На главную Написать письмо

 

Консультант плюс

Ни одно развитое рыночное хозяйство не может обойтись без денег, являющихся его обязательным атрибутом и одним из главных признаков. Ценные бумаги стали известны миру уже со времен раннего средневековья, а после многочисленных географических открытий стали еще более популярны и востребованы. Кроме этого, неизбежно стали возникать некие сообщества, содружества предпринимателей, которые в современном мире принимают вид акционерных обществ. Так возникли, к примеру, европейские торговые содружества, имеющие контакты с Индией. Крупным эмитентом ценных бумаг стали и компании Гудзонова пролива.

Развивающаяся промышленность также требовала крупных вливаний: уже в XVII веке в Англии ценные бумаги играли не последнюю роль в финансировании добычи угля и нефти. С развитием промышленности увеличивалось и количество ценных бумаг, популярность приобретала продажа акций, и неизбежно было создание первой в мире фондовой биржи, которая открылась в 1773 году в Лондоне.

В России в последнее время резко возрос оборот ценных бумаг, что связано прежде всего с переходом к мировой экономике. Довольно быстро стал формироваться их рынок, особенно в сфере биржевых, инвестиционных бумаг – то есть акций и векселей. С приходом в Россию ценных бумаг стал создаваться и новый тип финансовых взаимоотношений. Для регулирования этих отношений необходима хорошая правовая основа. Наш обзор посвящен последним изменениям в области правового регулирования вопросов, связанных с ценными бумагами.

Подробно ознакомиться с представленными документами можно в справочно-правовой системе КонсультантПлюс/ВерсияПроф.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 № 39‑ФЗ
(ред. от 02.10.2007)
«О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ­НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ­ДОХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 № 58‑ФЗ в пункт 3 статьи 214.1 НК РФ с 1 января 2007 года налогоплательщики при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами (если расходы на их приобретение, реализацию и хранение не могут быть подтверждены документально) не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (утратил силу абзац 22 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ). То есть в этом случае налог будет взиматься со всей суммы доходов, полученной от продажи ценных бумаг.

Федеральным законом от 30.12.2006 № 268‑ФЗ предоставлено право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в отношении ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет и проданным (реализованным) до 1 января 2007 года. В этом случае вычет будет предоставляться в сумме, полученной от продажи ценных бумаг (абз. 23 п. 3 ст. 214.1, пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).
(Приказ ФСФР от 14.06.2007 № 07–68/пз-н; зарегистрирован в Минюсте РФ 05.07.2007 № 9763).

ПИСЬМО ФСФР РФ от 11.09.2007 № 07‑ВМ‑03/18750
«ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОБЪЕМА ПРАВ ПО ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ АКЦИЯМ»

Разъяснено, что любое изменение объема прав по эмиссионным ценным бумагам влечет за собой необходимость проведения новой эмиссии и осуществления государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг с иным объемом прав.

Указано, что при внесении в устав акционерного общества изменений и дополнений, связанных с изменением объема прав по привилегированным акциям, решение о внесении в устав общества соответствующих изменений принимается до государственной регистрации выпуска привилегированных акций с иным объемом прав. Государственная регистрация изменений осуществляется после размещения привилегированных акций с иным объемом прав, на основании зарегистрированного отчета об итогах выпуска привилегированных акций с иным объемом прав.

ПРИКАЗ ФСФР РФ от 09.10.2007 № 07–103/пз-н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННЫМ НОСИТЕЛЯМ И ФОРМАТУ ТЕКСТОВ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.11.2007 № 10460.

Вступает в силу с 01.02.2008.

Установлены требования к формату представляемой на электронном носителе информации, поступающей от эмитентов эмиссионных ценных бумаг в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н.

ПРИКАЗ ФСФР РФ ОТ 09.08.2007 № 07–87/ПЗ-Н (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.09.2007 № 10090).

Изменениями, внесенными в Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотрена возможность подачи документов соискателем лицензии на осуществление указанной деятельности в саморегулируемую организацию для получения ее ходатайства о выдаче лицензии. При этом рассмотрение лицензирующим органом документов и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии лицу, представившему ходатайство саморегулируемой организации, будет осуществляться в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения документов (в отсутствие ходатайства – в срок, не превышающий 30 рабочих дней).

ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ В 2007 ГОДУ РЕЗЕРВА СРЕДСТВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В текущем году данные средства будут размещаться в государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых выражена в российской и иностранной валюте, а также в банковские депозиты в кредитных организациях, являющихся резидентами Российской Федерации. При этом доля средств страхового резерва, размещенных в депозиты в одной кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу), не должна превышать 10% инвестиционного портфеля. Максимальная доля указанных активов в инвестиционном портфеле не должна превышать 20% (Постановление Правительства РФ от 03.09.2007 № 554).

«КОНТРОЛЬ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, НЕ ОБРАЩАЮЩИМИСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»
(Л.В. Базанова)
(«Законодательство и экономика», 2007, № 6)

Увеличение количества судебных споров, свидетельствующих о разных подходах к толкованию ст. 40 и п. 6 ст. 280 НК РФ контролирующих органов и налогоплательщиков, подтверждает необходимость дальнейшей корректировки налогового законодательства. В НК РФ необходимо упорядочить порядок расчета налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, и четко регламентировать процедуру налогового контроля цен по таким сделкам. Также необходимо провести комплекс мер, направленных на совершенствование правового регулирования оценочной деятельности и корпоративного законодательства, в частности вопросов представления информации.

«КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ­АКЦИЙ»
(Г.Н. Шевченко)
(«Налоги» (газета), 2007, № 20)
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ­НАРУШЕНИЕ ­ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»
(А.А. Гогин)
(«Банковское право», 2007, № 2)


Материал статьи позволяет констатировать, что ответственность, применяемая за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, не является самостоятельным видом юридической ответственности, а носит комплексный характер.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ СОБРАНИЙ АКЦИОНЕРОВ, ПОРЯДОК ВЫКУПА АКЦИЙ И ОЦЕНКИ АКЦИЙ

Изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты, в частности установлено, что: дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров в случае, если повестка дня собрания содержит вопрос об избрании членов совета директоров, не может быть установлена более чем за 85 дней (до внесения изменений – более чем за 65 дней) до даты проведения собрания, а проведено собрание должно быть в течение 90 дней (ранее – 70 дней) с момента принятия решения о его проведении советом директоров; владелец более чем 95 процентов акций открытого акционерного общества вправе потребовать у владельцев выкупа остальных акций, а владельцы этих акций вправе предъявить требование об их выкупе, до 1 августа 2008 года (ранее крайним сроком предъявления указанных требований был установлен день вступления в силу федерального закона, регулирующего условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности оценщиков); саморегулируемая организация оцен­щиков должна формировать, кроме других структурных подразделений, экспертный совет, который осуществляет экспертизу отчетов, в частности, об оценке ценных бумаг (Федеральный закон от 24.07.2007 № 220‑ФЗ).

Материалы для обзора предоставлены
компанией «Прайм» – информационным центром
Сети КонсультантПлюс в Екатеринбурге
и Свердловской области.

Тел.: (343) 379-79‑60.
www.prime.ru/consultant.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право