реализацией своей продукции, не имеет рынков сбыта. За него это делают кооперативы, частные компании.

Вместе с тем и частный капитал стремится активно проникнуть в село. Но наряду с вложением средств в аграрную сферу идет агрессивный захват земли у крестьян. Так и не став юридически собственниками земельных долей, они, где добровольно, а где под давлением, расстаются с правом собственности на землю, закрепленным за ними ранее выданными свидетельствами.

Земли сельскохозяйственного назначения активно переоформляются в земли общего пользования (селитебные территории), и на них производится строительство коттеджей вместе с другими объектами коммерческой недвижимости. Выкуп земель в сельской местности, безусловно, будет продолжаться и дальше. В МВД России считают, что у рейдеров скопилось около 4 млрд долларов, на которые они стали активно приобретать земли не только в Подмосковье, но и в центральной части страны и на Урале13. Землей стали интересоваться гипермоллы, девелоперские компании, предприятия торговли, которые могут располагаться вдоль автомобильных трасс. В основном это московские, санкт-петербургские и иностранные компании в лице московских представителей.

Меры по ограничению масштабов ожесточенной конкуренции и теневой экономической деятельности в сельском хозяйстве должны рассматриваться в комплексе с изменениями в социально-экономической и аграрной политике, с поднятием престижа труда и честных заработков, с совершенствованием налоговой системы и обеспечения режима наибольшего благоприятствования для производственной деятельности сельскохозяйственных организаций и предприятий. А пока, по информации Госкомстата, доля теневой экономики в общем объеме произведенного ВВП составляет в последние годы более 20%, причем в сельском хозяйстве на долю теневой экономической деятельности приходится 90% производства14.


1 Российская газета. 27.07.2006.

2 Российская газета. 11.01.2007.

3 Сердюк Е. Б. Акционерные общества и акционеры: корпоративные и обязательственные правоотношения. М., 2005.С. 59.

4 Молотников А. Некоторые теоретические аспекты поглощения хозяйственных обществ // Юрист. 2002. № 2.С. 33–28.

5 Джафаров Д. Механизм враждебного поглощения: зарубежный опыт // Финансовый бизнес.2001. № 7. С. 40.

6 www.iprgroup.ua/news/1/54/769/

7 А. Привалов, А. Волков. Рассуждение о рейдерстве по методе барона Кювье.

8 И. Граник. От рассвета до захвата. «Коммерсант». 28 апреля 2006.

9 Крылатых Э. Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года. / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. №.9. 2006. С. 9.

10 Воронин Б. А. Проблемы правового регулирования реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». / Аграрный вестник Урала. № 6 (36), 2006. С. 25.

11 www.mcx.ru/index.html. 27.04.2007.

12 www.apk-inform.com/showart. 02.05.2007.

13 www.rusnovosti.ru/news/02/09/2006/.

14 www.ivr.ru/news/11/07/2007/.
 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право