На главную Написать письмо

 

Системный подход к анализу инновационного потенциала предприятия

Конышева Е. В., студент УрГУПС


В рыночной экономике как системе экономических отношений купли-продажи товаров (работ, услуг), в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными составляющими инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация» (англ. «innovation» – новое научно-техническое достижение, нововведение как результат введения новшества1,2), что вполне объяснимо.

Единых подходов к определению понятия «инновация» в современной литературе и научных трудах не существует. Базовым принципом, характеризующим инновацию, является некое новшество с исключительными потребительскими свойствами и повышенным уровнем полезности.

Инновацию на промышленном предприятии можно определить как конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться: в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

Обратимся к категории «инновации на транспорте». В работах3-8 отмечено, что инновация на транспорте – это внедре­ние новых или усовершенствованных решений в технику, организа­цию, общественную жизнь на уровне отрасли, территории или пред­приятия.

Следовательно, инновации – любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от сущест­вующей практики в масштабах отрасли, территориального управления, подрядной организации. В частном случае понятие инноваций сводится к внедрению новой техники и технологий.

Таким образом, слово «инновация» – синоним нововведения или новше­ства и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Так, Д. А. Ендовицкий, С. Н. Коменденко отмечают, что понятие «инновации» тради­ционно обозначает широкий спектр экономических, социальных, техни­ческих, научных и образовательных новшеств и нововведений9.

Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представ­ляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техни­ки), технологии, метода для новой общественной потребности, в которой совершается его жизненный цикл10; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях11, 12.

В этих условиях развитие предприятия – важнейший признак, в основе которого лежит наличие ресурсов, в том числе и материально-технических. Неспособность предприятия к развитию может привести к его неплатежеспособности, снижению уровня конкурентоспособности и к отсутствию у него денежных средств для финансирования текущей и инновационной деятельности, а при усугублении финансового состояния – и к банкротству13–15.

Способность предприятия к развитию на основе новых технических комплексов, новых идей и замыслов характеризует его инновационный потенциал, который является главным критерием целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и его подразделений, а также всех элементов производственно-хозяй­ственной системы. Развитие предприятия рассматривается как реак­ция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал предприятия имеет две составляющие: его готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к ин­новациям.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии инновационного управления16.

В систему инновационного потенциала предприятия входят следующие функциональные подсистемы: 1) ресурсная подсистема, 2) производственная подсистема, 3) продуктовая подсистема, 4) организационная подсистема (см. рис.).

Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предпри­ятия, как средство достижения его более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы вы­живания в целом. Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточ­ное для достижения цели. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней и внешней сред.

Для придания должного динамизма и устойчивости поступательному движению вперед России объективно необходимо широкое использование инновационных источников экономического роста. Но реальные возможности привлечения серьезных инвестиционных ресурсов для этих целей остаются ограниченными. Инновационную деятельность также сдерживают недостаток финансовых средств у государства и хозяйствующих субъектов и отсутствие концепции эффективного финансирования науки.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися незави­симо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Субъекты инновационной деятельности – юридические лица неза­висимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также ли­ца без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы.

Вопрос о формах поддержки инновационной деятельности представляется наиболее сложным. Здесь надо избежать двух крайностей: с одной стороны, многократного снижения объемов государственного финансирования науки, сопровождаемого стремлением к практически полной коммерциализации и саморегулированию инновационной деятельности; с другой – попыток возврата к прежней системе содержания государством научно-технической сферы и подталкивания процесса внедрения новшеств в производства.

Рыночная форма ведения инновационной деятельности требует боль­ше ресурсов, поэтому следует координировать действия государства, экономи­ческого сообщества и регулирование ресурсных потребностей иннова­ционных проектов. Для успешного создания и использования иннова­ционных результатов посредством рыночных механизмов требуется раз­вивать инфраструктуру прямых и обратных связей между участниками инновационного процесса в стране.


1 Лопатникова Л. И. Экономико-математический словарь. – М.: Наука, 1987г.

2 Поршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993г.

3 Воронин В. Г., Юферов А. А. Материально-техническое снабжение локомотивного депо / Экономика железнодорожного транспорта. – 2003г. – № 11.

4 Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. / Ю. М. Неруш. / – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000г.

5 Логистика: Учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина / – М.: ИНФРА-М., 1997г.

6 Производственный менеджмент (Организация, планирование и управление на предприятии): Учебник. / Под ред. Л. А. Коновалова. –Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1999г.

7 Волков В. И. Основы теории и практики экспертной деятельности. М.: Академия менеджмента инноваций, 2006г.

9 Указание № НХ‑3 от 12.01.2001 г. «О порядке обеспечения предприятий дороги материальными ресурсами в соответствии с утверждаемым МПС РФ платежным балансом».

10 Лапин И. И. Актуальные проблемы исследований нововведений // Факторы но­вовведений в организационных системах: Труды. семинара. – М: ВНИИСИ, 1980.

11 Шкоп Л. Я. Организационный механизм управления инновациями // Инновацион­ные процессы: Труды семинара. – М.: ВНИИСИ, 1982г.

12 Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. – СПб.: ДваТри, 2002 г.

13 Блех Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. Пер. с нем. – Калининград: «Янтарный сказ», 1997г.

14 Беренс В., Ха Вранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с англ. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995г.

15 Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1996г.

16 Баранчеев В. П. Организация программно-целевого управления научно-техническим прогрессом в машиностроении. – М.: Моск. ин-т управления, 1987 г.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право